СтраницаГосома

Госома Брянщина

Госома — село из древности. Оно существовало еще в XVII веке. Называ­лось Борисоглебским, очевидно, от бывшего при церкви во имя Успения Бо-жией Матери придела в честь Бориса и Глеба. Этот храм был сожжен «литовс­кими людьми», и вместо него построена часовня. В период Смутного времени существовал храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. Вместо этого дере­вянного храма, пришедшего в ветхость в 1808-1812 годах, построен был на собственные средства помещицей Екатериной Фаддеевной Тютчевой камен­ный храм во имя Покрова Богородицы. Но построен был плохо и простоял только 83 года.

Сохранившийся до нашего времени каменный храм во имя Бориса и Глеба построен в 1895 году из местного кирпича артелью мастеров подряд­чика Князева, затем Халалаева при попечительстве Дмитрия Фомина, сына священника.

Архитектура Борисоглебского храма вдохновлена идеями «византийско­го» стиля — направления, представители которого, начиная от родоначаль­ника его — великолепного архитектора Константина Тона, упорно развивали архитектуру «византийского» стиля. Они построили много прекрасных цер­квей в России и величественный, злодейски разрушенный в 1931 году храм-памятник Христа Спасителя в Москве (арх. К. Тон).

Борисоглебский храм пострадал во время Великой Отечественной войны, когда отступавшие оккупанты сожгли находящийся в нем склад, а также от неправильной эксплуатации и небрежения в послевоенные годы. При тради­ционной схеме построения храма «кораблем» он имеет некоторые важные индивидуальные особенности: довольно развитым боковым приделам сре-докрестия собственно церкви отвечают портики нижнего яруса колокольни (они сохранились). Наряду с полукруглой аспидой алтаря все эти выступы в стороны и вверх в виде тяжеловесной колокольни и восьмигранного свето­вого барабана церкви с очень крупной полулуковичной главой придают пла­стике объемов большой силы выразительность. Сравнительно скромный декор фасадов представлен слабо выступающими карнизами, тягами, пояса­ми, наличниками окон, аркатурными фризами трапезной, алтаря и светового барабана, подчеркивает общий монументальный характер архитектурного образа храма, придает ему значительность при сравнительно скромных раз­мерах постройки.

Основным мотивом архитектуры храма являются арочные с килевид-ным обрамлением проемы и аркатурные фризы, в разных сочетаниях и разновеликие, они придают художественное единство всему образу храма.

Памятник архитектуры хорошо «вписан» в архитектурно-природный лан­дшафт. Он должен быть сохранен и правильно использован. Его ценность для нашего края несомненна.