1966 год. ХОЗЯЙСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Важнейшие черти развития и общая .характеристика
Удобное географическое положение области, наличие крупных массивов леса, руд, а также рабочей силы способствовали сравнительно раннему ее экономическому развитию.
Брянщина принадлежит к числу старых промышленных районов страны. Существовавшие с XVI—XVII вв. рудни (первые предприятия по выработке железа) были предшественниками металлургических заводов. Первым металлургическим заводом в крае был завод Свенокого монастыря, построенный на р. Неруссе в XVII в. Несколько позднее брянский купец Никулин построил молотовый завод в районе Навли. Первые железорудные и металлообрабатывающие предприятия появились на западе и юге области. Но дальнейшего развития металлообработка здесь >не получила.
В XVIII в. на севере области в районе рек Болвы и Жиз-дры были найдены хорошие по качеству болотные железные руды. На их базе крупные предприниматели того времени создали металлургические и металлообрабатывающие заводы: Бытощекий и неподалеку от него Петровский. Затем появились Радицкщ, Любохонский и другие.
В начале XIX в. почти все эти предприятия были скуплены Мальцевым и вошли в состав так называемого Мальцев-ского горнозаводского округа, созданного по типу уральских округов.
По уровню развития металлургий и металлообработки Брянский край занимал тогда видное место в стране, уступая лишь Уралу и Средне-Окскому промышленному, району. В середине XIX века на мальцевских заводах организуется производство сельскохозяйственных и паровых машин, а с 1869 года—паровозов и вагонов. В семидесятых годах прошлого столетия уже были заложены основы транспортного машиностроения. . .
Большим событием в экономической жизни края было введение в строй в 1873 году Брянского рельсопрокатного :завода. В то время он занимал по производству стали второе, после Путиловского, место в России и был единственным поставщиком: стальных ; рельсов. Позже завод, перешел на производство вагонов и еще позже—паровозов. Завод первым разработал технологию' изготовления многослойной стали. В броню из этой стали было одето восемь русских броненосцев, в том числе и «Потемкин Таврический». Патент на
:: изготовление этой стали купили США, Англия, Франция,
Италия и другие страны. Вокруг завода вырос рабочий по
селок Бежица, который в наше время является крупнейшим
районом города Брянска. , '
С открытием на юге России высококачественных железных руд и применением-коксующегося донецкого угля, значение брянской металлургии упало. Многие заводы были за крыты, а некоторые перешли на переработку привозного металла. '.
Наличие в крае огромных запасов кварцевых песков и леса|дало начало развитию^другой старейшей отрасли промышленности —стекольной. Стекольные предприятия размещаются главным образом,, на северо-востоке Брянщины. Во второе половине XVIII века здесь выросли Ивотской, Быгош-ский, Чернятинекий стекольные и Дятьковокий хрустальный заводы.
В начале XIX века возникает крупный промышленный район вокруг Клинцов. Здесь развертывается текстильная промышленность. Во второй половине XIX века появились Новозыбковекая, Злынковокая спичечные, Суражекая картонная и другие фабрики.
Область. располагает большими запасами глин, песка:,
мергеля, трепела. Поэтому здесь с давних времен существу
ет производство цемента, кирпича, черепицы, шифера и дру
гие строительных материалов. .
Месторождения фосфоритов в Дубровском и Брянском . районах послужили базой для возникновения производства минеральных удобрений. А наличие больших лесных массивов: вызвало к жизни знрчительную лесоперерабатывающую, мебельную и лесохимическую отрасли промышленности.
Природные условия края способствовали развитию промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья. В 11803 г. в деревне Верхи, недалеко от Дятькова, появился первый на Брянщине и один из первых в России свеклосахарный завод. В дальнейшем возникло еще несколько сахарных заводов, в том числе и Лапандинокий.
Брянская область-—древний район коноплеводства и.картофелеводства. Зерновое хозяйство здесь стало развиваться пОзже. Однако в условиях дореволюционной России богатства края использовались слабо.
Промышленность
Великая Октябрьская социалистическая революция вызвала . к ".жизни скованные народные силы и создала возможности для полного и планового использования природных богатств края.
Промышленность Брянщины росла быстро. Изменялась ее структура, появлялись новые отрасли. В 1940 г. промышленность Брянщины увеличила валовую продукцию в сравнении с 1913 годом в 8,5 раза.
Гитлеровские захватчики нанесли Брянщине огромный
ущерб. Край лежал в руинах. Почти каждая семья оплаки
вала убитых и замученных в фашистских застенках. Мате
риальный ущерб, причиненный только Брянскому краю, пре
высил 24 млрд. рублей (в старом исчислении). Народ-труже
ник" еще до окончания войны взялся за восстановление хо
зяйства. В I960 году объем валовой продукции промышлен
ности превзошел дореволюционный уровень почти в 34 раза,
а в 1970 — в сравнении с 1965 годом, он воврос еще на
70 процентов. При этом значительно изменилась структура
промышленности, ее оборудование, энерговооруженность,
механизация. Выросла производительность труда, продукция
стала разнообравнее, выросли и окрепли производственные
связи между предприятиями внутри области и за ее преде
лами.
Ведущей отраслью промышленности является машиностроение. В нем занято более четверти всех рабочих. За машиностроением (по занятости) следуют все отрасли легкой промышленности, производство строительных материалов, пищевая промышленность, лесная и деревообрабатывающая. Во всех остальных отраслях занято 12% рабочих. Из крупных предприятий области— почти половина относится к отраслям тяжелой промышленности.
Развивающийся, после революция
транспорт способствовал увеличению завоза не только уг
ля, но и жидкого горючего сначала с Кавказа, а позже с
Поволжья.
В период первых пятилеток на Брянщине организовали добычу местного топлива — торфа, главным образом, .для :: электростанций. На торфе работала БРЭС— детище плана ГОЭЛРО. Со временем добычу торфа механизировали, а БРЭС улучшила технику его сжигания (в виде пыли).
После войны топливно-энергетический баланс страны был перестроен. В связи с этим добыча торфа в области сократилась, но зато возросло поступление нефтепродуктов и газа.
Основными видами дешевого топлива являются нефть Поволжья и газ Украины (сначала Дашавы, позже Шебе-линки).
Быстро развивается электро-энергетическое хозяйство. В 1950 году в области было произведено 269,8 млн. кет. час, а в 1968 — 883 млн. квт. час. электроэнергии, т. е. в 3,3 раза больше. Однако такое количество энергии удовлетворяет по-. требности области менее чем наполовину, хотя это больше, чем производят электроэнергии в.таких странах, как Иран,-Сирия или Исландия, и лишь чуть меньше, чем Пакистан с его 100-миллионным населением.
Область потребляет электроэнергии больше, чем Турция или Ирландия.
Недостающую большую половину электроэнергии Брян-щина получает от Единой энергетической системы Европейской части СССР.
За последние годы в потреблении электроэнергии вдвое выросла доля транспорта и сельского хозяйства и в 2,5 раза доля строительства. Доля потребления электроэнергии промышленностью снизилась с 70 до 60%.
Сначала/ в :. машиностроении использовалось .местное
сырье' и топливо, основные центры его -размещались натер
ритории Дятьковского района и в Брянске. Важнейшие пред
приятия и сейчас размещены в этих районах. Часть новых
предприятий разместилась "в других-районах.
Самое крупное предприятие области — Брянский машино
строительный за^вод, который, имеет металлургическую базу:
чугунолитейный, "мартеновский и прокатный цехи, производ
ство литья/ из цветных металлов, мощный кузнечно-пресео-
вый Цех. Насть литья идет на другие заводы области и стра
ны. На БМЗ изготовляют дизели, различных мощностей. Су
да с дизелями этого завода плавают не только.под флагами
СССР, но и Швеции, Кубы, Англии и других стран. Брян
ский машиностроительный .завод выпускает также те
пловозы, /пятив'агояные рефрижераторные секции, многое
другое.. Батоны с маркой БМЗ можно встретить/на всех же
лезных дорогах страны._
БМЗ по праву можно назвать гигантом среди предприя
тий области. Одновременно — это завод, где осваиваются но
вые изделия, новые методы производства, новая технология.
Именно здесь в первые годы .Советской власти были изго
товлены электроплуги. Здесь впервые созданы цельносварные
цистерны, вагоны-ледники, б-вагонные' рефрижераторные
секции, электроды с рутиловьга покрытием.
Ирригационные^,машины, специальное оборудование для .производства железобетонных изделий дает завод ирригационных .гйашин в Брянске. Он возник на месте бывшего вагоностроительного/ завода им. Урицкого. Ныне это -предприятие является -головным в стране по производству ирригационных машин,; одновременно оно продолжает ;'выпуск оборудования для промышленности строительных материалов.
Брянский ордена Ленина завод дорожных машин имении 50-летия Октября выпускает автогрейдеры, бульдозеры.
Наиболее развитым районом цементной, асбошяферной и стекольной промышленности является Дятьковсккй, лежащий к северу от Брянска. В городе Фокино на местных запасах глин, мела и трепела работает один из крупнейших в Европе цементный завод. Рядом расположен комбинат асбоцементных изделий. В одну смену он выдает столько шифера, что им можно покрыть большой рабочий поселок, состоящий из тысячи одноквартирных домов. Кроме того, комбинат производит асбоцементные трубы. Оба предприятия растут и наращивают мощности.
Важное место в области занимают стекольные заводы, работающие на местных песках и представляющие собой высокомеханизированные предприятия. Свыше 13 млн. квадратных метров оконного стекла в год дает Бытошский завод, выпускает стекла всей цветовой гаммы и светотехнические изделия.. Здесь же изготовляется облицовочный материал (для метро, дворцов культуры и т. п.). Гордость завода — изготовленный им для Выставки достижений народного хозяйства в Москве известный фонтан «Каменный цветок».
Продукция Ивотского завода — стекловолокно, изоляционные материалы для холодильных установок и трубопроводов. Из стекловолокна завод готовит маты, вату, которые используются в качестве изоляционного материала.
Расположенный в том же районе Дятьковский ордена Трудового Красного Знамени хрустальный завод выпускает высококачественную посуду и художественные изделия из хрусталя не только для СССР, но и на экспорт. Завод является неизменным участником всех международных выставок художественного хрусталя, его продукция всегда получает высокую оценку.
Почти во всех районах области имеется сырье для производства кирпича. Основными поставщиками кирпича являются мощный завод силикатного кирпича в Брянске, Брянский кирпичио-известковый комбинат, два кирпичных завода в Клинцах, заводы в Почепе, Новозыбкове, Стародубе, Унече, Погребах и другие.
Значительное количество кирпича производят колхозы и совхозы.
Новым, имеющим большое будущее, является производство сборных железобетонных конструкций. В Брянске созданы три завода, производящие детали и конструкции для 90 домов и сооружений из железобетона.
Мебельные предприятия размещены во многих районах области, но наиболее крупные, кроме Белой Березки, нахо* дятся в Брянске, Дятькове, Клетне, Брасове, Злынке, Алтухове и Кокоревке. Все они в год дают населению мебели более чем на 35 млн. рублей.
Получила развитие и лесохимическая промышленность, производящая скипидар, канифоль, смолу, деготь и другие продукты.
В Сураже работает фабрика технического картона. Она дает 25 тысяч тонн картона в год. Эта фабрика по кооперации будет давать автомобильному заводу в Тольятти прокладки.
В Вышкове, Новозыбковского района, работает единственная в области спичечная фабрика.
В Брянске в послевоенные годы начала давать продукцию фабрика клавишных инструментов. Изготовляемые ею пианино «Десна» пользуются большим спросом.
По сравнению с 1940 годом лесная и деревообрабатывэ.ю« щая промышленность области увеличила выпуск продукции в 6 раз.
С памятного 1922 года клиицовские текстильщики начали новую историю. Некогда дряхлая, старая фабрика вышла на новый путь развития. Ыыне — это хорошо механизированное производство, которое из года в год набирает темпы.
В Клинцах находится и кожевенное объединение «Красный гигант», изготовляющее хромовые кожевенные товары, на базе которых работают обувные фабрики Клинцов, Но-возыбкова, Брянска и других городов (в т. ч. Москвы, Ленинграда). Изготовленные «Красным гигантом» кожи идут более чем на сто предприятий СССР.
На своих тканях и пряже, в основном, работают швейные и трикотажные фабрики Брянска, Клинцов, Иовозыбко-ва и других городов, дающие швейные изделия, верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные изделия в большом и все растущем количестве.
Сохранилась в области и обработка пеньки. Пенькозаводы размещены в районах юго-востока, центра, а шпагатные фабрики — на юго-западе и севере: в Клинцах, Дубровке, Гордеевке.
Транспорт
Первостепенное значение в области имеет железнодорожный
транспорт. Железнодорожная сеть на Брянщине довольно
густая. На каждую тысячу квадратных километров площади
приходится железнодорожных путей в 3 раза больше, чем в
среднем по СССР.
Железнодорожное строительство здесь началось во второй половине XIX века. Раннему развитию железнодорожного транспорта способствовало положение области между Центром и Югом, Прибалтикой и Поволжьем. Это определило в направление магистральных путей.
По территории области проходят шесть главных линий протяженностью более тысячи километров. По ним осуществляется широкая связь с другими районами страны и государствами западной Европы.
Железнодорожные магистрали связывают область со всеми лежащими вокруг нее областями. Это имеет огромное значение для развития всех отраслей народного хозяйства.
По линиям Москва — Кишинев — Ун гены и Москза — Львов — Чоп с выходом в страны народной демократии перевозятся машины, зерно, уголь, металл, лес и другие промышленные и сельскохозяйственные товары.
Направление Москва — Гомель с выходом на Брест, Варшаву, Берлин служит для перевозок пассажиров и грузов из центральных районов РСФСР в Белоруссию, Польшу и ГДР. Эта дорога проходит по многим районам области.
Старейшая магистраль Рига — Орел издавна связывает Поволжье и Брянскую область с Балтийским морем.
Связь Ленинграда с Донбассом, Крымом и Кавказом осуществляется не только через Москву и Орел, но и по линии Ленинград — Вязьма — Брянск — Донбасс, более коротким и менее нагруженным путем, в обход Москвы. По этой линии курсируют поезда между городами-героями Ленинградом и Севастополем.
Магистраль Ленинград — Орша — Хутор Михайловский — Ворожба и далее на юг проходит через Унечу и Сураж. Идут по ней лес, уголь, металл и другие грузы.
Через северо-западную окраину области проходит еще одна магистраль Фаянсовая — Рославль.
Кроме магистральных, в области имеются дороги местного значения: Новозыбков — Климове — Семеновка. Унечя — Стародуб, Жуковка — К.летня и другие.
Магистрали Москва—Брянск — Киев к пригородная до Жуковки электрифицированы.
Крупнейший железнодорожный узел области — Брянск (с пассажирскими и товарными станциями).
Товарная стаипия Брянск-2 формирует составы 7 направлений и отправляет в сутки, большое число поездов. Станция располагает современной системой управления и технической обработки поездов.
Менее крупными узлами являются Унеча и Навля.
С каждым годом все большее значение приобретает автомобильный транспорт. Ныне в области 315 автомобильных маршрутов с протяженностью линий около 7 тысяч километров. В 1970 году автобусами перевезено более 84 миллионов пассажиров. В области развернуто большое дорожное строительство. Сейчас автомобильное сообщение существует между Брянском и районными центрами. К концу пятилетки все центральные усадьбы колхозов и совхозов будут связаны с районными центрами дорогами с твердым покрытием. Улучшается и межобластное автомобильное сообщение.
Автомагистраль Брянск — Орел выходит на автостраду Москва — Симферополь, связывает Брянск с Тулой, шоссе Брянск — Рославль — Смоленск — Витебск выходит на Варшавское шоссе.
Автострада Москва — Киев связала область с Украиной..
В ближайшем будущем Брянск будет связан этой же авто
страдой и с Москвой. Проложены хорошие шоссейные доро
ги: Брянск — Почеп, Унеча — Клиицы — Новозыбков,
Брянск — Дятьково.
Воздушным транспортом областной центр связан почти со всеми районами области. Существует воздушное сообщение между Брянском и Москвой, Киевом, Тулой и другими городами. В Брянске построен аэровокзал со всеми удобствами для пассажиров.
Велико значение трубопроводного транспорта. Через область проходят газопроводы Дашава — Москва, Шебелин-ка — Москва, а также нефтепровод «Дружба» — от Альметьевска в европейские страны народной демократии. Сейчас ведется прокладка второй нитки нефтепровода.