Страницахозяйство

1966 год. ХОЗЯЙСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Важнейшие черти развития и общая .характеристика

Удобное географическое положение области, наличие круп­ных массивов леса, руд, а также рабочей силы способство­вали сравнительно раннему ее экономическому развитию.

Брянщина принадлежит к числу старых промышленных районов страны. Существовавшие с XVI—XVII вв. рудни (первые предприятия по выработке железа) были предшест­венниками металлургических заводов. Первым металлурги­ческим заводом в крае был завод Свенокого монастыря, по­строенный на р. Неруссе в XVII в. Несколько позднее брян­ский купец Никулин построил молотовый завод в районе Навли. Первые железорудные и металлообрабатывающие предприятия появились на западе и юге области. Но даль­нейшего  развития  металлообработка  здесь >не получила.

В XVIII в. на севере области в районе рек Болвы и Жиз-дры были найдены хорошие по качеству болотные железные руды. На их базе крупные предприниматели того времени создали металлургические и металлообрабатывающие заво­ды: Бытощекий и неподалеку от него Петровский. Затем по­явились Радицкщ, Любохонский и другие.

В начале XIX в. почти все эти предприятия были скупле­ны Мальцевым и вошли в состав так называемого Мальцев-ского горнозаводского округа, созданного по типу уральских округов.

По уровню развития металлургий и металлообработки Брянский край занимал тогда видное место в стране, уступая лишь Уралу и Средне-Окскому промышленному, району. В середине XIX века на мальцевских заводах организуется производство сельскохозяйственных и паровых машин, а с 1869 года—паровозов и вагонов. В семидесятых годах прош­лого столетия уже были заложены основы транспортного ма­шиностроения. . .

Большим событием в экономической жизни края было введение в строй в 1873 году Брянского рельсопрокатного :завода. В то время он занимал по производству стали второе, после Путиловского, место в России и был единственным поставщиком: стальных ; рельсов. Позже завод, перешел на производство вагонов и еще позже—паровозов. Завод пер­вым разработал технологию' изготовления многослойной ста­ли. В броню из этой стали было одето восемь русских броненосцев, в том числе и «Потемкин Таврический». Патент на
:: изготовление этой стали купили США, Англия, Франция,
Италия и другие страны. Вокруг завода вырос рабочий по­
селок Бежица, который в наше время является крупнейшим
районом города Брянска.                                ,                                '

С открытием на юге России высококачественных желез­ных руд и применением-коксующегося донецкого угля, зна­чение брянской металлургии упало. Многие заводы были за  крыты, а некоторые перешли на переработку привозного металла. '.

Наличие в крае огромных запасов кварцевых песков и ле­са|дало начало развитию^другой старейшей отрасли промыш­ленности —стекольной. Стекольные предприятия размещают­ся главным образом,, на северо-востоке Брянщины. Во вто­рое половине XVIII века здесь выросли Ивотской, Быгош-ский, Чернятинекий стекольные и Дятьковокий хрустальный заводы.

В начале XIX века возникает крупный промышленный район вокруг Клинцов. Здесь развертывается текстильная промышленность. Во второй половине XIX века появились Новозыбковекая, Злынковокая спичечные, Суражекая кар­тонная и другие фабрики.

Область. располагает большими запасами глин, песка:,
мергеля, трепела. Поэтому здесь с давних времен существу­
ет производство цемента, кирпича, черепицы, шифера и дру­
гие строительных материалов. .       

Месторождения   фосфоритов   в  Дубровском   и  Брянском .   районах послужили базой   для возникновения   производства минеральных удобрений. А наличие  больших лесных  массивов: вызвало к жизни знрчительную лесоперерабатывающую,  мебельную и лесохи­мическую отрасли промышленности.

 Природные условия края способствовали развитию про­мышленности по переработке сельскохозяйственного сырья. В 11803 г. в деревне Верхи, недалеко от Дятькова, появился первый на Брянщине и один из первых в России свеклоса­харный завод. В дальнейшем возникло еще несколько са­харных заводов, в том числе и Лапандинокий.

 Брянская область-—древний район коноплеводства и.картофелеводства. Зерновое хозяйство здесь стало развиваться пОзже. Однако в условиях дореволюционной России богат­ства края использовались слабо.

Промышленность

Великая Октябрьская социалистическая революция вызвала   . к ".жизни скованные народные силы и создала возможности для полного и планового использования природных богатств края.

Промышленность Брянщины росла быстро. Изменялась ее структура, появлялись новые отрасли. В 1940 г. промыш­ленность Брянщины увеличила валовую продукцию в срав­нении с 1913 годом в 8,5 раза.

Гитлеровские захватчики нанесли Брянщине огромный
ущерб. Край лежал в руинах. Почти каждая семья оплаки­
вала убитых и замученных в фашистских застенках. Мате­
риальный ущерб, причиненный только Брянскому краю, пре­
высил 24 млрд. рублей (в старом исчислении). Народ-труже­
ник" еще до окончания войны взялся за восстановление хо­
зяйства. В I960 году объем валовой продукции промышлен­
ности превзошел дореволюционный уровень почти в 34 раза,
а в 1970 — в сравнении с 1965 годом, он воврос еще на
70 процентов. При этом значительно изменилась структура
промышленности, ее оборудование, энерговооруженность,
механизация. Выросла производительность труда, продукция
стала разнообравнее, выросли и окрепли производственные
связи между предприятиями внутри области и за ее преде­
лами.                                 

Ведущей отраслью промышленности является машино­строение. В нем занято более четверти всех рабочих. За ма­шиностроением (по занятости) следуют все отрасли легкой промышленности, производство строительных материалов, пищевая промышленность, лесная и деревообрабатывающая. Во всех остальных отраслях занято 12% рабочих. Из круп­ных предприятий области— почти половина относится к от­раслям тяжелой промышленности.

Развивающийся, после революция
транспорт способствовал увеличению завоза не только уг­
ля, но и жидкого горючего сначала с Кавказа, а позже с
Поволжья.

В  период первых пятилеток на Брянщине организовали добычу   местного   топлива — торфа,   главным   образом, .для :: электростанций. На торфе работала БРЭС— детище плана      ГОЭЛРО. Со временем добычу торфа механизировали, а БРЭС улучшила технику его сжигания  (в виде пыли).

После войны топливно-энергетический баланс страны был перестроен. В связи с этим добыча торфа в области сок­ратилась, но зато возросло поступление нефтепродуктов и газа.

Основными видами дешевого топлива являются нефть По­волжья и газ Украины (сначала Дашавы, позже Шебе-линки).

Быстро развивается электро-энергетическое хозяйство. В 1950 году в области было произведено 269,8 млн. кет. час, а в 1968 — 883 млн. квт. час. электроэнергии, т. е. в 3,3 раза больше. Однако такое количество энергии удовлетворяет по-. требности области менее чем наполовину, хотя это больше, чем производят электроэнергии в.таких странах, как Иран,-Сирия или Исландия, и лишь чуть меньше, чем Пакистан с его 100-миллионным населением.

Область потребляет электроэнергии больше, чем Турция или Ирландия.

Недостающую большую половину электроэнергии Брян-щина получает от Единой энергетической системы Европей­ской части СССР.

За последние годы в потреблении электроэнергии вдвое выросла доля транспорта и сельского хозяйства и в 2,5 раза доля строительства. Доля потребления электроэнергии про­мышленностью снизилась с 70 до 60%.

Сначала/ в :. машиностроении использовалось .местное
сырье' и топливо, основные центры его -размещались натер­
ритории Дятьковского района и в Брянске. Важнейшие пред­
приятия и сейчас размещены в этих районах. Часть новых
предприятий разместилась "в других-районах.     

Самое крупное предприятие области — Брянский машино­
строительный за^вод, который, имеет металлургическую базу:
чугунолитейный, "мартеновский и прокатный цехи, производ­
ство литья/ из цветных металлов, мощный кузнечно-пресео-
вый Цех. Насть литья идет на другие заводы области и стра­
ны. На БМЗ изготовляют дизели, различных мощностей. Су­
да с дизелями этого завода плавают не только.под флагами
СССР, но и Швеции, Кубы, Англии и других стран. Брян­
ский машиностроительный .завод выпускает также те­
пловозы, /пятив'агояные рефрижераторные секции, многое
другое.. Батоны с маркой БМЗ можно встретить/на всех же­
лезных дорогах страны._

БМЗ по праву можно назвать гигантом среди предприя­
тий области. Одновременно — это завод, где осваиваются но­
вые изделия, новые методы производства, новая технология.
Именно здесь в первые годы .Советской власти были изго­
товлены электроплуги. Здесь впервые созданы цельносварные
цистерны, вагоны-ледники, б-вагонные' рефрижераторные
секции, электроды с рутиловьга покрытием.                           

Ирригационные^,машины, специальное оборудование для .производства железобетонных изделий дает завод иррига­ционных .гйашин в Брянске. Он возник на месте бывшего вагоностроительного/ завода им. Урицкого. Ныне это -пред­приятие является -головным в стране по производству ирри­гационных машин,; одновременно оно продолжает ;'выпуск оборудования для промышленности строительных материа­лов.

Брянский ордена Ленина завод дорожных машин име­нии    50-летия    Октября    выпускает    автогрейдеры,     бульдозеры.

Наиболее развитым районом цементной, асбошяферной и стекольной промышленности является Дятьковсккй, лежа­щий к северу от Брянска. В городе Фокино на местных за­пасах глин, мела и трепела работает один из крупнейших в Европе цементный завод. Рядом расположен комбинат асбоцементных изделий. В одну смену он выдает столько шифера, что им можно покрыть большой рабочий поселок, состоящий из тысячи одноквартирных домов. Кроме того, комбинат производит асбоцементные трубы. Оба предприятия растут и наращивают мощности.

Важное место в области занимают стекольные заводы, работающие на местных песках и представляющие собой высокомеханизированные предприятия. Свыше 13 млн. квад­ратных метров оконного стекла в год дает Бытошский завод, выпускает стекла всей цветовой гаммы и светотехнические изделия.. Здесь же изготовляется облицовочный материал (для метро, дворцов культуры и т. п.). Гордость завода — изготовлен­ный им для Выставки достижений народного хозяйства в Москве известный фонтан «Каменный цветок».

Продукция Ивотского завода — стекловолокно, изоляци­онные материалы для холодильных установок и трубопро­водов. Из стекловолокна завод готовит маты, вату, которые используются в качестве изоляционного материала.

Расположенный в том же районе Дятьковский ордена Трудового Красного Знамени хрустальный завод выпускает высококачественную посуду и художественные изделия из хрусталя не только для СССР, но и на экспорт. Завод яв­ляется неизменным участником всех международных выста­вок художественного хрусталя, его продукция всегда полу­чает высокую оценку.

Почти во всех районах области имеется сырье для произ­водства кирпича. Основными поставщиками кирпича явля­ются мощный завод силикатного кирпича в Брянске, Брян­ский кирпичио-известковый комбинат, два кирпичных заво­да в Клинцах, заводы в Почепе, Новозыбкове, Стародубе, Унече, Погребах и другие.

Значительное количество кирпича производят колхозы и совхозы.

Новым, имеющим большое будущее, является производ­ство сборных железобетонных конструкций. В Брянске соз­даны три завода, производящие детали и конструкции для 90     домов и сооружений из железобетона.

Мебельные предприятия размещены во многих районах области, но наиболее крупные, кроме Белой Березки, нахо* дятся в Брянске, Дятькове, Клетне, Брасове, Злынке, Алту­хове и Кокоревке. Все они в год дают населению мебели более чем на 35 млн. рублей.

Получила развитие и лесохимическая промышленность, производящая скипидар, канифоль, смолу, деготь и другие продукты.

В Сураже работает фабрика технического картона. Она дает 25 тысяч тонн картона в год. Эта фабрика по коопера­ции будет давать автомобильному заводу в Тольятти про­кладки.

В Вышкове, Новозыбковского района, работает единст­венная в области спичечная фабрика.

В Брянске в послевоенные годы начала давать продук­цию фабрика клавишных инструментов. Изготовляемые ею пианино «Десна» пользуются большим спросом.

По сравнению с 1940 годом лесная и деревообрабатывэ.ю« щая промышленность области увеличила выпуск продукции в 6 раз.

С памятного 1922 года клиицовские текстильщики нача­ли новую историю. Некогда дряхлая, старая фабрика вышла на новый путь развития. Ыыне — это хорошо механизиро­ванное производство, которое из года в год набирает темпы.

В Клинцах находится и кожевенное объединение «Крас­ный гигант», изготовляющее хромовые кожевенные товары, на базе которых работают обувные фабрики Клинцов, Но-возыбкова, Брянска и других городов (в т. ч. Москвы, Ле­нинграда). Изготовленные «Красным гигантом» кожи идут более чем на сто предприятий СССР.

На своих тканях и пряже, в основном, работают швей­ные и трикотажные фабрики Брянска, Клинцов, Иовозыбко-ва и других городов, дающие швейные изделия, верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные изделия в большом и все растущем количестве.

Сохранилась в области и обработка пеньки. Пенькозаво­ды размещены в районах юго-востока, центра, а шпагатные фабрики — на юго-западе и севере: в Клинцах, Дубровке, Гордеевке.

Транспорт

Первостепенное значение в области имеет железнодорожный
транспорт. Железнодорожная сеть на Брянщине довольно
густая. На каждую тысячу квадратных километров площади
приходится железнодорожных путей в 3 раза больше, чем в
среднем по СССР.

Железнодорожное строительство здесь началось во второй половине XIX века. Раннему развитию железнодорожного транспорта способствовало положение области между Цент­ром и Югом, Прибалтикой и Поволжьем. Это определило в направление магистральных путей.

По территории области проходят шесть главных линий протяженностью более тысячи километров. По ним осуществ­ляется широкая связь с другими районами страны и госу­дарствами западной Европы.

Железнодорожные магистрали связывают область со все­ми лежащими вокруг нее областями. Это имеет огромное значение для развития всех отраслей народного хозяйства.

По линиям Москва — Кишинев — Ун гены и Москза — Львов — Чоп с выходом в страны народной демократии пе­ревозятся машины, зерно, уголь, металл, лес и другие про­мышленные и сельскохозяйственные товары.

Направление Москва — Гомель с выходом на Брест, Вар­шаву, Берлин служит для перевозок пассажиров и грузов из центральных районов РСФСР в Белоруссию, Поль­шу и ГДР. Эта дорога проходит по многим районам об­ласти.

Старейшая магистраль Рига — Орел издавна связывает Поволжье и Брянскую  область  с  Балтийским  морем.

Связь Ленинграда с Донбассом, Крымом и Кавказом осуществляется не только через Москву и Орел, но и по ли­нии Ленинград — Вязьма — Брянск — Донбасс, более корот­ким и менее нагруженным путем, в обход Москвы. По этой линии курсируют поезда между городами-героями Ленин­градом и Севастополем.

Магистраль Ленинград — Орша — Хутор Михайловский — Ворожба и далее на юг проходит через Унечу и Сураж. Идут по ней лес, уголь, металл и другие грузы.

Через северо-западную окраину области проходит еще одна магистраль Фаянсовая — Рославль.

Кроме магистральных, в области имеются дороги мест­ного значения: Новозыбков — Климове — Семеновка. Унечя — Стародуб, Жуковка — К.летня и другие.

Магистрали Москва—Брянск — Киев к пригородная до Жуковки электрифицированы.

Крупнейший железнодорожный узел области — Брянск (с пассажирскими и товарными станциями).

Товарная стаипия Брянск-2 формирует составы 7 направ­лений и отправляет в сутки, большое число поездов. Стан­ция располагает современной системой управления и техни­ческой обработки поездов.

Менее крупными узлами являются Унеча и Навля.

С каждым годом все большее значение приобретает авто­мобильный транспорт. Ныне в области 315 автомобильных маршрутов с протяженностью линий около 7 тысяч километ­ров. В 1970 году автобусами перевезено более 84 миллионов пассажиров. В области развернуто большое дорожное строи­тельство. Сейчас автомобильное сообщение существует ме­жду Брянском и районными центрами. К концу пятилетки все центральные усадьбы колхозов и совхозов будут связа­ны с районными центрами дорогами с твердым покрытием. Улучшается и межобластное автомобильное сообщение.

Автомагистраль Брянск — Орел выходит на автостраду Москва — Симферополь, связывает Брянск с Тулой, шоссе Брянск — Рославль — Смоленск — Витебск выходит на Вар­шавское шоссе.

Автострада Москва — Киев связала область с Украиной..
В ближайшем будущем Брянск будет связан этой же авто­
страдой и с Москвой. Проложены хорошие шоссейные доро­
ги:          Брянск — Почеп,       Унеча — Клиицы — Новозыбков,
Брянск — Дятьково.

Воздушным транспортом областной центр связан почти со всеми районами области. Существует воздушное сообще­ние между Брянском и Москвой, Киевом, Тулой и другими городами. В Брянске построен аэровокзал со всеми удоб­ствами для пассажиров.

Велико значение трубопроводного транспорта. Через об­ласть проходят газопроводы Дашава — Москва, Шебелин-ка — Москва, а также нефтепровод «Дружба» — от Аль­метьевска в европейские страны народной демократии. Сей­час ведется прокладка второй нитки нефтепровода.