Страницаинтервенция

1918 год Гражданская война, иностранная интервенция. Брянщина.

Нарушив перемирие, правительство Германии в феврале 1918 года дало при­каз своим войскам о наступлении. Центральная группа войск должна была дви­гаться через Белоруссию на Москву. 10-я армия, входившая в эту группу, имела задание развернуть наступление в направлении Минск — Смоленск — Москва, а 41-й корпус — в направлении Брест — Гомель — Брянск — Москва.

«Социалистическая Советская Федеративная Республика в опасности. На­ступление полчищ австро-германского империализма против нашей революции должно прекратить немедленно какие бы то ни было раздоры и распри между трудящимися, взаимные попреки и упреки в прошлых ошибках и объединить нас в сплоченную армию вокруг существующей законной власти революцион­ных Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и единой волей за­щищать до последней капли крови нашу революцию, нашу социалистическую родину...» — призвал Брянский Совет в феврале 1918 года.

Приказом Высшей военной инспекции Рабоче-Крестьянской Красной Ар­мии в апреле 1918 года создается Брянский пограничный военный район. О важности Брянска как стратегического пункта говорилось несколько позднее и в докладе начальника мобилизационного управления Орловского военного ок­руга: «Наибольшее значение, естественно, придается путям, проходящим через Брянский район, как узел железных дорог, идущих с юга и с запада по кратчай­шему расстоянию до центра Москвы».

Брянщина в то время становится пограничной. Австро-германские войска 9 апреля 1918 года оккупировали Новозыбков. 14 апреля они заняли Клинцы. Затем через день их остановили. Была создана демаркационная линия: Робчик — Лыщичи — Кустичи Бряновы — Унеча.

В Унече и на демаркационной линии находились части 2-й Орловской пе­хотной дивизии. Попеременно стояли части Брянского, Первого Ленинского и Крестьянского полков. В Унече был создан со временем Богунский полк под командованием Николая Щорса. Воинские части располагались и вдоль желез­ной дороги Унеча — Брянск. Здесь формировались и новые.

Когда осенью 1918 года в Германии началась революция, то на демаркаци­онной линии произошло необычное. Солдаты Богунского полка братались с солдатами 106-го и 19-го немецких полков, расположенных в селах Лыщичи и Бряновы Кустичи (Кустичи Бряновы). В селе Лыщичи 13 ноября восемнадца­того года состоялся митинг, на котором выступили богунцы и представители немецких солдат. На следующий день на собрании был избран совет немецкой воинской части. Затем началось освобождение западных районов Брянщины и Украины.

При поддержке иностранных держав в наступление перешли армии белых. Положение было опасным как на Восточном, так и на Южном фронтах.

В августе 1919 года Советом Обороны Орловская губерния была объявлена на военном положении. Стали создаваться укрепленные оборонительные райо­ны: Елецкий, Ливенский, Орловский, Брянский. Брянский уездный исполком еще до этого в июле постановил: «Немедленно приступить к работам по укреп­лению г. Брянска, как важного узлового пункта».

Армия Деникина в сентябре перешла в наступление, заняв Курск, с боями продвигалась к Орлу, Ельцу, Брянску, рассматривая эти пункты как исходный рубеж для удара на Москву. 13 октября белогвардейцы заняли Орел.

«Товарищи рабочие! Наступил решительный момент, революция в опаснос­ти!» — призывал в своем обращении Бежицкий союз рабочих-металлистов. В городах и населенных пунктах создавались отряды и части особого назначения из местных жителей.

В декабре 1919 года состоялся VII съезд Советов. Он вновь обратился к пра­вительствам Англии, Франции, США, Италии и Японии с предложением всем вместе и порознь начать переговоры о мире. Советское правительство предло­жило малым странам мирные переговоры на условиях признания их независи­мости. Эстония, а затем Латвия и Финляндия согласились вести переговоры.

Мирная передышка продолжалась недолго. В начале 1920 года государства Антанты предприняли новый объединенный подход против Страны Советов. В Брянске были сформированы и отправлены на фронт несколько отрядов.

«Все двадцать четыре часа наших суток и все шестьдесят минут каждого из наших трудовых часов только фронту! Вся кровь нашего сердца, все клеточки нашего мозга, все движения наших мускулов фронту и только фронту!» — при­зывала в мае 1919 года газета «Известия Бежицкого Совета рабочих и красноар­мейских депутатов».

Один за другим на Брянский завод (БМЗ) поступали заказы: «Срочно присту­пить к капитальному ремонту бронепоезда...» И из цехов завода один за другим выходили отремонтированные бронепоезда: «Истребитель», имени Свердлова, «Гром», «Смерть или победа», «Советская Россия», «Большевик», «Углекоп», «III Интернационал», «Лейтенант Шмидт», «Ермак Тимофеевич», «Карл Либкнехт», «Советская Украина»... За1918—1919 годы предприятие отремонтировало множест­во бронепоездов. Коллективы Брянского механического артиллерийского завода (Арсенал), Радицкого вагоностроительного, предприятий Мальцовского фабрич­но-заводского округа также выпускали продукцию для нужд фронта. Работать приходилось в условиях нехватки сырья, топлива, бороться с холодом, голодом.

До второй половины 1919 года Брянск на правах уездного города входил в состав Орловской губернии. Однако Брянск регулировал деятельность метал­лообрабатывающей промышленности не только своего уезда, но и ряда уездов Орловской, Калужской, Черниговской и Смоленской губерний. Некоторые от­делы Брянского уездного исполнительного комитета депутатов трудящихся — райсовнархоз, райлеском, райпродком имели права и функции губисполкома.

Борьба за перестройку промышленности на социалистический лад, борьба за помощь промышленности фронту была трудной, сложной. Приходилось пре­одолевать немало препятствий.

Одно из них было в том, что Брянская губерния в годы Гражданской вой­ны и иностранной интервенции только еще создавалась как административ­но-хозяйственная единица. До самого конца Гражданской войны в губернии не существовало централизованного руководства промышленностью. Руко­водство тяжелой промышленностью осуществлялось из Москвы, текстиль­ной — Орлом, цементной и кирпичной — Калугой, остальными отраслями — Брянском. Это вносило неразбериху и разнобой в управление народным хо­зяйством. Непрерывные мобилизации на фронты создавали дополнительные трудности. Острый продовольственный кризис приводил к большому оттоку рабочих. Они уходили на заработки в деревню. Промышленность испытывала острую нехватку сырья и топлива. Сказывалось то, что многие районы Брян-щины долгое время находились в прифронтовой полосе. Дважды ряд основ­ных предприятий начинал эвакуацию. С перебоями работал железнодорож­ный транспорт.

«В Москве нам надо было пересесть на другой поезд. Мы со страхом ждали пересадки. В составе этого поезда были только теплушки... В теплушках сдела­ли полати, и пассажиры лежали вповалку. Посреди вагона стояла «буржуйка», немилосердно дымившая, но зато немного согревавшая голодных, измученных людей. Понадобилась еще неделя, чтобы наконец грязные, измятые, мы вы­прыгнули из теплушки на маленькой станции Унеча», — вспоминает о тех днях М. Раскольникова в книге «Тень быстротечной жизни».

А вот как рассказывается в одной из книг о поездке Г.И. Котовского: «Не ус­пели отъехать от Брянска несколько десятков километров, как заскрипели тор­моза. Состав замер, и тишину разорвал гудок. Длинный, тревожный... Оказа­лось, путь разобран. Рельсы разбросаны, шпалы выворочены. Тут же принялись восстанавливать путь. Не хватало топлива. Сами заготавливали дрова, чтобы добраться до очередной станции, где, возможно, есть уголь. Словом, двигались очень медленно. От Брянска до Харькова состав полз более двух недель».

Значение транспорта было велико. Поэтому еще в конце ноября 1918 года Советское правительство объявило военное положение на транспорте. Позднее была создана Всероссийская комиссия по ремонту подвижного состава. Она возглавляла и регулировала производственную деятельность всех заводов, депо и мастерских, производящих ремонт паровозов и вагонов.

Государственный Брянский завод, Радицкий вагоностроительный завод вы­пускали новые и ремонтировали старые паровозы и вагоны, изготовляли для них многие необходимые детали. Свой вклад вносили и железнодорожники уз­лов Брянск-Орловский и Брянск-Льговский. Трудно переходили промышлен­ность, сельское хозяйство на мирные рельсы.

Я. Соколов