Страницаиндийские раги

В Брянске прозвучали индийские раги

Лёгкий запах благовоний, небольшая импровизирован­ная сцена и десяток необыч­ных этнических инструмен­тов, привезённых из разных уголков планеты. 16 марта в Городском выставочном зале выступил коллектив «Раганга», который исполнил для слушателей классические раги и музыку в стиле фюжн.

Повод для медитации

Коллектив «Раганга» — это два московских музыканта — Сергей Емельянов и Анна Пашкевич, которые несколь­ко лет назад повстречались в одном из столичных центров индийской культуры и решили заняться совместным творчест­вом. Название коллектива сами исполнители трактуют неод­нозначно. По первой версии Ра обозначает древнее название Волги, а Ганг, соответственно, другую знаменитую реку. Вто­рая же версия гласит, что слово «раганг» означает характерный для данной музыки мелодичес­кий оборот, «лицо раги».

Исполнители этнической музыки, как оказалось, гастро­лируют достаточно редко, Сер­гей, кроме всего прочего, зани­мается изготовлением инстру­ментов и даёт уроки музыки, а Анна - недавняя студентка консерватории, после возвра­щения из экзотической стра­ны активно принялась музи­цировать в Культурном центре имени Дж. Неру при Посольс­тве Индии в Москве.

Однако в Брянск, после при­глашения организатора мероп­риятия Антона Сухоцкого, музыканты всё же согласились приехать. И, как оказалось, не зря. В выставочном зале собра­лось около полусотни слушате­лей. В ком-то из них сразу уга­дывались любители этничес­кой музыки, кто-то, кажется, на подобное мероприятие при­шёл впервые. Одни - на про­тяжении почти двухчасового выступления блаженно меди­тировали, вторые пытались вникнуть в специфику музыки и понять, почему монотонный звук тампуры поначалу так непривычен для слуха.

Звуки пластиковых труб

Во время музыкального вечера слушателям вообще удалось увидеть много необыч­ного. Началось выступление с поющих чаш, которые откли­кались разноголосым резонан­сным звоном на лёгкие удары специального молоточка. Затем музыканты продемонстриро­вали слушателям несколько флейт, часть из которых Срегей выполнил своими руками отверстие, и на процесс изго­товления инструмента ушло ровно пять минут, - признаётся мастер.

По его же мнению, учиться играть на таком инструмен­те вовсе не нужно, в него «дудеть» сможет каждый, однако при первых же звуках неординарного инструмента становит­ся понятно — мастер лукавит, ведь просто невозможно пове­рить в то, что без всякой подготовки удастся извлечь из зелёного кусоч­ка пластика столь похожие на шум тёплого морского ветра звуки.

Инструменты музыкантов вообще очень часто возвра­щали фант а з и ю слуша­теля к звукам при­роды. Кажет­ся, что у каждого  из них есть свой особый характер, а мате­риалы, из которых они выпол­нены, впитали атмосферу тех мест, где были изготовлены. Это и почти детские свистуль­ки в виде северного тюленя с рыбкой и рок-н-рольного кота, и настоящая китайская сюнь, и индийские барабаны табла, и масса других колокольчиков, бамбуковых трубок, имитиру­ющих шум совсем неземных стихий.

Однако больше всего собравших­ся удивил инстру­мент, выполнен­ный из обычной пластикой трубки.

Завершилось выступление музыкантов соло Анны на табла. Девушка настолько вир­туозно владеет инструментом, что взгляду слушателя сложно было уследить за её руками, которые с невероятной ско­ростью то слабее, то сильнее барабанили по поверхности инструмента, а лёгкие прикос­новения кончиками пальцев быстро сменялись скользящи­ми ударами всей ладонью. В итоге один инструмент звучал как небольшой оркестр.

Сразу после завершения концерта музыканты не уеха­ли из нашего города. В этот же день они познакомились с экспозициями выставочной зала, а назавтра вернулись туда, чтобы провести мас­тер-класс для всех желающих попробовать самостоятельно извлечь замысловатые звуки из, казалось бы, таких простых инструментов приезжих музы­кантов.