СтраницаГород Трубчевск

Город Трубчевск Брянщина

ГОРОД БОЯНА

Вереница веков промчалась над этим городом, известным со вре мен Древней Руси. Первое упоминание о нем в Троицкой летописи встречается под 1185 годом. Многолетние археологические исследо вания относят сложение города Трубчевска к концу третьей четверти X века. Исследования показали также, что город «начался» не на том месте, где стоит теперь, а несколько ниже по Десне, на крутом берегу- Кветун ском городище. После очередного половецкого набега и разорения для города было найдено более надежное место. Для будущего поселения избрали высокий мыс над Десной между двумя глубокими оврагами, спускающимися к реке. Овраги соединили рвом с напольной стороны, сделали насыпные валы, построили крепкие деревянные стены.

В древних документах город именуется как Трубеч, Трубецк, Труб чевск. Историки считают, что название города произошло от слова «труба», которое в древнерусском языке означает речной проток. Трубчевск означает «город на протоке».

Вскоре город становится одним из важнейших опорных пунктов Киевского государства в расширении его владений на Подесенье. В «Слове о полку Игореве» Трубчевск называется стольным городом князя Всеволода Святославовича, одним из главных уделов Черни говского княжества, занимавшего левое побережье Днепра, среднего и верхнего течения Десны. Трубчевские дружины «ходили» против половцев, сражались в 1223 году на Калке, бились с ордами Батыя, в 1380 году участвовали в Куликовской битве.

С 1372 года Трубчевск попадает под власть Литвы. В 1503 году окончательно присоединяется к Московскому государству.

Князья Трубецкие в XVI-XVII веках занимали положение одного из знатнейших родов служилых князей в Московском государстве. Во время войны с Польшей за воссоединение Украины с Россией Трубчевск служил базой московских войск.

К XVII веку город развивался в трех направлениях: на север - вдоль дороги на Смоленск, на северо восток - в направлении дорог на

Брянск и Орел и на юго-запад - по дороге на Киев. Юго-восточным «уг­лом» города была древняя Жучина слобода, переулки которой откры­вали виды на излучину Десны. Застройка обтекала овраги. Ее улицы и переулки причудливым узором рисуют план города. Как и в других древнерусских городах, они следуют извивам поверхности земли и не придерживаются правильного геометрического построения.

Самая древняя часть поселения - это место первого острога: княжеско­го укрепленного городка, детинца. Здесь располагались собор, приказная изба, губная изба, казенные магазины, тюрьма, воеводский и «осадные» дома. Севернее детинца расстраивался посад с торговой площадью (на месте ныне существующего стадиона), гостиным двором, кружечным двором, здесь находились Стрелецкая и Пушкарская слободы.

Как и острог, посад был окружен укреплениями.Территория посада послужила основой развития города.

Название Жучина слобода (до XVI века - Княжая Джучина слобода) происходит от имени Джучи - монгольского полководца (старшего сына Чингисхана, отца Батыя), что дает основание вести отсчет су­ществования слободы с XIII века (Джучи умер в 1227 году). Жучина слобода не сохранила городу, кроме своего наименования, никаких памятников старины.

В древней застройке наиболее высокие точки городской повер­хности удачно использовались для размещения церквей - архитек­турных акцентов города. Его центр, «лицом» обращенный к реке, располагался на самом высоком участке берега. Это был главный фасад города.

В 1779 году, при разделении России на губернии,Трубчевск вошел в состав Орловской губернии.

В «Путешественных записках Василия Зуева от Санкт-Петербурга до Херсона в 1781-82 годах» сказано: «Трубчевск... город бывшей Севской провинции стоит на правом берегу р. Десны, на высоком и прекрасном месте, окруженном сзади лесом, а спереди по другую сторону реки пространным лугом, кончающимся вдали также лесом... Строение его на горе продолжается в длину на полторы, а в ширину более полуверсты.

Дома по большей части деревянные, числом более пятисот дворов, каменных купеческих три, лавок деревянных 19, соляной амбар и две стойки, питейных домов семь. Церквей восемь, в том числе два собора,

один деревянный, другой каменный... он имел укрепление, состоящее из земляного замка и высокого вала, видимых и по сие время...»

XVIII век, начатый крупными градостроительными свершениями петровского времени, свой конец ознаменовал беспримерными в мировой практике достижениями в развитии русского планировоч­ного искусства. По указу Екатерины II «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо» более четырехсот городов Российской империи в последней трети XVIII века получили так называемые «регулярные планы». Эти планы, порой решительно ломая сложившуюся веками «свободную» плани­ровку, заменяли ее геометрически правильными по форме кварталами застройки, прямыми улицами, определяли места главных и других городских площадей, сохраняли основные памятники архитектуры, определяли технические правила и нормы застройки.

В 1780 году Трубчевск получил «высочайше утвержденный ре­гулярный план» и герб города, изображающий «в золотом поле три натурального цвета дули».

Составители регулярного плана Трубчевска не посчитались со сло­жившейся исторической планировкой города. Они не дали себе труда осмыслить основные достижения своих безымянных предшествен­ников-градостроителей, не оценили должным образом возможности использования существовавших тогда памятников архитектуры для создания нового лица города - парадного фасада на Десну. Вместо этого они оторвали город от реки, от наиболее эффектных направле­ний восприятия его силуэта. Отделили стеной зеленых насаждений в зоне древних крепостей Соборную гору с Троицким собором и памят­никами древнего посада от Нового города, а Новый город сделали не видимым со стороны реки, утратили множество открытых перспектив из города на пойму.

От древней планировки в регулярном плане были использованы лишь два основных направления, определенных дорогами на Орел и Смоленск. Смоленская улица на северной окраине города заканчива­лась въездной площадью - Щепной, Орловская на выезде из города - Орловской выездной площадью (ныне площадью Степана Разина). Центральная торговая - Покровская, или Красная, площадь - была расположена на древнем посаде и Солдатская площадь - на другом конце Орловской улицы.

Застройка города по регулярному плану, осуществлявшаяся в те­чение XIX- начала XX веков, закрепила в натуре регулярную систему. Были созданы новые архитектурные акценты - Сретенская церковь, замкнувшая перспективу улицы Орловской (теперь улица Ленина), Ильинская церковь и пожарная каланча - в центральной части го­рода.

Улица Орловская пополнилась зданиями женской гимназии, уезд­ного училища, женской приходской школой, почтовой конторой, несколькими торговыми зданиями и купеческими особняками. Они придали значительность облику улицы.

Улица Смоленская (ныне улица Урицкого) по регулярному плану намечалась как главная улица города. Она получила наиболее яркую застройку и до наших дней сохранила колоритный облик, созданный общественными и жилыми зданиями XIX века.

Солдатская площадь, не получившая архитектурного решения в плане, не обрела своего оформления и в застройке. Может быть, здесь уместно сказать, что после Великой Отечественной войны была возможность исправить ошибку и разместить главную обще­ственную площадь на ее историческом месте. Но почему-то этим не воспользовались, хотя проекты и представлялись. Предпочли повторить ошибку - разместить здесь стадион. Поэтому в наши дни Трубчевск не имеет градостроительно обоснованного центра, довольствуясь сложившимся на случайном месте.

Соборная гора над Десной - это древнее лицо Трубчевска. На вершине горы и поныне возвышается Троицкий собор - каменный старожил и главное украшение города. Вдоль рва с Посадской стороны стоят еще два памятника архитектуры - Преображенская и Покровская церкви - доминанты старого города. В незначительном удалении на север от них, в стороне от людских глаз, притаился небольшой, уце­левший в веках посадский дом.

Здесь, на горе, и надо начать знакомство с архитектурными па­мятниками Трубчевска - с главной архитектурной и исторической достопримечательности города - Троицкого собора.

Троицкий собор - это каменная книга истории города. Главы ее «написаны» в разные времена и разными материалами.

Археологические раскопки 1971 года выявили у стен алтаря сущес­твующего собора остатки каменного храма, построенного в XII веке.

Возможно, это была домовая церковь княжьего дворца. Но была ли это первая глава строительной истории собора? Вероятно, нет.

По мнению директора городского краеведческого музея В.А. Па­дина, археологические раскопки курганов Кветунского городища и Соборной горы позволили «отодвинуть» день рождения города на последнюю четверть X века. На Соборной горе до размещения там острога существовало боярское подворье. И может быть, каменная церковь XII века заняла место, как это обычно делалось, неизвестной нам деревянной предшественницы?

Следующая глава истории собора «вписана» в конце XV- начале XVI веков. Между 1503 годом, когда Трубчевск перешел под власть Моск­вы, и 1520 годом, к которому относится наиболее раннее погребение в усыпальнице, видимо, была построена новая церковь на месте храма XII века. От нее сохранилась родовая усыпальница князей Трубецких, составившая часть нижнего этажа позднейшего собора.

В толстой стене устроена полукруглая ниша - аркосолий. В нее в 1602 году была заделана плита надгробия князя Федора - видного русского государственного деятеля и полководца XVI века, последнего из ветви Трубецких, «до селе шедшей по прямой линии от Гедимина». Еще четыре плиты вделаны в пол усыпальницы и подалтарного по­мещения.

О древности этой части собора говорят не только украшенные древнерусским орнаментом и надписями плиты надгробий, но и сама архитектура: низкий, с простыми суровыми деталями круглый столб в центре квадратного помещения, нависшие над ним тяжелые своды...

Во время польской интервенции в 1618 году Соборная церковь была разорена людьми гетмана Жолкевского. На ее месте по указу царя Алексея Михайловича от4 ноября 1646 года трубчевский воевода Иван Федорович Еропкин приступил к восстановлению Троицкого собора. Весной 1650 года воевода Патрикей Степанович Исупов за­кончил постройку собора, пристроив к нему паперть и колокольню с лестницами. Этот собор был деревянным над каменной усыпальницей Трубецких.

Новая глава каменной книги - это собственно собор, воздвигну­тый на месте древней постройки, частью которой была усыпальница. Собор возведен на средства купца Василия Савина в 1784 году по традиционной схеме - «кораблем».

Высокий куб собора поставлен над усыпальницей. Куб несет вось­мерик-барабан купола, увенчанного световым восьмигранным фона­риком с куполком и крестом. Пятигранная апсида алтаря примыкает к кубу с востока, а с запада-двухэтажная, широкая, с двумя внутренними массивными столбами трапезная. Архитектура этой части несет печать влияний стиля русского барокко, хотя и небогата декоративными элементами. Угловые лопатки, над ними широкие раскрепованные антаблементы, фигурные, с расширениями вверху и лучковыми сан­дриками наличники окон, посаженных в неглубоких прямоугольных нишах, - вот и весь декор, украшающий фасады собора.

Следующая глава строительной истории памятника возвращает нас в 1824 год. В этом году была завершена постройкой четырехъ­ярусная колокольня. Другие времена - другая архитектура. Это уже классицизм. Строгий и по-провинциальному несколько тяжеловесный. Сдвоенные пилястры с простыми антаблементами и плоскими фрон­тонами, арки и круглые окна украшают ярусы колокольни.

Предпоследняя глава каменной книги добавлена в 1910 году при­стройкой Ниловского придела к северо-восточной части соборного куба. Архитектура придела отражает влияние так называемого псев­дорусского стиля, господствовавшего в культовом строительстве во второй половине XIX и начале XX веков.

В 1970-1985 годах написана новейшая глава в истории собора. В это время произведена реставрация внешнего облика замечательного памятника архитектуры. Использование в качестве музея продлит его художественную жизнь, тесно связанную с многовековой жизнью города.

На посадской стороне у острожного вала, откуда «пошел город», находится Преображенская церковь. В Трубчевске ее называют «костелом». Если верить местной легенде о том, что якобы прежде существовала выложенная в кирпиче дата постройки-1640, то можно допустить вероятность строительства костела поляками, мечтавшими навечно утвердить за собой захваченный город. Для его фундамен­тов использовали надгробные камни русского кладбища. Но поляки не успели до своего изгнания в 1643 году достроить костел руками трубчевских мастеров.

«Чаяниями монахини Марфы», выполнявшей указ царя Алексея Михайловича, разрешивший возобновление Спасо-Преображенского

монастыря, сожженного поляками в 1611 году, начатый костел был достроен в виде русского пятиглавого храма с алтарной апсидой. В 1662 году церковь вновь была сожжена. Натурными исследованиями Н. Датиевой установлено, что постройка существующего ныне здания каменной церкви датируется 1693 годом, т. е. уже после упразднения в 1690 году женского монастыря.

По боковым стенам куба церкви свободно разместились окна-, стены декорированы исконно русскими архитектурными элементами: пучками полуколонок по углам, фризом с декоративными закома­рами-кокошниками, церковь получила пятиглавое завершение (не сохранилось) и таким образом приобрела вполне русский вид. Она» стала памятником освобождения города от иноземного ига. Во всем видно искусство местных мастеров. Оно проявилось в той скульптур­ной живописности и свободной лепке архитектурных форм, которая так покоряет нас в памятниках древнерусского зодчества. Таким образом, считать памятник костелом середины XVII века нет никаких оснований.

В 1760 году возле церкви была построена колокольня, а в первой половине XIX века трапезная соединила ее с церковью. Колокольня трехъярусная (сохранились нижние два четверика), ее декоративный наряд-характерный пример русского барокко.Углы ярусов усилены сдвоенными парами трехчетвертных колонн с раскрепованными над ними антаблементами.

Боковые арочные ниши в первом ярусе перекликаются с арочной волной антаблемента над нишей киота и входом в церковь. Низкий и широкий корпус трапезной получил внешнюю отделку в стиле провинциального классицизма - с его рустовкой стен, выделением ризалитов креповками, закруглением углов, нарядными наличниками в виде полуколонных маленьких портиков.

Три архитектурных стиля - московское барокко второй половины XVII века, русское барокко середины XVIII и поздний классицизм XIX веков - отразились в облике этого памятника. Интересно, что все это вместе выглядит достаточно цельно и живописно. Единство достиг­нуто общностью масштаба и родством «конструкций» форм - пучками колонок, развитыми антаблементами, креповками.

Там же, за рвом, на месте древнего посада расположена Покровская церковь - третий памятник исторического центра города. История

его уходит в глубину веков. По челобитной безместного священника Прокофия Сергеевича от 23 декабря 1646 года царю Алексею Михай­ловичу решено построить деревянную церковь на месте, где прежде была Покровская церковь, сожженная при разорении Трубчевска в 1618 году гетманом Жолкевским.

Ныне существующая каменная церковь построена в 1787 году трубчевским купцом В. Савиным на месте деревянной. Первоначально церковь имела иной вид, чем теперь. Она представляла собой одно-алтарный храм с трапезной и колокольней. В 1860-х годах по боковым сторонам пристроены два придела с собственными алтарями, размером и формой апсид повторявших главный первоначальный. Квадратная трапезная была сужена, и к ней прибавлены два придела, охватившие колокольню. Так площадь церкви была увеличена, а ее объемно-про­странственная композиция «расползлась», утратив первозданную стройность и собранность. В1960-х годах разобраны увенчания купола церкви и шатра колокольни, что сильно обезобразило памятник.

Первоначальная архитектура его в настоящее время просматри­вается на восьмерике церкви, на средней апсиде и колокольне. Их скромный, хорошего рисунка декор типичен для второй половины XVIII века, когда развивался классицизм. Элементы этого стиля - клас­сицистические фронтоны, членения и карнизы - сочетаются с элемен­тами еще не забытого в провинции русского барокко - фигурными люкарнами на шатре колокольни, усложненными формами покрытий купола и шатра, «ушастыми» наличниками с волнистыми сандриками приземистых окон.

Очень интересен внутренний вид памятника. Светлое, устремлен­ное вверх подкупольное пространство с оригинально устроенным переходом от четверика нижнего куба к восьмерику второго яруса, связанное широкими арками с соседними помещениями, создает приподнято-торжественное настроение. Этому много способствует живопись, почти сплошь покрывающая стены, выполненная опытной рукой незаурядного мастера (сохранилась частично).

Мы осмотрели три древних, большой художественной ценности архитектурно-исторических памятника Соборной горы и прилегаю­щей к ней части посада. Выше отмечалось, что после отживших свой век укреплений острога их территория регулярным планом назна­чена была для размещения озеленения. В результате в XIX веке здесь

возник городской парк. Живая зеленая среда окружила памятники, объединила их между собой и с природным ландшафтом в единый историко-архитектурный комплекс.

Площадь парка превышает десять гектаров. В нем произрастает около пятидесяти пород деревьев и двадцать семь видов кустарни­ков. Если соединить все его цветники вместе, то получится «клумба» величиной в два гектара!

Первоначальная планировка парка изменена. Основная композици­онная ось - продолжение оси главной Смоленской улицы (ныне Уриц­кого) - частично сохранилась, но слабо выявлена. Остальные дороги порождены случайным, сделанными без учета и уважения древних памятников размещением объектов для «культурного отдыха».

В1975 году, в связи с 1000-летием города, в парке сооружен первый в России памятник Бояну- гениальному певцу единения Древней Руси. Этот патриотический акт значительно усилил идейно-художественное значение историко-архитектурной зоны «Древний Трубчевск».

На очереди - реконструкция парка. Разнообразие и обилие рас­тительности в сочетании с памятниками архитектуры, с пластикой рельефа - склонами оврагов, откосами рва и береговыми обрывами, с волнующими воображение видами Десны и бескрайней панорамы заречных далей являются исключительно ценной основой для созда­ния высокохудожественного исторического центра Трубчевска.

В древнем центре города есть еще один уникальный каменный сви­детель ушедших веков. Территориально и исторически он относится к историко-архитектурному комплексу. Но в наши дни памятник, к сожалению, отделен от него стадионом, занимающим площадь Карла Маркса (бывшую Торговую площадь). Оторванный от своих «ровесни­ков-родичей» памятник скрыт от любознательных взоров внешней оболочкой современного деревянного дома.

Это посадский дом. Вернее, часть его. Такие дома строились на Руси в XVI-XVII веках. Сохранилось прямоугольное каменное помещение площадью семнадцать квадратных метров, заключенное в толстые стены из крупноразмерного кирпича, с двумя окнами и двумя дверями. Одна из них, внутренняя, вела в соседнее помещение, фундаменты которого сохранились. На них поставлен современный деревянный дом, включивший в себя помещение посадского каменного дома. По словам владельца, под вновь настеленным полом сохранился пер-

воначальныи пол. Помещение перекрыто цилиндрическим сводом с распалубками над проемами боковых стен. Над сводом расположена светелка - комната второго этажа, оказавшаяся на чердаке деревянно­го дома. Светелка не велика, всего три с половиной на три с половиной метра. Сдвоенное окно освещает ее.

Фасады дома донесли до нас скромный характерный декор. Сна­ружи - спаренные пилястры с раскрепованным над ними профили­рованным карнизом, самобытные наличники окон светелки и одного из окон первого этажа, ныне спрятанного в пристройке крыльца. Все окна небольшие, имеют живое «криволинейное» завершение. Наличник окна первого этажа очень напоминает наличник апсиды Троицкого собора.

Внутри дома линии свода и распалубок придают помещению пер­вого этажа пространственную пластичность, какую-то особую интим­ность и уютность. В простенке между окнами (правое из них позже растесано для устройства входа), напротив двери в несохранившуюся часть сделана прямоугольная ниша: место, в котором размещался в старину шкаф с посудой и утварью. Подобная ниша есть и с другой стороны - рядом с дверью в сени; возможно, это место печи. В нише видны заделанные в своды железные кольца-держатели «спиц», или «чепей», для развески хозяйского добра.

Дом был построен по широко бытовавшей схеме: в середине сени,
слева и справа от них размещались палаты. В трубчевском доме сохра­
нилась одна палата, а сени и палаты другой части утрачены. Светелка
над палатой также сохранила дверной проем в сени (на втором этаже
планировка обычно повторяла первый этаж) и по сторонам его высо­
ко поднятые ниши - по две с каждой стороны. Перекрытие светелки
плоское, отштукатуренное по дранке, прибитой к тесанным топором
доскам гвоздями с широкой шляпкой кузнечной выделки. Потолок в
середине украшен своеобразной розеткой - рельефной квадратной
рамкой простого профиля. Для входа в светелку в толще стены была
устроена лестница.                 -

Посадский дом - единственный и ценнейший памятник каменного жилого дома XVII века не только в Трубчевске, но и во всей Брянской области. Их осталось мало во всей России. Надо иметь в виду, что жи­лые дома XVI—XVII веков обычно строились деревянными. Каменные возводились очень редко. Поэтому сохранить дошедший до нас обра-

зец древнего жилого городского дома надо обязательно. В настоящее время он является личной собственностью домовладельца, который не знает подлинного исторического значения дома для города. Отсюда опасность переделок-«реконструкций» памятника и его исчезновения. Этого допустить нельзя!

Здание должно принадлежать городу. Сохранившаяся часть, а также аналогичные произведения архитектуры в других русских го­родах помогут воссоздать недостающую половину дома. Можно будет открыть в нем филиал музея с экспозицией, посвященной истории города, например. Тогда уникальный посадский дом с полным правом и уже навсегда займет место в созвездии памятников архитектуры и истории древнего Трубчевска.

На выезде из Трубчевска находится Сретенская церковь. Трудно переоценить ее важное градостроительное значение. Со стороны города она замыкает перспективу улицы Ленина (бывшую Орловскую), а со стороны поля выступает в качестве единственного мощного архитектурного акцента западной панорамы города, отмечающего въезд в Трубчевск со стороны Брянска.

Сретенская церковь построена в конце XVIII века. По некоторым сведениям, в 1760 году. Ее композиция представляет собой сложную игру объемов, вырастающих из слабо выраженной кресчатости плана. Ветви креста лишь намечены ризалитами - выступами средних час­тей всех четырех фасадов церкви, но подчеркнуты возвышенными фронтонами. Над центром объема господствует световой четверик со срезанными углами. Четверик покрыт купольной крышей, завершен­ной небольшим восьмериком со своим куполком и ажурным крестом на шаре. Декор фасадов церкви прост и деликатен - небольшого выноса карнизы, упрощенные обрамления окон и декоративных ниш с крупными полукруглыми окнами фронтонов ризалитов и паллади-анские окна светового четверика -хорошо гармонирует со сложными объемами церкви.

Интерьер памятника расчленен пилонами и подпружными арками, несущими световой барабан с восьмигранным сводом. Подкупольный зал с трех сторон оформляют деревянные хоры, устроенные в риза­литах. Росписи и убранство храма относятся к XIX веку.

Единую композицию с церковью составляет колокольня, отдельно стоящая перед ее западным фасадом. Ее построение как бы вторит

богатому объему церкви: нижняя часть четверика развита в боковые стороны низкими служебными помещениями и продолжающими их арочными воротами с прямоугольными калитками, прорезанными в стене. Два верхних четверика рисуют четкий монументальный силуэт колокольни, увенчанной возвышенно-купольной крышей.

Сретенская церковь - это хороший образец стиля зрелого класси­цизма в Трубчевске. Долгие годы она была единственным украшением площади Степана Разина, в остальных частях архитектурно не офор­мленной. В последние годы - с установкой реликвии воинской славы (танк на постаменте и Вечный огонь перед мемориалом) и разбивкой небольшого сквера на месте бывшей Гамовой лужи - сделан второй, не очень, надо сказать, решительный шаг в повышении художественных достоинств этой важной окраинной городской площади.

Противоположную центру северную часть города украшает Ильинская церковь. Это последний архитектурный акцент XIX века, господствующий в городском интерьере. Церковь построена в 1890 году по обычной для того времени схеме в новорусском стиле. Но мастера-трубчане одухотворили своим искусством ее облик.

Памятник отличается богатством и причудливостью объемного построения. Его силуэт вызывает воспоминания о сказочных «пре-дивных» русских постройках конца XVII века с их многовершием и узорочьем. Центральный куб властно возвышается над остальными частями церкви, увенчанный световым барабаном с крупной главой. На другом конце здания его уравновешивает вонзающийся в небо изящный шатер колокольни, с востока, севера и юга поддержанный главками алтаря и приделов.

Основной темой убора памятника служат древнерусские кокошни­ки. Видоизменяясь и различно группируясь, они связывают объемы памятника единством архитектурных форм, придают ему легкость и нарядность, жизнерадостность и торжественность. Кокошники укра­шают окна нижнего яруса и барабана вверху. Их непрерывные ряды выше узорного карниза образуют подножия малых глав. Ожерелье кокошников служит главным переходом от четверика к барабану цен­трального купола. Они обрамляют арки звонов и стоят в основании шатра колокольни. Эти и другие декоративные детали, выполненные с большим мастерством, украшают памятник, придают ему националь­ное своеобразие, уходящее корнями в седую старину.

Термин «новорусский стиль»употреблен выше неслучайно. Дело в том, что изучение так называемого псевдорусского стиля долгое время игнорировалось искусствоведческой наукой. Отпугивало самими же искусствоведами подобранное слово «псевдо», т. е. «ложнорусский стиль». В действительности этот новый стиль - попытка развития русских национальных традиций градостроительства в период архи­тектурного безвременья второй половины XIX века.

Отправной точкой послужили достижения русской архитектуры второй половины XVII века. Поэтому попытка оказалась столь попу­лярной не только в среде профессиональных архитекторов, но и у народных мастеров. В Брянском крае, например, в этом направлении развивалась местная Злынковская школа народного зодчества.

Поскольку стиль проявился в крупных культовых зданиях, это вы­звало неправильные, грубо социологические оценки его в двадцатых и тридцатых годах XX века. Оценочные «ярлыки» продолжают быто­вать и ныне. Хотя давно стала совершенно очевидной необходимость пересмотра этих оценок в связи с глубоким изучением названного периода развития русской архитектуры.

Ильинская церковь - хороший пример новорусского стиля в го­роде. Этот архитектурный стиль находит много отзвуков в облике гражданских, общественных, жилых и даже промышленных зданий, которыми застраивались основные магистрали города во второй половине XIX и в начале XX веков.

После осмотра крупных и более древних архитектурных памят­ников, образующих силуэт и формирующих облик города в главных чертах, следует повнимательней посмотреть и его рядовую застройку. Она придает лицу города индивидуальность, причем не отдельными ярко выделяющимися зданиями - таковых здесь почти нет, а всей своей массой. Каменная застройка размещена в центральной части города, по основным его улицам: Урицкого (бывшая Смоленская), Ленина (бывшая Орловская) и Брянской.

Улица Урицкого - наиболее ценный участок сохранившейся исто­рической застройки. Свыше двух десятков домов придают ей особый колорит и образную мощность. Дома и небольшие промышленные предприятия середины XIX века еще несут в своем облике черты клас­сицизма: окна с полукруглым завершением, выделение из плоскости фасадов ризалитов, ордерное членение фасадов.

В постройках конца прошлого века преобладают принципы но­ворусского зодчества, а на рубеже веков и в первые годы XX века проявляется эклектичность, то есть смешение стилей, появляются элементы провинциального модерна. Все это делает застройку как бы внестилевой, обобщает ее характер на основе отсталого от широких путей развития русской архитектуры местного провинциализма.

Наиболее интересные дома по улице Урицкого - это здание каз­начейства (ныне Госбанк) и расположенный неподалеку от него дом краснодеревщика Сухобокова (ныне кафе «Нерусса»). Последний любопытен самобытным сочетанием новорусского стиля и стиля мо­дерн, проявившегося в форме окон-иллюминаторов, в узоре решеток балконов. Во множестве представлены на этой улице купеческие дома и конторы.

На бывшей Орловской улице располагались общественные здания: почтовая контора, гимназия, женская приходская школа, уездное училище, несколько магазинов, крупных особняков и промышленных зданий. Колоритна архитектура середины XIX века дома № 68- быв­шей кондитерской Кравцова. Пример крупного купеческого особняка - дом купца Яськова. Он хорошо закрепляет угол улиц регулярного плана города. Дом построен во второй половине XIX века, ныне в нем размещен ОВД. К концу века относятся постройки торгового дома «Ку-рындин и сыновья» (ныне улица Ленина, 91 и 93) - пример купеческой усадьбы с мелким производством.

Следует посмотреть здание бывшей почтовой конторы (ныне музы­кальная школа). Это здание связано с памятью уроженки трубчевского края - знаменитой в начале XX века певицы А.Д. Вяльцевой.

Пример городской архитектуры конца века представляет пожар­ная каланча 1894 года. Ее декоративное убранство - эклектичес­кое. В нем соединены новорусские и псевдоготические элементы архитектуры. Дом № 72, построенный для воинского начальника Федорова в 1912 году, -хороший пример городской усадьбы начала XX века. Сегодня здание занимает краеведческий музей, миновать который при знакомстве с городом немыслимо. Это один из лучших музеев области.

На улице Брянской старая застройка представляет большой худо­жественный интерес. Здесь расположены характерные своим обликом купеческие дома второй половины XIX века.

Они определяют архитектурную выразительность этой части го­рода. Дома № 116 - торгового дома «Гамов и сыновья», № 118 - купца Коминкова Ф.В., три дома - № 76, 78 и 80 с подлинными воротами между ними - пряничников Сахаровых и другие формировали лицо улицы Брянской.

На этой улице в 1902 году возведено одно из интереснейших зданий города: бывшая земская управа (ныне в ней размещен горисполком). В архитектуре, фасадов здания «по-трубчевски» сочетаются мотивы позднего классицизма и модерна. Такой «слиток» из разных стилей образует здесь яркий пример зданий «присутственных мест» русской провинции конца XIX века.

Выше названы наиболее интересные здания и даже целые их ком­плексы среди рядовой застройки. Таких зданий по городу насчитыва­ется до восьми десятков. Они держат высоту застройки не более трех этажей, а в основном двух- и одноэтажную. На их фоне весьма выиг­рышно смотрятся немногие сохранившиеся памятники архитектуры. Они возвышаются над образно-однородной средой своего обитания, рисуя облик города художественно цельным в исторической части. Новые современные вкрапления в эту сложившуюся среду должны делаться чрезвычайно осторожно и вдумчиво, чтобы ни в коей мере не нарушить вековой гармонии уникальной архитектуры.