Страницагости

В гостях Брянска — художники

Имя замечательного русского художника Владимира Лукича Боровиков­ского в начале девятнадцатого века было известно далеко за пределами нашей страны. Прославился он как превосходный портретист. В 1795 году, когда ему было 38 лет, В.Л. Боровиковскому присваивают звание академика, хотя он не обучался в Академии художеств.

Портреты Г.Р. Державина, сестер Львовых, Екатерины II, М.И. Лопухиной, Е.А. Нарышкиной, князя А.Б. Куракина, Павла I и многие другие выдающиеся картины принадлежат кисти Владимира Лукича. Он также участвовал в рос­писи Казанского собора в Петербурге. Все это, видимо, и определило выбор мглинского помещика С. А. Лашкевича, когда он искал художника для работы над иконостасом Покровской церкви в селе Новая Романовка. Приглашение помещика было принято, и В.Л. Боровиковский блестяще выполнил его за­каз. Около двух лет (1814-1815 годы) художник работал в Покровской церкви. Иконостас состоял из 26 икон. Написаны они были превосходно. Живые, оду­хотворенные лица, тонко изображенные детали одежды, великолепный ко­лорит, безошибочная группировка — все это сделало иконостас подлинным произведением искусства.

Известный искусствовед Ф. Горностаев много лет назад писал: «...Иконостас находится в Покровской церкви села Романовка Мглинского уезда Черниговской губернии и мало кому известен. Между тем он представляет высокую ху­дожественную ценность и доставляет истинное художественное наслаждение своей экспрессией, замечательной тонкостью письма и колоритом».

Композиция иконостаса была очень своеобразна. По форме он напоминал триумфальную арку. В венчающее арку полукружие были вмонтированы круг­лые медальоны с изображением апостолов. Между колонн, поддерживающих арку, размещались большие композиции с изображением святых. На створках царских врат в небольших медальонах находились традиционные изображения евангелистов. Но лица их были далеки от канонических образов, а скорее напо­минали лица крестьян. Наибольшей выразительностью отличалась композиция «Распятие», венчающая портал царских врат. Круглый формат икон потребовал от художника большого мастерства в композиционном построении, а сравни­тельно небольшие их размеры — филигранно тонкой и точной работы. Путем искусного наложения одного красочного слоя на другой таким образом, что нижний просвечивал через верхний, В.Л. Боровиковский сумел придать рабо­там особое сияние, достиг скульптурности образов. Лики святых покоряли мяг­кой благожелательностью.

К сожалению, судьба иконостаса оказалась трагичной. В конце XIX века не­которые иконы погибли под воздействием атмосферных явлений. Многие бес­следно пропали в период Великой Отечественной войны. Позже к иконоста­су приложили руки чересчур «усердные» частные коллекционеры. До наших дней сохранилась лишь одна икона. В 1969 году житель села Новая Романов-ка Кузмицкий безвозмездно передал ее брянскому музею. Время не пощадило гениального творения выдающегося художника. Но все же по иконе «Святая Юлиания и святой Василий» в определенной мере можно судить о романовском шедевре. Живописец изобразил девушку и старика. На иконе как бы уживаются сияние целомудренной чистоты и ровный свет мудрой старости, красота юнос­ти и покой увядания. Излюбленная серебристо-зелено-палевая гамма позволи­ла В. Л. Боровиковскому добиться редкой цветовой гармонии.

В Государственной Третьяковской галерее хранятся рисунки И.Е. Репина, сделанные им при посещении Брянского завода в Бежице. Среди них общий вид прокатного цеха, наброски фигур рабочих в доменном цехе. По свидетель­ству современников, великий русский художник намеревался создать полот­но, отражающее тяжелую жизнь рабочих. К сожалению, замысел этот остался неосуществленным. Чем же была вызвана поездка Ильи Ефимовича Репина на Брянщину? Это связано с именем княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, тон­кой ценительницы искусства. В селе Хотылеве под Брянском она владела име­нием. На ее средства выходил журнал «Мир искусства», а также содержалась художественная школа в Петербурге, которой руководил И.Е. Репин. В 1891 году М. К. Тенишева познакомилась с Ильей Ефимовичем, а на следующий год пригласила его в гости. «Если вздумаете нас навестить, — писала она, — то кро­ме огромного удовольствия видеть Вас я имела бы большое удовольствие ука­зать Вам на завод, состоящий из 4 тысяч рабочих, как на интересные сюжеты и неисчерпаемые темы, для Вас одного доступные».

Только несколько лет спустя, в 1896 году, И.Е. Репин смог воспользоваться приглашением М.К. Тенишевой. Автор всемирно известных картин «Бурлаки на Волге», «Арест пропагандиста», «Сходка», «Отказ от исповеди», «Крестный ход в Курской губернии», «Проводы новобранца», «Вернулся», «Иван Грозный и сын его Иван» вначале поспешил в Бежицу на завод. Здесь он сделал пять энергич­ных рисунков. В них зоркость репинского глаза, точность штриха, меткость ха­рактеристик. Чувствовалось, что художник торопился запечатлеть тяжкий труд рабочих, подметить в нем наиболее характерные моменты. Рисунки, сделанные в имении М.К. Тенишевой, напротив, отличают плавность, неспешность линий. «Вид на берег и озеро в Хотылево», «Цветник и балюстрада перед домом в той же усадьбе», «Вид цветника в той же усадьбе» — вот их названия. На одном из рисунков поставлена дата — 9 августа. Известно, что И.Е. Репин приезжал и в Стародуб. Здесь жил широко известный в свое время профессор Петербургской консерватории А.И. Рубец. Был он человеком разносторонних знаний, высо­кой культуры. Илью Ефимовича заинтересовала крупная, колоритная фигура Рубца. Утверждают, что с него художник рисовал в своей знаменитой карти­не «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» казака в малиновом жупане. Существует и иное мнение.

Многие знакомы с картинами В.Е. Маковского «Крах банка», «Объяснение», «Свидание», «Допрос революционерки», «Посещение бедных», «Осужденный», «На бульваре», «Вечеринка», «Любители соловьев», «Игра в бабки». Полотна талантливого живописца — своеобразная энциклопедия русской жизни конца девятнадцатого века... Запоминаются его образы купцов, офицеров, интелли­гентов, крестьян, рабочих, мещан, босяков. Его судьба была тесно связана с Брянщиной. С середины семидесятых годов В.Е. Маковский чуть ли не каж­дое лето приезжал в имение Масловых в Селище Карачевского уезда. Большой друг русских художников и композиторов Ф.И. Маслов рад был видеть у себя дома известного живописца, создавал ему условия для плодотворной работы и отдыха. Трудился В.Е. Маковский много и напряженно. Даже в жаркие дни не выпускал из рук кисти или карандаша. Многие удивлялись, как он мог отка­зать себе в удовольствии сходить на речку искупаться. Только вечером Влади­мир Егорович отдавался отдыху. С удовольствием играл на скрипке. Нередко выступал дуэтом с композитором СИ. Танеевым, который тоже бывал частым гостем Масловых.

В Карачевском уезде В.Е. Маковский создал целый ряд картин, которые заняли видное место в жанровой русской живописи конца XIX века. Здесь, в частности, написано «Семейное дело у мирового судьи» (1884 год). Позиро­вали художнику селищенские крестьяне. С натуры была взята и обстановка. Картина эта хранится в музее изобразительных искусств Ашхабада. В Крым­ском музее изобразительных искусств находится картина «Разговенье на мо­гиле» (1884 год), которую В.Е. Маковский тоже писал в Карачевском уезде. Селищенские крестьяне изображены и на картине «Застава на пути свадебно­го поезда» (1888 год). При работе над картиной «Молебен на святой неделе» художнику позировали хозяин селищенского имения Маслов и композитор Танеев. С первого Владимир Егорович писал дьячка, со второго — священни­ка. Имеются два варианта этого полотна, они хранятся в Третьяковской гале­рее и в музее г. Серпухова.

Вызывает определенный интерес и тот факт, что с 1876 по 1889 год Маков­ский вместе с Танеевым выпускал рукописный юмористический журнал «Захо­лустье». В нем помещались его озорные рисунки, карикатуры.

Лев Михайлович Жемчужников на Брянскую землю приехал в 1856 году. Двоюродный брат Алексей Толстой тепло встретил его в своем родовом име­нии. В Красном Роге Жемчужникову понравилось все: и старинный парк, и очаровательный деревянный дом, и окрестная природа. По душе ему при­шелся уют старинного дворянского гнезда. Особо ценил его Лев Михайлович, потому что юные годы провел в стенах Александровского, затем Пажеского корпуса, готовясь стать офицером. Об этом мечтал отец. Но военная карье­ра не прельщала молодого человека. Он посвящает свою жизнь сугубо мир­ной профессии. Учится у Карла Брюллова. Дружба с Федотовым, Шевченко, сближение с демократической средой разночинцев определяют мировоззре­ние художника. Он посвящает свое искусство народу. «Крестьянка Варька», «Кобзарь на шляху», «Лирник в хате» написаны с любовью к простым людям. Жемчужников подготовил и издал альбом «Живописная Украина», в котором в 43 гравюрах рассказал об истории и современной жизни крестьян Малорос­сии. В Красном Роге Лев Михайлович делал карандашные портреты крестьян. Вроде бы ничего в них привлекательного нет. Обветренные, морщинистые лица, натруженные тяжкой работой руки. Но сколько в скромных рисунках искреннего уважения автора к этим людям. Здесь же, в имении Алексея Тол­стого, художник беседует с крестьянами, записывает их рассказы, песни, за­рисовывает предметы их быта. «Я обращал внимание на шитье рубах и поло­тенец, на резьбу наличников у окон, форму и резьбу на воротах, на крыльце», — вспоминал Жемчужников.

В конце августа 1856 года, когда пора было возвращаться в Петербург, тетуш­ка Анна Алексеевна дала любимому ею Леве крупную сумму денег на загранич­ное путешествие. С 1856 по 1860 год художник жил вдали от родины, учился у прославленных мастеров живописи Западной Европы. Но и там он под впечат­лением поездки в Красный Рог рисовал простых людей, задавленных нищетой и непосильным трудом. Умер Л.М. Жемчужников в 1912 году.

Мало кто из художников так знал и любил животных, как Н.Е. Сверчков. Мо­жет быть, это объяснялось тем, что родился он в семье придворного император­ской конюшни. Слава Сверчкова как блестящего «конного портретиста» была столь велика, что брат царя, великий князь Георгий Романов —- владелец кон­ного завода в Локте пригласил Николая Егоровича в свое имение на Брянщину. Здесь художник создает серию «конных портретов», делает зарисовки для бу­дущих жанровых композиций. На хуторе Владимирском (ныне Красный Коло­дец Брасовского района), где братья царя держали стадо породистого крупного рогатого скота, художник написал картину «Тирольский бык», сделал наброски животных, которые составляли гордость хозяев.

Было бы, однако, ошибочно считать, что Н.Е. Сверчков рисовал только животных. К тому времени, когда его пригласили в Локоть, Николай Егоро­вич написал ряд полотен, отражающих жизнь крестьян, ямщиков, почтарей, других простых людей. Известность ему принесли картины «Помещичья тройка» и «Дорожные», «Грузный экипаж». За первую из них Н.Е. Сверчкову было присвоено звание академика, за вторую —• профессора. Он неизменно вводил фигуры лошадей в свои жанровые картины на различные сюжеты: сцены народного быта, езда на тройках, конные ярмарки, охотничьи баталь­ные сцены. В 1863 году он стал лауреатом Парижской всемирной выставки. Правительство Франции наградило русского живописца орденом Почетно­го легиона. Потом художника тепло встречали в США. В Филадельфии его удостоили золотой медали.

С поселком Локоть и его окрестностями связано имя другого известно­го русского художника — Станислава Юлиановича Жуковского. Он неод­нократно приезжал сюда, подолгу работал над созданием картин, вошедших впоследствии в золотой фонд русской пейзажной живописи начала XX века. Красота Локотского парка, других окрестных мест воодушевила живописца на создание произведений, раскрывающих прелесть природы средней поло­сы России. Одной из лучших картин художника является «Плотина». На нем изображена мельница «на прудках» в Локте, которая была уничтожена во вре­мя войны. СЮ. Жуковский написал в Локте ряд интерьеров местного дворца. На одном из них — уголок гостиной с цветами на раскрытом рояле, с креслом и большим окном, на другом —• приемная локотского дворца.

На Чикагской всемирной выставке в 1893 году около этих великолепных изделий из стекла постоянно толпились посетители. Всех поражали не только совершенство формы изящных вещей, но и тончайшие рисунки на них. Осо­бенно необычны были штоф с чарками, отлитые из темно-зеленого стекла. На каждом из них — изображения маленьких чертиков, выполненные эмалью. А под чертиками — текст разных пословиц. Невозможно было оторвать взгляд и от умывального прибора из желтого стекла с голубыми рельефными орлами. Изяществом форм отличались бокалы, вазы, блюда, другая посуда. А изготов­лены они были на Мальцовском заводе в Дятькове. После закрытия выставки прекрасные творения из стекла были моментально распроданы.

Автор тончайших рисунков на стекле Елизавета Меркурьевна Бём была удос­тоена нескольких медалей. Награды Чикагской выставки получил и Мальцов-ский завод, где изготовлялись великолепные вещи. Огромный успех на долю Е.М. Бём выпал и на Парижской всемирной выставке. Она и там была награж­дена медалями. Кто же такая Е.М. Бём? Родилась она в Петербурге 12 февраля 1843 года. Художественное образование получила в рисовальной школе Обще­ства поощрения художников, где училась у И.Н. Крамского. После окончания школы писала натурные акварели, иллюстрировала детские книги, народные сказки, произведения Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, В.Г. Короленко, других рус­ских классиков. Особую популярность Е.М. Бём приобрела как художник силу­этов. За семь лет вышло в свет семь альбомов ее силуэтов. А связь художницы с хрустальным заводом Мальцова началась в 1893 году. Некоторое время она жила в Дятькове. Форму стеклянной посуды она брала со старинных образ­цов — братин, стоп, ковшей и т. д. По ее рисункам на заводе изготовили много изящных вещей. Она сама рисовала, точнее, гравировала на стекле. Почти в те­чение пятнадцати лет Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова) сотрудничала с заводом, оставив о себе добрую память.

Я. Соколов