Борьба за грамотность. Школьное образование на Брянщине
М.С. Спиридонов В избе-читальне. 1927 г.
Главной задачей в рамках «культурной революции» оставалась ликвидация неграмотности.
Ликвидация безграмотности среди взрослого населения края сама по себе не могла решить задачу достижения всеобщей грамотности. Весной 1919 года советская власть приступила к реализации программы в области народного образования.
Новая система школьного обучения предусматривала отказ от таких традиционных форм воспитания как зубрёжка, физические наказания, балльная система оценок, вступительные экзамены (в том числе в ВУЗы]. Она ориентировалась на активные формы обучения: походы на природу, экскурсии, рисование, пение, работа и пр. Более того, учебный процесс совмещался с обязательной трудовой деятельностью учащихся.
Однако реализовать на практике новую систему было не так-то просто. Школы страдали от нехватки практически всего: стульев, парт, карандашей, топлива, учебных программ и учебников. Учителя, полагавшиеся на привычные приёмы работы, с трудом принимали новшества. Высок был уровень непосещаемости учащихся из-за болезней, удалённости школы от дома и многочисленных религиозных праздников. Даже в 1927-1928 учебном году в Брянской губернии только каждый второй ребёнок в возрасте от 8 до 11 лет посещал начальную школу.
Переход к всеобщему начальному образованию стал возможен только после восстановления экономики страны и её развития в рамках НЭПа. В Брянской губернии такая программа была принята только в 1926 году. Повсеместно развернулось строительство и ремонт школьных зданий, выделялись средства на питание учащихся, на текущее содержание школ, на приобретение необходимого оборудования.
Учащиеся на демонстрации. 1930-е гг.
В 1927 году в Брянской губернии уже насчитывалось 1346 начальных, 55 семилетних и средних школ, 12 школ крестьянской молодёжи (ШКМ). К концу 1932 года обучением в начальных школах были охвачены практически все дети от 8 до 11 лет (97%).
К концу 1920-х годов несколько изменилось содержание школьного образования: в начальной школе учащихся обучали чтению, письму, счёту; в средней они изучали химию, физику, литературу иностранный язык и обществоведение. Кроме этого, ученики участвовали в различных кампаниях «культурной революции»: организовывали противоалкогольные и антирелигиозные мероприятия, празднования Октябрьской революции, лично участвовали в посевной и уборке и следили за трудовой дисциплиной на ближайшем заводе или в колхозе.
Решив в основном задачу всеобщего начального обучения, руководство страны приняло решение о переходе к всеобщего семилетнему обучению. Такую задачу поставил XVII съезд ВКП(б), состоявшийся в 1934 году.
Чрезвычайно широкий размах приняло школьное строительство: 30% всех школ Брянщины на тот период были построены в 1930-е годы. Как правило, это были самые большие и красивые здания, которые имели стадионы или спортивные площадки, агрономические участки, классы для проведения лабораторных работ.
К 1940 году число школ в Брянском крае достигло 1811 (т. е. за 13 лет было открыто почти 400 новых). В них в это время обучалось 380 тысяч учащихся, что почти в три раза превышало число школьников в 1914 году, и работало 11,7 тысячи учителей (почти в 3,5 раза больше, чем в 1914 году).
Брянщина. Образование до Великой Октябрьской социалистической революции