СтраницаГород Почеп

Город Почеп Брянщина

ЗРИМАЯ ИСТОРИЯ

Впервые Почеп упомянут в исторических документах в 1503 году в числе нескольких крупных городов, освобожденных воеводами великого князя Московского Ивана Васильевича от«Литовии».

Некоторые исследователи считают, что Почеп возник в дотатарское время в пятнадцати километрах северо-западнее ныне существующе­го города на месте современного села Старопочепье, где сохранился «городец» - остатки древней, некогда покинутой крепости на берегу реки Косты.

Почеп, укрепленный земляным валом и другими оборонитель­ными устройствами в первой половине XVI века, в течение после дующих двух веков был хранителем юго-западных границ Русского государства. Он неоднократно подвергался набегам крымских татар, нападениям литовских, польских и шведских захватчиков, с которыми защитники города вели ожесточенные бои.

По договору 1618 года Почеп отошел к Польше и только в 1654 году снова был присоединен к Московскому государству. После этого в городе была выстроена крупная деревянная крепость. Из ее опи­сания, сделанного по указу А.Д. Меншикова, известно, что крепость имела 31 башню и двухкилометровую стену, Видимых следов крепос­ти не сохранилось. Археологические находки и некоторые местные названия позволяют предполагать, что крепость занимала площадку, возвышавшуюся перед современной улицей Набережной.

В 1666 году Почеп был «пожалован» царской грамотой, подтверж­дающей его «магдебургское право».

В период освободительной борьбы украинского народа под ру­ководством Богдана Хмельницкого жители Почепа, являвшегося со тенным городом Стародубского полка, активно участвовали в войне против польских захватчиков за освобождение от панского ига.

Во время Русско-шведской войны по указу Петра I в Почепе была построена новая и отремонтирована старая крепости, которые обес печивали надежную оборону города.

После полтавской победы гетман Скоропадский одарил сподвиж­ников Петра I за изгнание шведов с Украины. А.Д. Меншиков получил самый ценный подарок - Почеп и Ямполь с волостями.

Меншиков на берегу Судости, противоположном городу, построил «земляной город, прозываемый Александрополь», состоявший из двадцати «каменных палат», четырехстолпного храма и дворца. Здесь находилось управление волостью, а неподалеку - крупная по тем временам фабрика парусного полотна, на которой работали «масте­ровых и работных людей мужеска и женска полу великороссийских и малороссийских 221 человек». Все они проживали в 23 «светлицах» вокруг фабрики, а работали в 8 «амбарах» и других постройках.

После падения Меншикова Почеп «был отобран в казну» и управ­лялся подьячими, а в 1760 году город и волость были отданы гетману К.Г. Разумовскому «в вечное и потомственное владение».

К этому времени Почеп утрачивает значение города-крепости и начинает приобретать новый архитектурный облик.

Придворный архитектор Разумовского А.Г. Яновский принялся за строительство величественного Воскресенского собора, а несколько позже был заложен дворец с регулярным парком, спускающимся к Судости. Эти постройки определили новый центр Почепа, который переместился от разобранного Александрополя и пришедших в упа­док крепостей к дворцу Разумовского и собору.

Почеп стал экономическим центром обширных владений гетма­на. Через город пролегали удобные пути внутрирусской торговли из Москвы, Калуги, Брянска и Смоленска на Стародуб и Киев. Здесь четырежды в год проводятся ярмарки.

По описи 1781 года, в Почепе было зданий жилых и общественных 1421, семь деревянных и одна каменная церковь, 30 лавок. Существо­вали цехи: кравецкий, ткацкий, сапожницкий и ковальский, с общим числом работающих в них до 200 человек.

Как во всех древних городах, планировка города, сложившаяся ко времени разработки первого «регулярного» генерального плана, была свободной. Улицы, застраивавшиеся первоначально вдоль основных дорог - Смоленской, Брянской, Стародубской и Мглинской, радиально расходящиеся от центра, стали основным скелетом застройки города. Соединяющие их улицы и переулки - косые и криволинейные, точно ветви дерева, - придали планировке живописный вид.

Предписанный городу в конце XVIII века «регулярный» план в пос­ледующие годы лишь частично изменил этот прихотливый бег улиц. Кварталы юго-восточной излучины Судости приобрели правильную форму. В остальной части города осталась «дорегулярная» планиров­ка. Не в последнюю очередь благодаря этому архитектурный облик сохранил исторические черты. В городе, разобщенном широкой зеленой поймой и разрезанном балкой, преобладает одноэтажная деревянная застройка, окаймляющая старинные кривые зеленые улицы, над которыми господствует игла Воскресенского собора.

Осмотр памятников архитектуры Почепа лучше всего начать с собора. Видный издалека и со многих точек города, он играет роль главной архитектурной и пространственной оси, которая властно притягивает к себе взор. Не будем противиться этой силе и посмотрим поближе замечательный памятник.

Законченный строительством в начале 60-х годов XVIII века Воскре­сенский собор если не своим обликом, то материалом - он построен из кирпича разобранного дворца Меншикова - «кровно» связан с древней историей города. В облике собора запечатлены две эпохи развития отечественной архитектуры - русское барокко и классицизм. Архитектура Воскресенского собора - это прощальная песнь барокко и одновременно приветственный гимн зарождающемуся классицизму. Радостно сознавать, что один из первых образцов раннего русского классицизма находится у нас в Почепе.

План собора соответствует традиционной крестово-купольной сис­теме. Он имеет форму вытянутого креста сза кругленными апсидами по концам трех ветвей креста и прямоугольной, слегка вытянутой в длину трапезной. К трапезной примыкает квадратная паперть - нижний ярус колокольни, с восьмигранным крыльцом и круглой лестницей на второй этаж. План с излюбленными барочными закруглениями несет в целом строгость и ясность классицистического характера. Но на основе этого плана создана объемная композиция, богатая сложной пластикой барочных архитектурных форм. К возвышающе­муся крещатому объему храма примыкают три апсиды со скуфьями крыш и врезанными в их аттики круглыми люкарнами. Эти формы красиво соединяют апсиды с основным объемом и вырастающим из него центральным куполом. Он невелик и занимает подчиненное положение пластичного перехода к двухсветному барабану с куполь-

ной крышей, увенчанной крохотным декоративным барабанчиком с крестом. Кроме этого, купол использован для создания эффектного, типично барочного венка из восьми люкарн с круглыми окнами в основании барабана.

Внешний декор храма выдержан в стиле русского барокко. Прямые входящие углы смягчены округлением, выступающие углы - кре-повками и срезами. Фасады расчленены ионическими, собранными в пучки по три, пилястрами, с креповкой над ними антаблемента и вышележащего аттика. Между пилястрами и в верхней части поле стены украшено филенками, в них вписаны окна прямоугольные, с арочным верхом и круглые.

Над папертью и высоко над собором возвышается полная изящест­ва стройная колокольня. Она состоит из четырех последовательно суживающихся ярусов, купола и высокого граненого шпиля на куби­ческом основании. Шпиль завершен крестом на яблоке.

Интересен ритм изменений форм объема ярусов колокольни. От второго прямоугольного через третий со срезанными углами, ци­линдрический верхний, к возвышенному куполу - очень плавный и закономерный переход устремленности вверх композиции.

В архитектуре колокольни уже проглядывается классицистическая ясность ее построения, четкое ограничение карнизами ярусов друг от друга, большая строгость в применении архитектурных ордеров, простота и геометричность форм. Впоследствии, с постройкой рядом с собором дворца, эти качества архитектуры колокольни послужили хорошей связью с внешней архитектурой нового здания, полностью принадлежащего стилю зрелого классицизма. Некоторая классицис­тическая сухость архитектуры колокольни не нарушает цельности об­раза собора, чарующего равновесием несимметричной группировки масс, пластикой объема и нарядностью декора.

Интерьер собора читается единым сложным пространством, эф­фектно освещенным в четырех уровнях (окна, люкарны двух ярусов, барабан). Стены декорированы пилястрами ионического ордера с развитыми базами и нарядными капителями со свешивающимися гирляндами.Угловые пилястры расписаны растительным орнаментом. Карниз украшен зубчиками. Креповки антаблемента продолжаются в декоративных ребрах полукуполов и сводов, придавая законченность динамичному ритму членений интерьера.

Кульминацией внутренней отделки является превосходный трехъ­ярусный иконостас, композиция которого всецело принадлежит стилю барокко и напоминает блестящие работы Растрелли. Свободно впи­санный в интерьер общий контур иконостаса, гармоничные членения и уверенный рисунок деталей выдают руку незаурядного архитектора. Тончайшая свободная резьба позолоченных царских врат, витых ор­наментированных колонок, обрамлений, скульптур, карнизов и тяг говорит о большом искусстве мастеров-резчиков.

Сохранившаяся почти полностью живопись иконостаса выпол­нена, по некоторым сведениям, в значительной части придворным художником графа Разумовского Григорием Стеценко. Часть картин иконостаса реставрирована во Всесоюзном центре научной рестав­рации имени ИЗ. Грабаря. Им возвращен первоначальный колорит, они вновь обрели реалистические краски.

Сохранились элементы утвари (подсвечники, паникадила) времен построения храма.

Воскресенский собор двухэтажный, первый теплый (зимний) этаж был посвящен преподобным Захарию и Елисавете (ныне он использу­ется филиалом Брянского историко-революционного музея). Верхний этаж - летний, посвящался Воскресению Господню. С завершением реставрации иконостаса предполагается использовать второй этаж для размещения в нем художественного музея - искусно построенное здание должно стать храмом искусства.

Остается сказать, кому же Почеп обязан столь замечательным па­мятником - хранителем и выразителем его древней истории.

Долгое время в искусствоведческой литературе авторство про­екта приписывалось петербургскому архитектору - профессору Императорской Академии художеств Валлену Деламоту, а постройка датировалась периодом между 1765-1771 годами.

В 1964 году ленинградский искусствовед А.Ф. Крашенинников, изучая работы первых архитекторов эпохи классицизма России, установил, что автором проекта почепского Воскресенского собора является Антонио Ринальди и что собор построен несколько раньше, то есть в начале 1760-х годов.

Антонио Ринальди родился в Италии в 1710 году. Там же получил общее и архитектурное образование. В 1751 году по приглашению К.Г. Разумовского прибыл в Россию. Гетман Украины Разумовский

решил создать новую большую резиденцию в Батурине, и Риналь­ди принимал участие в ее проектировании и строительстве. После 1756 года работал в Ораниенбауме (теперь город Ломоносов), где проектировал Китайский дворец и руководил его строительством, а также строительством гигантской катальной горки, многих парковых сооружений, павильонов, беседок, мостов. В 1766 году он возводил Гатчинский дворец. Затем работал в Петербурге, где создал такие за­мечательные произведения архитектуры, как Мраморный дворец, ряд проектов для Царского Села (город Пушкин). Умер Ринальди в 1794 году.Творчество этого интересного и яркого зодчего несет отпечаток переходного периода от барокко к классицизму, как это было пока­зано на примере почепского Воскресенского собора. Произведения Ринальди отличаются незаурядным художественным мастерством исполнения, не утратившим с годами своего значения.

Но уж так повезло Почепу, что по соседству с собором, в едином комплексе с ним и даже связанный крытым переходом, был пост­роен в 1771 году дворец К.Г. Разумовского. Почепский дворцовый ансамбль - одно из крупнейших сооружений, утверждавших выра­ботанный в процессе развития русской культуры тип загородной усадьбы: парадный двор (курдонер), дворец и за ним парк. Оваль­ный в плане двор почепского дворца был окружен служебными кор­пусами, а центральную его часть занимал великолепный дворец. В архитектуре здания хорошо видна чистота классического решения. Дорические портики - шестиколонный на парадном и два четырех-колонных на парковом фасаде - центрируют главную поперечную ось композиции, палладианские окна по краям фасада помогают им в этом, отсутствуют характерные барочные креповки карнизов, сложность форм - все в соответствии с новыми строгими и четкими принципами классицизма. Дворец, к сожалению, утрачен. Он был построен по проекту профессора Академии художеств Деламота.

Жан-Батист Мишель Валлен Деламот родился в Ангулеме, во Франции, в 1729 году, умер там же в 1800 году. Происходил из семьи известных архитекторов Блонделей. Образование получил во фран­цузской Академии искусств. Продолжил изучение архитектуры в Риме. Видные зодчие Франции рекомендовали его И. И. Шувалову, который пригласил Деламота в Россию на должность профессора недавно утвержденной Академии художеств.

С 1759 года Деламот связал свою творческую и педагогическую деятельность с Россией. Он стал мастером русской архитектуры и воспитателем русских зодчих.

По проектам Деламота построен Гостиный двор и церковь Екате­рины на Невском проспекте, дворец Чернышева на Мойке, павильон «Старого Эрмитажа» на набережной Невы. Он участвовал (вместе с А.Ф. Кокориным) в проектировании и строительстве здания Академии художеств. Создал фасады со знаменитой аркой лесных складов «Новая Голландия», строившихся по проекту архитектора С. И. Чевакинского в Петербурге, и другие замечательные здания. Творчество Деламота оказало большое влияние на развитие русского классицизма.

Итак, Почеп может гордиться тем, что в создании его яркого ар­хитектурного центра участвовали два первоклассных столичных архитектора.

История развития русской архитектуры оставила на почепской земле свои материальные следы: это фрагменты древней планировки города XVI! века, валы земляной крепости начала XVIII века, русское барокко и ранний классицизм середины XVIII века (Воскресенский собор), зрелый классицизм второй половины XVIII века (дворец Ра­зумовского), переход от зрелого классицизма к позднему (Ильинская церковь), поздний классицизм (Преображенская церковь, городская усадьба Лапотко, Верхний сад) первой трети XIX века и псевдорусский стиль второй половины XIX - начала XX веков (церковь на современ­ной Пионерской улице).

Из этой цепи выпало важное звено - дворец Разумовского до нас не дошел. Сожженный во время Великой Отечественной войны, ка­менной коробкой он простоял до 1959 года, когда был неоправданно разобран. Прервалась каменная связь времен.

Продолжая осмотр памятников архитектуры города, остановимся на возвышенном берегу Судости около Ильинской церкви, в некото­ром удалении от центра.

В1610 году в борьбе с польско-литовскими интервентами погибло более четырех тысяч жителей города. На месте их захоронения была построена церковь-памятник, получившая название «Костный храм». Впоследствии его переименовали в церковь Ильи. Но мы видим не ту первоначальную церковь, а ее каменную «наместницу», которая построена взамен обветшавшей деревянной. Строительство нача-

лось в 1810 году и продолжалось до 1823 года. Велось оно сначала на средства священника Симеона Тимкова. После смерти его в 1814 году постройка остановилась. Церковь была достроена на средства прихожан священником Павлом Вельским.

В плане церковь крестовидная, усложненная двумя апсидами боковых приделов. Центральный зал - квадратный с закругленными углами - объединен большими арочными проемами с двухчастной и алтарной апсидой. Основной этаж повторяет планировку цокольного этажа.

Господствующий объем - приподнятый цокольным этажом цер­ковный зал с массивным широким барабаном, куполом, увенчанным световым барабанчиком с крестом на шаре - ядро всей пространс­твенной композиции памятника. К нему примыкают почти глухие полуцилиндрические апсиды трех алтарей и колокольня.

Колокольня построена позже, в 1861 году, купцом Стефаном Не-менкой. Она строилась по чертежу мглинского уездного землемера Шмакова. Колокольня трехъярусная, невысокая, с несколько грузными пропорциями, со сложным фигурным покрытием, увенчанным корот­ким шпилем. Однако архитектура ее не противоречит архитектуре памятника.

Фасады церкви «обыграны» системой треугольных фронтонов, украшающих здание со всех сторон. В нижней части - это завершения стен боковых приделов, на большом барабане -завершения четырех ризалитов с палладианскими окнами, три фронтона завершают ниж­ний ярус колокольни. Боковые входы через приделы обработаны в виде четырех колонных портиков в антах.

Элементы позднеклассицистического наружного декора - полу­колонны, пилястры, карнизы, тяги, ниши - выполнены примитивно, грубоваты по профилировке и рисунку. Это особенно относится к позже пристроенным крыльцу северного и открытой лестнице южного приделов. Ильинская церковь имеет важное значение для городско­го ландшафта. Ее живописный и выразительный силуэт в гармонии с выгодным местоположением украшает надпойменную панораму, придавая своеобразность облику Почепа.

Несколько ранее Ильинской церкви, в 1798 году, построена на месте сгоревшего деревянного храма и в 1804 году освящена Пре­ображенская церковь. Строил ее почепский мещанин Стефан Мала-

шенко. Церковь, более похожая на парковый павильон, притаилась в зеленых зарослях Красного кладбища. В центре ее крещатого плана расположена развитая ротонда - круглый храмовый зал диаметром десять метров. К нему примыкают два одинаковых по величине пря­моугольных придела, трапезная и алтарь. Высотой они не достигают карниза ротонды и, как бы подпирая ее стены, помогают твердо стоять на земле. В их торцах кроме алтарного устроены портики входов в церковь. Портики напоминают фасады небольших древнегреческих храмов «в антах»: между выступающими в виде столбов боковых стен поставлены две упрощенные дорические колонны. Совместными усилиями они несут треугольные, римских пропорций фронтоны, которые хорошо гармонируют с куполом ротонды.

Стена ротонды между портиками прорезана четырьмя прямо­угольными окнами. Над фронтонами из ее поверхности выступает полоска архитрава и полочка фриза, а над ней небольшого выноса простая плита венчающего карниза. Посредством двух уступов над карнизом создан логичный переход от стены к полусфере купола, который усложнен четырьмя люкарнами с круглыми окнами, соответс­твующими окнам ротонды. Завершается купол глухим барабанчиком с шаровидной вазой и крестом. Благодаря простоте и естественности композиции скромного органичного декора, при незначительных размерах памятник впечатляет своей монументальностью и торжес­твенностью. Он является ярким образцом архитектуры позднего классицизма в городе.

На берегу Судости, при въезде в центральную часть города, со­хранился небольшой архитектурный ансамбль, созданный в первой половине XIX века. Точной даты его построения пока не установлено. Но архитектурный ансамбль, безусловно, принадлежит эпохе позд­него классицизма, ранее именовавшейся термином «ампир» (стиль империи).

Ансамбль составляют два дома, флигель и ограждение, объединен­ные зеленью сада. Это городская усадьба Лапотко.

Главный дом усадьбы, в плане в виде буквы «Г», одним фасадом обращен на улицу, другим - на пригородный пейзаж с Судостью у подножия дома. В линию с ним, вдоль набережной, на расстоянии двадцати восьми метров, занятых каменной стеной ограды, разме­щается одноэтажная хозяйственная постройка. По красной линии

улицы в сорока метрах находится флигель, также связанный оградой с домом.

Угловой главный дом двухэтажный, над серединой уличного фасада возвышен мезонином.

К сожалению, внутренняя планировка зданий и дворовой по­стройки полностью изменена и не дает возможности представить ее в первоначальном виде. Утрачена и планировка сада. Внешняя архитектура зданий сохранилась лучше. Она свидетельствует, что в главном доме парадные помещения располагались на втором этаже - он выше первого и более наряден. Видно также, что фасад мезонина подвергался частичной перестройке, коснувшейся окон (стало три вместо возможного одного трехчастного и полукруглого), фронтона и карниза, которые выглядят примитивно и явно не соответствуют стилю архитектуры фасадов. Позже надстроен и второй этаж на флигеле.

Центром объемно-пространственной композиции ансамбля яв­ляется, конечно, угловой дом. Его главенствующее положение по двум улицам подчеркнуто симметричным расположением флигеля и хозяйственного корпуса. Длина дома по улице и набережной почти одинаковая - 18 и 18,8 метра.

Первый этаж от главного цоколя до верха окон расчерчен горизон­тальными рустами, а от второго этажа отделен скромной тягой - прием обработки, характерный для позднего классицизма.

Спокойное поле стены второго этажа прорезано окнами красивых пропорций. На выкрепованном по ширине мезонина ризалите окна выделены арочным верхом и помещены в неглубоких нишах. Архи­вольты арок оживлены лепным орнаментом, а их импосты в нишах рустованы. Окна боковых частей уличного и набережного фасадов прямоугольные. Они украшены сандриками на лепных изящных кронштейнах и трехчастными замками.

Флигель, размером в плане 14 на 15 метров, поднят цоколем так, что его окна и карниз выровнены с такими же элементами главного дома, декор фасада является общим для обоих зданий.

Горизонтальные членения набережного фасада хозяйственного кор­пуса повторяют членения первого этажа главного дома. Дополнительный элемент декора здесь - венчающий карниз с сухариками и зубчиками.

Каменная ограда по набережной стороне разделена мощными контрфорсами на пять прясел. В середине прясел помещены полуци-

линдрические ниши с круглым верхом. На уровне верха окон первого этажа главного дома и хозяйственного корпуса ограда завершена карнизом в виде полки. Соподчиненность второстепенных элемен­тов главному, общность архитектурных деталей, взаимоувязка гори­зонтальных членений гармонично объединяют ансамбль. В старые времена это был заметный узел городской застройки Почепа. Он и сегодня не потерял своего значения.

Следует еще упомянуть церковь, стоящую на современной улице Пионерской. Она утратила завершения и теперь не выделяется из рядовой застройки. Тем не менее архитектура бывшей церкви осу­ществляет связь времен - она представляет стиль второй половины XIX - начала XX веков - так называемый псевдорусский. Этот стиль, иных следов которого в Почепе не сохранилось,- «воспоминание» о русской архитектуре далекого XVII века.

Мы осмотрели несколько памятников архитектуры, каменными вехами отмечающими историю застройки города и развитие его культуры. Они помогают нашему воображению проникнуть в глубь веков, ощутить дыхание древности.

Впечатление будет неполным, если мы не увидим еще два памят­ника почепской старины. Они также придают «не общее выражение» лицу города.

В1706-1707 годах поуказу Петра I на северной окраине города, про­тив Ильинской церкви, на левом берегу Судости была построена новая крепость. Ее четкие контуры - «Валы», как их здесь называют, - сохра­нились до наших дней. Крепость предназначалась для обороны боль­шой дороги, соединявшей Украину - через Брянск - с Москвой. Когда осенью 1708 года шведский король Карл XII двинулся со своей армией на Украину, крепость была усилена русскими войсками и находилась в полной боевой готовности. Шведам предстояло или обойти Лочеп, или «изорвать мундиры о русские штыки». Они предпочли первое.

Крепость построена в виде неправильного многоугольника с пятью бастионами. Три южных бастиона были особенно хорошо укреплены. Длина земляных валов достигала километра, а высота - почти пяти метров. Ныне сохранилась насыпь высотой в два метра и длиной око­ло полукилометра. Невозможно без волнения смотреть на эти следы военной истории Почепа. Хорошо видные из города и с поймы реки, они героизируют ландшафт.

Другой памятник, также ведущий историю с петровских времен, своим расположением и обликом уже более двух с половиной веков украшает древний город.

Верхний сад - так называется этот любопытный образец садово-паркового искусства, занимающий хорошо обозреваемую высоту на северо-западной окраине Почепа.

Основателем и первым владельцем Верхнего сада был князь Алек­сандр Данилович Меншиков, которому вто время принадлежал город. Сад располагался по соседству с каменным дворцом и был частью усадьбы Меншикова.

Впоследствии, в 1840-1860 годах, Почеп принадлежал ПА Клейн­михелю. Верхний сад входил в состав усадьбы и этого градовладель-ца. Видимо, тогда и была заменена первоначальная ландшафтная планировка сада.

Верхний сад расположен на возвышенности между двумя овра­гами, по дну которых протекают ручьи: с южной стороны - Немига, с северной - Полой. Искусственное озеро на Немиге, прегражденной плотиной с водяной мельницей, усиливало красоту и очарование пейзажа. Прекрасный сад любовался своим отражением в зеркале пруда. Ныне озеро не существует.

Неуклонно уменьшающаяся территория сада едва достигает де­сятка гектаров. В плане она представляет собой неправильный овал. Остатки прямых аллей еще позволяют вообразить геометрический узор планировки. Двухсотлетние липы терпеливо хранят его в на­дежде на то, что когда-нибудь все же будет восстановлен прекрасный зеленый «стяг», осеняющий Почеп. Необходимо воссоздать и озеро с романтической мельницей. Вернуть историческому городу во многом утраченную красоту - патриотический долг его жителей и городских властей.