Страницаискусства

Брянск. Люди искусства в период революции.

Пусть каждый помнит, что он гений

Брянская земля в период революционного раз­лома в искусстве явила миру сразу несколько яр­чайших ниспровергателей и отрицателей про­шлого. Уроженец Стародуба композитор Николай Рославец (1880—1944), выпускаясь в 1912 году из Санкт-Петербургской консерватории, получил большую серебряную медаль за кантату. Но затем со всеми традициями порвал, сблизился с футу­ристами, взялся не за сочинение, а именно за изо­бретение новой музыки. Слушать ее тяжко, без нот повторить исполнителю изобретенное Рославцем практически невозможно, но композитор от своей невозможной музыки не отступился. Всю жизнь на нее положил.

Уроженец Брянска Певзнер, будущий авангар­дист скульптор Наум Габо (1890-1977), пошалив в компании питерских левых художников, издав не­сколько манифестов;о грядущем новом искусстве, в 20-е годы уехал в Германию, а затем — в Штаты. Прожил долгую жизнь, занимаясь абстрактной скульптурой, раз за разом вначале разлагая, а затем собирая из элементов новую воображаемую реаль­ность.

Трагический безвоздушный мир русской провин­ции в своих необыкновенно коротких рассказах, где, к примеру, в принципе отсутствуют прилага­тельные, сохранил и оставил после себя брянский Джойс — писатель Леонид Добычин (1896-1936). Жизнь его оказалась неимоверно тяжкой. Если бы Добычин был осторожнее и осмотрительнее, то свое странное писательство непременно прекратил бы. Но он ничем себе не изменил, скорее всего — просто не мог.

А еще на Брянщине в молодости подолгу бы­вал, путешествовал и здесь ощутил свое «первое космическое прозрение» поэт и философ Даниил Андреев (1906-1959). Вечный странник, гонимый властью, создатель новой религии, обоснованной в знаменитой книге «Роза мира». И заклейменный за «Розу мира» одними как безумец, и вознесенный другими как Провидец.

Ну, а еще вспоминается ученый, почетный про­фессор многих иностранных академий Александр Чижевский (1897—1964), чья юность прошла в от­цовском имении в Брянском уезде. Не понимае­мый и не ценимый властью, Чижевский искренне и увлеченно обосновал влияние солнечной энер­гии на все происходящее на нашей планете. В мо­лодости он составил и издал сочинение, указывающее, на прямую связь между происходящим революциями и возмущением Солнца. Всю жизнь, изучавший влияние Солнца Чижевский, вместо ожидаемой Нобелевской премии, хотя его канди­датура была одной из первых, получил на долгие годы койку на нарах в сталинском лагере, большая часть написанного им пропала. Помнят разве что люстру Чижевского!

Почему они так неистово отстаивали собствен­ные необыкновенные идеи? Может, потому что в ответ на скучное и бессмысленное прежнее прозя­бание в провинции сильнее других поверили в очи­щающий огонь революции? И первыми кинулись в него. Ведь так хочется верить, что прекрасный Солнечный мир все-таки можно, очистившись, устроить на Земле!