Художники Брянского края и история Государства Российского
История культуры Брянского края неразрывно связана с историей Государства Российского. Её можно проследить в летописи малых исторических городов Брянской области: Трубчевска, Стародуба, Карачева, Сев-ска, Мглина, Почепа, Новозыбкова, Дятьково.
Своеобразие развития художественной культуры Брянщины объясняется её географическим положением на границе России, Украины и Белоруссии. Это во многом обусловило специфику и характер произведений, создававшихся здесь на основе взаимного влияния традиций трёх славянских народов.
В силу своего окраинного положения на долю Брянска и его земель выпало немало испытаний. И в первую очередь горькие слова эти связаны с тем, что большое количество памятников не сохранилось. В их число входит и деревянная крепость на Покровской горе — месте поистине величавом. Много было в городе и святых обителей.
Память о былом величии монастырей, некогда находившихся в Брянске и охватывавших город почти со всех сторон, хранят лишь несколько церквей в центральной части города.
Свенская икона Божией матери
Свенский монастырь. Начало XX века
По крупицам, благодаря подвижническому труду брянских краеведов, историков, искусствоведов восстанавливается художественная и культурная жизнь древнего города, история которого насчитывает более 1000 лет. Сложность вопросу добавляет и то, что Брянск не всегда был городом областным. На протяжении долгого времени территория Брянщины входила в состав Черниговской, Орловской губерний и только в 1944 году окончательно получила статус самостоятельной области. О давности культурных и художественных традиций Брянского края сообщают следующие факты.
Одним из героев знаменитого произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» стал брат легендарного Игоря — трубчев-ский князь. Ему посвящены строки автора: «Яр-Тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами ха-ралужными...»
Самым крупным центром художественной жизни Брянщины в домонгольское время был город Вщиж. Здесь была построена первая в Брянском крае каменная церковь. Поражают своей красотой изделия декоративно-прикладного искусства, особенно бронзовая литая арка с именем мастера Константина, хранящаяся сейчас в Государственном историческом музее в Москве.
Наиболее древним памятником архитектуры является Свенский монастырь, основанный в 1288 году на месте чудотворного исцеления от слепоты брянского князя Романа. Произошло это благодаря чудотворному образу Богоматери, святыни Успенского собора Печёрского монастыря в Киеве, по просьбе князя перенесённой в наши земли. По преданию, а также по предположениям некоторых искусствоведов, икона Свенскои
(Печёрской) Божьей матери написана первым русским иконописцем Али-пием. На протяжении веков этот образ прославился многими исцелениями, а также защитой от врагов монастыря и города. В течение почти семи столетий, до 1924 года, «Богоматерь Свенская (Пе-чёрская)» пребывала в иконостасе Успенского собора Свенского монастыря в Брянске, являясь не только намоленной чудодейственной иконой, но и образцом византийской школы для изографов брянских. Ныне она хранится в залах Государственной Третьяковской галереи. Традиции древнерусской живописи на Брянщине были продолжены стародубско-ветковской школой иконописи, просуществовавшей до 1920-х годов.
Несохранившийся Успенский собор монастыря представлял собой оригинальный памятник русского культового зодчества в стиле барокко и являлся одним из значительных произведений прославленного зодчего И.Ф. Мичурина. Не уцелели и величественный резной иконостас пятиглавого собора, и его богатое убранство, известные по литературным источникам.
Многие культовые и светские постройки на Брянщине были возведены по проектам известных столичных архитекторов, и этим наша область может гордиться. Так, одним из образцов позднего барокко в Брянской области является собор Воскресения в Почепе, построенный по проекту А. Ринальди. Это значительный памятник архитектуры XVIII века, который не уступает по художественной ценности строениям того же стиля, возведённым в Петербурге и Москве. Прекрасный образец столичного барокко представлял собой иконостас собора, выполненный по рисунку В.В. Растрелли.
Рядом с собором для гетмана К.Г. Разумовского петербургским зодчим Ж.Б. Валлен-Деламотом в новом тогда стиле классицизма был выстроен дворец. По проекту архитектора Дж. Кваренги в Ляличах, имении Завадов-ского, был создан один из лучших усадебных комплексов периода классицизма. Интерьер дворца являлся примером выдающегося памятника монументально-декоративного искусства.
С именем В.Л. Боровиковского связан иконостас в Новой Романовке. Известно, что выдающийся мастер портретного жанра в последние годы жизни много времени уделял иконописи. Церковь Покрова в бывшей усадьбе Дуниных-Борковских имела 26 икон живописца, выполненных маслом на больших деревянных досках.
Охотничий домик в усадьбе А.К. Толстого вс. Красный Рог
Музей-усадьба Ф.И. Тютчева в с. Овстуг
Церковь в с. Красный Рог
На брянской земле находятся родовые имения поэта Ф.И.Тютчева в с. Овстуг и писателя, драматурга и поэта А.К. Толстого в с. Красный Рог. В этих и во многих других помещичьих и дворянских усадьбах области были собраны коллекции русского и западноевропейского искусства.
В одном из культурных центров Брянской области конца XIX - начала XX века, в имении Масловых в Селище (ныне Навлинский район Брянской области), долгое время гостил и работал друг семьи известный художник В.Е. Маковский. Здесь им был создан ряд работ. Среди них картины «Застава на пути свадебного поезда», «Молебен на святой неделе» и др. В Брасово, в имении великого князя Михаила (брата последнего русского царя), писал интерьеры СЮ. Жуковский, которые по праву считаются блестящим образцом этого жанра.
В Брянске начинала меценатскую деятельность одна из самых ярких представительниц интеллектуальной и художественной аристократии конца XIX - начала XX веков коллекционер, художник-эмальер, основательница Музея русской старины в Смоленске М.К.Тенишева. В конце XIX века И.Е. Репин посетил Брянский рельсопрокатный, железоделательный и механический завод (ныне Брянский машиностроительный завод), принадлежавший В.Н. Тенишеву, и выполнил несколько набросков в цехах. В Хотылёво, имении княгини Тенишевой, гостил и работал М.А. Врубель.
По воспоминаниям современников, здесь он сделал акварельный проект для церкви в Талашкино, десять рисунков балалаек для балалаечной мастерской М.К.Тенишевой и главную работу того лета — «Пана», где пейзаж на картине написан с натуры: вид с террасы хотылевского дворца на открывающиеся дали.
Нельзя обойти вниманием наших земляков, получивших первые изобразительные навыки в Бежице (ныне один из районов города Брянска) и впоследствии ставших известными художниками. Это профессор Фёдор Иванович Невежин, с 1953 года руководитель кафедры живописи и композиции Московского государственного художественного института им. Сурикова. Он начинал свой творческий путь в изокружке на рабфаке, организованном архитектором и художником В.А. Филипповым. По настоятельной рекомендации учителя рисования в гимназии при заводе был направлен на обучение в Московское Строгановское художественно-промышленное училище сын рабочего, а в будущем прославленный график и художник-иллюстратор Николай Иванович Пискарёв. Трудовая биография художника Петра Фёдоровича Осипова началась на Брянском машиностроительном заводе.
Собор Воскресения в Почепе
Музей братьев Ткачёвых
В изокружке Бежицкого Дома пионеров под руководством Владимира Ивановича Влазнева, Николая Георгиевича Васильева и Анатолия Ивановича Масленко получили азы изобразительной грамоты будущие народные художники СССР, академики, наши земляки Алексей Петрович и Сергей Петрович Ткачёвы.
Братья Ткачёвы родились в многодетной крестьянской семье в деревне Чучуновка Брянской области. Художественное образование оба получили в Московском государственном художественном институте им. Сурикова. Произведения Ткачёвых — своего рода летопись истории России, переломных моментов в жизни русского народа, русской деревни во время длительных периодов лихолетья XX века.
Картины Ткачёвых находятся в экспозициях крупнейших музеев страны, в частности Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея. На родине художников, в Брянске, в 1995 году был открыт Музей братьев Ткачёвых, куда они безвозмездно передали свыше 250 работ.
Русская равнина, с её полями и перелесками, излучинами рек и гладями озёр. Прекрасные дали, открывающиеся с небольших холмов. Это наша Брянщина, природа которой — источник вдохновения для художников, возможность поделиться своей любовью к родной земле.