Страницаграмотность

Борьба за грамотность. Школьное образование на Брянщине

М.С. Спиридонов В избе-читальне. 1927 г.

Главной задачей в рамках «культурной революции» оставалась ликвида­ция неграмотности.

В июле 1920 года советское правительство приняло декрет об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безгра­мотности в стране. На местах были созданы, со­ответственно, губернские, уездные и волостные чрезвычайные комиссии, в обязанности которых входила организация обучения взрослого насе­ления. В 1923 году было создано Всероссийское добровольное общество «Долой неграмотность» с многочисленными местными ячейками. Так, на Брянском заводе, судя по воспоминаниям оче­видцев, «пункты ликбеза (ликвидации безгра­мотности] были организованы непосредственно в цехах, чтобы рабочие могли немедленно после смены или до смены за­ниматься с учителями». Однако настоя­щих учителей было явно недостаточно. Для занятий в ликбезах выделялись активисты из числа завод­ских работников - культармейцев, которых консуль­тировали учителя. Они-то в основном и занимались обучением рабочих.
Опорными пунктами ликвидации безграмот­ности и просветительной работы среди сельского населения были избы-читальни. Помощь им оказы­вали горожане, взявшие шефство над деревней. На­чиная с 1923 года, по указанию руководства губер­нии, на село из городов посылались комсомольцы и грамотная молодежь для организации новых изб читален. Они сами становились учителями, проводили сбор средств и лите­ратуры для отправки на село, распространяли в деревнях газеты, устраива­ли «громкие читки и обсуждения статей, напечатанных в них, а также книг». Практически всё грамотное население Брянской губернии безвозмездно от­работало на пунктах ликбеза.

Ликвидация безграмотности среди взрослого населения края сама по себе не могла решить задачу достижения всеобщей грамотности. Весной 1919 года советская власть приступила к реализации программы в области народ­ного образования.

Новая система школьного обучения предусматривала отказ от таких традиционных форм воспитания как зубрёжка, физические наказания, балль­ная система оценок, вступительные экзамены (в том числе в ВУЗы]. Она ори­ентировалась на активные формы обучения: походы на природу, экскурсии, рисование, пение, работа и пр. Более того, учебный процесс совмещался с обя­зательной трудовой деятельностью учащихся.

Однако реализовать на практике новую систему было не так-то просто. Школы страдали от нехватки практически всего: стульев, парт, карандашей, топлива, учебных программ и учебников. Учителя, полагавшиеся на привыч­ные приёмы работы, с трудом принимали новшества. Высок был уровень не­посещаемости учащихся из-за болезней, удалённости школы от дома и мно­гочисленных религиозных праздников. Даже в 1927-1928 учебном году в Брянской губернии только каждый второй ребёнок в возрасте от 8 до 11 лет посещал начальную школу.

Переход к всеобщему начальному образованию стал возможен толь­ко после восстановления экономики страны и её развития в рамках НЭПа. В Брянской губернии такая программа была принята только в 1926 году. Повсе­местно развернулось строительство и ремонт школьных зданий, выделялись средства на питание учащихся, на текущее содержание школ, на приобретение необходимого оборудования.

Учащиеся на демонстрации. 1930-е гг.

В 1927 году в Брянской губернии уже насчитывалось 1346 начальных, 55 семилетних и средних школ, 12 школ крестьянской молодёжи (ШКМ). К концу 1932 года обучением в начальных шко­лах были охвачены практически все дети от 8 до 11 лет (97%).

К концу 1920-х годов несколько изменилось содержание школьного об­разования: в начальной школе учащихся обучали чтению, письму, счёту; в средней они изучали химию, физику, литературу иностранный язык и обществоведение. Кроме этого, ученики участвовали в различных кампаниях «культурной ре­волюции»: организовывали противоалкогольные и антирелигиозные меро­приятия, празднования Октябрьской революции, лично участвовали в посев­ной и уборке и следили за трудовой дисциплиной на ближайшем заводе или в колхозе.

Решив в основном задачу всеоб­щего начального обучения, руководство страны приняло решение о переходе к всеобщего семилетнему обучению. Та­кую задачу поставил XVII съезд ВКП(б), состоявшийся в 1934 году.

Чрезвычайно широкий размах при­няло школьное строительство: 30% всех школ Брянщины на тот период были по­строены в 1930-е годы. Как правило, это были самые большие и красивые здания, которые имели стадионы или спортив­ные площадки, агрономические участки, классы для проведения лабораторных работ.

К 1940 году число школ в Брянском крае достигло 1811 (т. е. за 13 лет было открыто почти 400 новых). В них в это время обучалось 380 тысяч уча­щихся, что почти в три раза превышало число школьников в 1914 году, и рабо­тало 11,7 тысячи учителей (почти в 3,5 раза больше, чем в 1914 году).

Брянщина. Образование до Великой Октябрьской социалистической революции