Страницаискусство

Литература и искусство. Брянщина.

Памятник М.И. Фокину

Художественная жизнь Брянского края в первые послевоенные годы от­личалась разнообразием различных течений.

На Брянщине работали талантливые художники, представители старой классической школы. Так, в Трубчевске преподавал рисование Протас Панте-леевич Левенок (1874-1958 гг.). Он родился в крестьянской семье под Ста-родубом и ещё мальчиком постоянно рисовал углём или мелом. Потом родите­ли отдали его в иконописную мастерскую в село Гарцево Стародубского уезда.

Живописи он обучался в Киевской рисовальной школе, после чего стал учителем искусств Трубчевского трёхклассного училища. Как художник Про­тас Пантелеевич специализировался на пейзажах. Его манера письма очень «мягкая, сдержанная, зеленовато-коричневый колорит откуда-то из конца XIX века». Кроме пейзажей П.П. Левенок занимался иконописью.

Сергей Сергеевич Деев, о котором уже говорилось ранее, был одним из первых профессиональных художников города Брянска. В 1893-1896 годы он закончил педагогические курсы академии художеств в Санкт-Петербурге, за­тем преподавал изобразительное искусство в средних и высших заведениях столицы.

По приезде в Брянск, С.С. Деев с 1916 по 1941 годы продолжал педагоги­ческую деятельность в сфере живописи и черчения. В 1919 году он составил эскиз памятника И.И. Фокину.

В 1920-е годы он создал в Брянске сначала кружок, а затем студию изо­бразительного искусства, которой руководил много лет. Его картины, особен­но посвященные памятникам старины, пользовались постоянным успехом у публики. Большинство из них хранились в Брянском областном краеведче­ском музее и погибли в годы Великой Отечественной войны, либо вместе с некоторыми другими экспонатами были увезены в Германию. В сентябре 1918 года начались заня­тия в школе искусств при рабочем клубе в Бежице, в 1920-1921 годах были орга­низованы художественные курсы при же­лезнодорожном клубе имени Урицкого. С 1920 года в Бежице действовала картин­ная галерея, а затем ИЗО кружок при доме пионеров. В нём в начале 1930-х годов по­лучили первые уроки изобразительного искусства будущие народные художники России, наши земляки Сергей Петрович и Алексей Петрович Ткачёвы.

После окончания семилетки в 1938 году Сергей Ткачев поступил в Витебское художественное училище, а Алексей, заняв второе место на Всесоюзном конкурсе Центрального Дома пионеров (акварель «Отдых после ра­боты»), - в 1939 году в художественную школу в Москве. Так начинался творческий путь народных художников РФ. В 1934 году в Бежице был открыт Дом художествен­ного воспитания детей, ставший центром по организации и методическому руководству детским художественным творчеством.

Наум Габо

Скульптура Габо в Роттердаме

За рубежом хорошо известно творчество Наума Габо (Наума Абрамовича Певзнера) (1890-1977 гг.), уроженца Брянска, талантливого художника-авангардиста. У нас о нём заговорили только недавно, хотя его работы есть во многих музеях За­падной Европы и Америки. После исключения в 1904 году из брянской школы за не слишком любезные стихи в адрес директора, Наум попробовал продол­жить обучение в Томске, где жил его старший брат, но в связи с революцион­ными беспорядками был вынужден вернуться.

В 1907 году брянская полиция арестовала его за сотрудничество с груп­пой, обвинявшейся в распространении нелегальной литературы среди рабо­чих и крестьян. Учёбу будущий художник продолжил в Курской гимназии. Уже с 1907 года начались его первые опыты в живописи. В 1910 году он закончил её с особой наградой за достижения в области литературы и творчества.

С 1910 года Наум Певзнер учился в Германии, снача­ла на медицинском факультете Мюнхенского университе­та, затем, с 1912 года - в Мюнхенском политехническом институте. Не забывал и о живописи - посещал лекции по истории искусств, путешествовал по Италии. Чтобы отли­чить себя от брата Антуана, тоже художника, он взял псев­доним Габо.

После февраля 1917 года родители уговорили ху­дожника вернуться в Россию. С 1917 по 1922 год он жил в Москве, где вместе с другими авангардистами работал в Отделе изобразительных искусств при Наркомпросе: готовил различные художественные проекты, выпускал журнал. Как и всё авангардное искусство, произведения Габо во многом неожиданны - он представлял публике своеобразные конструкции из геометрических фигур.

Наум Габо был лауреатом многочисленных премий в области искусства, членом Королевской академии искусств в Стокгольме, почётным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне, одним из 50 почётных членов Американской академии литературы и искусств. Произведения обоих братьев Певзнеров можно увидеть в экспозиции Третьяковской галереи.

Литература Брянщины. С Брянским краем в 1920-е - 1930-е годы были связаны жизнь и творчество многих поэтов и писателей. Одни из них здесь ро­дились и жили долгие годы, другие - бывали эпизодически, но так или иначе тема «Брянщины» звучала в их произведениях. Вспомним только некоторых из них, чьё творчество получило всероссийское признание.

Леонид Иванович Добычин

В Брянске прожил 16 лет один из самых загадочных русский писатель первой трети XX века Леонид Ивано­вич Добычин (1894-1936 гг.). Он родился в городе Двин-ске в семье врача, учился в Санкт-Петербурге на экономи­ческом отделении Политехнического института. Весной 1918 года, спасаясь от голода в столице, Л.И. Добычин при­ехал в Брянск, где уже жила его мать. Здесь он устроился на работу экономистом-статистом.

Именно образ жизни провинциального Брянска 1920-х - 1930-х годов стал для него предметом изучения. Пиком творчества писателя явился опубликованный в конце 1935 года роман под названием «Город Эн», напи­санный от лица маленького человека - ребёнка, расска­зывавшего о том, как его жажда дружбы и человеческого общения не находила отклика в окружающем мире.

Роман стал событием в литературной жизни страны. Однако офици­альная критика не признала книгу Л.И. Добычина. Более того, он был объ­явлен «классовым врагом». Писатель тяжело переживал происходящее, а 28 марта 1936 года - исчез. Есть основания полагать, что он покончил жизнь самоубийством.

В 1999 году было выпущено полное собрание сочинений и писем писа­теля, после чего он был официально причислен к литературным классикам XX века.

Даниил Леонидович Андреев

Имя замечательного русского поэта Даниила Ле­онидовича Андреева (1906-1959 гг.) получило извест­ность лишь через 40 лет после его смерти, когда был опу­бликован его философский трактат «Роза мира».

Д.Л. Андреев родился в Берлине, детство и юность провёл в Москве. Впервые он приехал на Брянщину, а именно в Трубчевск, в 1924 году, затем неоднократно возвращался сюда. Люди, с которыми он здесь встречал­ся, и природа этих мест стали ему близки, что нашло яр­кое отражение во многих его поэтических творениях, а также в «Розе мира».

С Брянщиной связана часть жизни известного советского поэта Нико­лая Ивановича Рыленкова (1909-1969 гг.). Он родился в деревне Алексеев-ка (Ломня) Рославльского уезда Смоленской губернии. В 1926 году будущий поэт работал волостным статистиком в селе Тюнино (сейчас - в Рогнеденском районе), а затем учителем в селе Пупково (сейчас - в Дятьковском районе).

Основным содержанием его духовной жизни все эти годы (примерно с 14 лет) была поэзия. Его стихотворения не раз печатались в брянских губернских газетах, а в 1933 году в Смоленске вышел его первый сборник «Мои герои». В 1941 году Н.И. Рыленков ушёл добровольцем на фронт, был командиром са­пёрного взвода, затем его отозвали для военно-журналистской работы. В по­слевоенных поэтических и прозаических произведениях Николая Ивановича неоднократно упоминается природа и люди Брянского края.

Музыка Брянщины. В XX веке российское музыкальное искусство стало более демократичным, массовым, общедоступным, чему в немалой степени способствовали массовый выпуск граммофонных пластинок, радио и звуко­вое кино.

В начале 1920-х годов в Бежице в здании бывшего городского училища (располагалось на площади перед современным Дворцом культуры БМЗ) от­крылся кинотеатр «Горн». К Дню солидарности трудящихся 1 мая 1930 года состоялось открытие первого в Западной области двухэтажного трёхзального кинотеатра «Октябрьский» (ныне «Победа»), а с июля 1930 года в кинотеа­трах города были введены дневные сеансы. В 1932 году в этом кинотеатре на демонстрации «звукоговорящего» фильма «Путёвка в жизнь», жители Брянска впервые познакомились со звуковым кинематографом. Звуковой кинотеатр в Клинцах под названием «Ротфронт» открылся в 1933 году.

В сельской местности кинофильмы демонстрировались в клубах, как правило, «деревянных малой вместительности». С начала 1920-х годов туда привозили немые фильмы. Киномеханик «сопровождал рассказом изображе­ние на экране, а местные парни крутили динамо (устаревшее название гене­ратора), дающее ток киноаппарату. А когда стали привозить в село звуковые фильмы, то электроэнергию давал движо'к, рокотавший на улице. Киномеха­ники этот движок привозили с собой».

В Бежице при Дворце литературы завода «Красный Профинтерн» дей­ствовали симфонический и духовой оркестры, оркестр народных инструмен­тов, балетная и оперная студии. Заметным явлением в жизни Брянска стала организация в 1930 году музыкального техникума.

Время 1920-х - 1930-х годов среди профессиональных музыкантов озна­меновалось поиском новых тем, средств музыкального выражения, способов их подачи. Жизнь и творчество Николая Андреевича Рославца (1880/81-1944 гг.) являются наглядным отражением веяний времени. Он родился в го­роде Сураже в семье железнодорожного служащего. Учился в Московской кон­серватории по классу скрипки.

Уже в годы учёбы он искал собственный музыкальный стиль или «но­вую систему организации звука». Композитор использовал оригинальныемузыкальные приёмы, намного опередив своё время. В послереволюционную эпоху Н.А. Рославец был одним из организаторов союза композиторов, редактором журнала «Музыкальная культура».

Он преподавал в Ельце, Харькове и Москве, разраба­тывал идеи «монументальной пропаганды», открыл но­вые принципы музыкального ритма, формы, контрапун­кта, создал собственный метод преподавания.

Николаи Андреевич Рославец

Однако одарённость Рославца, его редакторская деятельность, борьба с музыкальной халтурой породили немало завистников. Неприятие со стороны официальной  критики вынудило его уехать в Ташкент, где он два года работал заведующим музыкальной частью и дирижёром Узбекского музыкального театра. По воз­вращении в Москву в конце 1930-х годов он занимался только педагогической деятельностью.

Начиная с 1986 года в Брянске проводится ежегодный фестиваль име­ни Н.А. Рославца. С 1994 года он стал также и фестивалем имени Наума Габо [Певзнера]. Цель фестиваля - возрождение незаслуженно забытых имён, воз­вращение к слушателям талантливой музыки, без которой история искусства будет не полной.