Страницахоры

Брянские хоры Василия Калинникова

Автор знаменитой «Первой симфо­нии» (а также симфонических поэм, хоров, романсов) Василий Сергеевич Калинников родился 1 января 1866 года в селе Воин Мценского уезда Орловской губернии в небогатой семье мелкого слу­жащего.

Его отец, Сергей Федорович, родом из с. Шарово Севского уезда, окончил Сев-ское уездное духовное училище, где ещё сохранялись традиции хоровой школы П.И. Турчанинова. Но в священники он не пошел, а стал канцеляристом, потом при­ставом в селе Воин, служил помощником исправника в г. Дмитровске, в последние годы—в Брянске. Сергей Федорович лю­бил церковное пение, народные песни, неплохо играл на гитаре, руководил лю­бительскими хорами. Его увлечение му­зыкой передалось детям — два его сына из четырех стали композиторами.

Детские годы Василия прошли в домашней обстановке при тесном общении с многокрасочной среднерус­ской природой — леса-перелески, спо­койные чистые реки, раздольные поля. Все это способствовало его раннему эстетическому развитию. Василий еще ребенком услышал игру на фисгармо­нии и был ею очарован. Игра духового оркестра в городском саду взволновала мальчика «до слез». Вскоре он сам на­учился играть на гармонике — песни, вальсы, польки. Учился в орловском начальном училище, семинарии (еще учась в ней, руководил хором семина­ристов), мечтал о консерватории...

Несмотря на тяжелое материальное положение семьи, Сергей Федорович в 1884 году отправил сына учиться в Москву. Перед отъездом произошел лю­бопытный разговор. Знакомый помещик, сановный П.П. Новосильцев, «подко­вырнул» Василия: «Ну куда ты едешь? Ведь Глинкой все равно не будешь!» Юноша ответил достойно: «Глинкой не буду, зато стану Калинниковым». «О, да ты с задором! — воскликнул Ново­сильцев. — Ну ладно, поезжай. Желаю тебе успеха!» (И подарил Василию на дорогу 25 рублей.)

Осенью 1884 года Василий поступил в Московскую консерваторию. Успешно учился. Ходил на концерты, в театр — слушал «Русалку», «Фауста», «Ивана Сусанина». После встречи с «Евгением Онегиным» писал родным: «Музыка Чайковского — моя любимая музыка».

В следующем году он перешёл в му­зыкально-драматическое училище, в ко­тором учили так же хорошо, но плата за обучение была меньше. Обучался тео­рии музыки, игре на фортепиано, скрип­ке, фаготе и в мае 1892 года окончил училище.

Еще в ученические годы B.C. Калин­ников из-за материальных затруднений подрабатывал — переписывал ноты, играл в частных концертах. Порой играл по 10 часов в день: утром репе­тиции, днем спектакль или концерт, вечером — другой. И все равно на пи­тание, одежду, жилье денег не хватало. Длительное перенапряжение, работа в холодных помещениях, на сквозняках, игра на «общих» недезинфицируемых фаготах привели к тому, что Калинни­ков серьезно заболел. Затяжной плев­рит сменился туберкулезом.

Из-за болезни с конца 1893 года он жил главным образом в Ялте. Там ему становилось лучше. В 1894-1895 го­дах он создал свое самое главное про­изведение — «Первую симфонию», с эпической монументальностью пове­ствующую о русском раздолье, о ду­ховной щедрости и силе русского на­рода. Столичные музыкальные деятели не спешили приветствовать творение молодого автора.

Первое исполнение симфонии со­стоялось лишь в феврале 1897 года, второе — в апреле, оба в Киеве. И только в декабре — в Москве. Но че­рез год-полтора ей уже рукоплескали Берлин, Вена, Париж, Монте-Карло и снова Киев, Москва, а также Харь­ков, Одесса, Нижний Новгород. <...>

B.C. Калинников получил европей­скую известность.

Однако туберкулез прогрессировал, и 29 декабря 1900 года, не дожив трех дней до своего тридцатипятилетия, B.C. Калинников скончался.

В Брянске B.C. Калинников впервые побывал летом 1886 года, когда на кани­кулах приехал к отцу. Катался с друзьями на лодке по Десне, ходил в лес. «Город очень красив, — писал он матери своей невесты Н.С. Ливановой,—окрестности прелестные, недостает только хорошей музыки». Но наладилось и с музыкой, да еще как! «Познакомился с домом свя­щенника Попова, у которого дочь учится в Санкт-Петербургской консерватории, — пишет B.C. Калинников. — Жена ис­правника тоже хорошо играет». Притом у исправника имелось два рояля. Один из них был предложен B.C. Калинникову на лето. А главное — объявилось много любителей пения.

С помощью учителя приходского учи­лища B.C. Калинников создал из лю­бителей хор: «Приходится много рабо­тать, особенно с мальчуганами. Певцов у меня много. Между ними есть люди сведущие». К последним относились брат Виктор, два врача, учитель гимна­зии, нотариус. Набралось человек 45. Составили концертную программу. Со­листом стал Алексей Красин, студент вокального отделения Петербургской консерватории, тоже приехавший на ка­никулы.

В июле-августе в Брянске состоялись выступления хора B.C. Калинникова. Ис­полнялись 10 произведений в сопрово­ждении фортепиано и одно — а капелла: русские, украинские, сербские народные песни в обработке М.П. Мусоргского, О.Х. Славянской и др. Шестого августа концерт с большим успехом прошел в Бежице — на заводе Губонина (БМЗ). Афиши возвещали:

«БЕЖИЦА

С дозволением начальства в среду,

6 августа 1886 г., в зале училища

имеет быть концерт

любителей хорового пения

под управлением В. С. Калиникова.

Программа концерта

I отделение

  1. «Ты взойди, солнце красное», русская песня, муз. Мусоргского, исполнит хор.
  2. «У ворот батюшкиных», музыка Мусорского, исполнит хор.
  3. Вальс «Чудные девы»,

муз. Славянской, исполнит хор.

  1. «Твоя милая головка», муз. Славянской, исполнит А.В. Красин и хор.
  2. «Сербский марш»,

муз. Славянской, исполнит хор.

II  отделение

  1. «Всадник перед боем», муз. Бендян, исполнит хор.
  2. Русские песни «Ивушка», исполнит хор.
  3. «Из-под дуба», исполнит хор.
  4. «А из рощи темной», муз. Славянской, исполняет А.В. Красин и хор.
  1. Сербская народная песня (а капелла), исполнит хор.
  2. Кадриль из любимых русских и малороссийских песен,

муз. Гофбаэра, исполнит хор.

Начало концерта в 8 часов 30 минут».

Включение в репертуар сербской му­зыки объясняется сочувствием русских сербам, боровшимся в те годы за осво­бождение от турецкого гнета.

Об этих концертах Калинников писал: «Черт возьми, сколько хлопот по этим концертам, что боже упаси... На первом концерте сбору было мало, а на втором порядочно. Да и первый концерт у нас прошел гораздо хуже второго, ибо Анну Петровну [Попову] не пустили с нами аккомпанировать, а аккомпанировала одна барыня и только нагадила нам. Во втором концерте в Бежице уже я сам ак­компанировал, и потому концерт прошел блистательно. Теперь вот думаю еще один концерт дать 15 числа, если успею подготовить хор».

На следующее лето Калинников снова приехал в Брянск: «Я теперь провожу время у родителей, гуляю в брянских лесах, слушаю невозможную еврейскую музыку... пою с любителями всевозмож­ные хоровые штуки и занимаюсь понем­ногу по гармонии, чтобы не забыть». Он сочинял романсы, хоры, о чем спешил известить своего училищного настав­ника Семена Николаевича Кругликова: «Написал еще маленький хорик, кото­рый и разучил со своими любителями. Звучит красиво».

Но в это лето Калинников с хором работал меньше: он разрывался между Брянском и Дмитровском, где назревала его свадьба.

Вот так в Брянске проходила, мож­но сказать, первая «производственная практика» B.C. Калиникова как хормей­стера и композитора. Здесь он впервые предстал перед широким кругом слуша­телей в ответственной роли руководи­теля большого творческого коллектива. И брянцы, пожалуй, первыми встрети­лись с пусть еще молодым, но вполне профессиональным хормейстером и его хором, «светским».

Несомненно, богатые брянские впе­чатления — от бескрайных брянских лесов, от истинно русского деснянского простора и от душевных талантливых людей — хорошо согласовывались с его прежним и последующим жизненным опытом. И этот богатый опыт опреде­лил становление того B.C. Калинникова, к которому он стремился еще с самой юности, в частности, послужил надеж­ной основой для создания гениальной, подлинно народной по духу «Первой симфонии».