Город Мглин Брянщина
ВЕРНОСТЬ ГЕРБУ
Город Мглин, принадлежащий к числу исторических городов Брянского края, расположен на расчлененных оврагами берегах речки Судынки, впадающей в Воронусу, приток Ипути. Наименование города связывается с окружавшими его некогда дремучими, сумрачными и мглистыми лесами.
О Мглине исторические сведения встречаются впервые в 1387 году, когда он попал под власть Литвы. Но тогда ли возник город? И насколько раньше первого упоминания о нем?
По мнению автора «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, город относится к древним поселениям. К югу от него сохранилось городище домонгольского периода. На этом месте существовал город Зартый, упоминаемый в «Летописи по Ипатьев скому списку» в 1160 году, когда князь Святослав сжег и разрушил его. Позже он был полностью уничтожен татарами. Не продолжает ли современный Мглин историю своего предшественника, возродившись из пепла как сказочный феникс?
После разгрома в 1502 году литовских войск под Дорогобужем в числе других городов Мглин возвращен Русскому государству. С того времени более века он являлся пограничным городом, участником борьбы с крымскими татарами, литовцами и поляками. В 1618 году по Деулинскому перемирию Между Россией и Польшей отошел к Польше. В1654 году по решению Переяславской Рады Мглин вновь возвращен Русскому государству. По описи этого года, «в местечке Мглин две церкви деревянные... старое земляное городище, над речкою Судынкою на горе; на этом зеленом городище острожки нет».
В 1708 году город был разорен проходившими через мглинский край войсками Карла XII. В1719 году захвачен вместе с окружающими селами князем А.Д. Меншиковым, а через пять лет возвращен в состав гетманщины. В 1760 году «пожалован» императрицей Елизаветой Петровной фельдмаршалу К.Г. Разумовскому.
С утверждением в 1781 году Новгород-Северского наместничества Мглин становится уездным городом.
Петербургской комиссией по делам строений в 1782 году Мглину в числе многих городов России был разработан «геометрический план». Этот план почти не изменил исторически сложившуюся планировку города, которая представляла собой радиально-лучевую систему улиц, расходящихся от центра -земляной крепости - по направлению основных внешних дорог.
Крепость, обнесенная земляным валом с бастионами на углах, располагалась на самом высоком месте правого восточного берега реки Судынки, против ее излуки. С востока крепость имела еще одну водную преграду - ручей Голякин с его болотистой поймой и с севера -речку Молотьковку, в которую впадал ручей.
План 1782 года ограничился лишь закреплением границ городской территории и перепланировкой центра города.
Контур валов крепости - неправильный одиннадцатиугольник- по плану прерывался четырьмя въездами: с северной, восточной, южной и западной сторон. Территория крепости шестью улицами делилась на 10 кварталов правильной геометрической формы и две площади.
На площади в южной части оставались две существовавшие церкви - Соборная и Николая Чудотворца, в северо-западной части - Воздвиженская церковь. Все храмы деревянные.
Остальная территория города сохраняла свою свободную, живописную планировку с ломаными и криволинейными улицами. Они образовывали разновеликие, неправильной формы кварталы, которые обступали крепость с севера и востока, распространяясь на юг до ручья Стряпчий (впоследствии Козинец) и перекидывались на западный левый берег Судынки, следуя вдоль реки и дорог - Старо-дубской и Суражской.
У северо-восточного угла крепости, там, где сходились большая столбовая Смоленская дорога, идущая с севера, и дорога из Почепа, идущая с востока, сохранялась городская площадь с Успенской церковью и городским магистратом. Вдоль юго-восточного и северного валов расширенная окружная улица выполняла роль торгово-склад-ского центра города.
С юго-востока к крепости выводила Погарская улица (дорога на Погар), с юга - улица Спасская, с запада через улицу Стародубскую
дорога вела на Стародуб, а через улицу Суражскую и проулок Грезив-ский - дорога на Сураж. Северо-восточный луч планировки - улица Заровская.
Все эти лучи вливались в окружную, идущую вдоль валов площадь-улицу. Некоторые из них «проулками» соединялись между собой вне центра города.
Архитектурный облик Мглина конца XVIII века определялся пятью деревянными церквами, земляным валом крепости, несколькими «партикулярными» деревянными строениями казенными и местной знати, а также фоном этих выделяющихся построек - одноэтажными домами центральной части и ниже расположенных по склонам предместий. В то время в городе насчитывалось 524 двора и 630 хат.
Одновременно с планом городу Мглину был утвержден герб. Он изображал три соединенных вместе золотых башни на зеленом фоне. Средняя башня с воротами. Геральдическая символика закрепляла историческую роль города-крепости, много лет служившего стражем Русского государства.
В 1803 году для Мглина утвержден новый «регулярный» план. Этот план геометрической сеткой накладывался на историческую планировку всей территории города. Земляные валы назначались к уничтожению, а на территории крепости проектировалась центральная городская площадь с церквами, общественными зданиями и рынком. Все основные лучевые улицы спрямлялись на городскую площадь. Восточный луч (дорога на Почеп), юго-восточный луч (дорога на Погар) и улица, заключенная между ними, веером расходились от площади. Западные лучи (дорога на Стародуб и Сураж) сводились в круглую площадь Заречья и от нее двумя прямыми короткими улицами выходили к городской площади, вливаясь в сетку улиц правого берега Судынки.
Во время нашествия войск Наполеона Мглин был разграблен и сильно разрушен.
Следующий этап градостроительства Мглина относится к 1832 году, когда был утвержден новый план его развития. Этот последний мало чем отличался от плана начала века. Он лишь исправлял трассировку некоторых улиц, приводя их в согласие со сложившейся застройкой. Уточнена была планировка центральной площади, которая как бы разделилась на соборную часть (к этому времени
закончен строительством каменный Успенский собор) и торговую. Кварталы жилой застройки получили детальное решение с разбивкой на участки и размещением жилых домов и хозяйственных строений. Намечалось развитие территории поселения в восточном направлении.
Осуществление этих планов в течение XIX и первой половины XX веков закрепило в натуре планировку города, дошедшую до наших дней.
На старинной, рукописно иллюстрированной карте Брянского, Трубчевского, Погарского и Стародубского уездов с их городами и деревнями показан город Мглин в XVII столетии. Карта, конечно, не XVII, а в лучшем случае конца XVIII века, так как на ней в качестве символа Мглина изображены три башни, весьма похожие на те, которые украсили герб города 1782 года. Лицом своим башни обращены к Судынке, в луке среднего течения которой и расположен город.
Чтобы представить себе образ древнего Мглина, необходимо посмотреть на природное окружение, в котором он находился. В Древней Руси не только отдельные общественно важные постройки, но и поселения в целом всегда разумно сочетались с природой -творения людей составляли естественную часть древнерусского пейзажа. И если в городе не сохранилось памятников архитектуры XVII века, то градостроительная традиция «вживания» в исторический пейзаж, безусловно, оставалась при реконструкциях и размещениях новых важных для городов сооружений.
И действительно, если посмотреть со стороны поймы Судынки на отвесно-обрывистый правый берег, поднявшийся Воздвиженской, или Казацкой, горой, то невольно почувствуешь дыхание древности. Воображение свободно рисует на вершине горы земляные валы с частоколом и над ними возвышающиеся деревянные храмы - Воздвиженский, Успенский и Николы. И несмотря на то, что их давно уже нет, береговые обрывы воспринимаются как остаток человеческих деяний, навевающих исторические воспоминания.
Традиция проявилась в том, что градостроители в конце XVIII века, в новых изменившихся условиях, но с полным пониманием значения этого важного для облика города места назначили его для размещения общественного центра. Очевидно, что отсюда и надо начинать ознакомление с архитектурным образом Мглина.
Главное здесь, как, впрочем, и для всей архитектурно-ландшафтной панорамы города, дошедший до нас памятник архитектуры и истории -Успенский собор. Он положил начало созданию соборного комплекса на обширной площади, определенной планом 1803 года.
Причины, побудившие мглинчан начатьтяжкое для них строительство собора, были высокопатриотическими, глубоко традиционными. Собор Успения Богоматери построен «в память избавления Мглина от неприятельского нашествия и разорения в 1812 году, в знак достопамятного события оного, с общего согласия поставили на место существовавшей ветхой деревянной построить... новую каменную трехпрестольную церковь».
Заказчиком были «жители города Мглина». Основным вкладчиком средств явился коллежский асессор Григорий Лишин, пожертвовавший «на начальные работы 10000 рублей ассигнациями наличными деньгами и почти столько же векселями». На деньги Лишина собор выстроен вчерне, почти с куполами, но впоследствии «возникли, как горы, неудобства», так как Лишин умер, а «граждане как от скудных обстоятельств 1812 года, от ежегодных неурожаев не оправились». Окончен собор строительством за государственный счет: 5000 рублей прислано из царского кабинета в 1827 году.
Начатое в 1815 году строительство завершилось в 1830 году, и 23 октября Успенский собор был освящен.
Документы не сохранили имени архитектора - автора проекта. В создании собора жители Мглина участвовали не только сбором средств, но, по-видимому, и широким обсуждением будущего главного архитектурного произведения города.
Цель для них была ясна - создать памятник, достойный всенародной победы в Отечественной войне 1812 года. И они нашли правиль-° ный путь достижения этой цели.
За основу внешнего облика собора был избран рисунок герба города - триединая золотая башня - символ стойкости в защите Родины. Как и на гербе, в центре композиции главная «башня»- собор, по обеим сторонам от него - башни-колокольни, связанные с собором антаблементами с крышами в единое целое. Так понятно для каждого современность соединилась с древней историей города.
Достойный подражания архитектурный образец был найден поблизости.
Вдвадцати километрахотМглина,вселеЛяличи,за20летдоначала строительства Успенского собора была построена церковь Екатерины. Ее проект разрабатывался в Петербурге виднейшим мастером архитектуры русского классицизма XVIII века Джакомо Кваренги и был великолепно осуществлен местными строителями. Мглинчане по достоинству оценили архитектуру Екатеринской церкви: редкий композиционный прием объемного построения храма полностью соответствовал их замыслу. Они использовали этот прием, усилив воздействие на зрителя мощью и силою архитектурных форм, заимствованных из арсенала древнегреческой дорики, элементы которой стали применяться в архитектуре русского классицизма начала XIX века.
Основанная на исторической, соединенной с удачно найденной архитектурной идеей, объемно-пространственная композиция собора своим главным фасадом обращена к реке. Собор широко раскинулся на высоком плато. Внушительные размеры и живописность силуэта сделали его главной доминантой города, господствующей над окружающим пространством и низкой застройкой. Он придал значительность всему облику города. Боковые колокольни, подпиравшие небо высокими шпилями, составляли своеобразную раму картине собора. В ее центре - мощный куб с выступающими четырехколонными портиками. Он увенчан пятью массивными цилиндрическими световыми барабанами с куполами и крестами на шарах.
Подчеркнуто строгий, даже суровый характер внешней архитектуры, плотное расположение пластичных архитектурных масс, крупный масштаб объемных элементов, лишенных измельченности деталей, разбивка поверхностей массивных стен горизонтальными рустами, карнизы простых профилей с малыми выносами, небольшое количество окон - прямоугольных, полуциркульных, круглых - все это создает ощущение монолитной мощи и непреоборимой силы, свойственной монументальному сооружению. Таким и должен быть памятник военной доблести и славы.
Собор с внешней стороны почти лишен декоративных элементов. Архитектурные формы его - это ясный язык архитектуры русского классицизма первой трети XIX века. Детали фасадов - ниши, тяги, триглифы и модульоны - не многочисленны, имеют упрощенный, схематизированный рисунок, соответствующий общей монументальности
Греко-дорические портики с массивными колоннами и тяжелыми антаблементами несут пологие фронтоны - такие, как в Древней Элладе. Все элементы согласованы и «работают» на главную идею - придать собору впечатляющую силу и торжественность, выражающие триумф всенародной ратной победы.
Башни-колокольни располагались слева и справа от собора по линии его главного западного фасада. Их симметричное расположение выделяло главную «башню»- собор. Колокольни были трехъярусные. Верхний ярус их прорезан характерными для классицизма арками, с парой колонок в каждом проеме. Углы яруса оформлены трехчетвертными ионическими колоннами, вместе со стеной несущими яйцевидные крыши с высокими шпилями и крестами наверху. Второй и первый ярусы - это мощные основания башен, связанные антаблементами с кубом собора.
Участок собора был обнесен сравнительно невысокой каменной оградой в виде стены с пилястрами. По стене ритмично размещались полукруглые проемы, заполненные металлическими узорными решетками. Ограду прерывали несколько ворот, выделенных красивыми павильонами (помещения привратника, сторожки, часовни), архитектурно едиными с собором и колокольнями.
В таком законченном виде собор и явился в 1832 году взорам мглин-чан. Памятник просто и естественно вошел в исторический ландшафт. Протяженность его фасада вторит вольному простору речной поймы. Узкая полоса белой ограды созвучна серебристой ленте Судынки. Она как бы повторяет обрыв берега, рельеф которого перекликается с пластикой объемов и куполов собора. Пронизанное воздухом много-главие, ажурные верхи колоколен и сквозящая воздухом колоннада органично связывают массивную архитектуру собора с окружающим пространством. В обрамлении колонн портиков открываются виды на фрагменты города, реку и заречье.
Как и внешний облик памятника, композиция интерьера вызывает приподнятое и торжественное чувство устремленным вверх пространством. Свет, ниспадающий из-под центрального купола, дополняется потоками света четырех угловых барабанов. В интерьере создается весьма эффектная игра света и теней.
Совокупность внутренних пространств, свободно переходящих одно в другое и связанных вместе общностью центрально-купольной
системы, позволяет воспринимать интерьер собора единым, расчлененным лишь арками пространством.
В плане собор не велик: двадцать на двадцать метров, без портиков и колоколен.
Ажурной преградой иконостаса выделены в восточной части три престола - соответственно трем частям внутреннего пространства. Как бы для равновесия с алтарем в западной части, над входом, сделаны деревянные хоры.
Интерьер не богат архитектурными элементами: карнизы штукатурные, простых профилей. Частично сохранились росписи, выполненные масляными красками по штукатурке. На центральном куполе просматривается изображение Саваофа.Живопись сильно потемнела. Между окон барабана - изображения фигур апостолов. Из четырех полуфигур евангелистов на тромпах между подпружными арками два изображения испорчены. Еще недавно в иконостасе находились четыре больших иконы - масляная живопись на досках - образцы мастерства профессиональных художников XIX века, заслуживающие внимания. Ныне они исчезли.
В 1930-х годах колокольни собора и его ограждение были разобраны. Архитектурный образ памятника утратил значительную часть своего величия и идейно-исторического содержания. Неуважение к истории сыграло свою роковую роль. Уже в наше время без понимания важнейшей традиции древнерусского градостроительства, заключающейся в размещении значительных сооружений «лицом» к реке, к красивому природному или городскому ландшафту, к открытому для обзора месту, построили между собором и рекой здание кинотеатра. При этом повернули его задворками к за речной части города, к пойме, выставив на важный видовой план то, что не должно уродовать лик города.
После завершения реставрационных работ, конца которым, увы, не видно, предполагается разместить в бывшем соборе краеведческий музей.
Несколько позже, во второй половине XIX века, по соседству с Успенским собором, внутри его ограды, построен небольшой каменный храм, сохранившийся до наших дней.
Церковь Великомученицы Варвары сменила обветшавшую деревянную церковь. Построена она, как и собор, на средства прихожан
Церковь «зимняя», то есть отапливаемая. Она представляет собой прямоугольный однозальный бесстолпный храм, в плане размером 12,5 х 14 метров. С восточной стороны к нему примыкает пятиугольная апсида, а с другой стороны - крыльцо-паперть, ныне утраченное. Церковный зал покрыт пологим четырехскатным шатром, апсида и паперть, не достигающие верха зала, покрыты пятискатной и двухскатной крышами. Большой шатер завершен граненой луковичной главой с крестом, которым вторят малые луковки на шейках над пирамидками кокошников по углам объема зала (завершения не сохранились).
Архитектура Варваринской церкви - это уже другая архитектурная эпоха в городе. Церковь построена в новорусском стиле, распространенном в России во второй половине XIX века. Для этого стиля характерно декоративное убранство фасадов, использующее мотивы и детали древнерусской архитектуры второй половины XVII века.
Углы здания закреплены пучками из трех полуколонн. Такие же полуколонны с кубоватыми капителями расчленяют на три части стены боковых фасадов, а углы алтарной апсиды отмечены малыми одиночными полуколонками. Стены между колоннами украшены нишами-филенками с аркатурным завершением на уровне капителей полуколонн. В середину ниши вписаны окна с арочным верхом. Все это придает нарядность облику здания.
Несмотря на стилевое отличие, церковь Варвары вписалась в соборный комплекс, будучи подчиненной более мощному и выразительному соседу - Успенскому собору. Своим сравнительно небольшим объемом она играет роль связующего звена между монументальной величественной архитектурой собора и рядовой малоэтажной застройкой. Эта ее важная градостроительная роль в последнее двадцатилетие XIX века утвердилась постройкой поблизости нескольких каменных одно- и двухэтажных зданий, близких по стилю архитектуре церкви. Но о них скажем позже. А теперь удалимся от центра города.
В тиши городского кладбища еще стоит заброшенная Никольская церковь. Всмотримся в ее архитектуру. Купы деревьев обступили церковь, стараясь скрыть от взора посетителей людское небрежение к своей истории. Постройка второй половины XIX века утратила свои завершения, кровлю и значительную часть штукатурки кирпичных стен. То, что осталось - объемное построение и своеобразные детали, еще хранит ее черты. Они говорят об увлечении архитектора храма мо-
тивами древнерусской архитектуры, хотя мотивы эти и переработаны на своеобразный лад. Углы объемов - колокольни, трапезной и куба церкви - обработаны гранеными полуколоннами с раскреповкой над ними карнизов. Так же граненые пилястры обрамляют единственный вход. Верхняя часть стены под карнизом между пилястрами и полуколоннами украшена оригинальной аркатурой с гирьками-висягами. Во всем видна рука опытного архитектора и хороших строителей.
Памятник является архитектурно-образным акцентом зеленого массива кладбища, по-своему рассказывает строительную историю города, отмеченную не таким уж большим числом архитектурных вех. Поэтому сохранение его - дело чести мглинчан.
Мы отвлеклись от центра города на его окраину с тем, чтобы увидеть блестки новорусского стиля в архитектуре Мглина.
Возвращаясь, пройдем по улице Октябрьской и остановимся перед домом № 2. Это остаток еще одного архитектурного памятника в новорусском стиле. Спасо-Преображенская церковь (вторая половина XIX века) сменила упомянутую в переписной книге 1767 года как самую древнюю из мглинских церквей - деревянную «о единой главе с обасанью»- одноименную церковь. До сего времени уцелела только часть, перестроенная в музыкальную школу. Не ее ли былой архитектурный облик совместно с обликом Варваринской церкви расширил и упрочил применение жителями Мглина мотивов древнерусского узорочья для украшения своих домов? Вкрапленные в обычную рядовую застройку, не претендующую на стилевую яркость, такие дома разнообразят городской пейзаж, как скромные цветы зеленый луг. Их архитектурный наряд - связующее звено между выразительным убором памятников и рядовыми скромными домами.- придает своеобразие историческому облику города.
В центре, вблизи церкви Варвары, в 1880 году купец Онуфрий Григорьевич Попелышко, состоявший в то время городским головой Мглина, построил небольшое производственное здание, в котором ныне размещается райпотребсоюз.
На высоком цоколе поднят нарядный снаружи этаж. Архитектурные формы его декора самобытны. Они отдаленно напоминают и русское барокко XVIII века, и мотивы более ранней архитектуры XVII века и, таким образом, перекликаются с архитектурой Варваринской церкви, распространяя ее стиль на городскую частную застройку.
Одновременно с производственным зданием О.Г. Попелышко строит свой жилой дом на Погарской улице (ныне Первомайская, 46). Дом украшен богатыми рельефными очельями окон, подоконными узорными вставками, развитым по высоте карнизом.
В1880-е годы на улице Слободской (ныне улица Кирова) построено одноэтажное каменное здание уездного казначейства (ныне Госбанк), в обработке фасадов которого применен декор, схематизирующий в кирпиче формы далекой эпохи Возрождения, сочетая их с деталями русской архитектуры.
Этому памятнику близки тогда же построенный на улице Почепс-кой (улица Буденного, 35) жилой дом купца Кухмана, дом Монаховой, построенный в 1895 году на улице Слободской, дом судьи Середы и здание полицейского управления с питейным заведением в первом этаже (оба постройки 1890-х годов) на улице Смоленской (ныне улица Ленина, № б и 7) и недалеко от них жилой каменный двухэтажный дом помещика М.А. Белохвостова (ул. Ленина, 30). Во дворе этого дома и поныне стоит большой каменный склад, предназначавшийся для хранения пеньки, - образец купеческой промышленной архитектуры в городе. Скромно декорированный венчающим карнизом с кирпичными кронштейнами, расчлененный лопатками, лишенный оконных проемов склад производит внушительное впечатление своей монументальной массой.
На эти годы падает неожиданный проблеск в эклектичной архитектуре города. В 1895 году строится церковно-приходская школа на улице Суражскои (теперь улица Ворошилова, 7). Однако зданию не суждено было стать очагом просвещения. Вскоре после постройки оно было продано мелкому ремесленнику П.Т. Ляхову, который устроил в нем мастерскую по выделке овчин. Курьезная история использования здания не по первоначальному назначению на том не кончилась. Многие десятилетия в нем размещается городская баня.
Разумеется, такая судьба полностью изменила внутреннюю планировку здания. Но лицо его... Оно неожиданно поражает необычностью своей архитектуры. Чудо-ветер архитектурных веяний занес в Мглин модный в те годы в «большом мире» стиль модерн.
Трудно объяснить, каким чувством священник Богоявленской церкви Николай Архангельский - первостроитель здания - уловил экстра-моду и привнес ее детище в город.
Стиль модерн (новый) просуществовал на Западе и в России недолго - немногим более десяти лет (1890 - 1990-е годы). Он отразил стремление передовых архитекторов приблизить архитектуру к новой строительной технике, новым материалам, к созданию на их основе новых архитектурных форм, осовременить архитектуру и отобразить в ее произведениях «машинизацию» жизни. Они предпочитают строить по несимметричным планам, стремятся достичь большей динамики объемных решений зданий и их декоративной обработки. Применяют смещение членений, новые «обтекаемые» формы проемов. Полуциркульная арка уступает место трехцентровой коробовой, широко используют орнаментальные украшения (рельефы, металлические решетки, переплеты окон и другие) в виде растительных мотивов: вьющихся цветов, водорослей, лиан, абстрактных узоров. Динамика объемов и их членений призвана отразить динамичность жизни. В архитектуру внедряются новые материалы - железобетон, стекло, изразцы и керамика - для конструкций и для отделки зданий.
Здание приходской школы - единственный представитель стиля модерн в городе. Его облик, при всей скромности архитектуры, целостен и несет явные черты этого стиля. Асимметричны членения фасадных плоскостей. Главный фасад разделен на три разные по величине части, с различно сгруппированными тремя парами окон. Над крайними парами расположены характерные для стиля модерн украшения - круги с «подвесками», соответствующие им элементы завершений окон и подоконных вставок - не менее характерные элементы стиля.
Думается, что сохранение здесь бани - не лучший вариант использования уникального здания. Из уважения к каменному эху некогда блеснувшего стиля хотелось бы увидеть более подходящее общественное использование здания после соответствующей реставрации его яркого архитектурного облика.
Застройка Мглина в первые десятилетия XX века представлена, к сожалению, немногочисленными зданиями. В их архитектуре продолжают варьироваться мотивы новорусского стиля, по-своему упрощенные и обобщенные.
Таковы жилой дом дьячка Успенского собора А.П. Брошевского, построенный в 1909 году на улице Суражской (улица Ворошилова, 76) - с живописным карнизом, соединенным с лучковыми сандриками
окон и лопатками стен; дом кузнеца А.С. Жигорева постройки 1915 года (ныне площадь Ленина, 2-я сберегательная касса); наиболее крупное двухэтажное здание, законченное постройкой в 1900 году, -гимназия.
Здание гимназии строилось в течение пяти лет на средства земского правления. До революции первый этаж занимала городская управа, а в верхнем этаже располагались помещения гимназии.
Вытянутый вдоль улицы Смоленской (ныне площадь Ленина) главный фасад здания «в тринадцать осей» в верхнем этаже разделен лопатками в простенках окон и отделен от нижнего междуэтажным поясом. Архитектурное оформление фасадов заключается в аркатур-ном завершении ниш между лопатками второго этажа и в аркатурном венчающем карнизе. Окна второго этажа выделены лучковыми перемычками, слегка выступающими из поля стены. Перемычки окон первого этажа - горизонтальны.
Аркатурный мотив в завершении здания как бы продолжает аналогичные мотивы обработки фасадов расположенной поблизости церкви Варвары, создавая стилевое единство в застройке площади.
Исторический Мглин сохранил в названных зданиях неповторимый облик, сложившийся в XIX - начале XX веков. Ведущееся в настоящее время новое строительство не должно уничтожать драгоценные черты этого облика.
Некогда житель Мглинского уезда А.К. Толстой писал: «Город есть такой один, называется он Мглин...»
Пусть же Мглин и до будущих поколений дойдет единственным в своем роде