Страницаграницы

1802 год Брянск расширяет границы

В записках о путешествиях Василия Зуева говорится, что в 1802 году Брянску был дан новый, разработанный по правилам градостроительства того времени план. Он учитывал реальное положение города. Были намечены перспективы его развития. Предусматривалось, что городские кварталы должны быть укруп­нены, улицы классифицированы по своему значению, уточнено положение го­родских площадей.

Центральной улицей города была Московская. Она сохранила свое главное значение прибрежной продольной магистрали. Ныне это улица Калинина. Как и многие века, эта улица вела через Десну на Жиздру, а далее на Москву.

В другом, противоположном направлении — от адмиралтейского места или так называемых галерных сараев, складов — на город Карачев и далее на Орел.

Второй продольной магистралью была запроектирована в нагорной части го­рода Петропавловская улица. Ныне это проспект Ленина. Эта улица была раз­делена Судками. Значение ее было важно. В одной ее части, где располагался Петро-Павловский монастырь, она переходила в дорогу на Рославль. На этом месте сейчас расположена гостиница «Брянск». На противоположном конце улица в районе нынешней площади Партизан разветвлялась на пути, ведущие в Карачев и Трубчевск. Нижняя часть города соединялась с нагорной.

В статистическом отчете за 1853 год брянский городничий сообщал, что в городе считается плановых кварталов 75, он имеет в окружности 10 верст, под поселением состоит земли 271 десятина 53 сажени.

Брянская городская дума в 1875 году на своем заседании обсуждала воп­рос о частичном изменении плана города. Было решено: «Поручить управе распланировать участки Лубянки и Нижний Судок, а также рекомендуемые управою новые места за Трубчевскою и Рославльскою заставами, а также за Жиздринскою заставою, в Нижней Ямской слободе и за Десною, между лесо­пильнею г-на Бабкова и за Речскою слободою, предложив желающим селить­ся, кому будет возможно, на прежних, а остальным — на новых местах...»

В 1904 году протяженность всех улиц и переулков Брянска составляла три­дцать пять километров, а тротуаров — почти наполовину меньше. Первая шос­сейная мостовая возникла в 1867 году на Московской.

Шли годы. Город рос, как и его предместья. Улицы Верхне-Ямская, Верх­няя Лубянка, Зарецкая, Кузнечная, Нижняя Лубянка, Нижне-Ямская, Новая, Новые Выселки, Привокзальная расстраивались. Расширялись Володарский и Льговский (Фокинский) поселки, через два года к Брянску были приписаны населенные пункты Урицкий, Стеклянная и Чугунная Радица...

В 1924 году общая площадь Брянска (без города Бежицы) с пригородами, состоящими в ведении городского Совета, составляла почти 44 тысячи квадрат­ных саженей (сажень равняется 2,1336 метра). Парки, бульвары занимали почти 15 тысяч квадратных саженей. Общая длина улиц, переулков — более 50 тысяч саженей. В 1926 году в нынешнем Советском районе города Брянска насчитыва­лось 27 тысяч жителей, в Володарском — 10 тысяч, в Фокинском — 9. Более 31 тысячи человек проживало в те годы в Бежице. В черту города Бежицы в 1934 году включены села Городище, Бежичи, Бордовичи, Чайковичи.

В седьмом томе Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году, сообщается, что Брянск вместе с пригородами Карачиж и пристанционными поселками Володарский и Фокинский занимает площадь более сорока девяти квадратных километров. «Город вытянулся вдоль правого, высокого берега р. Десны, изрезан глубокими оврагами; на левом низменном берегу расположи­лись пристанционные поселки. Благодаря изрезанной поверхности планировка города не является правильной», — подчеркивалось в ней.

Особенно расширил свои границы областной центр, когда в 1956 году два самостоятельных города — Брянск и Бежица объединились в единый.

«Наш областной центр после объединения Брянска и Бежицы в один город превратился в крупный промышленный и транспортный узел юго-западной час­ти Российской Федерации, — писала газета «Брянский рабочий» за 18 августа 1956 года. — В городе работает 80 промышленных предприятий. Они дают Роди­не энергопоезда и турбины, дорожные и строительные машины, стальное литье и фосфоритные удобрения, строительные материалы и широкий ассортимент то­варов народного потребления...» Далее газета отмечает, что в городе возводятся тракторный завод, камвольный комбинат, заводы строительных машин и стекло­тары, хлебозавод, фабрика клавишных инструментов, молокозавод, макаронная фабрика, ведется большое жилищное и культурное строительство. Из Куйбышева и Шебелинки в Брянск прокладываются нефтепровод и газопровод.

Возросло, конечно, и население. В 1959 году оно составляло в Брянске 227 тысяч человек. Самым крупным был Бежицкий район — без малого 85 тысяч человек. В Советском районе проживало более 60 тысяч, в Фокинском — свыше 33 тысяч, в Володарском — 29 тысяч. Число жителей в городе на один квадрат­ный километр составило 2075 человек.

В связи с объединением двух городов был скорректирован и генплан 1945 года. Намечались новое строительство, реконструкция старых и постепенный вывод из города или изменение профиля промышленных предприятий с вред­ными в санитарном и опасными в пожарном отношении производствами, пере­базирование из зон жилой застройки мелких промышленных и коммунальных предприятий, складов, размещенных в ветхих помещениях.

Предусматривались озеленение, меры по защите атмосферы и водоемов от загрязнения. Намечалась программа строительства объектов культурно-быто­вого назначения, улучшения транспортных связей между районами, жилыми и промышленными зонами. Большое место в генплане отводилось дальнейшему формированию архитектурного облика центральной части города, созданию архитектурных комплексов во всех районах. Из всего намечавшегося значитель­ная часть была выполнена, многое осталось на бумаге. План развития города претерпел корректировку. Если раньше Брянск виделся в перспективе устрем­ленным ввысь, то ныне картина иная. Меняются его планировки, схемы комму­никаций.. . Сама концепция рассчитана на много лет.

У Брянска есть особенность. Десна делит его на две части. Правый берег реки — высокий, крутой. Советский район расчленен оврагами. Бежицкий, Во­лодарский, Фокинский расположены на левом берегу Десны. Он низкий, поло­гий. Город исторически сложился так, что все районы друг от друга отделены поймой. Во многих местах она заболочена, изобилует небольшими старицами, в период весенних паводков затопляется. Разливаются Десна, Снежеть и Болва.

Одно время шло бурное обсуждение: застраивать пойму Десны или нет. Одни предлагали намыть земснарядами песок из реки и сооружать здания. Сто­ронники другого подхода считали, что ни в коем случае не следует это делать. Затраты огромны. Город потеряет свой облик. Сократится зеленая зона. Побе­дил разум. Овраги, пойма реки — это «легкие» города. А огромная растянутость — уйма дополнительных затрат.

Современный город — это не только внешний вид, улицы, площади, парки, скверы, фонтаны, клумбы цветов, театры, библиотеки, музеи, магазины... Это подчас малозаметное, но очень важное жизнеобеспечение: подземные телефон­ные, электрические, газовые, водопроводные, канализационные сети, ливневые стоки... Возьмем, например, протяженность всех водопроводных сетей. Они протянулись почти на шестьсот километров. Город ныне потребляет ежесуточ­но по линии водоканала семьдесят тысяч кубометров воды. На каждого жителя приходится в среднем триста тридцать литров в сутки. Много воды расходуют промышленные предприятия. Воду дают подземные скважины, Бордовичский водозабор на Десне... Протяженность канализационных сетей превышает двес­ти пятьдесят километров. К ним подключены все хозяйственно-бытовые пред­приятия, заводы, фабрики, многоэтажные жилые дома и ряд индивидуальных. В сутки через канализационные очистные сооружения проходит 180-190 тысяч кубометров сточных вод.

Первый водопровод в Брянске появился в 1905 году. Его протяженность тог­да была восемь километров. В 1939 году водопроводной сетью за год было дано брянцам (без Бежицы) два миллиона кубических метров воды. Это составляло шестьдесят литров в сутки на одного человека. К водопроводу длиною в шес­тьдесят километров было подключено 496 домов, 319 водопроводных колонок находилось на улицах.

Сравним цифры прошлого и сегодняшнего дня по другим показателям. В 1794 году в городе было пятьдесят фонарей. От небольшой электростанции, построен­ной в 1915 году, электросвет получали лишь несколько домов богатых владель­цев. В 1940 году более 7000 зданий было присоединено к электрической сети. 620 электрических фонарей освещали площади и улицы. Ныне их не счесть.

Когда в 1909 году впервые появился в городе телефон, то станция имела тридцать абонентов. Спустя семь-восемь лет действовало уже пятьсот номеров. В 1913 году на Риго-Орловском вокзале и станции Брянск-Льговский были ус­тановлены телефоны-автоматы. Сейчас телефонная сеть протянулась почти на две тысячи триста километров. К семнадцати станциям всего подключено более девяноста четырех тысяч абонентов, у населения свыше семидесяти семи тысяч телефонов. К услугам горожан 450 картофонов универсальных и таксофонов. А сколько мобильных?

Общая жилая площадь Брянска ныне превышает семь миллионов квадрат­ных метров. В среднем на одного жителя приходится общей площади почти пятнадцать, а жилой — более девяти.

Город растет, расширяются его границы. Например, чтобы добраться из Чай-ковичей Бежицкого района до мясокомбината, расположенного в Фокинском, нужно преодолеть расстояние примерно в сорок километров, а от памятника летчикам, что в Советском районе, до Большого Полпина в Володарском — бо­лее двадцати километров. Город — сложное хозяйство, огромное. Множество умов занято его оформлением, застройкой, развитием.

Я. Соколов