СтраницаХудожники

Художники Брянского края и история Го­сударства Российского

История культуры Брянского края неразрывно связана с историей Го­сударства Российского. Её можно проследить в летописи малых истори­ческих городов Брянской области: Трубчевска, Стародуба, Карачева, Сев-ска, Мглина, Почепа, Новозыбкова, Дятьково.

Своеобразие развития художественной культуры Брянщины объясняет­ся её географическим положением на границе России, Украины и Бело­руссии. Это во многом обусловило специфику и характер произведений, создававшихся здесь на основе взаимного влияния традиций трёх сла­вянских народов.

В силу своего окраинного положения на долю Брянска и его земель вы­пало немало испытаний. И в первую очередь горькие слова эти связаны с тем, что большое количество памятников не сохранилось. В их число вхо­дит и деревянная крепость на Покровской горе — месте поистине вели­чавом. Много было в городе и святых обителей.

Память о былом величии монастырей, некогда находившихся в Брянске и охватывавших город почти со всех сторон, хранят лишь несколько церк­вей в центральной части города.

Свенская икона Божией матери

Свенский монастырь. Начало XX века

По крупицам, благодаря подвижническому труду брянских краеведов, историков, искусствоведов восстанавливается художественная и культур­ная жизнь древнего города, история которого насчитывает более 1000 лет. Сложность вопросу добавляет и то, что Брянск не всегда был городом об­ластным. На протяжении долгого времени территория Брянщины входи­ла в состав Черниговской, Орловской губерний и только в 1944 году окон­чательно получила статус самостоятельной области. О давности культурных и художественных традиций Брянского края со­общают следующие факты.

Одним из героев знаменитого произведения древнерусской литерату­ры «Слово о полку Игореве» стал брат легендарного Игоря — трубчев-ский князь. Ему посвящены строки автора: «Яр-Тур Всеволод! Стоишь ты всех впереди, мечешь стрелы на поганых, стучишь о шлемы мечами ха-ралужными...»

Самым крупным центром художественной жизни Брянщины в домонголь­ское время был город Вщиж. Здесь была построена первая в Брянском крае каменная церковь. Поражают своей красотой изделия декоративно-прикладного искусства, особенно бронзовая литая арка с именем масте­ра Константина, хранящаяся сейчас в Государственном историческом му­зее в Москве.

Наиболее древним памятником архитектуры является Свенский мона­стырь, основанный в 1288 году на месте чудотворного исцеления от сле­поты брянского князя Романа. Произошло это благодаря чудотворному образу Богоматери, святыни Успенского собора Печёрского монастыря в Киеве, по просьбе князя перенесённой в наши земли. По преданию, а также по предположениям некоторых искусствоведов, икона Свенскои

(Печёрской) Божьей матери написана первым русским иконописцем Али-пием. На протяжении веков этот образ прославился многими исцеления­ми, а также защитой от врагов монастыря и города. В течение почти семи столетий, до 1924 года, «Богоматерь Свенская (Пе-чёрская)» пребывала в иконостасе Успенского собора Свенского монасты­ря в Брянске, являясь не только намоленной чудодейственной иконой, но и образцом византийской школы для изографов брянских. Ныне она хра­нится в залах Государственной Третьяковской галереи. Традиции древнерусской живописи на Брянщине были продолжены стародубско-ветковской школой иконописи, просуществовавшей до 1920-х годов.

Несохранившийся Успенский собор монастыря представлял собой ори­гинальный памятник русского культового зодчества в стиле барокко и являлся одним из значительных произведений прославленного зодче­го И.Ф. Мичурина. Не уцелели и величественный резной иконостас пя­тиглавого собора, и его богатое убранство, известные по литературным источникам.

Многие культовые и светские постройки на Брянщине были возведены по проектам известных столичных архитекторов, и этим наша область может гордиться. Так, одним из образцов позднего барокко в Брянской области является собор Воскресения в Почепе, построенный по про­екту А. Ринальди. Это значительный памятник архитектуры XVIII века, который не уступает по художественной ценности строениям того же стиля, возведённым в Петербурге и Москве. Прекрасный образец сто­личного барокко представлял собой иконостас собора, выполненный по рисунку В.В. Растрелли.

Рядом с собором для гетмана К.Г. Разумовского петербургским зодчим Ж.Б. Валлен-Деламотом в новом тогда стиле классицизма был выстроен дворец. По проекту архитектора Дж. Кваренги в Ляличах, имении Завадов-ского, был создан один из лучших усадебных комплексов периода клас­сицизма. Интерьер дворца являлся примером выдающегося памятника монументально-декоративного искусства.

С именем В.Л. Боровиковского связан иконостас в Новой Романовке. Из­вестно, что выдающийся мастер портретного жанра в последние годы жиз­ни много времени уделял иконописи. Церковь Покрова в бывшей усадь­бе Дуниных-Борковских имела 26 икон живописца, выполненных маслом на больших деревянных досках.

Охотничий домик в усадьбе А.К. Толстого вс. Красный Рог

Музей-усадьба Ф.И. Тютчева в с. Овстуг

Церковь в с. Красный Рог

На брянской земле находятся родовые имения поэта Ф.И.Тютчева в с. Овстуг и писателя, драматурга и поэта А.К. Толстого в с. Красный Рог. В этих и во многих других помещичьих и дворянских усадьбах области бы­ли собраны коллекции русского и западноевропейского искусства.

В одном из культурных центров Брянской области конца XIX - начала XX века, в имении Масловых в Селище (ныне Навлинский район Брянской области), долгое время гостил и работал друг семьи известный худож­ник В.Е. Маковский. Здесь им был создан ряд работ. Среди них картины «Застава на пути свадебного поезда», «Молебен на святой неделе» и др. В Брасово, в имении великого князя Михаила (брата последнего русского царя), писал интерьеры СЮ. Жуковский, которые по праву считаются бле­стящим образцом этого жанра.

В Брянске начинала меценатскую деятельность одна из самых ярких пред­ставительниц интеллектуальной и художественной аристократии конца XIX - начала XX веков коллекционер, художник-эмальер, основательница Музея русской старины в Смоленске М.К.Тенишева. В конце XIX века И.Е. Репин посетил Брянский рельсопрокатный, железо­делательный и механический завод (ныне Брянский машиностроитель­ный завод), принадлежавший В.Н. Тенишеву, и выполнил несколько на­бросков в цехах. В Хотылёво, имении княгини Тенишевой, гостил и рабо­тал М.А. Врубель.

По воспоминаниям современников, здесь он сделал акварельный про­ект для церкви в Талашкино, десять рисунков балалаек для балалаечной мастерской М.К.Тенишевой и главную работу того лета — «Пана», где пей­заж на картине написан с натуры: вид с террасы хотылевского дворца на открывающиеся дали.

Нельзя обойти вниманием наших земляков, получивших первые изо­бразительные навыки в Бежице (ныне один из районов города Брянска) и впоследствии ставших известными художниками. Это профессор Фё­дор Иванович Невежин, с 1953 года руководитель кафедры живописи и композиции Московского государственного художественного института им. Сурикова. Он начинал свой творческий путь в изокружке на рабфаке, организованном архитектором и художником В.А. Филипповым. По настоятельной рекомендации учителя рисования в гимназии при заводе был направлен на обучение в Московское Строгановское художественно-промышленное училище сын рабочего, а в будущем прославленный график и художник-иллюстратор Николай Иванович Пискарёв. Трудовая биография художника Петра Фёдоровича Осипова началась на Брянском машиностроительном заводе.

Собор Воскресения в Почепе

Музей братьев Ткачёвых

В изокружке Бежицкого Дома пионеров под руководством Владимира Ивановича Влазнева, Николая Георгиевича Васильева и Анатолия Ивано­вича Масленко получили азы изобразительной грамоты будущие народ­ные художники СССР, академики, наши земляки Алексей Петрович и Сер­гей Петрович Ткачёвы.

Братья Ткачёвы родились в многодетной крестьянской семье в деревне Чучуновка Брянской области. Художественное образование оба получи­ли в Московском государственном художественном институте им. Сури­кова. Произведения Ткачёвых — своего рода летопись истории России, переломных моментов в жизни русского народа, русской деревни во вре­мя длительных периодов лихолетья XX века.

Картины Ткачёвых находятся в экспозициях крупнейших музеев стра­ны, в частности Государственной Третьяковской галереи, Государствен­ного Русского музея. На родине художников, в Брянске, в 1995 году был открыт Музей братьев Ткачёвых, куда они безвозмездно передали свы­ше 250 работ.

Русская равнина, с её полями и перелесками, излучинами рек и гладями озёр. Прекрасные дали, открывающиеся с небольших холмов. Это наша Брянщина, природа которой — источник вдохновения для художников, возможность поделиться своей любовью к родной земле.