СтраницаХАЛЕЕВИЧИ

СТАРЫЕ ХАЛЕЕВИЧИ БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ (посёлок, деревня, село, населённый пункт)

Село Старые Халеевичи

СТАРЫЕ ХАЛЕЕВИЧИ (Стар. Холевичи), с, Ста-родуб. р-на, Запольскохалеевичского с.п., в 2,5 км к Ю.-В. от села Запольские Халеевичи (52°39' с.ш., 32°33' в.д.). 0,21 т.ж.; макс. 0,79 т.ж. (1892). Осн. предположит, в 1490; упом. (как Халеевичи) с 1610. Приход села упом. с кон. XVII в.; послед­нее здание храма Св. Николая было построено в 1761 (деревян., закрыт в 1930-х гг., не сохр.). В XVIII в. входило в Новоместскую сотню Старо-дуб. полка (преимущ. казацкое поселение); с 1782 по 1929 в Стародуб. уезде (с 1861 - в со­ставе Лыщичской вол.). С 1919 до 1930-х гг. - ц. Старохалеевичского с/с. К Ю. от села - остатки др.-рус. укрепления; в ц. села был открыт курган­ный могильник. Инд. 243282.

Святой родник расположен у озера Бахаевка. Считается, что у источника многие исцеляются от желудочных и кожных заболеваний. Оборудован закрытой купелью, село Старые Халеевичи.

Адрес Россия, Брянская областьрайон Стародубский, село Старые Халеевичи. Код ОКАТО 15250832007. Код ОКТМО 15650432. Почтовый индекс 243282.

Старые Халеевичи (Старые Холевичи) - село Стародубского района Брянской области, Запольскохалеевичского сельского поселения, в 2,5 км к юго-востоку от села Запольские Халеевичи. Основано предположительно в 1490 году; упоминается (как Халеевичи) с 1610. Приход села упоминается с конца XVII века; последнее здание храма Святого Николая было построено в 1761 (деревянный, закрыт в 1930-х годах, не сохранился). В XVIII веке входило в Новоместскую сотню Стародубского полка (преимущественно казацкое поселение); с 1782 по 1929 в Стародубском уезде (с 1861 - в составе Лыщичской волости). С 1919 до 1930-х годов – центр Старохалеевичского cельсовета. К югу от села – остатки древне-русского укрепления; в центре села был открыт курганный могильник. Максимальное число жителей 790 человек (1892).

СТАРЫЕ  ХАЛЕЕВИЧИ

Топоним образован от неканонического личного имени или прозвища “Халева” с помощью патронимического суффикса -ич(и). Первоначально село называлось “Халеевичи”. С образованием в 16 — 17 веках халеевичских выселок, названных переселенцами Запольем (а затем Запольскими или Новыми Халеевичами), село получило наименование “Старые Халеевичи”.

Село расположено в 16 км к северо-западу от г. Стародуба, при р. Берестянке.

Старые Халеевичи были поселены не позднее 16 века. В ходе Освободительной войны 1648 — 1654 годов значительное количество жителей села, желая обеспечить себе личную свободу, записалось в казаки. Кроме того, на халеевичских землях поселились казаки — выходцы из других сел. Таким образом, к первой четверти 18 века здесь насчитывалось уже более 20 казацких дворов, а к 1780-м годам их число достигло почти сотни. Вследствие этого, со второй половины 18 века Старые Халеевичи стали развиваться, преимущественно, как казацкое село.

Крестьянская часть населения села после изгнания поляков перешла в ведение Новоместской ратуши — главного административного и судебного учреждения на территории Новоместской сотни, в составе которой Старые Халеевичи оказались с образованием в 1663 году Стародубского полка. В первой четверти 18 века в селе насчитывалось около 20 дворов ратушных посполитых. Однако, со временем, часть ратушных крестьян перешла в собственность к новоместским сотникам Силевичам, занимавшим сотенный уряд с 1730 по 1782 годы. В 1781 году за последним новоместским сотником Фёдором Андреевичем Силевичем числилось около 7 крестьянских дворов, унаследованных впоследствии его сыном — поручиком Иваном Фёдоровичем и, предположительно, дочерью Марией Фёдоровной (в замужестве Рубцовой).

Несколько крестьянских дворов были приобретены другими владельцами, в том числе, и Ефросиньей Гавриловной Дащенковой, имевшей в собственности около 3 дворов. Не исключено, что некоторым ратушным крестьянам удалось записаться в казаки.

В 1850-х годах в Старых Халеевичах поселилась семья подпоручика Осипа Яковлевича Буки. После отмены крепостного права в селе проживал дворянин Николай Васильевич Ильинский, умерший в 1886 году в возрасте 33 лет.

Сведения о постройке церкви в Старых Халеевичах по разным источникам расходятся. Согласно мнению дореволюционного историка Ф.Гумилевского, деревянная Николаевская церковь была возведена в селе в 1711 году, а в 1740 году священником здесь служил Василий Афанасьевич Пригара, ставший впоследствии монахом Рябцевского монастыря. По данным же Черниговской губернской архивной комиссии, храм был построен в 1761 году, а в 1833, 1880 и 1902 годах неоднократно перестраивался. В 1860 — 1890-х годах священниками в церкви служили В.Бондаревский, И.Христичевский, Г.Боголюбский, И.Доброленский и В.Каминский.

В 1860-х годах в селе существовало начальное народное училище, в котором под руководством дьякона Николаевской церкви Трофима Пучковского, обучалось около 20 учеников в возрасте от 8 до 12 лет. В 1893 году в Старых Халеевичах открылась школа грамоты, в которой насчитывалось уже 25 детей, а учителями здесь работали Е.Куминов и Д.Соколовский.

В 19 веке село было причислено к Лыщичской волости.

Старые Халеевичи — это село с казацко-крестьянским населением, численность которого на протяжении 18 — 19 веков непрерывно возрастала: с 48 дворов в начале 18 века до 121 двора (628 жителей) в конце 19 века.

 

СТАРЫЕ ЧЕШУЙКИ (Чешуйки), д., Мглин. р-на, Новочешуйковского с.п., в 3 км от сев. окраины Мглина, на р.Судынке (53°06'с.ш., 32°49'18" в.д.). 0,04 т.ж.; макс. 0,61 т.ж. (1926). Изв. с 1 пол. XVII в. как владение Абрамовича; позднее - Есимон-товских, Мих. Турковского; к сер. XVIII в. - чисто казацкое поселение, ц. казачьего куреня. В 1704 упом. как «село»; позднее - деревня в приходе Мглин. Воскресенской церкви. Со 2 пол. XVII в. по 1781 входила в Мглинскую сотню Стародуб. полка, с 1782 по 1922 в Мглин. повете, уезде (с 1861 - в составе Мглинской вол.); в 1922-1929 в Клинц. уезде (Мглинская вол.). С 1919 по 2005 в Старочешуйковском (Чешуйковском) с/с, в т.ч. до 1970-х гг. - его ц.. Инд. 243230. Близ деревни -городище юхновской культуры и др.-рус. селище XI-XIII вв.

Деревня Старые Чешуйки первоначально возникла на правом возвышенном берегу реки Судынки, где и сейчас ещё виднеются следы от давно исчезнувшего поселения. Ссылаясь на старинный рассказ, передававшийся из поколения в поколение, чешуйковцы считают, что в давнее время река Судынка изобиловала рыбой. Тогда так много вылавливали рыбы в Судынке, что рыбья чешуя валялась на берегу речки и возле домов прибрежных поселян. Отсюда и название Чешуйки.

По рославльскому большаку (тракт Унеча – Рославль – Смоленск) часто передвигались маршевые роты от Смоленска на юг и обратно, шло оживленное движение гужевого транспорта, перевозились всевозможные товары из Украины в северные районы нашей страны и обратно. Чешуйки находились вблизи большака, и солдаты, пешеходы, извозчики так беспокоили чешуйковцев, что они решили оставить первоначальное местонахождение и переселиться на противоположный берег Судынки.

При поляках Чешуйками владел пан Николай Абрамович. А после изгнания поляков Чешуйками владели последовательно Мглинские сотники. В 1680 году полковник  Коровко отдал Чешуйки Ивану Есимонтовскому лишь на время его сотничества. Однако сыновья Ивана Есимонтовского в 1704 году выхлопотали универсал у Мазепы на отцовские владения. И затем в 2-х верстах от Чешуек при студёном ручье Веприце «осадили» слободку, которую стали называть Новые Чешуйки, а поселение на левом берегу Судынки – Старые Чешуйки показаны за Михаилом Турковским и братьями Есимонтовскими. Причем Старые Чешуйки принадлежали Турковскому, а Новые Чешуйки – Есимонтовским.

Старые Чешуйки расположены в 4-х км. к северу  от  г.Мглина, на р.Судынке.

Деревня была поселена не позднее первой половины 17 века и называлась также Малым Заречьем.

При польском владении Северщиной, Чешуйки принадлежали Николаю Абрамовичу.

После освобождения от поляков и образования в 1663 году Стародубского полка, деревня вошла в состав Мглинской сотни.

На протяжении второй половины 17-го – первой половины 18 века, местные жители, стремясь избежать крепостной зависимости, активно записывались в казаки. Это привело к тому, что Чешуйки стали формироваться преимущественно, как казацкое село. Уже в 1723 году здесь насчитывалось 37 дворов казаков, входивших в чешуйковский казацкий курень, атаманом которого в 1731 году являлся Максим Дорохов.

Жители деревни, оставшиеся в крестьянском сословии, после поляков были приписаны к обслуживанию уряда мглинских сотников, которые стремились перевести ранговых крестьян в личное владение. Так поступил и Иван Федорович Есимонтовский, находившийся на этом уряде с 1680 по 1681 годы. Воспользовавшись своей должностью, он присвоил часть урядных крестьянских дворов. В начале 1700-х годов сыновья Ивана Есимонтовского – Афанасий и Алексей, добились у полковника Михаила Миклашевского подтверждения своих прав на отцовские владения в Чешуйках, а в 1704 году эти права закрепил универсал  гетмана Мазепы.

Другой сотник, Иван Ракушка-Романовский, занимавший этот уряд с 1688 по 1705 годы и приходившийся зятем Ивану Есимонтовскому, также приписал себе 12 крестьянских дворов. После смерти И.Ракушки Романовского чешуйковские дворы перешли к его зятю, мглинскому сотнику, Михаилу Турковскому. Вдобавок к полученному наследству, М.Турковский задумал устроить на р.Судынке водяную мельницу и рудню, для чего скупил у местных жителей луговые угодья в урочище «Красные Горки», расположенном у реки. В 1720 году все его приобретения были узаконены гетманским универсалом И.Скоропадского.

В течение последующих десяти лет М.Турковский построил в Красных  Горках рудню и мельницу, переведя на их обслуживание своих крестьян.

В 1732 году он отписал всю собственность в Чешуйках, в т.ч., и часть владений в Красных Горках, сыну Максиму. Так же, как и отец, Максим Михайлович посвятил свою жизнь военной карьере. Он служил в генеральной войсковой канцелярии, получил звание знатного бунчукового товарища, а в 1733 году занял пост мглинского сотника. В браке с Анной Григорьевной Кулябкой, Максим имел дочь Марфу, которой и завещал впоследствии все свои имения. На Марфе Максимовне фамильная линия Турковских закончилась, а их владения с середины 18-го века стали делиться между дальними родственниками и их потомками.

В первой трети 18 века в зависимость к чешуковским владельцам попало и немало  обедневших казаков, переведенных по разным причинам на положение крестьян. В дальнейшем, значительное количество «разказаченных» крестьян было переселено Есимонтовскими в Большое Заречье.

В нач.19 века в деревне появились новые владельцы, среди которых упоминались: титулярный советник Иван Доляка и протоирей Иоаким Чачко.

Наибольшее же количество крестьян принадлежало сыновьям сотенного атамана Ефрема Артемьевича Солодковского – унтер-офицеру Афанасию и коллежскому регистратору Ивану Солодковским. Их наследники владели чешуйковскими дворами до отмены крепостного права.

Казацкое население деревни к началу 19 века продолжало расти, и к моменту переписи 1811 года составило уже 50 дворов. В это время в Чешуйках продолжал существовать казацкий курень,  возглавляемый атаманом Архипом Веремьевым.

К середине 19 века деревня стала центром Старо-Чешуйковской казачьей волости, старшиной в которой в 1850 году являлся казак Александр Пацапанов.

Жители деревни являлись прихожанами Воскресенской церкви села Новые Чешуйки.

С середины 17 века Чешуйки формировались как деревня с казацко-крестьянским населением, численность которого к 1866 году достигла 348 человек (36 дворов).