Страницаистория

История монастырей Севского уезда в 1620-1760-х гг. Брянская земля.

В XVII-XVIII вв. город Севск являлся одним из наиболее
значительных центров на юго-западе России, играя важную ад-
министративную, военную и экономическую роль. Весьма су-
щественным было его значение и в религиозно-духовной жизни,
включая монастырскую. Для ее рассмотрения взят примерно по-
луторавековой отрезок российской истории – с конца «смуты»
начала XVII в. до серьезных преобразований в монастырской
жизни в 1760-е гг. при Екатерине II.
Согласно преданиям (достоверных документов на этот
счет не сохранилось) в XVI в. существовал первый известный
на территории Севского уезда монастырь – Николаевский, кото-
рый в «смутное время» начала XVII в. «при пришествии в Мо-
скву Дмитрия-самозванца был разорен татарами и ляхами». В
словах предания оказались смешанными близкие по времени, но
все-таки разные исторические события. Лжедмитрий I и его вой-
ска, прибывшие в Москву летом 1605 г., не проходили через
места к северу от Неруссы, где находился Николаевский мона-
стырь, и не имели отношения к его разорению. Основные тво-
римые татарами и ляхами (поляками) на территории Комариц-
кой волости бесчинства были в 1614-1616 гг. Тогда, вероятнее
всего, оказался разоренным и Николаевский монастырь.
Что же касается возникшей на его месте Площанской
пустыни, получившей позже широкую известность среди ве-
рующих, то наиболее вероятное время ее появления – 1618-1619
гг. Основателями пустыни стал иеромонах Прокопий, грек по
национальности, бывший постриженником Киево-Печерской
Лавры. Покинув Киев, Прокопий и еще двое монахов, чьи имена
остались неизвестными, не стали задерживаться в Чернигове,
Новгороде-Северском, Стародубе, Трубчевске или близких к
ним местах (все эти территории по условиям Деулинского пере-
мирия 1618 г. отошли к Речи Посполитой, где стала усиленно
насаждаться католическая вера, а православная испытывала все
больше стеснений), перешли на левобережье Десны и останови-
лись в приглянувшемся им месте близ Плоского колодца север-
нее р. Неруссы. На соседнем возвышении монахи выкопали себе
земляные кельи, построили для совершения молитв деревянную
часовню над источником.

Вслед за Площанской пустынью, но уже в непосредст-
венной близости от Севска появился Спасо-Преображенский
монастырь. О нем писали довольно многие авторы, однако пре-
имущественно как о весьма примечательном памятнике архи-
тектуры, а вот история монастыря остается по существу не изу-
ченной. Вряд ли стоит винить в этом историков и краеведов –
монастырь в середине XVIII в. был закрыт в связи с передачей
его территории и зданий архиерейскому дому – резиденции епи-
скопов Севских и Брянских; архив монастыря, как и других за-
крытых в XVIII в. монастырей был уничтожен вскоре после за-
крытия.

Что же известно о первом периоде существования Спасо-
Преображенского монастыря? После подписания в 1618 г. Де-
улинского перемирия, по которому основная часть Северской
земли перешла от Московского государства к Речи Посполитой,
часть русских жителей с отходивших к полякам территорий ста-
ла переселяться в соседние места, оставшиеся за Москвой. В
числе покинувших г. Новгород-Северский, также отошедший к
Речи Посполитой, были архимандрит Корнилий и другие мона-
хи новгород-северского Спасо-Преображенского монастыря. За-
хватив с собой часть монастырского имущества, они сначала
переселились в Рыльск, а затем в Севск.
О положении самого Спасо-Преображенского монастыря
в это время известно очень мало. Заметным богатством и благо-
устройством монастырь не отличался. Две имевшиеся здесь де-
ревянные церкви (Преображенская и Ильинская, упоминаемые
еще в 1646 г.) постепенно ветшали, и поэтому в конце 1680-х гг.
у архимандрита Николая и братий появилась мысль о возведе-
нии каменного храма Преображения Господня. В принципе она
была поддержана Патриаршим приказом, но осуществление ее
намного задержалось.
В 1711 г. здесь по-прежнему действовали две названные
деревянные церкви, на хозяйственном дворе находилось 4 ло-
шади, 3 коровы, 5 овец, имелись монастырские сад и огород, но
в целом уровень хозяйственного благосостояния был невысок. В
относившихся к монастырю селениях числилось 28 крестьян-
ских дворов (в 1700 г. таковых было 38), но, как отмечалось в
переписи, «с тех монастырских крестьян денежных доходов и
столовых и иных всяких припасов и хлеба за их скудостью не
имеется; только пашут де в тот монастырь под рожь по 10 деся-
тин, да под яровой хлеб по 10 десятин, да сена косят на общих
лугах по 50 возов и делают всякое сделье».

Начало каменному строительству на территории Спасо-
Преображенского монастыря было положено в 1713 г. В мае
этого года вместо прежних деревянных церквей начали строить
каменный соборный Спасо-Преображенский храм. К осени было
закончено сооружение первого этажа и состоялось освещение
теплого церковного приказа в честь Ильи Пророка. Основное
строительство было завершено в 1715 г., а после окончания всех
отделочных и живописных работ в январе 1717 г. собор был ос-
вящен архимандритом Игнатием.

К середине XVIII в. за Спасо-Преображенским монасты-
рем насчитывалось уже около 500 мужских крестьянских душ,
относившихся к перечисленным ранее Демьяновке, Лукинке и
Семеновке, а также к селу Юшино (село было уничтожено в
1664 г. во время похода польского короля Яна Казимира, но в
XVIII в. возродилось). Были среди иноков и примечательные
личности, в частности, архимандрит Платон (Петрункевич). Он
родился в 1700 г. в г. Соснице на севере Украины в дворянской
семье, образование получил в Киевской духовной семинарии.
После пострижения в монашество был вызван в Петербург и на-
значен законоучителем Кадетского корпуса. Как духовник ланд-
графини Анастасии Ивановны Гессен-Гомбургской (дочери ге-
нерал-фельдмаршала князя И.Ю. Трубецкого, в первом браке –
за князем Д.К. Кантемиром, во втором браке с 1738 г. – за гене-
рал-фельдмаршалом российской службы, ландграфом Гессен-
Гомбургским Людвигом Вильгельмом) о. Платон в конце 1730-х
гг. сопровождал ландграфскую чету в заграничном путешест-
вии. После возвращения был в 1740 г. назначен в сане архиман-
дрита настоятелем Севского Спасо-Преображенского монасты-
ря, а в 1742 г. переведен настоятелем Владимирского Рождест-
венского монастыря и утвержден членом Святейшего Синода.
Назначенный в 1748 г. епископом Владимирским, владыка Пла-
тон добился открытия в 1750 г. духовной семинарии в г. Влади-
мире и позже проявлял о ней постоянную заботу, в том числе
расходуя на нее и собственные средства. Умер он в 1757 г., на-
ходясь в Москве, но затем был перезахоронен во Владимирском
кафедральном соборе.
В 1764 г., после создания Севского и Брянского викари-
атства Московской епархии, Севск был назначен центром пре-
бывания викарных епископов. Местом, где жительствовали и
занимались своей деятельностью севские епископы и обслужи-
вающие их лица, стал упраздненный с этого времени Спасо-
Преображенский монастырь, получивший название архиерей-
ского дома. Последним настоятелем монастыря был архиманд-
рит Иакинф (Карпинский), пользовавшийся известностью за
свою ученость и издавший позднее сборник своих произведе-
ний.
Основное каменное строительство на бывшей монастыр-
ской территории велось, когда здесь уже не было монахов, а на-
ходилась резиденция севских епископов. Во второй половине
XVIII в., особенно в период пребывания здесь епископа Кирилла
(Флоринского), здесь был обновлен собор, сооружены каменная
ограда с угловыми башнями, высокая и живописная надвратная
колокольня. Так сложился единый архитектурный комплекс
зданий, который продолжали называть (и называют до сих пор)
Спасо-Преображенским монастырем,

Помимо Площанской пустыни и Спасо-Преображенского
монастыря, на территории Севского уезда в XVII в. находились
еще 3 мужских обители: Столбовский Николаевский монастырь,
Борщовская Николаевская и Радогощская (Радогожская) Спас-
ская пустыни.
Борщовская пустынь, по преданию, была основана на
месте, где в зарослях борщевика (высокой травы из семейства
зонтичных со съедобными стеблями) была обнаружена соби-
равшими мед диких пчел бортниками икона Николая Чудотвор-
ца. Здесь, если опять-таки верить преданию, была устроена ча-
совня, а затем возникла пустынь, разоренная в годы смуты. В
сохранившихся документах эти сведения не подтверждаются, а
первое известие о существовании Борщевской Николаевской
пустыни относятся к 1653 г. Во второй половине XVII в. рядом с
пустынью появилось и сельцо Борщево, вероятно, выросшее из
подмонастырской слободки. Относилось оно в отличие от бли-
жайших селений не к Комарицкой волости, а к Брянскому уезду
и лишь в XVIII в. вошло в состав Севского уезда.
По переписи 1709 г. в пустыни имелись две деревянные
церкви (Николаевская и Знаменская), деревянные кельи, где
проживало 14 монахов, включая настоятеля. На обитель бес-
платно работали 5 трудников. Проживали здесь и 2 наемных
дворника, занятых, скорее всего, на конюшенном и скотном
дворе, где было 17 лошадей, 7 жеребят, 14 коров, 2 быка, 8 те-
лят, 30 овец, 15 ягнят, 5 коз, 3 козленка, 2 свиньи – это было
значительно больше, чем в занимавшем более высокое положе-
ние Севском Спасо-Преображенском монастыре. Большое коли-
чество скота требовало много кормов, и согласно переписи 1709
г. ежегодно заготавливалось по 150 возов сена – делали это доб-
ровольно трудившиеся вкладчики обители и наемные крестьяне
из разных селений Комарицкой волости, Брянского и Трубчев-
ского уездов. Имелись у пустыни и пахотные земли, где выра-
щивали рожь, яровую пшеницу, овес, ячмень, просо, горох, ко-
ноплю. Дополнительным источником монастырских доходов
являлась находившаяся на р. Гбень «мельница с двумя постава-
ми и с толчеёю с наливными колёсы и с рыбною ловлею».

Неподалеку друг от друга, разделенные участком леса к
северу от реки Нерусса, находились еще две монастырских оби-
тели: Столбовский Николаевский монастырь и Радогощская
Спасская пустынь. Сближало их не только местоположение, но
и сходство исторических судеб.
Столбовский Николаевский монастырь впервые упоми-
нается в документах в 1655 г., но, согласно преданиям, возник
значительно раньше. По записи, сделанной на обратной стороне
основной святыни монастыря, иконы Николая Чудотворца, из-
вестной своими чудесами, эта икона была обнаружена в 1626 г.
на дубовом столбе, а затем «на том святом месте» была по-
строена деревянная церковь, вокруг которой и вырос Столбов-
ский Николаевский монастырь. Согласно позднейшим сведени-
ям, «во время польского короля приходу та церковь сожжена».
Такой приход войск польского короля в эти места мог быть
только однажды – в начале 1664 г., во время похода Яна Кази-
мира. Следовательно, монастырь возник раньше этого времени,
а сожжение Николаевской церкви еще не означало разорения
всей обители, поскольку на следующий год упомянут в доку-
ментах ее настоятель Акиндин. На месте сожженной церкви ка-
кое-то время находилась часовня, но затем деревянная церковь
вновь была сооружена.

Совсем немного сведений сохранилось и о Радогощской
Спасской пустыни. Неизвестны ни время, ни обстоятельства ее
основания. По переписным книгам 1678 г. пустынь существова-
ла, но за нею «крестьянских и бобыльских дворов никаких не
написано». По сведениям 1711 г., в пустыни было уже две дере-
вянных церкви, хотя проживало здесь лишь 7 монахов, да «на
скотном дворе два человека» наемных работников. Всего «на
конюшенном и на скотном дворе» находилось 6 лошадей, 7 бы-
ков, 6 коров, 9 телят и подтелков, 10 овец, 4 ягненка. По перепи-
си 1711 г., было «за тою пустынью в Подмонастырской слобод-
ке написано бобыльских 4 двора», но в этом же году три из них
запустели.

В заключение можно отметить, что знаковыми для ду-
ховной жизни Севска и Севского уезда в рассматриваемый пе-
риод были три даты: 1681 г. – указ Федора Алексеевича о созда-
нии архиепископии Севской и Брянской (политические события
1682 г. не позволили реализовать этот указ); 1748 г. – образова-
ние архиепископии Московской и Севской, существовавшей до
1754 г., когда скончался архиепископ Московский и Севский
Платон (Малиновский); 1764 г. – создание епископии Севской и
Брянской и начало деятельности в Севске епископов и духовно-
го правления.
Севск как место пребывания епископов Севских и Брян-
ских (позже – Орловских и Севских) вплоть до 1820 г.; Севская
духовная семинария, находившаяся здесь с 1778 г. по 1827 г. (в
последние десятилетия она именовалась Орловской) и воспи-
тавшая многих видных религиозных деятелей; монастыри Сев-
ского уезда, где во второй половине XVIII – первой половине
XIX в. подвизалось немало выдающихся религиозных подвиж-
ников, – все это заслуживает самого серьезного изучения, что-
бы во всей полноте представить духовную роль Севска и его ок-
руги.

В.В. Крашенинников, кандидат исторических наук, доцент Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского
Из истории монастырей Севского уезда в 1620-1760-х гг.