Брянские хоры Василия Калинникова
Автор знаменитой «Первой симфонии» (а также симфонических поэм, хоров, романсов) Василий Сергеевич Калинников родился 1 января 1866 года в селе Воин Мценского уезда Орловской губернии в небогатой семье мелкого служащего.
Его отец, Сергей Федорович, родом из с. Шарово Севского уезда, окончил Сев-ское уездное духовное училище, где ещё сохранялись традиции хоровой школы П.И. Турчанинова. Но в священники он не пошел, а стал канцеляристом, потом приставом в селе Воин, служил помощником исправника в г. Дмитровске, в последние годы—в Брянске. Сергей Федорович любил церковное пение, народные песни, неплохо играл на гитаре, руководил любительскими хорами. Его увлечение музыкой передалось детям — два его сына из четырех стали композиторами.
Детские годы Василия прошли в домашней обстановке при тесном общении с многокрасочной среднерусской природой — леса-перелески, спокойные чистые реки, раздольные поля. Все это способствовало его раннему эстетическому развитию. Василий еще ребенком услышал игру на фисгармонии и был ею очарован. Игра духового оркестра в городском саду взволновала мальчика «до слез». Вскоре он сам научился играть на гармонике — песни, вальсы, польки. Учился в орловском начальном училище, семинарии (еще учась в ней, руководил хором семинаристов), мечтал о консерватории...
Несмотря на тяжелое материальное положение семьи, Сергей Федорович в 1884 году отправил сына учиться в Москву. Перед отъездом произошел любопытный разговор. Знакомый помещик, сановный П.П. Новосильцев, «подковырнул» Василия: «Ну куда ты едешь? Ведь Глинкой все равно не будешь!» Юноша ответил достойно: «Глинкой не буду, зато стану Калинниковым». «О, да ты с задором! — воскликнул Новосильцев. — Ну ладно, поезжай. Желаю тебе успеха!» (И подарил Василию на дорогу 25 рублей.)
Осенью 1884 года Василий поступил в Московскую консерваторию. Успешно учился. Ходил на концерты, в театр — слушал «Русалку», «Фауста», «Ивана Сусанина». После встречи с «Евгением Онегиным» писал родным: «Музыка Чайковского — моя любимая музыка».
В следующем году он перешёл в музыкально-драматическое училище, в котором учили так же хорошо, но плата за обучение была меньше. Обучался теории музыки, игре на фортепиано, скрипке, фаготе и в мае 1892 года окончил училище.
Еще в ученические годы B.C. Калинников из-за материальных затруднений подрабатывал — переписывал ноты, играл в частных концертах. Порой играл по 10 часов в день: утром репетиции, днем спектакль или концерт, вечером — другой. И все равно на питание, одежду, жилье денег не хватало. Длительное перенапряжение, работа в холодных помещениях, на сквозняках, игра на «общих» недезинфицируемых фаготах привели к тому, что Калинников серьезно заболел. Затяжной плеврит сменился туберкулезом.
Из-за болезни с конца 1893 года он жил главным образом в Ялте. Там ему становилось лучше. В 1894-1895 годах он создал свое самое главное произведение — «Первую симфонию», с эпической монументальностью повествующую о русском раздолье, о духовной щедрости и силе русского народа. Столичные музыкальные деятели не спешили приветствовать творение молодого автора.
Первое исполнение симфонии состоялось лишь в феврале 1897 года, второе — в апреле, оба в Киеве. И только в декабре — в Москве. Но через год-полтора ей уже рукоплескали Берлин, Вена, Париж, Монте-Карло и снова Киев, Москва, а также Харьков, Одесса, Нижний Новгород. <...>
B.C. Калинников получил европейскую известность.
Однако туберкулез прогрессировал, и 29 декабря 1900 года, не дожив трех дней до своего тридцатипятилетия, B.C. Калинников скончался.
В Брянске B.C. Калинников впервые побывал летом 1886 года, когда на каникулах приехал к отцу. Катался с друзьями на лодке по Десне, ходил в лес. «Город очень красив, — писал он матери своей невесты Н.С. Ливановой,—окрестности прелестные, недостает только хорошей музыки». Но наладилось и с музыкой, да еще как! «Познакомился с домом священника Попова, у которого дочь учится в Санкт-Петербургской консерватории, — пишет B.C. Калинников. — Жена исправника тоже хорошо играет». Притом у исправника имелось два рояля. Один из них был предложен B.C. Калинникову на лето. А главное — объявилось много любителей пения.
С помощью учителя приходского училища B.C. Калинников создал из любителей хор: «Приходится много работать, особенно с мальчуганами. Певцов у меня много. Между ними есть люди сведущие». К последним относились брат Виктор, два врача, учитель гимназии, нотариус. Набралось человек 45. Составили концертную программу. Солистом стал Алексей Красин, студент вокального отделения Петербургской консерватории, тоже приехавший на каникулы.
В июле-августе в Брянске состоялись выступления хора B.C. Калинникова. Исполнялись 10 произведений в сопровождении фортепиано и одно — а капелла: русские, украинские, сербские народные песни в обработке М.П. Мусоргского, О.Х. Славянской и др. Шестого августа концерт с большим успехом прошел в Бежице — на заводе Губонина (БМЗ). Афиши возвещали:
«БЕЖИЦА
С дозволением начальства в среду,
6 августа 1886 г., в зале училища
имеет быть концерт
любителей хорового пения
под управлением В. С. Калиникова.
Программа концерта
I отделение
- «Ты взойди, солнце красное», русская песня, муз. Мусоргского, исполнит хор.
- «У ворот батюшкиных», музыка Мусорского, исполнит хор.
- Вальс «Чудные девы»,
муз. Славянской, исполнит хор.
- «Твоя милая головка», муз. Славянской, исполнит А.В. Красин и хор.
- «Сербский марш»,
муз. Славянской, исполнит хор.
II отделение
- «Всадник перед боем», муз. Бендян, исполнит хор.
- Русские песни «Ивушка», исполнит хор.
- «Из-под дуба», исполнит хор.
- «А из рощи темной», муз. Славянской, исполняет А.В. Красин и хор.
- Сербская народная песня (а капелла), исполнит хор.
- Кадриль из любимых русских и малороссийских песен,
муз. Гофбаэра, исполнит хор.
Начало концерта в 8 часов 30 минут».
Включение в репертуар сербской музыки объясняется сочувствием русских сербам, боровшимся в те годы за освобождение от турецкого гнета.
Об этих концертах Калинников писал: «Черт возьми, сколько хлопот по этим концертам, что боже упаси... На первом концерте сбору было мало, а на втором порядочно. Да и первый концерт у нас прошел гораздо хуже второго, ибо Анну Петровну [Попову] не пустили с нами аккомпанировать, а аккомпанировала одна барыня и только нагадила нам. Во втором концерте в Бежице уже я сам аккомпанировал, и потому концерт прошел блистательно. Теперь вот думаю еще один концерт дать 15 числа, если успею подготовить хор».
На следующее лето Калинников снова приехал в Брянск: «Я теперь провожу время у родителей, гуляю в брянских лесах, слушаю невозможную еврейскую музыку... пою с любителями всевозможные хоровые штуки и занимаюсь понемногу по гармонии, чтобы не забыть». Он сочинял романсы, хоры, о чем спешил известить своего училищного наставника Семена Николаевича Кругликова: «Написал еще маленький хорик, который и разучил со своими любителями. Звучит красиво».
Но в это лето Калинников с хором работал меньше: он разрывался между Брянском и Дмитровском, где назревала его свадьба.
Вот так в Брянске проходила, можно сказать, первая «производственная практика» B.C. Калиникова как хормейстера и композитора. Здесь он впервые предстал перед широким кругом слушателей в ответственной роли руководителя большого творческого коллектива. И брянцы, пожалуй, первыми встретились с пусть еще молодым, но вполне профессиональным хормейстером и его хором, «светским».
Несомненно, богатые брянские впечатления — от бескрайных брянских лесов, от истинно русского деснянского простора и от душевных талантливых людей — хорошо согласовывались с его прежним и последующим жизненным опытом. И этот богатый опыт определил становление того B.C. Калинникова, к которому он стремился еще с самой юности, в частности, послужил надежной основой для создания гениальной, подлинно народной по духу «Первой симфонии».