СтраницаГРИНЕВО

ГРИНЕВО Брянщина

Главный дом усадьбы Безбородко / Голицыных в с. Гринево. Фото 1903 г

Если дальше мы проследуем по избранному маршруту (для чего надо вернуться в Стародуб), то по пути в Погар мы будем проезжать большое село Гри­нево, в котором также сохранились памятники русского классицизма. Как видим, старых «дворянских гнезд» на Брянщине было немало.

В свое время Гринево поочередно принадлежало ряду казацких старшин, а впоследствии — крупнейшим маг­натам России. В списке его владельцев числятся такие фамилии, как Дорошенко, Шираи, Миклашевские, Без-бородко, Лобановы-Ростовские, Апраксины, Голицыны. Каждому из них в свое время принадлежали десятки, а то и сотни тысяч крепостных и земли, равные по пло­щади некоторым западноевропейским государствам!

В седьмом томе известного сочинения «Россия. Полное географическое описание нашего отечества», изданном в 1903 году, сказано, что некогда Гринево было соб­ственностью  И.   Безбородко,   который   «здесь   выстроил прекрасный дом и возле него церковь по плану архи­тектора Гваренги; четыре иконы в храме принадлежат кисти знаменитого академика Кипренского». Получает­ся, таким образом, что Кваренги причастен к строитель­ству в Ляличах, Шнуровке и Гриневе, а знаменитые живописцы XVIII века Боровиковский и Кипренский писали иконы для церквей в Новой Романовке и Гри­неве. Не такая уж это была «глухая провинция»!

Построенные Ильей Везбородко дом и Троицкая цер­ковь сохранились, но находятся в плохом состоянии, осо­бенно первый; он сгорел в Великую Отечественную вой­ну, остались только наружные стены с колоннадой. Зда­ние сейчас перестроено под школу. Если судить по до­шедшим до нас частям дома, он был сооружен в строгих формах классицизма. Простой прямоугольный объ­ем украшен по главному фасаду шестью колоннами. Противоположный фасад, выходящий к озеру, имеет по центру полукруглый выступ. Здание двухэтажное, с равномерно расположенными окнами. Облик строгий, даже суровый. Как оно выглядело в первоначальном ви­де — сказать сейчас трудно.

Церковь Троицы (1802) сохранилась лучше, в ее фор­мах также выражены черты классицизма, но переосмыс­лены они по-своему. Так же как и в Понуровке, это осо­бый классицизм, украинский. Такой же компактный и по-своему очень красивый центрический план. Здание пятикупольное, главный купол доминирует, четыре до­бавочных установлены по углам и вплотную подходят к главному. Несмотря на лаконизм форм, что свой­ственно классицизму, излюбленные на Украине центрич-ность, симметрия и пирамидальность здесь выражены достаточно ясно. Для обозрения таких зданий требуют­ся большие пространства, а поэтому они и ставились на свободных площадях, их нельзя себе представить в тес­ной городской застройке.

Внутреннее убранство церкви частично сохранилось, но судьба написанных Кипренским икон не выяснена. Возможно, они и сохранились среди запыленных и по­тускневших от времени других икон, находящихся в этом заброшенном и пустующем здании.

Странная судьба памятников архитектуры Брянской области! За исключением некоторых (в Почепе и Ляли­чах) они либо пребывают в неизвестности, либо в луч­шем случае только упоминаются. Но специальному изучению не подвергались, А заслуживают этого.