В Брянске прозвучали индийские раги
Лёгкий запах благовоний, небольшая импровизированная сцена и десяток необычных этнических инструментов, привезённых из разных уголков планеты. 16 марта в Городском выставочном зале выступил коллектив «Раганга», который исполнил для слушателей классические раги и музыку в стиле фюжн.
Повод для медитации
Коллектив «Раганга» — это два московских музыканта — Сергей Емельянов и Анна Пашкевич, которые несколько лет назад повстречались в одном из столичных центров индийской культуры и решили заняться совместным творчеством. Название коллектива сами исполнители трактуют неоднозначно. По первой версии Ра обозначает древнее название Волги, а Ганг, соответственно, другую знаменитую реку. Вторая же версия гласит, что слово «раганг» означает характерный для данной музыки мелодический оборот, «лицо раги».
Исполнители этнической музыки, как оказалось, гастролируют достаточно редко, Сергей, кроме всего прочего, занимается изготовлением инструментов и даёт уроки музыки, а Анна - недавняя студентка консерватории, после возвращения из экзотической страны активно принялась музицировать в Культурном центре имени Дж. Неру при Посольстве Индии в Москве.
Однако в Брянск, после приглашения организатора мероприятия Антона Сухоцкого, музыканты всё же согласились приехать. И, как оказалось, не зря. В выставочном зале собралось около полусотни слушателей. В ком-то из них сразу угадывались любители этнической музыки, кто-то, кажется, на подобное мероприятие пришёл впервые. Одни - на протяжении почти двухчасового выступления блаженно медитировали, вторые пытались вникнуть в специфику музыки и понять, почему монотонный звук тампуры поначалу так непривычен для слуха.
Звуки пластиковых труб
Во время музыкального вечера слушателям вообще удалось увидеть много необычного. Началось выступление с поющих чаш, которые откликались разноголосым резонансным звоном на лёгкие удары специального молоточка. Затем музыканты продемонстрировали слушателям несколько флейт, часть из которых Срегей выполнил своими руками отверстие, и на процесс изготовления инструмента ушло ровно пять минут, - признаётся мастер.
По его же мнению, учиться играть на таком инструменте вовсе не нужно, в него «дудеть» сможет каждый, однако при первых же звуках неординарного инструмента становится понятно — мастер лукавит, ведь просто невозможно поверить в то, что без всякой подготовки удастся извлечь из зелёного кусочка пластика столь похожие на шум тёплого морского ветра звуки.
Инструменты музыкантов вообще очень часто возвращали фант а з и ю слушателя к звукам природы. Кажется, что у каждого из них есть свой особый характер, а материалы, из которых они выполнены, впитали атмосферу тех мест, где были изготовлены. Это и почти детские свистульки в виде северного тюленя с рыбкой и рок-н-рольного кота, и настоящая китайская сюнь, и индийские барабаны табла, и масса других колокольчиков, бамбуковых трубок, имитирующих шум совсем неземных стихий.
Однако больше всего собравшихся удивил инструмент, выполненный из обычной пластикой трубки.
Завершилось выступление музыкантов соло Анны на табла. Девушка настолько виртуозно владеет инструментом, что взгляду слушателя сложно было уследить за её руками, которые с невероятной скоростью то слабее, то сильнее барабанили по поверхности инструмента, а лёгкие прикосновения кончиками пальцев быстро сменялись скользящими ударами всей ладонью. В итоге один инструмент звучал как небольшой оркестр.
Сразу после завершения концерта музыканты не уехали из нашего города. В этот же день они познакомились с экспозициями выставочной зала, а назавтра вернулись туда, чтобы провести мастер-класс для всех желающих попробовать самостоятельно извлечь замысловатые звуки из, казалось бы, таких простых инструментов приезжих музыкантов.