Страницахлеб

Хлеб. Брянская область.

Две новости: 1. На Брянщине на два с половиной рубля выросли цены на социальные сорта хлеба, власти назвали повышение «плановым». 2. В Стародубе обанкротился местный хлебокомбинат «Колос», 70 человек остались без работы

Цена на хлеб была и все еще остает­ся волнующей темой для местных политиков и СМИ, и потому ее об­суждают даже горячее, чем обычно. Обо­снованно ли это? Самыми любопытными здесь, пожалуй, остаются неизжитые страхи. Дескать, перестанет власть присматривать за конечной ценой, и жди голодных бунтов. Меж тем очевидные цифры доказывают, роль хлеба по мере роста благосостояния граждан повсеместно уменьшается. В про­шлом остались времена 90-х, когда «Ка­равай» производил и продавал булочки, в основном, в Советском районе, где трудит­ся большинство брянских чиновников, и потому имелись какие-то доходы у потре­бителей, а в том же Бежицком — из-за от­сутствия денег не было и булочек. Ныне до­ходов на хлеб хватает, да и покупают теперь его иначе, с выбором.

В гипермаркетах утверждают — про­дажи хлеба сегодня составляют всего не­сколько процентов всех продаж. Испол­нительный директор Российского союза пекарей Валентина Ченских заявляет, что в последнее время в России снижается потребление хлеба, потому что меняются предпочтения потребителей, зато посто­янно растет выпуск кондитерских изделий. Если 20 лет назад в стране пекли 18 милли­онов тонн хлеба, то сейчас — всего 7 мил­лионов тонн, при этом сладостей готовят более 2 миллионов тонн в год.

По статистике, за последние двадцать лет потребление хлеба в России в расчете на че­ловека уменьшилось вдвое. Хлебом больше не кормят скот — потому что дорого. Нет денег на хлеб — это, скорее, лукавые при­читания алкаша, собирающего на улице на очередную бутылку, а не актуальная пробле­ма общества, даже в провинции.

Хлебокомбинатам и пекарням области, а хлеб у нас производит множество больших и малых предприятий, живется непросто, особенно тем, кто делает ставку на де­шевые сорта, цена которых регулируется властью. Заместитель председателя регио­нального комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Николай Клименко на областном совещании недавно признал, что на хлебокомбинатах области наблюда­ется снижение прибыли и рентабельности. Председатель комитета госрегулирования тарифов Брянской области Наталья Калюк даже заявила в конце минувшего года, что производство основных видов хлеба ржано-пшеничного и батона при действую­щих ценах для большинства предприятий хлебопечения стало убыточным. Ведь по­дорожало все: и сырье, и коммуналка, и с ужасающими темпами — энергия.

Чтобы разобраться в настроениях произ­водителей и продавцов брянского хлеба мы составили список вопросов, на который и по­просили ответить участников этого сегмента рынка. Увы, в опросе согласились поучаство­вать немногие. В той же «Линии» после не­дельных размышлений отказались отвечать даже на наше письменное обращение. Воз­можно, по причине деликатности темы.

Любопытно в этой связи признание ге­нерального директора ОАО «Бежицкий хлебокомбинат» Василия Белина о том, что производство социального хлеба на пред­приятии в последнее время стало своего родом меценатством. Понятно, такая ситуа­ция не могла продолжаться долго. Власть, два года подумав, решила ее поправить. Но насколько оправдано такое администри­рование в управлении отраслью — это вопрос очень спорный. Впрочем, у Бежицкого хлебокомбината — одного из лидеров хле­бопечения на Брянщине — есть поле для маневра. Здесь выпекают 170 видов хле­бобулочных изделий. Основной доход, как говорят, складывается из всех видов «по чуть-чуть». И здесь, на удивление многим, не сокращают, а даже увеличивают объемы производства.

Труднее приходится небольшим, не успевшим вовремя провести модернизацию предприятиям. Именно это, как и давление со стороны белорусских производителей, объяснил как главные причины банкротства предприятия «Колос» в Стародубе глава администрации Стародуба Александр Коробко. По мнению Коробко, у хлебопеков имеется решающее преимущество перед другими отраслями — постоянный спрос на продукцию. Хлебопечение должно при­носить прибыль, если все делать по уму, убежден он. И то, что хлебозавод в Старо­дубе перешел в итоге к более эффективному предпринимателю — владельцу пекарни из небольшого стародубского села Воронок лишь подтверждает вышесказанное. И за­вод опять заработал.

Кто и как борется в брянском хлебопече­нии за обновление оборудования, рынки сбыта, рост производительности по всем экономическим законам и не должно бы быть прямой заботой местной власти. Ей бы поощрять приход на рынки новых игро­ков и инвестиций. На деле выглядит совсем иначе. По официальной справке, областная власть имеет долю собственности в восьми хлебопекарных предприятиях. Больше того, в одно из них, в Фокинском районе, которое пытаются достроить с 2006 года, решено качать 1,8 млрд рублей бюджетных денег при планируемой производи­тельности 90 тонн в сутки. С одной стороны, стройку давно начали и надо как-то завершать. С другой — эта идея с прямым участим го­сударства в строительстве хлебозаводов сегодня вы­глядит очень по-советски. В прежние времена таким решениям было объяс­нение: огромные пред­приятия строили с учетом мобилизационных потреб­ностей. Потому они были столь неповоротливы в об­новлении ассортимента, производили много, но не очень качественного хлеба. Сегодня ситуация другая, потребитель стал более требователен. Любой гипермаркет в Брян­ске сегодня не мыслит себя без собственной пекарни, где порой производят совершенно невиданный раньше, пусть недешевый хлеб. Любопытно объяснение появления пекарен в магазинах: дело даже не в дополнитель­ных доходах, покупателям нравится запах свежего хлеба, и они подсознательно боль­ше времени проводят за покупками.

Как ни странно, в Брянске до сих пор не определились во мнениях, каким образом будет дальше развиваться хлебопечение. Если смотреть мировой опыт, то выясняет­ся, что время огромных хлебозаводов решительно ушлов прошлое, их обош­ли в развитии и более чутком реагировании на спрос маленькие пекарни, которые открываются и успешно действуют в каж­дом микрорайоне. Но как живется небольшим пред­приятиям в Брянске, како­вы их успехи и проблемы, власть, похоже, и не зна­ет, а по привычке помнит лишь несколько старых фамилий и адресов.

Есть еще одна пробле­ма. Наступление сетевых ритейлеров в области уже сказывается на хлебопечении. Похоже, не случайно в той же «Линии» не захотели отвечать, как там строят отношения с производителями. Даже дирек­тор мощного предприятия Белин признает, что реализация хлеба через крупные сети становится проблемой для хлебокомбината, в некоторые вообще не пускают, в других на­чинают диктовать отпускные цены, чтобы по­высить собственную прибыль при продаже. И эта история брянской властью пока не ис­следована вовсе, хотя она прямым образом влияет на конечную цену хлеба. Впрочем, в какой-то мере претензии на невнимание к отрасли брянские хлебопеки могут адресо­вать и самим себе. Они до сих пор не научи­лись в хорошем смысле сообща объяснять, защищать и лоббировать интересы отрасли. А коли так, то каждый получает, условно го­воря, свои синяки и шишки.

И еще что любопытно. В обществен­ном сознании не изжито мнение, что, если власть утратит прямой контроль над ценами, то вскоре непременно начнутся дефицит и хаос.  Например, в магазине «Даурия» при­знали, что основной объем при реализации дает социальный хлеб и батон. Но добав­ляют: даже если цена на социальный хлеб перестанет быть фиксированной, то магазин не станет резко повышать цены, тем более, что он работает напрямую с производителя­ми, в конечном итоге только спрос эту цену и определит. А в магазине «Фрегат»  замети­ли, что, если бы цену на социальный хлеб отпустили уже в январе, она вряд ли бы вы­росла вообще. Магазину невыгодно терять покупателей. И потому цена буханки здесь сначала поднялась до 17, а потом даже опу­стилась до 16 рублей с небольшим.

Как бы то ни было, будущее в брянском хлебопечении за теми, кто сможет предло­жить хлеб по приемлемой цене и лучшего качества. К счастью, сегодня на брянском прилавке есть из чего выбрать

Ольга ЛАПАТКИНА, генеральный директор ОАО «Фабрика-кухня» ТМ «Журавли»:

— Как показала практика, наш выбор в пользу продукции, производимой по тех­нологии заварных хлебов, без применения искусственных смесей, оказался верным. Особым спросом у покупателей сегодня пользуются хлеба «Литовский», «Литов­ский с семечками», «Вильня», «Любимый», «Благородный». Цены на наши хлебобу­лочные изделия не слишком отличаются от цен других производителей. Серьезная проблема — гигантские скачки роста закупочных цен на основное сырье — муку.

Наши потребители ориентируются на здоровое питание. Соответственно, сдоб­ные изделия и изделия из пшеничной муки занимают меньший объем продаж. Основ­ные продажи составляют хлеба. Думаю, сложности у производителей схожи. С точ­ки зрения экономики это неэффективное налогообложение. Низкая рентабельность хлебопечения объективно сдерживает процесс модернизации предприятий.