СтраницаГород Злынка

Город Злынка Брянщина

РЕЗНЫЕ СКАЗЫ

Свою историю город Злынка ведет с 1702 года, когда Стародубский магистрат оформил акт передачи земель от сел Денисковичи и Лысые вновь образовавшейся слободе Злынке. Но это не дата рож дения города. Еще в XVII веке, а точнее в 1682 году, на речке Злынке возник монастырек. Он был основан раскольниками, некогда бежав шими за польский рубеж от преследований официальной церкви и дворянско помещичьей власти.

В начале XVIII века в юго-западной части нынешней Брянской об­ласти сложились раскольничьи слободы Клинцы, Свяцкая, Ардонь, Чуровичи, Климово, Зыбкая, Злынка и другие. Почти в течение века центром старообрядчества была Ветка (теперь в Гомельской облас ти), процветание которой побудило императрицу Анну Иоанновну в 1773 году издать указ о возвращении ветковцев на места своих прежних поселений. Из-за отказа исполнить высочайшее повеление Ветка была разорена. Но она снова возникла. Следующие царицы - Елизавета Петровна, затем Екатерина II - безуспешно побуждали старообрядцев вернуться, пока не произошла вторая «Ветковская выгонка», то есть окончательно, военной силой не разгромили Ветку в 1764 году. После этого главным центром раскольников становится Стародубье. Раскольничьи слободы начинают расти и развиваться в хозяйственном отношении. Если в начале XVIII века Злынка состояла всего из нескольких дворов, то к концу века слобода насчитывает уже около трехсот дворов. С правого берега речки ее застройка переки нулась на левый берег, где появилась Красная слобода - ныне район улицы Красной.

Старообрядческий уклад жизни формировал внешний облик слободы. Дома и массивные хозяйственные постройки купеческих подворий, обнесенные высоким, часто кирпичным забором с вну­шительными воротами и калитками, окна, ночью плотно прикрытые ставнями, - все это вносило впечатляющую необычность в облик слободы.

Но живая душа народа стремилась смягчить эту суровость сло­жившегося быта, внести радость и приветливость в материальную производственную и бытовую среду, которая создавалась полностью своими руками. В замкнутом раскольничьем кругу начинают разви­ваться различные ремесла.

По описанию М. Домонтовича, в середине XIX века посад Злынка населен 3940 жителями, в том числе 2156 женщин и 1784 мужчины. В посаде было 600 домов, 17 лавок и 11 лавочек. Развито каменное и плотничье, кузнечное и сапожное ремесла, действовали четыре коже­венных завода с 13 рабочими. Мастеров различных специальностей, в том числе строительных, было предостаточно. Они могли построить и украсить город и побольше Злынки. По словам Домонтовича, до 600 человек мастеровых отправлялись летом (в те времена строительные работы велись лишь в летнее время) в Киевскую, Гродненскую, Ко-венскую, Таврическую губернии и царство Польское. Их можно было встретить в Варшаве и в Верхнедвинске, в Москве и Брянске, в Мин­ске, Омске и Томске, в Новозыбкове, Клинцах, Стародубе, в десятках других городов. Зимовали они, как правило, в Злынке. Занимались кто чем: одни украшали дома соседей по улице, другие работали хо­зяйственную утварь, третьи изготавливали «выездные» сани, брички и соответствующую сбрую. Пожалуй, самыми оседлыми были кузнецы. Они работали в Злынке без выезда. Их кузницы располагались по пра­вому берегу речки в районе Махаевки (ныне улица Республиканская) и Болотной улицы. Среди них было тридцать пять «золоторучных» куз­нецов - мастеров высокого класса. Их поковочные работы украшали не только Злынку, но далекие и близкие города и веси.

Отправляясь на строительные работы, злынковские мастера не только видели, но и участвовали в развитии и становлении нацио­нального стиля архитектуры последней трети XIX и начала XX веков. Давно ушел в прошлое реалистический стиль русской архитектуры - классицизм, изменились политические и социально-экономические основы, питавшие его развитие. Страна становилась на путь капита­листического развития. Противоречия общественного развития Рос­сии оказывали воздействие на архитектуру разными путями. В области эстетики оказывали влияние вкусы и взгляды буржуазии, роль которой в экономике и культуре России становилась все более значительной. Эти влияния приводили то к реставраторской эклектике, то к кратко

временной моде на стиль модерн. Одновременно делались попытки возродить в новых постройках формы древнерусской архитектуры. Это возрождение пошло по нескольким направлениям.

Первое направление - это так называемый «русско-византийский стиль». Его создатели и сторонники стремились соединить элементы древнего русского домонгольского и византийского зодчества. Эти стремления нашли поддержку в официальных правительственных кругах - в них увидели воплощение националистических идей «пра­вославия и народности». Положительным здесь были поиски древних национальных корней как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве. Это направление проявилось более всего в культовом строительстве.

Второе направление «псевдорусской» архитектуры делало попытку углубиться в изучение и освоение народного зодчества, обратилось к древним постройкам, особенно избам. В народном творчестве заимствовались резное убранство фасадов, узоры вышивок, мотивы прикладного искусства. Выработанные с их помощью формы применя­лись в строительстве зданий различного назначения. Положительной чертой этого течения было стремление придать архитектуре не только национальный, но и более народный характер.

Еще одно направление развития псевдорусского стиля в архитекту­ре последней трети XIX века представляло подражание русским, осо­бенно московским церковным и гражданским постройкам середины XVII века. Это направление к 1880-м годам вытеснило «византийский» стиль. Характерной чертой его является богатство, часто перегружен­ность деталями, архитектурной обработки зданий: попытки достичь живописности, узорности путем использования декоративных форм XVII века, выполняемых в кирпиче, камне, с применением изразцов. Достоинством этого направления является развитиедо высокого уров­ня техники кирпичной декоративной кладки, детальная разработка декора каменных зданий.

В народном зодчестве Злынки проявилось большее влияние вто­рого и третьего направлений развития русской архитектуры, то есть более современное им и более полюбившееся резное деревянное и кирпичное узорочье. Здесь жизнерадостное и светлое узорчатое искусство русских мастеров XVII века продолжило существование и получило своеобразное развитие.

Леса и поля, деревья и травы - повседневное природное окру­жение, дававшее для жизни все, стало и основным вдохновителем творчества народных зодчих и людей ремесла. Природные, особенно растительные мотивы покорили воображение мастеров, и они много времени и богатого выдумкой труда посвятили приспособлению их к характеру и требованиям деревянного зодчества. Процесс такого развития привел к законченным орнаментальным формам декора­тивной резьбы в Злынке в конце XIX - начале XX веков.

Основной характерной чертой Злынковской школы народного зодчества была большая декоративность в отделке зданий - кирпич­ных и деревянных. Упрощая и видоизменяя декоративное наследие русской архитектуры конца XVII века, местные зодчие создавали нарядные постройки, конструктивным и декоративным материалом которых был обожженный красный кирпич. Широко применялся разного вида фигурный кирпич: лекальный, закругленный, тесанный «на скос» и с выкружкой. Из него делались весьма развитые по высоте многопрофильные карнизы с богатыми светотеневыми эффектами, выкладывались наличники, украшались поля стен.

Стремление к обильной украшенности фасадов зданий проявилось особенно в деревянном зодчестве последней трети XIX и в начале XX веков. Основным и излюбленным средством декора деревянных зданий была резьба. Резьбой порою покрывалась почти вся поверх­ность главного фасада дома снизу доверху. Наряду с разнообразной по рисунку- горизонтальной, вертикальной, «в елку» и косой, простой и фигурной - обшивкой тесом стен, сложной и тонкой профилировкой архитектурных членений, резьба органично «вплеталась» в архитекту­ру зданий, придавая им сложно-узорную воздушность, замысловатые световые эффекты, трепещущую сетчатую тончайшую тень.

Особенностью злынковской резьбы является ее многоплановость. Прорезные насквозь дощечки подзоров, как кружевные занавески, пове­шенные в несколько рядов - ряд от ряда на некотором удалении, распола­гаются перед плоскостью фасада.Тонкого рисунка и разнообразной формы фигуры верхнего ряда бросают мерцающую тень на резьбу второго ряда. Далее повторяется тоже на третьем ряду. Последний обычно положен на гладкую доску обшивки и четко выделяется узорчатым рисунком тени.

Рядом с такой «пространственной» резьбой всевозможные наклад­ные элементы вносят легкий и деликатный светотеневой колорит в

украшение стен. Накладная резьба графикой своих теней служит промежуточным звеном между гладью тесовой поверхности и про­странственными рядами прорезных «кулис». Она как бы выходит из плоскости стены, зарождаясь на ней и постепенно набирая рель­ефность, стремится оторваться от стены и занять место на относе, перед стеной. Сочетание накладной и прорезной резьбы вносит удивительную пластику в фасад здания, как-то по-особому, можно сказать, музыкально, украшает его светотенью. Размещаются резные композиции украшения фасадов в двух главных местах: на венчающем карнизе дома и наличниках окон. В особо богато отделанных домах к ним прибавляется фриз - поле стены над окнами и панель - нижняя часть стены от подоконника до кирпичного цоколя. То небольшое поле стены, остающееся без резьбы между окнами, ниже и выше их, «разыгрывается» обшивкой из досок. Она делается далеко не равно­душно.

Нижняя панель обычно обшивается вертикально. Иногда рельеф­но, способом накладки фигурно вырезанных досок и нащельников над их стыками. А иногда, как упомянуто выше, покрывается ковром прорезной наложенной резьбы. Простенки между окнами обшиты горизонтально. Часто - для «трепета» тени - кромки досок окантовы­ваются фигурным профилем. При такой обшивке тень от прямых ребер импостов наличников или пилястр получается зубчатой, «живой» и как бы рисованной. Выше окон обшивка стены продолжается или гори­зонтально или делается «косой», когда доски пришиваются наклонно. Иногда же здесь накладывается прорезная резьба фриза.

На поле более или менее спокойной стены яркими узорчатыми картинами выглядят обрамленные нарядными наличниками окна.

Вероятно, мастерство резчика расценивалось по умению делать наличники. Смотришь на иные и поражаешься безудержной фанта­зии мастера. В его руках обыкновенное дерево приобретает жизнь - веселую и одухотворенную искусством, чарующую взор льющимися, как песня, линиями.

Формы наличников многообразны также, как многообразны резь­бы. В Злынке - великая галерея этих картин-наличников. От скром­ных, классически строгих, подражающих каменным архитектурным формам с безукоризненно профилированными деталями и сдержан­ными резными элементами, до наличников, представляющих собой

монументальные композиции, сплошь покрытые сложно-рисунчатой резьбой и превращающих обыкновенный дом в резную деревянную сказку.

Окна в домах, как правило, имеют ставни, которыми закрываются на ночь. Их конструкция оригинальна. Каждая створка делается склад­ной. Раскрытая створка ставни, отведенная в сторону и сложенная вдвое по ширине, становится импостом - боковой частью наличника окна. Она хорошо укладывается в предусмотренное для нее место между навершием и подоконной частью наличника. Ее лицевая сторона украшена накладной резьбой или филенками. Любуясь на­личником днем, можно и не догадаться, куда исчезла створка ставни, закрывавшая окно ночью.

Народные зодчие прекрасно понимали роль завершений в дере­вянных постройках. Жилые дома, которые они строили в городах, обычно имели четырехскатную или двухскатную крышу с железной кровлей. Это не шатер и не купол церкви, венчающий своей красивой формой крупные общественные здания. Но без завершения и дом не дом. Поэтому карниз деревянной стены приобрел исключительное значение. И творческая мысль зодчих в устройстве венчающих кар­низов проявилась весьма разнообразно. Походите по улицам Злынки и убедитесь в этом воочию!

Карнизы здесь построены по-разному. На некоторых домах они имеют в основе детально разработанную в классической ордерной архитектуре профилировку с четким разграничением антаблемента на архитрав, фриз.и карниз. И каждая из этих частей, не теряя архи­тектурно-конструктивной основы, разнообразно покрыта резьбой - накладной, прорезной наложенной или на относе, с продуманным использованием той или иной резьбы в соответствии с положением каждой части антаблемента.

Другой вид венчающих карнизов в деревеэто карнизы многопод­зорные (назовем их условно так). С края верхней выступающей плиты карниза свешивается первый ряд (подзор) прорезнойГрезьбы. Каждая дощечка, составляющая его, оканчивается «пикой» - острием, направ­ленным вниз. Второй ряд отстоит от первого, верхнего, на величину выноса плиты карниза. Этот подзор свешивается значительно ниже первого. Он также расположен на относе от стены, хотя и меньшем, чем первый. Третий ряд тоже отнесен от стены или уже лежит на сте-

не или на выступе ее, если ниже следует резной фриз. Такой карниз удивительно богат «прозрачными» тенями. Прозрачными потому, что тень от прорезного на относе подзора имеет массу просветов, и резная тень, падающая на резное же поле или на следующий подзор, дробится, трепещет и искрится светом.

Зодчие не упускали случая усилить завершение здания путем устройства слуховых окон, балконов и мезонинов. Эти элементы слу­жили дополнительным поводом для приложения их изумительного искусства в создании деревянного узорочья зданий.

Чтобы оценить самобытность Злынковской школы деревянной резьбы, полезно сравнить ее произведения с современными ей об­разцами прославленной северной резьбы или еще лучше с резьбой Верхнего Поволжья. Здесь во второй половине XIX века для украше­ния зданий широко применялась так называемая глухая рельефная резьба. Художественный эффект глухой резьбы являлся продолже­нием и обогащением пластичными формами бревенчатой стены с характерным для нее ритмичным чередованием света и тени на округлых бревнах. Глухая резьба, выполнявшаяся при помощи до­лота, представляет собой деревянный барельеф разной глубины долбления его элементов. Мотивы резьбы преимущественно рас­тительного характера. Орнамент чаще всего представляет собой волнообразные ветви с листьями и многолепестковыми цветами или круговыми завитками в узловых местах и центрах композиций. Скульптурная тематика глухой поволжской резьбы очень часто по­рождалась влиянием каменной архитектуры, рельефных украшений Владимиро-Суздальской Руси и эпохи ампира -- классицизма первой трети XIX века. В волнистом растительном орнаменте применяются акантовые листья, стилизованные в рисунке, но с элементами нату­ралистических прожилок и изгибов ветвей, виноградные гроздья. В растительные мотивы органично включаются изображения фан­тастических зверей, рыб, русалок («фараонок») и птиц. Размещение резных композиций первоначально ограничивалось лобовой доской («платком»), причальными досками по торцам двухскатной крыши и наличниками окон. Позже центральным местом резных композиций стал фронтон -треугольное поле стены, заключенное между платком и наклонными карнизами, и «светличное», или ложное, слуховое окно на нем с балкончиком.

Примеров глухой резьбы нижегородского типа ни в Злынке, ни в других местах Брянского края, где работали злынковские и местные мастера, не сохранилось, если не считать единственного случая изображения львов на наличниках дома в Клинцах по улице Богун-ского полка - случая исключительного, не являющегося достаточным свидетельством существования «звериного стиля» и глухой резьбы на брянской земле.

Белокаменные львы и другие реальные сказочные звери, окру­жающие царя Давида на закомарах церкви Покрова-на-Нерли, на стенах Дмитриевского собора во Владимире, загадочные изображе­ния на фасадах Георгиевского храма в Юрьеве-Польском и на других памятниках Владимиро-Суздальской земли многие века пленяют во­ображение людей. Нет ничего удивительного в том, что сказочные и полусказочные изображения на памятниках территориально близких Верхнему Поволжью послужили мотивами создания своеобразной деревянной резьбы.

Таких вдохновляющих примеров поблизости от Злынки не было. Зато здесь было раздолье полей и лугов, более разнообразный лес. Людей окружала несколько иная природа. Может быть, поэтому здесь складывались свои резные «песни».

Злынковская резьба, как сказано выше, представляет собой про­резной выпиловочный орнамент с решительно геометризированным рисунком. В нем можно заметить исходные растительные мотивы, но они давно утратили натуралистические черты первоисточника.

Техника производства такой резьбы полностью отлична от долбления долотом доски при глухой резьбе. Злынковская резьба изготавливается на вырезном станке. Основные инструменты -луч­ковая пила и коловорот с набором сверл. Пила имеет узкое полотно - «змейку» шириной три-четыре миллиметра. Зубья пилы без развода, сухое дерево пила режет хорошо, давая тонкий, чистый пропил. Пила Закрепляется вертикально в движущейся по вертикальным пазам рамке станка. Полотно пилы проходит через отверстие в середине столика, на котором располагается доска для резьбы. Нижний конец пилы открепляется от рамки, пропускается через отверстие в доске, предварительно сделанное коловоротом, затем в отверстие столика и закрепляется на рамке. Движение пиле вниз придается нажимом ноги резчика на педаль, соединенную с рамкой

Вверх рамка с пилой поднимается пружиной, прикрепленной к верхней перекладине станка или гибким упругим шестом, располо­женным под потолком. Руки резчика при этом свободны для работы с доской. Вот такая нехитрая механизация резьбы. Она порождена рисунком узора. Рисунок, в свою очередь, подчинился технике про­изводства резьбы - стал геометричным, стилизованным, удобным для выполнения на станке.

В самом деле, способ резания верхневолжской глухой резьбы ста­месками и долотом позволял выполнять более свободно пластичные, реалистические орнаменты, сохранять живое движение форм расте­ния с тонким узором стеблей и прожилок листьев, с характерными чертами животных и птиц. Стилизация рисунка здесь диктовалась как материалом - деревянной доской, так и способом производства изображения, то есть долблением и вырезыванием.

Злынковские узоры - это полосы орнаментов, как ленты кружев, состоящие из повторяющихся совершенно одинаковых элементов, геометрических форм. Рисунок орнаментов весьма разнообразен. В прорезных элементах - это «стрела» или «копье», по-разному варь­ируемые и украшенные, опущенные острием - «пикой» - вниз. Это и очень сложные, напоминающие основой своей классические узоры киматия. Это и хитросплетения тонких криволинейных, идущих от кру­жевной вязи композиций. В накладных элементах встречаются узоры, очень близкие по рисунку к древнегреческому меандру, но переос­мысленному по-своему, бусы и зубчики в профилях карнизов здания и наличников, самобытно стилизованные пальметки в навершиях и очельях наличников, ромбы, плоские пирамидки, лирообразные бу­тоны, крученые жгуты и многое другое - всего не перечесть. Глухая рельефная верхневолжская резьба в последнем десятилетии XIX века сменилась накладной прорезной, близкой злынковской. Однако в то же время поволжская и злынковская резьбы отличны друг от друга. Накладная поволжская прорезь во многом сохранила традиции и даже элементы глухой резьбы: моделированные виньетки в карнизах домов между кронштейнами, растительный орнамент наличников окон с реалистической стилизованной манерой рисунка, жесткость выпилки которого смягчалась слегка объемной обработкой элемен­тов орнаментов (округлые ягоды и стебли растений). В поволжской резьбе излюбленным и широко применявшимся карнизом был карниз

на фигурных кронштейнах, по-прежнему первостепенное внимание уделялось окну светелки на фронтоне дома. В Злынке предпочтение отдавалось многоплановому карнизу с подзорами, хотя иногда и встречаются карнизы на кронштейнах. Господствующей крышей была четырехскатная, и дома обычно не имели фронтонов. Вместо окна светелки над крышами возвышались слуховые окна, порой обильно украшенные резьбой. И наконец, в узорчатой архитектуре домов Злын-ки большую роль играл сугубо свой, местный элемент - подташек.

Подташек - это навес над скамьей. Почти у каждого дома, рядом с ним или с калиткой стояла скамейка, а над ней - защита от солнца и дождя: небольшая крыша, «родная сестра» козырьку над крыльцом, когда крыльцо выводилось на фасад. Главным элементом декора подташека были кронштейны, поддерживающие двухскатную крышу с резной нарядной кромкой. Выступающие за плоскость фасадов до­мов подташеки, а они были раньше почти у каждого дома, придавали улицам неповторимую прелесть, являлись визитными карточками домов. Совместно с воротами и калитками составляли нарядные ан­самбли малых архитектурных форм, развивали резной убор домов. Под стать им были уличные колодцы. И приходится лишь сожалеть, что этих ансамблей в полном виде не сохранилось до наших дней почти ни одного, остались лишь отдельные составляющие, да и те скоро исчезнут из архитектурного убранства городских улиц, как исчезли колодцы, замененные прозаическими водопроводными колонками.

Есть еще одна отличительная черта злынковского резного декора. Геометризация орнамента отлично связывает деревянную резьбу с узорной кирпичной кладкой, с которой совместно и выступает резьба на каменных зданиях.

Последняя треть XIX века - период развития и расцвета Злынков-ской школы зодчества. Это развитие шло одновременно в строительс­тве каменных, кирпичных зданий и деревянных, украшенных резьбой домов. Примечательно то, что мастера, строившие их, нередко были мастерами-универсалами, работали и в кирпиче, и в дереве. Весь ком­плекс узора - деревянного, каменного и металлического- рождался умом и сердцем одного мастера. Поэтому созданные ими произведе­ния органично и художественно убедительно сочетают архитектурные формы, выполненные в различных материалах.

Многолетний искусный труд мастеров создавал неповторимый своими узорами облик Злынки. Ушли эти мастера в прошлое. Теперь уже трудно восстановить имена всех умельцев - художников своего дела. Трудно определить, что сделал тот или иной мастер. Трудно еще и потому, что они работали артельно, встречаясь друг с другом на отдельных постройках, расходясь и работая самостоятельно или с другими мастерами на следующих постройках. Еще труднее, если не невозможно, установить, что они делали за пределами Злынки, которую покидали почти ежегодно для работы в иных городах.

На поволжских домах, украшенных резьбой, кое-где сохранились имена, инициалы или монограммы мастеров-резчиков, даты построй­ки и украшения домов, включенные в орнаментальный узор резьбы. К сожалению, злынковские мастера этого не делали, и имена их уста­новить очень трудно. Назовем лишь некоторые.

В последней трети XIX и в начале XX веков в Злынке работали Корягин Спиридон Филатьевич и Сычев Александр Иванович - это родоначальники злынковской деревянной резьбы, те, кто первыми принялись за разработку принципов, мотивов и приемов резьбы, получивших в дальнейшем большое развитие и распространение. К ним примыкают их ученики и сотрудники: Гарбузов Я. М., Корягин К.С., Силин П.И., затем идут Силин Ф.Р., Овчинников И.В., Осинов И., Саль­ников И. Г., Кашеваров П.Е., Новиков Ф.К. Мастера-каменщики: Титов Ф.И., Матреничев М.П., Бобылев Ф. М. с сыновьями, Погудины И.Н. и Я.Ф., Колесников Ф., Сычев А. с сыном; кузнецы: Рубцов А. с тремя сыновьями, Любимов П., два брата Умновы, Смирнов Д., братья Арте­мьевы, Титов П.Ф. и другие.

Среди мастеров внутри артели существовала строгая соподчи-ненность в соответствии с личным умением. Например, каменщики разделялись на «первоучеников» - лучших мастеров, «лицевиков», выполнявших «лицо» дома, то есть его фасад со всеми украшениями, и на «второручников» - мастеров второй руки, выполнявших работу внутри: внутреннюю, более простую кладку и забутку стен. Эти пос­ледние по-артельному назывались «буфетчиками». Их обязанность делать забутку внутри стены, заливать ее раствором («наливать» - от­сюда ироническое наименование «буфетчик»). Подобное разделение по мастерству существовало и у резчиков. Руководили бригадами лучшие в мастерстве опытные резчики, как, например, Корягин Кирик

Спиридонович. У него до последних дней жизни хранились рисунки и шаблоны резных украшений.

Мастером-универсалом был С. Ф. Корягин. Образцы его работы со­хранились лучше, чем сведения о его жизни. Он был разносторонним мастером: работал не только по художественной резьбе, но являлся лицевиком, каменщиком-перворучником.

Вот два весьма любопытных примера его работы в камне - это ворота ограды Никольской церкви по улице Республиканской в Злынке и ворота сквера, к сожалению, не так давно разобранные, в центре города Новозыбкова. По рассказам потомков С.Ф. Коря-гина, он работал также и в металле. Вполне можно предположить, что металлические кружева створок названных ворот тоже дело его рук или выполнены при его участии. Во всяком случае, молва приписывает ему авторство рисунка и руководство исполнением красивых кованых ворот городского кладбища. Семейной артелью (безусловно, под руководством старейшины - С.Ф. Корягина, в соста­ве зятя - Я.М. Гарбузова и сына - К.С. Корягина) украшен резьбой дом старшего сына С.Ф. Корягина - Фаддея: тоже строителя, работавшего подрядчиком («вроде инженера»).

Это дом № 203 по улице Республиканской (ныне Дом пионеров). Здесь С. Ф. Корягин проявил все свое давно сложившееся мастерство, умение разместить украшения на плоскости фасада, свои излюблен­ные узоры, виртуозную технику резьбы. Резьба покрывает почти весь фасад дома, подташек крыльца, а также ворота. Она начинается от кирпичного цоколя хитроумной вязью прорезного, наложенного на те­совую обшивку стены узорчатого ковра, доходящего до подоконников. Мотив его продолжается вверху, под карнизом, бордюром подобного рисунка. Заключенное между ними поле стены почти сплошь занято рельефными наличниками шести окон. Наличники уникальны по своему рисунку, общей форме и по изяществу узора. В них сочетается тончайшее накладное кружево и прорезная резьба «на относе». Они великолепно «читаются» на большом расстоянии и ведут подробный «рассказ» при рассматривании их вблизи. Волнистая линия корон их очелий - это застывшая музыка. Богатство наряда стены достойно венчается узором карниза. Последний сделан очень тактично. Нижняя - поддерживающая - и верхняя - выступающая - части его выпол­нены в виде набора элементов с гладкой поверхностью. Это хорошо

связывает карниз с проглядывающей между окнами обшивкой стены. Средняя часть карниза - это два яруса великолепных прорезных, на относе поставленных подзоров красивого рисунка. Дверь в дом, снабженная изящными розетками, высокие прорезные кронштейны, поддерживающие кровлю подташека над крыльцом, резные детали ворот - вторят наряду фасада.

Декор дома Корягина-песня деревянной резьбы лучших злынков-ских мастеров. Тонкость работы, неиссякаемая фантазия в выдумке орнаментальных форм, богатство убранства - все это сообщает памят­нику жизнерадостное звучание, вызывает неподдельное восхищение искусством резчиков-мастеров. Фасад дома - это редкий музейный экспонат, достойный бережного хранения.

В том же порядке домов по улице Республиканской под № 177 находится дом бывшего владельца спичечной фабрики Родионова (ныне учебный корпус № 2 восьмилетней школы). Этот большой - на десять окон по уличному фасаду - дом обильно украшен резьбой, выполненной отцом и сыном Корягиными. Мастера применили здесь отработанные ими декоративные приемы: наличники, пилястры, вен­чающий карниз повторяютаналогичные элементы дома Ф.С. Корягина. Монументальные наличники окон и развитый карниз масштабны протяженному фасаду и придают ему большую выразительность.

Через несколько домов, также по улице Республиканской, стоит дом № 163 бывшего владельца другой спичечной фабрики - Вдовина. Теперь его занимает злынковский лесхоз. Дом выделяется украшен­ными наличниками и подташеком крыльца. Резные работы по нему выполнены К.С. Корягиным при участии отца - С.Ф. Корягина.

Наряду с С.Ф. Корягиным - основоположником расцвета злын-ковской резьбы - упоминается старейший мастер Сычев Александр Иванович (1849(?) -1938 гг.), параллельно, а иногда и совместно работавший с С.Ф. Корягиным. Сычев был также профессионалом деревянной резьбы. Как и другие мастера, после Пасхи отправлялся на работы по городам. Зимой работал в Злынке. Здесь на улице Ленина от конца XIX века сохранилось здание, увековечившее на своих стенах высокое мастерство А.И. Сычева. Это бывший жилой дом злынков-ского строителя Фаддея Новикова, выполнявшего подряды в Москве. Ныне дом занят детской музыкальной школой. Украшения фасада - это замечательная резная поэма. Главные «напевы» ее - наличники

окон, угловые пилястры, двухподзорный карниз с нарядным фризом, фигурный фронтон и подташек крыльца.

Своеобразны наличники - с сильно развитым навершием, с вы­деленным на нем пышным центральным «замком». Композиция на­личников не походит на наличники работы Корягиных, но ковровая накладная и резьба на относе выполнены с таким же, если не более вы­соким мастерством. Весь фасад выглядит удивительно гармоничным в своих украшениях. Можно долго стоять перед домом и любоваться его кружевными грезами. В работе А.И. Сычеву обычно помогал его молодой ученик Петр Ионович Силин, который впоследствии работал самостоятельно по украшению домов в Вознесенском переулке (ныне улица Карла Маркса).

На улице К. Маркса сохранился в хорошем состоянии собственный дом А. И. Сычева, украшенный самим мастером. Это довольно скром­ный - таких в Злынке много - по украшению дом.

Корягин Кирик Спиридонович (1886-1970) - один из выдающих­ся мастеров злынковской резьбы, ученик и участник «на равных» в работах своего отца - С.Ф. Корягина по резному украшению домов в Злынке, много работавший и на стороне - в Верхнеудинске, Омске, Томске, Минске, Брянске. Выступал с собственноручными работами, а также в качестве руководителя бригад мастеров «как техник».

Крупнейшей его работой, выполненной после украшений домов Ф. Корягина, Родионова и Вдовина, является декоративное украшение резьбой дома бывшего владельца спичечной фабрики Ф.И. Осипова, находящегося на площади Свободы.

В первые годы советской власти в здании располагался исполни­тельный комитет рабочих и крестьянских депутатов. Это обстоятель­ство увеличивает исторический интерес к памятнику. Ныне здесь размещается поликлиника.

Объемное построение здания отличается от большинства домов города. Над средней частью его возвышается мансарда с высту­пающим балконом. Фасады здания (особенно уличный) обильно украшены резьбой. Над украшением здания кроме К.С. Корягина, трудились Я.М. Гарбузов, И.В. Овчинников, П.Н. Силин, Н. Осипов и, возможно, другие мастера. Ведущими здесь были К.С. Корягин, Я.М. Гарбузов, И.В. Овчинников - молодой хороший мастер резьбы, много работавший в Злынке. Плоскость фасада расчленена пилястрами,

скрывающими выпуски бревен поперечных стен. Окна со складны­ми ставнями имеют красивые резные наличники. Их три типа: три с волнообразным верхом, следующим трехлопастной арке окна; по бокам по два наличника с развитой замковой частью; на других фасадах наличники с треугольными щипцами в навершиях. Эти два последние - явное дело рук Корягина и Гарбузова.

Особенно эффектен сильно развитый по высоте карниз. Четкие линии его элементов органично покрыты прорезной резьбой. Ритм фигурных кронштейнов придает монументальность карнизу и зданию в целом. Особенно богато и интересно украшены балкон и мансарда, трехлопастная форма завершения которой подготовлена подобными формами окон.

Резной убор этого здания отличается большей монументальностью, строгостью в расположении, укрупнением групп орнамента, ритмич­ностью нарастания величины рисунка резьбы от низа к верху, с учетом удаленности от глаз зрителя, заметным использованием контраста резьбы с гладью плотной обшивки стен.

Это здание - хороший образец архитектуры Злынки начала XX века. Ему необходима реставрация и поддержка в первоначальном виде. Памятник большого мастерства является важным элементом застройки площади Свободы - он сохраняет в ее облике очарование старины.

На улице Карла Маркса, 22 по сей день стоит собственный дом К. Корягина, скромный во всем, но украшенный довольно пышными наличниками, собственноручно изготовленными мастером.

Гарбузов Яков Михайлович (1885-1952) - резчик по дереву и каменщик. Зять, ученик и сотрудник С.Ф. и К.С. Корягиных. Много работал в Злынке и окрестностях. Корягиными очень ценился за мастерство. Работал каменщиком на постройке Белорусского и Киев­ского вокзалов в Москве. Вместе с К.С. Корягиным работал резчиком в Верхнеудинске, Омске и Томске. В Злынке выполнял работы по украшению дома Ф.С. Корягина, по дому Осипова, по собственному дому на улице Красной, 35, за Кузнечным мостом, украшал резьбой веранды санатория «Злынка», там же построил беседку.

Собственный дом Я.М. Гарбузов украсил резьбой лаконично. Стены обшил тесом: ниже подоконников вертикально, выше их - до карниза - горизонтально. На таком спокойном фоне расположены

строгие, изысканного рисунка наличники окон. Они весьма скромны: под подоконной доской пара кронштейнов в виде бутонов головкой вниз, ставни филенчатые, без резьбы. Эффектно выглядит очелье наличника, его завершение в виде щипца с вогнутыми наклонными карнизами. В поле щипца умело размещена накладная резная ви­ньетка. Очень красивы профиль наклонных карнизов щипца и его орнаментика. Самое главное в украшении дома - карниз. Пышным облаком резьбы он венчает стены. Это типичный злынковский четы-рехподзорный карниз в его наиболее чистом и законченном виде. Каждый подзор имеет свой рисунок резьбы. Но все они объединены геометрическим ритмом орнамента. Здесь применены самые излюб­ленные, годами отрабатывавшиеся рисунки узлов. Мастер делал это для себя. Воля заказчика над ним не тяготела. Поэтому он, избрав то, что было ему по душе, проявил тонкий вкус. На собственных домах яснее видно творческое лицо мастеров.

Силин Федор Родионович - мастер следующего поколения, высоко ценимый за мастерство своими старшими коллегами, оставил после себя репутацию «очень хорошего мастера», «отличного резчика». Ра­ботал перед революцией и после нее. Украшал резьбой дома в Злынке, особенно по улице Республиканской. Очень интересный пример его работы - собственный дом № 323 по этой улице. Небольшой ансамбль, состоящий из дома, ворот с калиткой и подташека, невольно застав­ляет остановиться прохожего в радостном изумлении - как все ладно и волнующе красиво!

Ф.Р. Силин был, надо думать, певцом подташеков и ворот. Их сохрани­лось несколько. Они достаточно разнообразны. Один из них- подташек дома Силина - сохранился во всей красе. Он дает полное представление о конструкции иузоре этого любопытного элемента украшений домов и улиц города. Над скамейкой вознесся этакий самобытный балдахин, под сенью которого приятно провести вечерний час отдыха. Крупные, рас­кидистые ветви «геометрического растения» образуют два кронштейна. Совместными усилиями они поддерживают двухскатную кровельку с вогнутыми скатами. Ее карниз - прорезной, узорчатый. Верхние концы кронштейнов соединены вырезной арочкой. Скромное, практичное устройство приобрело художественную форму и радует глаз человека. Остается сожалеть, что таких элементов уличного благоустройства и украшения уже почти не осталось в городе.

Мы кратко рассмотрели работы лишь нескольких выдающихся мастеров Злынковской школы народного зодчества. Их было зна­чительно больше. Сотни домов украшены резьбой. Пройдитесь по улицам Злынки: с обеих сторон вам улыбаются дома своими украшен­ными окнами-очами, за стеклами которых обильно цветут бегонии. Вы быстро убедитесь, что Злынка - это город мастеров самобытной резьбы, город, где любят красоту и в свое время отдали ей большую дань. Совсем недавно жили еще традиции высокого мастерства. И только со смертью последних мастеров этой народной школы дере­вянной резьбы своеобразное мастерство прекратило свое шествие по фасадам домов, по улицам, по городу. Хотя справедливости ради следует сказать, что оно не умерло. Правда, утратило тот блестящий размах, который сопутствовал ему в пору расцвета. Еще и теперь кое-кто продолжает заниматься резьбой по дереву на любительской основе - «для себя». Кое-кто...

В наше время жизнь требует сделать села современно благоуст­роенными и красивыми. Все чаще и чаще строители домов украшают свои произведения мотивами народного декоративного искусства. В наследии злынковских мастеров можно найти много ценного для дальнейшего развития народного зодчества.

Описание узорчатого зодчества Злынки - это слабая попытка пе­редать словами то, что сделано для глаз. Уместно вспомнить старую поговорку: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А увидеть в Злынке есть что и есть чему поучиться: любви к искусству, любви к красоте