Страницаграмоты

1877 год Школа грамоты Брянск

Заботились промышленники и об обучении взрослых. Например, в 1877 г. для рабочих Брянского завода открылась школа грамоты, а в 1878 г. при на­чальном училище в Губонино открылись вечерние курсы, проводимые учи­телем 4 раза в неделю [48]. Их посещало до 200 человек. После окончания работы мастеровые обучались чтению, письму и арифметике. Так как в училище не хватало мест для всех желающих, многие дети приходили на эти курсы вместе с отцами [30, с. 18]. Позже в созданном М.К. Тенишевой начальном училище с ремесленным классом по просьбе родителей учеников были организованы вечерние занятия для взрослых по черчению.

Просвещением молодых рабочих занимались также воскресные школы. В Бежице такая школа была создана в 1905 г. выпускником Московского высшего технического училища К.Ф. Грачевым, работавшим на Брянском заводе начальником одной из лабораторий [30, с. 35]. Он привлек к чтению лекций не­сколько инженеров и учителей, хотевших нести культуру в среду рабочих. Таким образом трудовое обучение создавало широкие возможности для применения разносторонних знаний, убеждало учащихся в тесной связи теории и практики.

Благодаря такому вниманию, уделяемому образованию, с 1895 по 1909 г. только в Бежице было построено 11 специальных зданий для учебных заведений. В 1910-1911 гг. общее число учеников в них составляло 2000, расходы на содержание - 50 тыс. руб. в год, доля грамотных в Бежице (56,7 %) стала выше, чем в целом по Орловской губернии (17,6 %), и достигла уровня грамотности рабочих фабрик и заводов Москвы (56,0 %). Особенно много грамотных было среди молодых рабочих.

Большой вклад в дело подготовки квалифицированных работников Брянского уезда Орловской губернии внесли ремесленные и технические училища. Местные предпринимате­ли активно участвовали в финансировании профессиональных учебных заведе­ний. Как свидетельствуют собранные данные, значительная часть их пожертвований шла даже не на финансирование существовавших, а на откры­тие новых учебных заведений.

В связи с целенаправленной подготовкой специалистов в области промышленности, помимо обычных школ, существовала и система профессионального образования. Так, в Людинове  С. И. Мальцовым было основано техническое пятигодичное училище, прозванное местным университетом [15]. В Дятьковском техническом училище дети фабричных работников на протяжении пяти лет наряду с изучением общих предметов усиленно занимались рисованием и черчением, готовясь к работе в стеклоделии и металлообработке. Обучение было ориентировано на формирование у учащихся профессионального мышления и навыков, благодаря чему достигалась практическая направленность получаемых знаний. Уровень образованности работников был прямо связан с возможностью выполнения сложнейших технических задач. Всего в школах и училищах Дятьковско-Людиновского промышленного округа к началу 1880-х годов обучалось более 1,5 тысячи детей [77]. Выпускники училища работали на всех его заводах, занимая даже посты директоров и управляющих. Все вместе это способствовало тому, что за предприятиями Сергея Ивановича закрепилась слава пионеров производства. О внимании С. И. Мальцова к проблеме образования народа говорит и тот факт, что в завещании он распорядился часть своего состояния направить на распространение грамотности и просвещения [2, ф. 1291, оп. 71, д. 430-а, л. 4 - 5].

Усовершенствования технических средств труда на Брянском рельсопрокатном заводе в начале 90-х годов также свидетельствовали о том, что предприятие нуждалось в технических кадрах. В связи с этим по инициативе супруги одного из владельцев завода, знаменитой меценатки М. К. Тенишевой, было открыто ремесленное училище, обучение в котором давало возможность поднять производство на более высокий уровень. Учебное заведение начало действовать в 1892 году. Первый набор составил 60 человек. Дети в возрасте от 12 до 15 лет обучались столярно-модельному и слесарно-кузнечному ремеслу. Княгиня М. К. Тенишева разработала программу и устав школы, в которых использовали темы и принципы из общих программ технических училищ.

На основании «Устава» от 14 июля 1894 года учебное заведение было преобразовано в школу ремесленных учеников (рис. 19). Она находилась в ведении Министерства народного просвещения и учреждалась «с целью бесплатно сообщать учащимся преимущественно детям рабочих Брянского завода, знания и умения, необходимые для осмысленной работы в мастерских» [28, с. 75]. Школа имела 3-летний курс обучения. К числу обязательных дисциплин относились Закон Божий, русский и церковнославянский языки, история, география, арифметика, геометрия, садоводство, физика, черчение и рисование.

Школа ремесленных учеников в Бежице

Для приобретения навыков работы со слесарным инструментом к первоклассникам прикреплялись ученики старших классов. После окончания они поступали на Брянский завод, где их встречали с нежеланием, так как мастерам было проще работать с самоучками – тринадцатилетними детьми. М. К. Тенишева начала борьбу с неприкрытой формой эксплуатации детского труда, указав руководству завода на то, что  еще в 1860 году был принят «Проект правил для фабрик и заводов в С.-Петербурге и уезде», согласно которому запрещались применение труда детей до 12-летнего возраста, ночная работа несовершеннолетних (12-16 лет), а также ограничивалось рабочее время детей 12-14 лет до 10 часов [65, с, 57]. Так, при содействии М.К. Тенишевой стало правилом принимать на завод мальчиков не моложе семнадцати лет. Ее деятельность  в создании школы ремесленных учеников сыграла важную роль в становлении низшего технического образования в Бежице. Поставив перед собой задачу по подготовке специалистов - практиков, на которых возлагалась задача повышения эффективности различных отраслей производства, М. К. Тенишева заложила основы профессионально-технического обучения рабочих, что является ярким примером богатого опыта подготовки молодых кадров дореволюционной России.