Языческие хороводы через века. Брянщина.
Хоровод! Всем знаком этот танец-игра с раннего детства. Этот вид народного творчества, объединяющий музыку (песенную или инструментальную), танец и игровое действие, известен у многих народов мира. В народных традициях сохранились хороводы, связанные с языческими обрядами. Обрядовые хороводы во всех национальных культурах являются древнейшими; им свойственны игровой элемент, медленное круговое движение «по солнцу» под пение архаичных1 песен.
На Брянщине на протяжении столетий многие поколения исполняли «Кострому» — своеобразное театрализованное представление-обряд. В далёкие времена этот обряд имел глубокое социально значимое содержание, отражал религиозно-мифологические представления людей. В энциклопедическом словаре «Славянская мифология» поясняется: «Кострома — в восточнославянской мифологии воплощение плодородия. В русских обрядах «проводов весны» («проводов Костромы») Кострома — молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы ее воплощает антропоморфное2 чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, <...> но Кострома воскресает. Ритуал был призван обеспечить плодородие. Название «Кострома» связывают с русскими словами «костерь», «костра» и другими обозначениями коры растений.
По другой версии, во время театрализованного действа создавался «оберег» для селянина, чтобы «умилостивить» дух растения (льна).
Однако постепенно жизнь изменялась, стал забываться изначальный смысл включённых в хоровод действий, и они превратились по преимуществу в развлекательно-увеселительные.
Научная экспедиция на территорию Брянской области записала в селе До-рожово (ныне Брянский район) вариант «Костромы», сохранивший древнейшие элементы. По итогам экспедиции вышла книга Л.В. Кулаковского «Искусство села Дорожово», а самодеятельный коллектив исполнителей стал широко известен в нашей стране.
Дети не участвовали во взрослых игрищах, но в своих детских играх копировали их. Пример тому известная на Брянщине игра-хоровод «Ой, Махоня моя!»
Песня-картинка «Махоня» — своеобразная игра. Махоня—молодая девушка, олицетворяющая «лень-матушку». Это образная сценка с развивающимся действием: диалог матери и одной из участниц хоровода, сопровождаемый припевом: «Ой, Махоня, Махоня моя, дорогая приветливая».
Чем же «занята», по словам матери, Махоня, когда ее на работу зовут? Она учится, уезжает на речку, простужается, полезает на печку, заболевает, ее лечат, парится в бане.
Игра в «Махоню», записанная в Брянской области, имеет много общего с известнейшей игрой в «Кострому».
Ой, Махоня, Махоня моя, Дорогая приветливая. А в Махонюшке брюшко болит, А в надеждушке сердце горит, Живот-сердце на месте не стоит.
Диалог:
- Здорово, кума!
- Здоровенько!
- Что твоя Махоня делает? —Да учится.
Поется песня.
Диалог:
- Здорово, кума!
- Здоровенько!
- Что твоя Махоня делает?
- На речку поехала.
- Поется песня.
Диалог:
- Здорово, кума!
- Здоровенько!
- Что твоя Махоня делает?
— Приехала с речки, полезла
на печку.
Поется песня.
Диалог:
- Здорово, кума!
- Здоровенько!
— Что твоя Махоня делает?
—Моя Махоня заболела:
на речке простудилась.
Поется песня.
Диалог:
—Здорово, кума! —Здоровенько! —Что твоя Махоня делает? —Мою Махоню в баню повезли: попариться от болезней надо.
Поется песня.
Диалог:
—Здорово, кума! —Здоровенько! —Что твоя Махоня делает? —А умерла моя Махоня, надо за попом ехать.
Поется песня.
Диалог:
—Здорово, кума!
—Здоровенько!
—Что твоя Махоня делает?
Поется песня:
А Махоня не то ведьма была,
Не то просто отжила
Поп еще не ушел, а Махоня:
«Вот черт кудлатый!
Ты меня хоронил,
В яму закопал,
Я тебе дам!»
—А поп крутился, крутился
Да и засел под стол: схоронился.
1 Архаичный — свойственный старине, с чертами старины.
2 Антропоморфный — человековобразный.