СтраницаХлестаков

Хлестаков от живописи Брянск

Давненько в брянском Художествен­ном музее не было такого наплыва публики. 3700 посетителей за пол­тора месяца — в несколько раз больше обычного. А многие вообще впервые узна­ли дорогу в музей, услышав по брянскому радио зазывную рекламу коммерческой вы­ставки: «Никас Сафронов, великий худож­ник России, гений». И всего за 250 рублей.

Никас Сафронов действительно гений. Гений самопиара. Он точно уловил спрос времени. За четверть века оброс богатыми и влиятельными заказчиками, наградами, стал модным именем светских хроник.

И вышло, как в известном анекдоте про обрезание, «во-первых, это красиво...»

В Художественном музее в одном зале на выставке Сафронова было собрано целое созвездие красавцев и красавиц. Живописец облачил кавалеров в рыцар­ские доспехи, императорские мантии, античные тоги и экзотичные кафтаны. От имен — головокружение. Роман Абрамо­вич в кудрях и кольчуге навырост, Лео­нардо ди Каприо и Джордж Клуни тоже в чем-то средневековом. Дамы Софи Лорен,

Джоди Фостер, Моника Беллуччи — в порхающих бабочках, павлиньих перьях и звездочках. Не забыл художник и себя любимого, скромно стилизуя автопортрет под Гольбейна. В общем, сплошные «хру­стальные люди на фоне хрустальных шариков», так названо одно из его манерных творений.

За эту нечеловеческую красоту любят Сафронова состоятельные заказчики портретов. Автор объ­ясняет свои труды модой на духовность и называет портреты «ангелами-хра­нителями».

Напрягаться публике не надо. Игры в сюр­реализм незатейливы. Моне Лизе подрисованы усики Дали. Метафоры предсказуемы и понятны самому неискушенному зрителю.

Книга отзывов полна восторгов: «Радуйте нас, поражайте, изумляйте, облагораживайте! Счастливы прикоснуть­ся! Л. Филина, лектор-искусствовед». Экс- губернатор Юрий Лодкин причисляет Никаса Сафронова к продолжателям «славных традиций передвижников».

Правда, девочка Даша, желая похвалить столичного гения, невольно его разобла­чает: «Все живо и ярко, как будто на фото­графии».

Вряд ли ребенок слышал о случившемся скандале вокруг работ Сафронова. Солид­ные покупатели обнаружили, что портреты представляют раскрашенные краской фото­графии. Первым обратил на это внимание бывший министр внутренних дел России, заплативший за портрет Путина две тысячи долларов. Пресса писала, что таких поделок у Сафронова в России больше, чем настоя­щих произведений.

В качестве коммерческого мероприятия выставку Сафронова можно, безусловно, отметить, как серьезный успех ее организа­торов. А вот насчет истинного художества? Есть искусство настоящее, а есть шоу-бизнес. Может, потому наши самые престиж­ные музеи и галереи России не спешат пополнять свои фонды и коллекции этим живописным глянцем.

Самая краткая запись в книге отзывов без комментариев: «Какой кошмар!» Один брян­ский художник назвал столичное светило «Хлестаковым от живописи». Действитель­но, «легкость в мыслях», то есть, в красках «необыкновенная». Мне же Никас Сафронов напомнил другого гоголевского персона­жа — Черткова из повести «Портрет» про то, как талантливый художник, угождая за­казчикам, разменивает свой дар на легкий успех, превращается в модную знаменитость.

Ну да Бог с ним, с Никасом. В Брянске в том же Художественном музее открыта выставка, которую действитель­но нельзя пропустить. Экспозиция «Авангард XX века» из галереи Санкт-Петербурга пред­ставляет творчество новаторов и великих бунтарей из 13 стран мира: Сальвадора Дали, Марка Шагала, Васи­лия Кандинского, Рене Магритта... Цветная литография из частных коллекций — 60 работ, снабженных поясни­тельными стендами о развитии авангарда в каждой стране. Это искусство требует подготовки и понимания.

А в городском Выставочном зале на буль­варе Гагарина в ноябре случилось настоящее событие. Потрясающая «Артмеханика» Вик­тора Григорьева из Санкт-Петербурга стала для многих открытием. Автор вдохнул душу, талант и юмор в свою заводную машинерию. Она жила, улыбалась, будила фантазию и помогала уловить ход времени, его пру­жину. «Ихтиандрушка», «Икарушка», «Сон маленького Чкалова», «Осколки», летучие рыбы и лошади, у которых крылья на месте. И как ни странно, они живее фотографичных сафроновских портретов

Татьяна РИВКИНД, журналист