СтраницаИННОВАЦИОННАЯ

 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. БРЯНСКА

Несмотря на то, что на сегодняшний день все образовательные учрежде-
ния имеют статус юридического лица, во всех учреждениях г. Брянска открыты внебюджетные счета
и действуют попечительские советы, доля внебюджетных средств пока очень незначительна. Так в
2009 году объем привлеченных средств составлял 179 826,5 тыс. руб., в том числе целевые средства
и безвозмездные перечисления 55 105,1 тыс.руб., средства родителей 124 721,4 тыс.руб. По итогам
2010 года привлечено дополнительных источников в объеме 214 460,4, что на 19,3% больше преды-
дущего года, тыс. руб., в 2011 году сумма внебюджетных средств составила 271 488,2 тыс.руб., что
на 26,6% больше чем в 2010 году и на 51% - 2009 года соответственно. За весь анализируемый пери-
од основной удельный в среднем 64,3% среди внебюджетных источников финансовых ресурсов за-
нимают средства родителей, 91,5% средств родителей приходится на оплату за детские сады, осталь-
ные 8,5% это средства родителей перечисляемые на расчетных счет образовательного учреждения по
решению попечительского совета.

Основной целью создания попечительских советов являлось активизация инновационной и
инвестиционной деятельности образовательный учреждений, что в свою очередь должно было при-
вести к дополнительным финансовым ресурсам в виде денежных средств физических и юридических
лиц, благотворительной помощи и т.д. Также попечительские советы должны стать основой деловой
активности образовательных учреждений, стимулом к ведению динамичной и гибкой деятельности,
соответствующей целевым функциям, направленной на повышение собственной эффективности, и,
как результат, конкурентоспособности на конкретном образовательном рынке в конкретное время.
Но сегодняшняя практика свидетельствует, что у 75% образовательных учреждений г.Брянска вне-
бюджетные счета пополняются исключительно за счет денежных средств родителей. Проведенное
нами исследование в 25 общеобразовательных учреждений г.Брянска показало, что, к сожалению,
только 15% преподавателей участвовали в инновационной деятельности по внутреннему убеждению,
33% - благодаря искусственной мотивации, путем применения схем стимулирования, 52% - руковод-
ствуясь директивным указом,

Страны с развитой системой высшего образования характеризуются высокими показателями
расходов на одного учащегося, большим числом выпускников вузов, среди которых превалируют
технические и инженерные, а также въездной и выездной мобильностью. Здесь наиболее конкуренто-
способные системы высшего образования, в организации процесса обучения применяются новые
технологии, используются инновационные методики преподавания и выпускаются высококвалифи-
цированные специалисты, востребованные на рынке труда. Эффективное сочетание опыта и тради-
ций и своевременное внедрение инноваций в систему высшего образования позволяет данной группе
являться образцом для подражания.
В заключении нам хотелось отметить, что инновационные процессы, происходящие в сфере
образования или связанные с образованием, особенно профессиональным, во многом стихийны и ир-
рациональны. Пересекаясь со стихийностью действия рыночных регуляторов и вызывая тем самым
еще больший рост неопределенности, такая ситуация ведет к повышению степени конфликтности в
обществе и неуправляемости социальными процессами. При этом совокупные издержки общества,
связанные с содержанием такой системы, значительно возрастают. Поэтому государство и общество
должны вести образовательную инвестиционную политику с учетом как рыночных, так и нерыноч-
ных факторов и ограничений, поскольку более четкое понимание институтов и норм, воплощенных в
рыночных механизмах, показывает ошибочность мнения, что стратегия развития - это жесткий выбор
между государством и рынком. Обществу необходимо развитие рынка; но ему также необходимо де-
еспособные государственные институты, обеспечивающие развитие рынка.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. БРЯНСКА
М.В. Богданова, И.А. Шатохина