СтраницаГубонин

ПЕТР ГУБОНИН - ПРОМЫШЛЕННИК И ПРЕДРИНИМАТЕЛЬ. БРЯНСКИЙ КРАЙ.

Герб Губониных

Знаменитый российский строитель железных дорог, предприниматель и благотворитель Пётр Ионович Губонин прошёл необычный жизненный путь от крепостного до одного из самых успешных российских промышленников второй половины XIX столетия. Он родился в 1825 году в деревне Борисово Коломенского уезда Московской губернии в семьелсрепостных крестьян помещика Д.Г. Бибикова. Дед Губонина был умелым каменщиком, можно предположить, что освоил он это ремесло при возведении храма Святого Духа в селе Шкинь, на строительстве которого в конце XVIII века трудились мужики со всей округи «во славу Божью». Поразительное сходство храма с величественным Троицким собором Александро-Невской лавры неизменно поражало всех, кто его видел. Вид неординарной церкви, словно перенесенной в неведомую Шкинь с петербургского проспекта, не мог не отразиться на формировании духовных и жизненных приоритетов юного Петра Губонина. Интерес к ремеслу камнетеса и камнереза повлиял на его решение получить разрешение помещика и в возрасте 17 лет уйти в Москву для работы по найму у своего родственника Яковлева. Мастер, видя смекалку и усердие юноши, сделал его своим приказчиком. В 1848 году Петр получил в наследство от Яковлева инструменты и несколько подрядов на выполнение    каменных    работ. Добросовестно  справляясь  с заказами,   он   сумел   собрать деньги для своего выкупа и в 1858 году получил от помещика вольную.


ОБЩЕСТВЕННАЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.И. ГУБОНИНА

Во второй половине XIX столетия в российском обществе имя Губонина неизменно упоминалось в связи с его активной общественной деятельностью и многими благотворительными акциями как в Москве так и в других городах России. Он был гласным московской городской Думы, присяжным поверенный Московского коммерческого суда, выборным от купеческого общества, казначеем и почетным членом Совета 1-го Арбатского отделения Дамского Попечительства о бедных в Москве, членом и жертвователем Благотворительного общества попечения о раненых и больных воинах, почетным членом Санкт-Петербургского Совета детских Приютов и Покровской общины сестер милосердия, членом Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в Санкт-Петербурге. Одним из первых его благотворительных дел стало основание в 1860 году Детского приюта Петра Губонина в Петербурге, на содержание которого он ежегодно вносил 4 тыс. рублей. В 1868 году передал 25 тыс. руб. на содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот московского купечества. Для Петра Ионовича было характерно сочувствие и гуманное отношение к нуждающимся. Он часто соглашался быть крестным отцом детей небогатых людей по-христиански осознавая, что должен в первую очередь позаботиться об их образовании, а крестницам обеспечить приданое.

Преображенская церковь в Бежиие

Вначале село, где жили строители завода, называлось Губонино, затем с 1889 года стало именоваты Бежица. Скупив земли между реками Болва и Ветьи у разорившегося помещика Астахова, Губонин основе распилочный шпальный завод. В марте 1867 года утвердили положения  Комитета о концесси на земскую Орловско-Витебскую железную дорогу,  в течение трех месяцев создат общество по строительству дороги от Орла до Витебск; главным подрядчиком которой стал Губонин и его колпаньоны из Министерства путей сообщения: инженер генерал-майор  А.Б.Казаков  и  инженер-подполковни: Т.Л. Садовский. За год дорога была построена и принес ла подрядчикам 19 млн. руб. прибыли. Губонин вместе с инженером В.Ф. Голубевым решили построить на месте распилочного шпального завода рельсопрокатный и получили в 1873 году Высочайшее разрешение на учреждение Общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. Идея строительства принадлежала Голубеву, с которым Губонин познакомился во время строительства Орловско-Витебской железной дороги. Инженер убеждал Губонина довольно долго, но основным аргументом стала насущная необходимость строительства такого предприятия, так как рельсы в стране изготовляли лишь заводы Демидова и Мальцова. В ожидании царского указа Губонин вовлек в дело князя В.Н. Тенишева, который непосредственно руководил строительством завода.
Место для завода было выбрано очень удачно: рядом сосновый лес, торфяные болота, реки Десна и Болва. На строительство потянулись крестьяне Орловской, Смоленской, Калужской, Могилевской и Минской губерний, так что недостатка в рабочей силе не было. Первым был построен двухэтажный корпус с машинным и модельным отделениями, а также чугунолитейные и механические мастерские. В 1876 году правление Общества получило правительственный заказ на изготовление 1.800.000 пудов стальных рельсов. Брянский завод выплавлял третью часть стали, производимой в России. Орловско-Витебская, Грязе-Царицынская, Курско-Харьковская и Орловско-Грязевская железные дороги оснащались исключительно рельсами Брянского завода. Капитал Брянского общества, определенный уставом в 600 тыс. руб., через пять лет вырос втрое. Кроме рельсов заводом были изготовлены конструкции 336-метрового моста через Днепр, 1590-метрового моста через Аму-Дарью, балки для Киевского вокзала в Москве и Варшавского в Санкт-Петербурге.
Не забывали основатели завода и о социльной сфере. Одновременно с домами для администрации и служащих начали строиться дома барачного типа для рабочих. Первыми общетвенными учреждениями в центре села Губонино стали больница на 50 коек и начальное училице, в котором обучалось вначале 130, а затем 375 человек. В 1878 году при училище были открыты вечерние курсы, которые посещали мастеровые и их дети. В 1883 году построили Преображенную церковь, которой в 1884 году Губонин пожертвовал иконостас. С 1889-го село стало называться Бежицей, от слова «прибежище», так как в эти места бежали люди от голода в соседних землях. Численность населения в это время доходила до 12 тысяч человек.

Московский купец Петр Ионович Губонин, узнав о работах англичан, приехал в Брянск и купил лес и земли, расположенные на трассе проектируемой дороги.
В 1865 году вблизи реки Болва посреди сплошного хвойного леса, на пути прокладки новой линии железной дороги, заработал распиловочный шпальный завод купца Губонина и посёлок при нём, состоявший из одного производственного здания, конторы и нескольких землянок, в которых ютились нанятые из окрестных сёл крестьяне. Поначалу сельцо называлось «Губонино», но потом (примерно с 1889 г.), навсегда закрепилось за ним название «Бежица», что, возможно, означало «прибежище». В те годы, после земельной реформы, много крестьян разорялось и бежало в город; люди были счастливы тем, что, как писал поэт Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
« А ныне милость божия!
Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую – не нажуюсь»…
 

Брянский вестник 1894 год

ПЕТР ГУБОНИН меценат Брянщина