СтраницаИстория Навлинского района

История Навлинский район Брянская область

Навлинский район, как самостоятельная административно-территориальная единица был сформирован в составе Брянского округа Западной области РСФСР Постановлением Президиума ВЦИК от 17 июня 1929 г «О составе округов и районов Западной области и их центрах».

Основой района стала территория укрупненной Навлинской волости Бежицкого (Брянского) уезда, образованная 9 мая 1924 г. из земель, входивших ранее в Бутерскую волость Карачевского уезда и Пролысовскую волость Трубчевского уезда Орловской губернии. С 1 апреля 1920 г. Бутерская, Пролысовская и вновь образованная Салтановская волости относились Брянской губернии. Кроме этого в Навлинский район вошли земли укрупненной Девиченской волости Севского уезда, которая объединила северные части бывших Литовенской и Апраксинской (Брасовской) волостей того же уезда. На момент образования Навлинского района в его составе находился 221 населенный пункт, объединенный в 32 сельсовета, где проживало 54083 человека.

В этом времени в районе уже было образовано 14 колхозов, и имелись такие промышленные предприятия, как: Навлинский шпалопропиточный завод, лесоперерабатывающий завод треста «Лесосоюз», леспромхозы трестов: «Брянскстройлес», «Украинлес» (п. Гавань), «Главсахарснаб», «Химлесхоз», «Навлинский лесокомбинат», молзавод треста «Главмолоко», а также: Алтуховские лесопильные заводы: № 33 и № 34, принадлежавшие до Октябрьской революции князю М. А. Романову и купцу А. В. Федорцову, Сидоровский лесопзавод,, принадлежащий до 1917 г. купцу Г. С. Курындину, Синезерский стружкоперерабатывающий и Соколовский пенькозавод.

Центром Навлинского района стал пристанционный поселок Навля, начало которому было положено в 1894 г. при одноименной строящейся станции Московско - Киевско - Воронежской железной дороги. В 1894 - 1896 гг. Льгово - Брянский участок данной железной дороги прошел по территории нашего края. Строительство станции Навля, согласно архивным документам, также началось осенью 1894 г., а в 1899 г. по железной дороге Брянск - Льгов через ст. Навля было открыто движение поездов.