СтраницаГород Стародуб

Город Стародуб Брянщина

КАМЕННЫЙ ЛЕКТОРИЙ

 В центре города многие века стоял громадный дуб - живой символ имени города. Название города произошло, как предполагают, от дубрав, которые окружали его в давние времена. Старый «дуб зъ гнъздомъ орлимъ»украшал герб Стародуба 1620 года. Первое упоминание о Старо-дубе в завещании Мономаха относится к 1080 году. Уже в то время город имел сильные укрепления. С1503 года Стародуб входит в состав Москов­ского государства и становится хранителем его юго западной границы.

После объединения Украины с Россией в 1654 году стародубская земля административной единицей - Стародубский полк - вошла в состав Украины.

Стародуб XVII века - крупный город. Царь Алексей Михайлович предоставил ему право на городское самоуправление. Стародуб был богатым торговым городом, ключевым пунктом в торговле между Мое квой и Украиной. В нем ежегодно проходили две крупные ярмарки, собиравшие много русских, украинских и иноземных купцов. Акты 1664-1670 годов упоминают о существовании «немецкой» улицы, что свидетельствует о международных торговых связях города.

К концу XVIII века сложилась свободная планировка Стародуба. Его центр состоял из двух «городов» - двух земляных крепостей с деревянными стенами и башнями - «старого» и «нового», располо­женных по соседству друг с другом на возвышенном левом берегу реки Бабинец. От крепостей лучами расходились улицы Красная, Мостовая, Черниговская, Юханова и Пробитая, в которые вливались улицы четырех предместий - Прадельни, Рубцовки, Запильни и Заре­чья. В центральной части эти улицы дороги объединялись широкой Базарной улицей, напоминавшей бесформенную площадь, огибающую укрепления. Это был общественно торговый центр города.

Над большими участками одноэтажной застройки, утопавшей в зе­лени садов, возвышались причудливые златоверхие соборы и церкви. По описи 1781 года, в Стародубе было двадцать две церкви, пятнадцать «публичных строений» {общественныхзданий. - В. Г.), сто четырнадцать

«партикулярных домов», имевших не менее трех «покоев», 1118 «хат» и двести двенадцать лавок. Это немало. Наиболее древние и величествен­ные постройки располагались в центре, венчая характерную панораму Стародуба, особо пленительную при обзоре с юго-запада, с Волчьей горы, с дороги на Чернигов и с Заречья.

Составители первого «геометрического плана» в 1783 году не ре­шились нарушить исторически сложившуюся планировку древнего города. Они ограничились лишь перепланировкой в регулярную систему центральной части, заключенной в контуре земляных крепос­тей. Лишь в 1803 году, после того как Стародуб стал уездным городом Черниговской губернии, для него был «высочайше утвержден» новый генеральный план. Вся территория была разбита - без учета рельефа местности - на прямоугольные кварталы улицами одинаковой шири­ны. Вероятно, это и послужило причиной сохранения до наших дней многих фрагментов исторической планировки.

Культура Стародуба испытывала на себе влияние культур трех братских народов - русского, украинского и белорусского. Каменным свидетелем взаимного обогащения является древнейший памятник архитектуры Брянского края - Рождественский собор.

«Летопись Самовидца» говорит, что храм Рождества Христова от­строен после страшного пожара 1677 года, истребившего большую часть Стародуба.

Горел собор и еще раз - в 1744 году. Однако внешний облик его, по-видимому, не изменился. Как бы то ни было - возраст почтенный.

Здание трехчастного построения. В то время строились так украин­ские церкви. Их основные помещения - притвор, храмовый зал, алтарь - располагались по продольной оси, образуя удлиненную композицию. Центральный храмовый зал выделялся лишь главой или куполом с главкой. Стародубские зодчие отходят от этой традиции. Они придают всем частям здания разную форму. Притвор делают четырехугольным, алтарь пятигранным, а храмовый зал - в виде неправильного вось­миугольника. По площади и по развитию в высоту зал господствует над двумя первыми объемами. Мало того, зодчие покрывают все три объема куполами. На двух из них устанавливают световые барабаны, увенчанные куполками с крестами на шарах. Третий - центральный восьмигранник - выделяют более крупным барабаном с самобытной шапкой купола. Получилось оригинальное объемное построение с

тремя куполами над тремя частями, расположенными в одну линию. Так на Украине каменные храмы еще не строили.

Окна собора расположены на разных уровнях и неодинаковы по своим размерам - черта, более характерная для древней русской архи­тектуры. Наличники окон просты и нарядны одновременно. Они напоми­нают детали наружной отделки древнего Покровского собора в Брянске, наличники московских и северных русских построек XVII века.

Восьмигранный центральный объем окаймлен в верхней части ши­рокой полосой нарядного фриза и завершен рельефным карнизом. Этот карниз, как и карнизы двух других объемов памятника, украшен город-чатыми плоскими кронштейнами и выделен тремя рядами «поребрика» - кирпича, уложенного под углом к поверхности стены. Ниже поребрика поле фриза занято декоративными закомарами - полукруглыми нишами, которые живо напоминают о русском сводчатом - закомарном - покры­тии времен Киевской Руси и Господина Великого Новгорода.

Все углы собора декорированы лопатками - узкими плоскими выступами из поля стены по всей ее высоте. Эти лопатки обработаны весьма оригинально. По высоте они разделены на неравные части горизонтальными жгутами-валиками. Под каждым валиком проходят ряды поребрика и прямоугольных углублений, как строчки вышивки на белорусском полотенце.

Асами лопатки? Не каменные ли это полотенца? Расшитое, узорчатое полотенце по древнему обычаю и теперь украшает красные углы в хатах, кладбищенские кресты-каксимвол чистой и светлой памяти.Таки лопат­ки собора, как полотенца. Они «свисают» от карниза до земли, они тоже символ памяти народной - памяти о борьбе за свободу и независимость, о понесенных жертвах, о братской дружбе великих народов.

Зодчие собора не были равнодушны к красоте народного искусства и вдохновлялись им, создавая этот памятник. В архитектуре собора они соединили штрихи культур трех народов в слитный художествен­ный образ. Памятниклишен каноничности и классической строгости. Народные представления о прекрасном воплощены в нем самобытно, свободно и непринужденно.

Живописная кривизна линий делает здание скульптурно пластичным. Сдержанное узорочье декора, мелкий рельеф деталей, небольшие проемы окон и дверей на фоне массивной стены, крупные формы куполов и завер­шений придают монолитность, мощь и торжественное величие, делают

его символом силы народной. Образ собора отвечал требованию эпохи увековечить победу народа в борьбе за свободу и независимость.

Мы осмотрели памятник снаружи и попытались прочесть камен­ные строки этой старинной поэмы о дружбе. Но войдем в здание. К сожалению, не сохранилась внутренняя красота его. «Полковой собор»

-  а таковым он был в эпоху гетманщины - славился на всю Украину
замечательными росписями стен, богатством отделки и оборудования,
колокольным звоном.

Остался величественный простор храмового зала, расширяющегося, чтобы направить внимание людей в сторону композиционного центра

-  иконостаса. Вот для чего понадобилось нарушить правильную восьми­
угольную форму зала - надо было вместить на алтарной стене побольше
произведений живописи и понаряднее украсить ее. Лишь непреходящее
ощущение торжественности, созданной хорошо найденным сочетанием
разновеликих пространств, по-прежнему воздействует на нас.

В западной стороне зала, над входом, сохранились деревянные хоры. Их вогнутое ограждение украшает декоративная роспись в народном духе. Нарядно и красочно она выделяется на фоне гладких стен, слегка оживленных скромными тягами откосов окон и простого карниза в основании свода.

Ссылаясь на дошедшие до нас документы, искусствовед В. Пуцко сообщает, что строителем собора является глуховский мастер Матвей Ефимов со своей артелью, состоявшей исключительно из выходцев из России. Артель работала кроме Стародуба и в других местах Украины, сочетая художественные приемы и архитектурные детали русского и украинского зодчества. Поэтому произведения мастеров-русичей близки и понятны народам-братьям. *

" По материалам В.Пуцко - первой постройкой Матвея Ефимова на Украине являлась церковь св. Николая в Стародубе, возведенная в 1691 г. «старанием и коштом пана Михаила Миклашевского, пол ковника Ста родубского с товариществом и па нами мещаны», вместо деревянной сгоревшей во время пожара 1677 г. В контракте, заключенном в 1693 г. на строительство храма архангела Михаила в Глухове, она указана в качестве его образца. В те же годы был восстановлен повреж­денный тем же пожаром 1677 г. Собор Рождества Богородицы в Стародубе. Не исключено, что постройка возведена заново. По мнению M. Цапенко, трехкамерное построение, архаика здания, несхожесть с храмами такого же типа, размещение на разных уровнях оконных проекмов и их разные размеры, типично русские приемы декора. Возможно поэтому объяснение загадочным формам «Старого собора» в Стародубе надо искать в работе русского мастера, незнакомого с местной архитектурной традицией. Можно предположить, что это одна из первых работартели Матвея Ефимова. Прия. составителя.

Рождественский собор должен быть сохранен как один из древних памятников и примеров взаимообогащения братских культур.

Другой замечательный памятник архитектуры, расположенный в центре города,- это церковь Святого Николая.

Она удивительно удачно размещена на отроге холма между спускающимися к озеру Евсеевской улицей и Иоанно-Богословским переулком (ныне улица Фрунзе), замыкая перспективу последней со стороны Заречья.

Николаевская церковь - очень хороший образец зрелого класси­цизма - построена в 1802 году.

Церковь - кирпичная, оштукатуренная, по типу бесстолпная, в плане квадратная, с выступающими алтарем с востока, трапезной с портиком с запада и портиками с боковых сторон. Верхний ярус цер­кви - восьмерик, покоящийся на четверике. Он покрыт куполом со световым фонарем-барабаном с главкой и ажурным крестом.

Памятник доставляет эстетическое наслаждение точно найден­ными пропорциями объемов, их логичной группировкой, простыми деталями тосканского ордера, строгим гармоничным классическим силуэтом. Пронизанными воздухом портиками храм хорошо связан с природой. Он стоит на первом плане городской панорамы, открываю­щейся с заозерной части города, вписываясь в нее своей колоритной внешностью.

В прямой зрительной связи с этим памятником в конце Евсеевской улицы находится комплекс зданий строгой в своей простоте архитек­туры, выполненной в формах позднего классицизма первой половины XIX века,- Тюремный замок, неправильно называемый здесь Екате­рининским острогом. Замок построен в середине XIX века и поэтому к екатерининским временам отношения не имеет. Это характерный пример «казенного» строительства в Стародубе.

Осуществление регулярных планов городов конца XVIII - начала XIX веков предполагало строительство не только жилых домов частных владельцев, но и «казенных» зданий, строившихся за счет государства. Таких, как присутственные места (местные управления, суды), магазины, склады, торговые ряды, тюрьмы. Поэтому существовавшая еще с петров­ских времен практика разработки «образцовых» проектов (сегодня мы называем их «типовыми») для застройки городов приобрела большое значение с начала XIX века.

В губернских городах появились альбомы под названием «Собра­ние фасадов Его Императорским Величеством высочайше апробиро­ванных для частных строений в городах Российской империи».

К разработке образцовых проектов казенных зданий привлекались видные архитекторы, чтобы наделить эти проекты, а через них по­стройки высокими эстетическими достоинствами господствовавшего тогда стиля позднего классицизма. Одним из таких мастеров был Ан-дриан Дмитриевич Захаров (1761 - 1811 гг.). Сын мелкого служащего Адмиралтейств-коллегий, он с шестилетнего возраста обучался в Академии художеств, по окончании которой много работал для го­родов Херсона, Николаева, Архангельска, Кронштадта и Петербурга. Вершиной его высокоталантливой деятельности была грандиозная ре­конструкция главного Адмиралтейства в Петербурге, ознаменовавшая высший этап развития классической школы в русской архитектуре.

Известны выполненные А. Захаровым образцовые проекты казенных зданий, втом числе проект тюремного замка для губернских городов. В Черниговском областном архиве можно увидеть чертеж Стародубского тюремного замка. Это не что иное, как несколько уменьшенный в раз­мерах (для уездного города) образцовый проект А. Захарова.

Построенный по этому чертежу комплекс тюремного замка в Ста-родубе в своем внешнем виде сохранился почти полностью.

Мощная двойная въездная арка, прорезанная в глухой стене - мо­тив, в миниатюре напоминающий центральную арку Адмиралтейства, - преграждает Евсеевскую улицу. Арка соединяет два служебных корпуса, за которыми располагается небольшой двор. По оси арки, совпадающей с осью улицы Евсеевской, в середине двора размещено двухэтажное здание замка.

Крупно решенные детали - рустовка стен первого этажа, по-ампирно­му не отделенная от гладкой стены карнизом, или тягой, простые профили сандриков с кронштейнами, карнизов и тяг- и контраст массивных стен с небольшими, без обрамлений прорезанными окнами сообщают зданию монументальность, выделяют его из одноэтажной застройки, вводят в масштаб широкой ландшафтно-архитектурной панорамы города.

В наши дни комплекс замка занимают учреждения города. Это вселяет надежду на реставрацию великолепной арки - освобождение ее от позднейшей надстройки второго этажа и других мелких повреж­дений и искажений первоначального облика.

Редкая честь выпала городу- быть украшенным произведением, сошедшим с чертежного стола великого русского зодчего Андриана Захарова!

Мы завершили короткий маршрут - от Рождественского собора по улице Евсеевскои всего 200-250 метров - и увидели памятники трех архитектурных эпох. Прежде чем покинуть это место, взглянем еще на два здания, находящихся здесь же, на улице Евсеевскои, № 4 и № б. Они стоят на углах улицы и соборной площади, олицетворяя собой еще одну архитектурную эпоху Стародуба. Несмотря на двухвековую разницу в воз­расте с Рождественским собором, они тем не менее составляют единое художественное целое, образуя с ним, а также с Николаевской церковью и замком интересный ансамбль исторической застройки XVII- XIX веков.

Дом под № 4 - бывшая гостиница Акундовой. Постройка по «об­разцовому проекту» второй половины XIX века, с изменениями (что часто бывало) внешней архитектуры. В характере кирпичного деко­ра фасадов просматривается влияние мотивов Злынковской школы народного зодчества; мастера этой школы самобытно варьировали элементы древнерусского стиля. Лопатки с фигурными нишами, зубчи­ками, поребрик, подоконные ширинки - все это придает живописный характер внешнему облику памятника.

Дом № б, принадлежавший некогда купцу Райхинштейну, несет на каменном первом этаже деревянный верх. Декор кирпичных стен сочетается с нарядными деревянными узорами второго этажа. Налич­ники окон и фигурный карниз первого этажа естественно дополняются своеобразными резными наличниками с богатыми «гребешками» окон второго этажа, подоконным фризом и фигурным венчающим карни­зом, родственными по своей природе элементам декора гостиницы Акундовой. Оба дома построены во второй половине XIX века.

Рассматривая этот центральный архитектурный ансамбль, не­вольно ощущаешь воздействие другого комплекса, находящегося в зримой связи с ним. Отсюда виден и приковывает к себе внимание белоснежный памятник, отраженный в водах озера Бабинец - Бого­явленская церковь.

По пути к ней следует осмотреть дом в Иоанно-Богословском переулке (улица Фрунзе, 35), построенный в последней четверти XIX века. Декор этого дома так же, как и дома Акундовой, выполнен под влиянием Злынковской школы. Далее под № 59 надо посмотреть ста­ринный особняк рубежа XVIII—XIX веков.

Низ особняка каменный, верх - деревянный, обшитый тесом. Для фасада здания характерно классицистическое трехчастное построе­ние. Средний ризалит выделен треугольным «римским» фронтоном. Карнизы его украшены модульонами. Каменные формы классицисти­ческой архитектуры отображены и в дереве.

Богоявленская церковь закончена строительством в 1789 году - спустя девятнадцать лет после ее закладки. Первоначально это был однозальный, бесстолпный каменный храм, в объеме четырехъярусный. Куб нижнего яруса несет восьмерик с окнами по всем граням и такой же световой барабан стыквовидной крышей, увенчанный главой на гране­ной шее. Центральный восьмерик окружен двухъярусными главками. Позже, вероятно, в XIX веке, пристроенная трапезная с трехъярусной колокольней над ней изменила тип церкви, сделав ее «кораблем». При перестройке в 1967 году шатер колокольни стал значительно ниже.

В архитектуре старой части ясно видно влияние русского барокко XVIII века. Декор трапезной и колокольни примитивнее и эклектичен по формам.

Богоявленская церковь стала одним из важных акцентов застройки города. Ее вертикальная, с богатым и выразительным силуэтом ком­позиция организует городское пространство Заречья, связывает его с застройкой центра - через простор водной глади озера Бабинец - в единый природно-архитектурный ландшафт.

В выполнении этой важной роли храму способствуют и располо­женные рядом памятники гражданского зодчества, составляющие с ним один микроансамбль на нынешней улице Фрунзе. Жилой дом № 63 выделяется из рядовой застройки родством своего фасада «образцо­вым проектам» первой половины XIX века. Декор его очень скромный и выражен в наличниках окон, в подшивном - в подражание каменным формам - карнизе, в обшивке тесом стен и угловыми накладками-пилястрами. Особняк № 71 - пример купеческого жилья с лавкой в первом этаже. Построен в первой четверти XIX века с применением декора и форм, присущих творчеству народных зодчих, самобытно трактовавших псевдорусские мотивы. Характерны «вдавленные» в массив стены полуколонны, пилястры и подоконные ниши.

На древних улицах сохранились дома, которые помогают пред­ставить стародавний облик города. Эти здания, точно вехи истории, то тут, то там е*ще стоят среди рядовой, «фоновой», застройки разных

лет, пленяя воображение зрителя. Порой их трудно заметить - мешают поздние пристройки, переделки, искажения.

Осмотрим сначала наиболее старые из них.

На улице Ленина, 8 (бывшей Черниговской) расположена усадьба с каменным домом. Это, безусловно, городской старожил. В описании Стародуба 1781 года в «Румянцевской описи украинских поселе­ний» упоминается родовой «дом о восьми покоях, на италианский манер построенный» Завадовским. Иван Васильевич Завадовскии

-  последний полный полковник Стародубского полка до его упраз­
днения в 1792 году. Он был братом известного екатерининского
государственного деятеля графа Петра Васильевича Завадовского,
владельца дворцово-парковой усадьбы в селе Ляличи, на терри­
тории Стародубского полка. Видимо, при содействии всемогущего
брата был поставлен Иван Васильевич во главе «старшины» Ста­
родубского полка, а в 1793 году стал графом. После упразднения
полка он занимал пост председателя гражданской палаты в Новго-
роде-Северском. Умер И. В. Завадовскии в 1794 году. Позже, в XIX
веке в его доме располагалась кирха. В конце XIX - начале XX веков
здание принадлежало учителю Стародубской гимназии Романенко.
В настоящее время это жилой дом.

Своим главным фасадом особняк смотрит на улицу Черниговскую, дворовым - на сад некогда обширной усадьбы, спускающийся к пойме реки Бабинец. С дворовой стороны дом приподнят погребами и высо­ким цоколем. Здесь же расположен вход в здание. Крыльцо и какие-либо надстройки над входом отсутствуют. Все переделано позже. Дом Завадовского - первая постройка города в стиле раннего классицизма. Фасады - что характерно для этого стиля - разделены на три части. Средняя, более широкая, по уличному фасаду выделена креповкой, по садовому-более значительным выступом. Их фронтоны подчеркива­ют ось симметрии. Садовый фасад более интересен своей пластикой

-  выступами среднего ризалита и фланкирующих его низких выступов
подвальных крылец. Между ними и устроена лестница входа в дом.

Декор фасадов - тяги, карнизы, замковые камни палладианских окон - выполнены в стиле классицизма. Интерьеры здания переде­ланы.

Дом Завадовского - свидетель и участник жизни Стародубской полковой «старшины» XVIII века,

Другой архитектурный реликт Стародуба - Соколовщина. Так именовалась еще недавно, в довоенные годы, старинная городская усадьба, основанная в конце XVIII века.

За свою долгую историю усадьба сменила нескольких владельцев. Все они принадлежали к роду Соколовых. Семейная преемственность обеспечила усадьбе неизменность и сохранность первоначального внешнего и внутреннего облика: по крайней мере, дому и части не­когда большого сада при нем.

Пять поколений русских интеллигентов служилого дворянского рода, не имевших поместий и крепостных людей и отличавшихся ли­беральными взглядами, жили в этом доме. Основоположник усадьбы Соколов Николай Иванович - петербургский инженер, «вольтерья­нец», строитель дорог Екатерининской эпохи. В 1790 году он купил в Стародубе, в урочище Красном, две с половиной десятины земли, на которой построил деревянный дом со службами, разбил небольшой сад-парк с прудиком и аллеями - липовой и ореховой.

На подкрашенном акварелью рисунке, хранящемся в Стародубском краеведческом музее, можно увидеть, как выглядела усадьба сразу после постройки дома. Рисунок выполнен Н. И. Соколовым - автором проекта, строителем и владельцем усадьбы. Там же можно посмотреть и старинный план всей усадьбы.

После смерти Н.И. Соколова усадьбой владел его брат Соколов Дмитрий Иванович, живший вместе с ним. Он был землемером, принимал участие в составлении генеральных планов Стародуба и Погара, других населенных мест Черниговской губернии. Его гео­дезический инструмент - астролябия, послужной список и другие документы хранятся в Стародубском музее. По семейному преданию, Д.И. Соколов был связан с декабристами - офицерами Черниговско­го полка. В память об этом в доме до 1983 года хранилась картина декабриста Н. Бестужева, изображающая декабристов в ссылке.

Д. И. Соколов умер в 1836 году, и во владение домом вступил его сын -Соколов Степан Дмитриевич. Впоследствии полковник артиллерии, участник Русско-турецкой войны 1853 года и Севастопольской оборо­ны, где он сражался под командованием известного генерала Хрулева и был награжден многими орденами. После С. Д. Соколова памятью о Севастопольской кампании остались карты Крыма, подзорная труба, портрет генерала Хрулева.

Последнее место службы полковника Соколова - тульский ору­жейный завод: он был его начальником.

Во время поездки в 1868-1869 годах на лечение за границу С. Д. Соколов нелегально привез из Лондона ряд запрещенных в России изданий, в том числе две книги А.И. Герцена о декабристах, изданные вольной типографией «Полярная звезда». Одна из них - «14 декабря 1825 года и император Николай», подписанная «И-р» («Искандер» -литературный псевдоним А.И. Герцена. - В.Г.). Эти и другие книги хранились в домашней библиотеке.

Четвертым владельцем Соколовщины стал сын С. Д. Соколова - Соколов Дмитрий Степанович. Он был военнослужащим русской армии. Участвовал в Русско-японской и в чине полковника - в Первой мировой войнах. После революции Служил на командных постах в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Затем вышел в отставку, получал пенсию Наркомата обороны СССР. Умер в 1927 году в городе Стародубе.

До весны 1983 года домом владела Янчевская (Соколова) Анастасия Дмитриевна. В 1914 году она окончила Высшие женские курсы в Мос­кве, преподавала историю и иностранные языки. В годы фашистской оккупации Стародуба во время Великой Отечественной войны А.Д. Янчевская вместе с мужем принимала участие в работе патриотической подпольной организации «Смерть фашизму». Ее дом служил явочной квартирой организации. Здесь же хранились оружие, боеприпасы, питание радиостанции. По ночам переписывались антифашистские листовки. За подпольную работу А. Д. Янчевская была награждена ме­далью «Партизану Великой Отечественной войны» II степени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», послевоенными медалями и знаками. Анастасии Дмитриевне был вручен «Билет парти­зана № 36». Оба ее сына сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Павел погиб под Ленинградом, Дмитрий - гвардии полковник в отставке - ныне живет в Ленинградской области.

В доме сохранялась старинная мебель XVIII-XIX веков, предметы домашнего обихода, посуда, приборы. Особый интерес представляла домашняя библиотека, собиравшаяся Соколовыми почти двести лет. Часть книг погибла во время войны/часть была передана в библиотеку Московского государственного университета. В составе хранившейся в доме части библиотеки -уникальные книги XVH—XVIII веков на рус-

ском и иностранных языках, книги и журналы более позднего издания, интересные для историков и географов.

Часть вещей передана в Стародубский музей: некоторые старинные книги, коллекции монет, ряд предметов домашнего обихода, парти­занские документы и медали А. Д. Янчевской.

Рассказ об истории домовладения приведен для того, чтобы по­казать, как прочно связан этот старый дом с историей Стародуба и с историей Родины: «...дом тем более знает, чем он более стар» (К. Бальмонт).

Дом действительно стар. Замечательно то, что он ни разу не перестра­ивался, ни разу капитально не ремонтировался. Ведь почти двести лет деревянному дому. Это чудо! Еще более замечательно то, что он сохранил не только свой внешний облик и внутреннюю планировку, но и внутрен­нюю отделку, даже окраску помещений, слои бумажных обоев.

Дом Соколовых-Янчевской - это готовый музей истории быта XVIII-XIX веков города Стародуба.

Дом отделен от улицы Урицкого старым тенистым садом, скрыва­ющим его от глаз прохожих. Здесь еще стоят двухсотлетние деревья - отдельные представители вырубленных в 1960-х годах аллей - и множество более молодых деревьев, кустарников, вьющихся растений и цветов. Все это в живописном сочетании окружает дом, покрывает его стены и портик, составляет с ним одно целое.

В плане дом прямоугольный, размером 9,75 на 21,40 метра. Стены рублены из лиственницы или сосны, обшиты с двух сторон тесом. Крыша «палатная» на четыре ската, покрыта толстым, нержавеющим «сибирским железом».

Расположение комнат-характерный пример планировки неболь­шого помещичьего дома XVIII века: в средней части парадные сени с главным входом, слева от них - парадная зала, гостиная, спальни, столовая, сени служебного входа; справа - кабинет, детская комната, людская с «черным ходом» и кухня.

Внешняя архитектура проста. Все ее украшение - это скромный портик-веранда на четырех столбах. Он придает дому значитель­ность, выделяя его из ряда хозяйственных построек. Декор фаса­дов выражен непритязательными наличниками окон со ставнями, фигурно вырезанными угловыми пилястрами и подшивным карни­зом. «Каждый старый дом - драгоценность»,- эти слова академика

Д. С. Лихачева сказаны и о доме Янчевской. Он является единствен­ным в Брянской области полностью сохранившимся подлинным памятником городского жилого строительства конца XVIII века. Это ценнейший экспонат в «архитектурном музее под открытым небом» исторического Стародуба.

В противоположных концах города мы осмотрели архитектурные памятники раннего и зрелого классицизма. Обойдем с востока квартал с Соколовщиной, чтобы увидеть памятники следующей градостро­ительной эпохи - позднего классицизма. По пути к первому из них -дому Миклашевских, расположенному на улице Краснооктябрьской, 36 (бывшей Красной улице), обратим внимание на дом № 68. Правда, его архитектура не относится к классицизму-дом построен в послед­ней трети XIX века, но чтобы не возвращаться к нему снова, взглянем на него сейчас. Декоративные украшения его фасадов выполнены в псевдорусском стиле мастерами народного зодчества самобытной Злынковской школы. Несколько позже мы увидим еще ряд домов в этом стиле, а с домом владельца клинцовской суконной фабрики Сапожкова пока распрощаемся.

Вот и дом № 36, принадлежавший древнему дворянскому роду Миклашевских, некогда владевших большим имением с дворцом, службами и парком, с крупным хозяйством и суконной фабрикой в Понуровке.

В начале XIX века Миклашевский построил городской особняк - небольшой, но яркий образец «деревянного ампира» в Стародубе. Архитектурное и планировочное решение характерно для класси­цизма: в центре, по оси здания размещен зал. Он связан небольшим вестибюлем с главным входом со двора. Помещения, окружающие зал, спланированы очень компактно и в хороших пропорциях. Вход в особняк украшает портик на четырех тосканских колоннах под фронтоном. На уличном фасаде ему отвечает фронтон ризалита. Фа­сады, точно медалями, украшены резными розетками, фигурными лопатками, карнизами с кронштейнами.Теперь в особняке размещен краеведческий музей, который обязательно следует посетить, знако­мясь с историей Стародуба.

Но вернемся в центральную часть города, чтобы увидеть еще два дома, характерных для позднего классицизма - его «деревянной ветви».

Дома стоят напротив друг друга на улице Воровского (бывшей Немецкой) под № 5 и № 6.

Дом № 5 построен в первой трети XIX века. В начале нашего века принадлежал доктору Якубенко, а позже его вдове. Теперь здание занимает комбинат бытового обслуживания. Средняя часть улично­го фасада выделяется эффектной лоджией с дорическим портиком. Мансардный этаж с крупными окнами на четыре стороны, увенчан­ными треугольными фронтонами, сообщает особую характерность и пластичность облику особняка.

Дом № б напоминает «образцовые» проекты, которые в XIX веке Черниговской губернской строительной комиссией предписыва­лись для строительства в городах, как «соответствующие сообразно правилам архитектуры». Комиссия делала выкопировки из «Книги Высочайше Апробированных фасадов» и, смотря по состоятельности застройщика, выдавала ему тот или иной «фасад».

Застройщики порой весьма вольно обращались с предписанным и не всегда соблюдали заданный стиль «фасада». Дата постройки - 1853 год и фамилия домостроителя Ф.В. Черкунов - написаны на тимпане фронтона дворового фасада и сохранились вместе с винь­еткой и фрагментом первоначальной окраски дома. Первозданный облик дома дошел до нас почти полностью, за исключением позже пристроенных еще двух «коммунальных» крылец со двора. Одноэтаж­ный, деревянный, обшитый тесом дом покоится на каменном подвале, покрыт шестискатной стальной кровлей. Внешний декор - наличники окон с сандриками, горизонтальные рельефные строчные тяги на подоконных полях стен, венчающий карниз - в дереве подражает каменным формам ампира.

Два противостоящих дома образуют интересный ампирный акцент в рядовой застройке улицы Воровского.

Во второй половине XIX века в Стародубе построено значительное число зданий в псевдорусском, широко распространенном тогда в России «официальном» стиле. Наиболее крупные из них - это учебные заведения: бывшее духовное училище на улице Московской, школа по улице Черниговской и бывшая мужская гимназия на Бульварной улице (ныне улица Калинина).

Главный фасад трехэтажного духовного училища с сильно подчерк­нутым и нарядным центральным ризалитом совместно стрехосевыми

боковыми ризалитами являет собой торжественно-казенный образец зданий этого типа. Несмотря на парадность, архитектура его несет налет эклектизма и некоторую жесткость в рисунке деталей кирпич­ного декора.

Школа, построенная по заказу городской управы в 1887 году на бывшей Черниговской улице, получила довольно вычурное образ­ное решение, выделяющее ее из рядовой застройки. Трехчастное, соответствующее внутренней планировке деление фасада исполь­зовано для устройства различных завершений - полуциркульного, сложнофигурного и лучкового. Усиленные кирпичным украшением среднего фигурного аттика, наличниками окон, подоконными ниша­ми, карнизами и поясами, они наделяют самобытной живописностью фасад здания.

Наиболее последовательно и логично выдержан псевдорусский стиль в архитектуре мужской гимназии. Меридиально поставленный длинный учебный корпус расширенным торцом обращен на совре­менную улицу Калинина. Отсюда вход в здание через портик и вести­бюль, по сторонам которого в первом этаже находились помещения управления гимназией, а над ними - просторный и светлый актовый зал. Главный вход красочно выделен трехарочным портиком, над которым расположен открытый балкон - летнее фойе актового зала. Арки опираются на четыре кубышки-столба. Фасад щедро украшен архитектурными деталями, вдохновленными мотивами древнерусской архитектуры второй половины XVII века.

Вышеописанными памятниками перекинут образно-художествен­ный мост через полуторавековой разрыв: от памятников последней четверти XIX- начала XX веков - к Рождественскому собору, несущему на своем челе черты московского барокко XVII века.

На рубеже XIX и XX веков построены дома в характерном само­бытном понимании псевдорусского стиля, идущем от Злынковской школы народного зодчества. Заметными образцами этого стилевого направления, кроме уже известных нам зданий на улицах Евсеевс-кой, Фрунзе и Краснооктябрьской, запоминаются некоторые дома главной улицы города - Московской. Она сохранила историческое название до наших дней. Вот жилой дом № 11, построенный на рубеже веков городским судьей Дятловым, несколько дальше, под № 18, находится двухэтажное каменное бывшее административное, а

ныне жилое здание, за ним № 37 - одноэтажный деревянный жилой дом начала XX века.

Архитектура названных памятников объединяется сочетанием кирпичного узорочья с деревянной пропильной резьбой. Казалось бы, различные материалы, порождая характерные для них формы, будут противоречить друг другу. Но нет. Мастера находят «общие знаменатели» в художественной трактовке декоративных элементов, и облики зданий воспринимаются цельно.

Эти и другие здания, посредствуя между рядовой застройкой и акцентными памятниками архитектуры, донесли до нашего времени неповторимый пленительный образ древнейшего города Брянской земли.

Покидая весьма содержательный каменный лекторий многовеко­вой истории Стародуба, невозможно избавиться от чувства тревоги: не понимают здесь, не любят и не жалеют образцов далекого прошлого города - кровной своей истории. Еще не выключены моторы бульдозе­ров, которые снесли в 1950-х годах без какой-либо нужды уникальный памятник архитектуры начала XVIII века - Предтеченскую церковь.

В марте 1977 года день вступления в силу «Закона об охране памят­ников истории и культуры СССР» здесь посчитали возможным «отме­тить» уничтожением единственного в области деревянного пожарного депо с оригинальной каланчой начала XIX века. Понадобилось место для постройки нелепой будки трансформаторной подстанции!

Свыше десяти лет домогаются разрешения на снос Соколовщины (дома Янчевской), а вслед за ним придется сносить и дом Миклашев­ского, расположенный по соседству.

И что там еще на очереди?!