Страницахор

Брянск. Русский народный хор и ансамбль «Раздолина».

 

Вряд ли есть в Брянске человек, который, проезжая по улице Ка­линина, не обратил бы внимание на фасад с колоннами и огром­ной лирой. Это памятник архи­тектуры — здание бывшей муж­ской гимназии, подаренное горо­ду купцами-меценатами брать­ями Могилевцевыми. Ныне—го­родской Дом культуры Советско­го района с более полувековой историей.

Много чем славен ДК, в наро­де именуемый «Промкой», но одним из главных «брен­дов» до сих пор остается Русский народный хор. История коллекти­ва началась в далеком 1948 году, когда недавний участник ансамб­ля брянских партизан баянист Фе­дор Оленев организовал на швей­ной фабрике хоровую группу, поз­же ставшую ядром будущего Рус­ского народного хора промкоопе­рации.

Рассказывая о 65-летней исто­рии хора, нельзя не упомянуть о нелегкой судьбе его создателя. Родился Федор в маленькой дерев­не Турушла в Башкирии. С мечтой о музыке приехал в Уфу, устроился на стройку маляром. С первой получки купил гармошку, долго и упорно учился на ней играть, радуя друзей по общежитию задушевны­ми песнями. Через два года прику­пил баян, нашел учителя. Забрали в армию, там, в свободное от ар­мейской учебы время давал кон­церты по заявкам. Во время Вели­кой Отечественной войны тоже не расставался с баяном, музыка под­нимала дух воинам, скрашивала их тяжелый фронтовой быт. Замети­ли «певучего» бойца командиры, собрали коллектив из ему подоб­ных талантов и создали ансамбль, который воодушевлял солдат на ратные подвиги, на веру в Победу. Немало концертов дал он на пере­довых, в госпиталях и деревнях...

После войны председатель правления клуба брянской швей­ной фабрики Петр Лунев, зная о заслугах Оленева, его таланте и неиссякаемом энтузиазме, предло­жил Федору Михайловичу возгла­вить женский хор при фабрике. Немало сил, энергии и творческой сноровки потребовалось, чтобы собрать коллектив, еще больше — чтобы он «запел».

8 Марта 1948 года хор дал свой первый концерт, а 1 Мая — второй. Концерты понравились. Но пред­стояло еще многому учиться...

Ф.М. Оленев объездил с магни­тофоном почти все районы Брянщины, записывал песни, частушки, припевки, которые впоследствии вошли в репертуар хора. Потом пришел успех. Приглашали на Все­союзные фестивали, на гастроли по стране и за рубежом. Получили звание «Народный».

Русская песня прочно подружи­лась в этом коллективе с танцем. Талантливый балетмейстер, Заслу­женный работник культуры Анато­лий Иванович Зенин поставил де­сятки ярких хореографических но­меров, которые долго не сходили со сцены. Многие артисты-любите­ли впоследствии стали професси­оналами. Значительно обогатило звучание ансамбля появление в его составе оркестра народных ин­струментов.

Уже к середине 60-х годов ан­самбль песни и пляски входил в число лучших самодеятельных кол­лективов России. Традиции рус­ской песни бережно хранил пре­емник Оленева — Заслуженный работник культуры РФ Вячеслав Иосифович Солоницын.

Об истории хора можно гово­рить долго. Подробную информацию можно найти в книге А.Е. Шочина «С песней по жизни».

Сегодня коллективом руково­дит Заслуженный работник культуры РФ Владимир Ефимович Плеснецов. За его пле­чами 48 лет музыкального стажа. Родом он из Клинцов. В раннем детстве, слушая народные напевы мамы (Наталья Сергеевна была знатной певуньей), Владимир, можно сказать, впитывал музыку. В школе посещал музыкальные, эстрадные кружки. Первые уроки игры на баяне брал у ветерана Ве­ликой Отечественной Николая Гавриловича Дятлова. В 8-9 клас­сах уже с легкостью аккомпаниро­вал школьному хоровому коллек­тиву. Талантливому пареньку про­чили музыкальное будущее. Окон­чил культпросветучилище по клас­су баяна (ныне Брянский колледж искусств и культуры), затем Москов­ский институт культуры, получил квалификацию «Руководитель русского народного хора». В 70-х работал в культпросветучилище концертмейстером на отделении руководителей народного хора, рука об руку с именитым худруком Ф.М.Оленевым. В 1977 году поки­нул училище, но в 90-х вновь про­должил преподавательскую дея­тельность. За те годы, которые Вла­димир Ефимович проработал с Оленевым, он перенял от него преданность профессии, ценность хранения исконно русских тради­ций... Как-то Федор Михайлович сказал молодому коллеге: «Тебе придется продолжать мое дело». Так и вышло.

В 2008 году после того, как Со­лоницын оставил хор, он был на грани распада. Владимир Ефимович дал согласие возродить хор, внести в него свежую струю. Про­слышав, что пришел новый худо­жественный руководитель, старо­жилы, коих было немного, стали «подтягивать» на репетиции под­руг-певуний из других ансамблей и хоров, обладающих удивитель­но колоритным разноголосьем. Со­бралось более 20 человек.

Вместе с Плеснецовым помо­гать в возрождении хора стала его коллега по музколледжу Лариса Тимошенко. Она окончила Орловский институт искусств и культуры, получила квалификацию «Препо­даватель специальных дисциплин, руководитель народно-певческого коллектива». До этого не один год отработала в детской музыкальной школе, руководила ансамблем «Лукошко». Вскоре Лариса Викто­ровна предложила при хоре со­здать ансамбль «Раздолина», что­бы растить смену.

 

Ансамбль «Раздолина» - смена хора

Участниц нового коллектива долго искать не при­шлось. Мамы детишек из «Лукош­ка» сами выразили желание петь. Сейчас в «Раздолине» почти все исполнительницы с музыкальным образованием. Елена Максимкина — музыкальный работник в детса­ду, ее дочь Полина закончила му­зыкальную школу, бывшая участ­ница «Лукошка». Наталья Шилкина—учительница начальных клас­сов, ее дочь Валентина также экс-участница «Лукошка». Семейный подряд в коллективах только при­ветствуется. Александра Пищенко (Селявина) тоже перешла из «Лу­кошка» в «Раздолину», как и Еле­на Бохан. Год назад пришла Але­на Тимошенко (однофамилица). Не имея музыкального образования (работает судебным приставом), проявляла большое желание и упорство. Теперь частенько соли­рует, но, признается, каждый вы­ход на сцену волнителен, как впер­вые... Все девушки большие энту­зиастки, никаких корыстных целей и в помине нет. Сами заработа­ли на ткань, выступая на заказных концертах, одна из участ­ниц сшила кос­тюмы. На заработанные деньги пишутся и «минусовки» (музыка без слов). Помогать некому, да они и не просят. Им нра­вится петь, они живут репетициями и концертами. В прошлом году в совместном проекте с народной вокальной студией эстрадной пес­ни «Созвучие» ездили в Болгарии на меж­дународном конкурсе завоевали диплом лауреата. Сетует Тимо­шенко, что нет преемственности по­колений худруков на Брянщине, все толковые ребята по окончании музколледжа перебираются в Мос­кву или Питер.

Репертуар Русского народно­го хора — старинные рус­ские песни, которые зачас­тую исполняются а капелла. Много песен исконно брянских, для кото­рых характерны «гуканье» и «ики». Ни в одном другом регионе Рос­сии такого нет. Молодежь часто ис­полняет современные, популяр­ные эстрадные композиции. Но главная изюминка творческих, ко­лоритных коллективов Русского народного хора и «Раздолины» — умелое и звучное соединение мно­гоголосья опытных участниц хора и молодежи. Дополняет вокал ан­самбль народных инструментов под руководством Василия Коломейца. Ни один праздник не про­ходит без их участия.

Завершая свой рассказ о бога­том историческом прошлом Русско­го народного хора,  пообщаемся с некоторыми старо­жилами коллектива. Их четверо — Татьяна Абрамова, Лариса Аносо­ва, Мария Дубовицкая и Светлана Бынкова.

— Хор — это моя семья, прихо­жу в Дом культуры как к себе до­мой, — делится Татьяна Алексеев­на Абрамова. — Сорок лет пою в хоре! На школьном музыкальном смотре, когда была в 8 классе, в жюри сидел сам Оленев. Он меня заприметил и позвал в хор, носив­ший в то время смешное название «Шпулечки-иголочки». Тогда боль­шинство исполнителей были ра­ботниками швейной фабрики. Что запомнилось за эти годы? Многое. Пожалуй, одно из самых приятных воспоминаний оставила поездка всем коллективом в Феодосию: и отдыхали, и по­коряли голосами местную публи­ку. «Шатер» была любимой песней Оленева, без нее не обходился ни один концерт. Ездили в Польшу, Болгарию, Закарпатье. Колесили по стране: Москва, Ленинград, Та­мань, Подмосковье... С теплотой вспоминаю вокальный смотр в Во­ронеже. Наши зеленые костюмы с орнаментом (в них мы были похо­жи на русские березки) и вокал покорили Татьяну Устинову, худру­ка хора имени Пятницкого. Она вышла на сцену и со слезами на глазах сказала теплые слова бла­годарности. Помнится вечер в рес­торане в Варшаве, где нас встре­чали аплодисментами и разными яствами, сильное впечатление осталось после посещения Освенци­ма... Не раз местное телевидение снимало выступления хора. Жаль, сейчас нет возможности куда-то выбираться. Нет транспорта, средств... Раньше было проще.

— Я пришла в хор больше 20 лет назад, — рассказывает Ма­рия Федоровна Дубовицкая. — До этого выступала в других му­зыкальных коллективах. В моей памяти сохранилась поездка в подмосковный Загорск (Сергиев Посад), где мы провели много концертов и имели колоссальный успех. Экскурсии, радушный при­ем, благодарные зрители — все это создавало настроение праз­дника. Видеть искренние, напол­ненные светом и добротой глаза, радовать человеческие сердца — великое счастье для исполните­ля.

Слушаешь их и понимаешь как дорог им Русский народный хор, ставший для мно­гих не просто отдушиной от семей­ного быта, но и вторым домом. Приятно, что добрые сердца бес­корыстно служат народу, радуют зрителей на всех городских праз­дниках. Хочется пожелать им здо­ровья, простого женского счастья, любви и понимания. Пусть каждый день будет радостным! А хору — дальнейшего процветания, долго­летия, успеха, новых побед и при­знаний!