СтраницаГород Карачев

Город Карачев Брянщина

ДРЕВНЕЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Город Карачев - один из немногих русских городов,«которые древ ностью превосходят само Русское государство». Название города ряд историков производят от тюркского «карачев» - черный лес. Оно появилось в период Хозарского государства. Первые достоверные сведения о Карачеве встречаются в Ипатьевской летописи под 1146 годом, когда он был уже сложившимся городом Северского княжес тва Киевской Руси. Возможно, его основание относится к X веку, ко времени победы Святослава в 964 году над вятичами - обитателями этого края.

Несколько столетий Карачев служил опорным пунктом Киевского княжества в борьбе против половцев.

Город начался на прибрежном всхолмье, обнесенном земляными сооружениями и рвами, над которыми возвышались бревенчатые укрепления. Рядом с ним располагался посад с торговым местом, впоследствии ставшим площадью.

Рожденный в огне сражений Карачев прошел долгий путь города воина. Превратности исторической судьбы не миновали его.

Бывал он и крупным городом, и исчезал почти полностью.

В 1309 году Карачев включен в Черниговско Брянское княжество. С1355 года, в течение 145 лет, находился под владычеством Польско Литовского государства. В 1503 году перешел в состав Московского княжества. С середины XVI века Карачев составлял звено Тульской «засечной линии» - укреплений против крымских татар.

В1614 году город был сожжен поляками. В то время «в Карачеве не осталось ни одной церкви, а всех жителей на посаде было 3 человека, вследствие такого разгрома московские бояре в октябре 1618 года приговорили оставшихся в Карачеве в полуразрушенном остроге и на посаде людей, всего в количестве 49 человек, перевести в город Волхов, а Карачев упразднить». Но в 1621 году по приговору Боярской думы велено было восстановить Карачев и «строить новый острог»

(Г. Пясецкий, «История Орловской епархии»). После этого стали воссо­здавать монастыри и церкви. Все они были деревянные, располагались в «городской крепости» и в укрепленной «острожной осыпи».

Во второй половине XVII столетия Карачев становится тыловым городом. Но в начале XVIII века городские укрепления обновляются еще раз. Это происходит при Петре I в 1707-1708 годах, в преддверии войны со шведами. В течение следующего века укрепления приходят в полный упадок.

В1778 году образуется Карачевский уезд, который приписывается кОрловской губернии и находится в ее составе до образования Брян­ской губернии в 1920 году.

В изданной в Санкт-Петербурге в 1787 году книге члена Российской академии наук В.Ф. Зуева «Путешественные записки Василия Зуева от С.-Петербурга до Херсона» дано описание Карачева последней четверти XVIII века:

«Небольшой, прежде кСевской провинции принадлежавший город стоит по обе стороны реки Снёжеть, впадающей недалеко от Брянска в Десну; длиною будет более двух верст, а шириною на одну. Строение все деревянное, по правую сторону реки лучше и больше, числом около тысячи домов. Церквей в нем каменных - три да деревянных девять. Жителей разного звания до 2900 душ». Такого количества на­селения не имел тогда ни один город Орловской губернии.

В Петербурге разрабатывается и в 1780 году утверждается «План и прожект городу Карачеву». На копии чертежа «прожекта», сделанной губернским землемером Григорием Хомяковым и хра­нящейся в Центральном государственном архиве СССР, совмеще­ны два плана. Тонкими штрихами показан «дорегулярный план», то есть план исторически сложившегося за много веков города с узкими кривыми улицами, торговой площадью, с остатками древ­них укреплений. На этот план четкими линиями наложен другой

  • «прожектируемый» план. Авторы прожектного плана почти не посчитались с исторической планировкой. От нее оставили лишь место торговой площади и сохранили основные «опорные» звенья
  • церкви, а также «город», окруженный земляным валом», - остров­ное плато между Снежетью и оврагами в южной части Карачева. Остальную территорию города расчертили прямыми улицами на сорок семь прямоугольных кварталов. В историческом месте

    рядом с «земляным городом» запроектирована Красная площадь - общественный центр города.

    Площадь Базарная намечена на въезде в Карачев с северо-востока и Орловская на выезде из города в юго-восточном направлении.

    В 1781 году городу утвержден герб, изображающий «в серебряном поле пук распустившегося мака». «Высочайше утвержденный» план городу Карачеву в течение XIX- начале XX века неуклонно осущест­влялся застройкой. Город обогащается монументальными зданиями. Деревянные церкви заменяются каменными. К середине столетия появляется около пятидесяти каменных домов, большинство из них строятся по главной улице - Козельской (ныне Советская).

    Во второй половине XIX века в городе вырастают фабрики перера­ботки сельскохозяйственных продуктов, веревочные и канатные. На оптовой торговле богатеет купечество. Купцы и зажиточные мещане строят двух- и трехэтажные дома в центре города. В начале XX века в Карачеве насчитывается 2064 дома, из них 191 каменный и 119 смешанных.

    К сожалению, не была создана предусмотренная планом главная Красная площадь, и город до сих пор не получил архитектурно-вы­разительного центра. В последние годы, не проявив преемствен­ности, градостроители не поняли исторических планов размещения Красной площади. Не сумели оценить причины, заставившие более столетия беречь ее место для будущего. Отсюда открывался впечат­ляющий вид на «земляной город», на живописную пойму Снежети, на величественный памятник архитектуры в Бережке с бескрайним ландшафтом за ним. Площадь могла все это объединить и открыть для города. Предпочли занять ее невыразительной жилой и промыш­ленной застройкой. Ныне, с утратой архитектурных «маяков», ранее возвышавшихся среди низкой застройки, облик города лишился ос­троты и своеобразия силуэта. Уже с дальних подступов ищет взор то главное здание, которое отмечает сердце города, его центр. В наши дни, подъезжая к Карачеву, видишь ориентир, господствующий своей высотой и сложным абрисом над окружающим пространством. Прав­да, оннаходится не в центре города и даже не в городе, а у его южной черты - в селе Бережок. Это Воскресенский храм, чудом «пришедший» из древности.

    Поскольку он еще издали захватил наше воображение, начнем осмотр памятников архитектуры Карачева с самого видного из них.

    Воскресенская церковь - это церковь некогда бывшего здесь, за Снежетью, Воскресенского мужского монастыря, или «Тихоновой пус­тыни», как часто он назывался в обиходе. По сведениям В. В. Зверинс-кого («Материалы о православных монастырях Российской империи». Спб, 1890 г.), Тихонова пустынь «несомненно существовала еще в XVI столетии, когда в 1585 году ею управлял игумен Захарий». В древнем синодике Воскресенского монастыря вслед за царскими именами вписан и род монаха-строителя Тихона: «В 1609 году августа в день преставился раб божий монах Тихон, начальник, строитель обители сия». Монастырь имел вотчину: 216 крестьянских дворов да «по реке по Снежети вниз левый берег по Брянской рубеж с упалыми речками и с рыбными ловлями, и с бобровыми гоны и с хмелевыми болоты, да на той реке Снежети под монастырем мельница монастырская, и то мельничное место пусто - мельницу сожгли литовские люди». Это было в 1615 году, когда банда Лисовского ввиду приближения московского воеводы князя Дмитрия Михайловича Пожарского выжгла город без остатка и бежала верхнею дорогою по направлению к Орлу.

    Каким был монастырь, как строились храмы и другие здания в Карачеве в XVII веке, можно узнать из сохранившегося описания путешествия антиохииского патриарха Макария, по пути в Москву проезжавшего через Карачев в 1654 году. Это описание составлено сыном патриарха архидиаконом Павлом Алеппским.

    «...И прибыли в большой город с сильной крепостью, называе­мый Каражава. В нем пять церквей: во имя Благовещения, Успения Владычицы, святого Михаила, святого Николая и Косьмы и Димиана. Посреди этого города два источника вкусной воды... Раньше, чем мы достигли города, мы посетили монастырь поблизости него, у самой дороги, он в честь Пасхи, называемой на их языке Фаскрисанья {Вос­кресение. - В. Г.). Монастырь окружен рощею кедров {сосны.- В. Г.), удивительных по своей высоте, прямизне, и все они равны -да будет благословен их творец... Мы взошли в церковь по высокой лестнице. Она весьма красива, из кедрового {соснового. - В. Г.) дерева, хорошо сплоченного, с новыми связями. На ней три минарета в ряд, легких и изящных с тремя христианскими крестами; такие же минареты и над

    алтарями. Церковь окружена галереей с тремя дверями и входами с трех сторон... Колокольня весьма высока, восьмиугольной формы, на ней приподнятый купол с крестом. Под колокольней деревянные выстроганные столбы. Вход на нее с церковной галереи, кроме того, она имеет три двери по окружности всей галереи».

    Так во второй половине XVII века отстраиваются церкви и монас­тыри, восстанавливаются укрепления, жилые дома и другие здания. Город от древнего посада расширяется в северном направлении, возникают слободы, а за Снежетью - поселение.

    Монастырский храм Воскресения построен на средства царевны Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича, но когда именно - точно неизвестно. Предположительно в начале XVIII века. В 1745 году он числится уже каменным. С 1761 года, после упразднения монастыря, церковь стала приходской. Церковь двухэтажная - нижний этажтеплый,двухпридельный.Один придел посвящается Смоленской иконе Божьей матери, другой - Тихону. Верхний этаж - обновлению храма Воскресения Христова.

    План церкви по продольной оси достигает 60 метров при ширине 12 метров.

    Архитектура церкви принадлежит московскому барокко. Хотя церковь построена уже в Петровскую эпоху, но стилевые особен­ности ее имеют прямую связь со стилем барокко последней трети XVII столетия.

    Основу ее объемного построения составляет высокий двухэтажный, с двумя ярусами второго этажа, куб-четверик. Он несет последователь­но уменьшающиеся три яруса восьмериков (два световых и верхний декоративный), покрытых восьмигранными куполами. К восточной стене куба примыкают две апсиды. Одна, сильно выдвинутая вперед, низкая апсида зимней церкви первого этажа; над ней полукруглая в плане апсида сдвинута к четверику относительно нижней.

    С запада к кубу примыкает двухэтажная, равная высотой верхней апсиде, трапезная. Многоярусность построения объема церкви красноречиво говорит о прямой связи ее композиции с ярусными церквами московского барокко.

    Ступенчатое расположение апсид, покрытых полукуполами, при­дает динамизм композиции церкви, решительно направляет взор зрителя от горизонтали земли к вертикали устремленной вверх цер-:

    кви с луковичной маковкой и крестом в завершении. Приземистый объем нижней апсиды и такие же боковые приделы зримо прочно связывают высокий храм с землей и с окружающей крестьянской застройкой слободы, как бы придавая ему дополнительную устойчи­вость и незыблемость.

    Крайне редкой, самобытной частью композиции церкви является вежа -дозорная круглая башня. Башня примыкает к северо-западной стене основного восьмерика церкви. Для ее возведения расположен­ный под башней угол церкви заметно выдвинут вперед. Видно, что постройка башни замышлялась с самого начала строительства храма, а не является позднейшей надстройкой.

    По старинному преданию, преподобный Тихон, после смерти при­численный к лику святых и погребенный в южном приделе церкви, жил в келье над вторым этажом, в круглой башне, где висел колокол, Предупреждавший о приближении крымских татар. Видимо, кроме военно-оборонного назначения башня каменного храма несла и чис­то религиозную службу - легенда о «житии в столпе» святого Тихона поддерживала ореол «святости» монастыря. Тихон жил «в столпе» де­ревянной Воскресенской церкви, подобной описанному Павлом Алеп-пским деревянному храму. Каменный «столп» построен после смерти Тихона. Вежа каменного храма утверждала легенду первоначального деревянного храма. Сама Древняя Русь смотрит с высоты этой башни.

    К южной стороне куба церкви примыкает одноэтажный небольшой придел, построенный вламять тихоновского захоронения в предшес­твовавшей деревянной церкви. Такой же придел был и с северной стороны.

    В стародавние времена ежегодно 16 июля, в храмовый праздник, у стен церкви в течение недели проводилась ярмарка.

    Внешняя архитектура церкви, родственная веселому нарышкинско­му барокко, торжественно взлетающая в поднебесье, величавая и ук­рашенная живописными деталями, отлично вписывалась в яркоцветье и веселый гомон ярмарочного празднества.

    Главный мотив декоративного убранства фасадов - наличники прямо­угольных окон всехярусов. Окна углублены в нишах, по сторонам которых изящные полуколонки с гирьками внизу непринужденно поддерживают кудреватые разорванные навершия, волновсплесками взмывающие по стене. В разрыве наверший - высокие кронштейны-замки.

    Стены апсиды разделены полуколонками, углы куба церкви усиле­ны пучками из трех цилиндрических полуколонн. Венчающие карнизы апсид, высокого четверика и светового барабана однотипны по рисун­ку. Они состоят из двухрядного поребрика и цепочки ромбиков.

    Весь этот нехитрый, но весьма умело примененный декор придает праздничную нарядность фасадам церкви. Он усиливает красоту ее выразительного многоярусного объема.

    В 1822 году к церкви была пристроена трехъярусная колокольня, связанная узким переходом с трапезной. Новые времена - новые архитектурные мотивы.

    Архитектурные формы колокольни - это слово позднего класси­цизма. Нижний ее ярус украшен слаборельефными пилястровыми портиками с треугольными фронтонами и плоскими полуцир­кульными нишами над проемами входов в церковь. Второй ярус окружен четырьмя портиками на четырех приставленных к стене упрощенно-дорических колоннах с прямоугольными проемами между ними. Портики увенчаны лучковыми фронтонами с модульо-нами на карнизах. Глубокий рельеф портиков украшает колокольню тенями. Третий ярус, смягченный срезанными углами стен, созвучен восьмерикам церкви. Четыре более широкие грани вмещают узкие, вытянутые вверх проемы звонов. Колокольня завершена граненым куполом с декоративными люкарнами и фонариком, несущим не­большой шпиль с крестом.

    Несмотря на стилевое отличие колокольни, ее ступенчатое постро­ение вторитярусному устройству церкви. Меньшая масса и высота ко­локольни подчиняют ее объему церкви, что вносит уравновешенность во всю архитектурную композицию произведения древних зодчих.

    Воскресенская церковь в Карачеве - это наглядный и своеобразный пример архитектуры московского барокко. Архитектурно-художест­венные достоинства делают ее самым ярким из всех сохранившихся памятников в городе.

    От стен Воскресенской церкви хорошо виден собор Михаила Ар­хангела.

    Следует отдать должное древним зодчим Карачева, которые при равнинном, слабо волнистом рельефе умели находить места наиболее значительным для городского ландшафта зданиям. Мы только что убедились на примере церкви в Бережке, какзодчие воспользовались

    природным возвышением на берегу реки. Они «продолжили» его в многоярусном объеме строения. Искусно соединили природу с архи­тектурой. Благодаря этому храм, раньше господствовавший лишь над прилегающим селом, ныне взял на свои плечи роль общегородской доминанты.

    Так собор Михаила Архангела, расположенный в южной части по соседству с местом первоначального зарождения Карачева - городищем, гармонично согласован с архитектурной панорамой и привольными просторами заречья. Он хорошо виден с центральных улиц - Советской, Карла Маркса, Первомайской, Белинского и других и служит зрительно связующим звеном с Воскресенской церковью в Бережке, отличный вид на которую, как и на пойму Снежети, откры­вается с его площадки.

    Собор Михаила Архангела построен на месте древней Георгиев­ской церкви, существовавшей до «литовских разорений».

    В «Списке с писцовых Карачевских книг, писем и мер писца Конс­тантина Пущина до подьячего Василия Иванова» 1626 года сказано:

    «Вышед из острогу, в Карачевской городской осыпи церковь собор­ная Архистратига Михаила... да место прежней церкви во имя Святого Великомученика Георгия».

    Восстановленная деревянная Михаилоархангельская церковь существовала около столетия.

    В «Ведомости», составленной в Карачевском духовном правлении в 1745 году, соборная Архистратига Михаила церковь числится камен­ной. Следовательно, постройку ныне существующего собора можно отнести к первой половине XVIII века.

    Любопытна строительная история собора. Первоначально это тради­ционная церковь типа «восьмерик на четверике» с полукруглой апсидой. В 1768 году пристроен первый придел во имя Страстной иконы Божьей Матери. В 1809 году- второй придел Дмитрия Ростовского; в 1844 году карачевским купцом Николаем Бочаровым устроен третий придел в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». В 1848 году церковным старостой Константином Писковитиным построен четвертый придел святого Георгия. Одинаковые полукруглые приделы окружили собор. Они придали его плану четырехлепестковый вид, напоминающий план знаменитой Покровской церкви в Филях в Москве. Таким собор был до более поздней постройки трапезной, заменившей Георгиевский придел.

    Помещение трапезной значительно шире соборного зала. Приделы пол­ностью открыты в его интерьер полукуполами - конхами, образуя плав­ные переходы внутреннего пространства к световому подкупольному восьмерику. Алтарная апсида соединена тремя арочными проемами. Во внешнем облике собора пластика объемов полукруглых апсид хорошо связывается с высоким световым барабаном-восьмериком, к основанию которого они плавно примыкают своими полукуполами, родственными граненому куполу восьмерика. Последний увенчан глухим восьмигран­ным барабанчиком, на вогнутом шатрике которого водружена лукович­ная глава с крестом на яблоке.

    Углы восьмерика укреплены каннелированными парными пиляс­трами, поддерживающими узкую полоску деликатного карниза.

    Окна восьмерика с лучковыми перемычками обрамлены профи­лированным архивольтом на маленьких пилястрах. Поле стены над окнами украшено круглыми медальонами. Стены боковых приделов прорезаны двумя рядами окон - полукруглых, с лучковым верхом. Такие же окна по стенам трапезной. Колокольня утрачена*.

    В архитектуре собора отразилась его столетняя строительная история. Яркое впечатление оставляет пластично-выразительный объем, четкость силуэта, хорошие пропорции, скромность и лаконизм декоративных форм. Единственный сохранившийся в почти полном объеме памятник несет свою службу архитектурной доминанты в городском ландшафте Карачева.

    Предполагаемая реставрация с последующим размещением в здании краеведческого музея помогут включить собор в современную культур­ную жизнь города, сохранить его градостроительную роль и скромный типично русский архитектурный облик, близкий родному пейзажу.

    В восточной части города сохранился в виде каменной башни оста-токУспенской церкви. До нашего времени дошли лишь четыре пилона, несущие круглый световой барабан со шлемовидным куполом.

    Успенская церковь была построена в 1818-1828 годах. Ее верти­кальная композиция так необходима для утратившего остроту силу­эта города, что башне должно быть найдено новое функциональное содержание и использование.

    Современная Успенской Знаменская церковь заменила деревян­ную в первой половине XIX века и до нашего времени понесла много утрат. Эти два памятника представляют зрелый и поздний классицизм. Они важны как в градостроительном, так и в историке-архитектурном отношении - они осуществляют связь времен в эволюции облика города.

    Умелое использование древними зодчими топографических особенностей рельефа для размещения архитектурных акцентов, организующих прилегающую к ним застройку в малые или большие ансамбли, подтверждается также постройкой церкви Святого Николая на бровке долины реки.

    В упомянутом выше «Списке с писцовых карачевских книг...» 1626 года говорится: «В острожной же большой осыпи церковь Чудот­ворца Николая, да место прежней церкви во имя Святого Пророка Илии». Это на древнем посаде. Постройка была осуществлена силами прихожан. Никольская церковь включала в себя придел святого Ио­анна, который в 1806 году был заменен приделом Ильи. Деревянной церковь пребывала до 1861 года. В I860 году закончилась постройка каменной церкви святого Николая, начатая в 1855 году. В 1862-1863 годах к ней пристроена трапезная и начата каменная колокольня. В 1871 году в связи с повреждением стен пять каменных куполов были сняты и поставлен один восьмерик с окнами, одновременно было закончено строительство колокольни. В настоящее время колокольня не существует, утрачено также покрытие с завершением светового восьмерика.

    При традиционном плане и объемном построении - восьмерик на четверике - композиции церкви придано некоторое своеобразие: по сторонам массивной центральной апсиды расположены две меньших полукруглых придельных апсиды.

    Архитектурный облик памятника создают русско-византийские формы, характерные для конца второй трети XIX века. Короной вось­мерика выглядит завершение граней его стен. Это полуциркульные арки с заостренными на манер древних кокошников верхами. Арки опираются на трехчетвертные «византийские» колонны, поставлен­ные по углам восьмерика. В уровне баз колонн восьмерик опоясан плоской, раскрепованной под колоннами широкой лентой. В неглу­боких с арочным верхом нишах стен размещены небольшие окна с

    полуциркульным завершением, а над ними, в центре арок, помещены круглые медальоны. Прием, заимствованный из декора Михаилоар-хангельского собора.

    Мотив арочного верха восьмерика повторен на боковых приделах. Каждый из них имеет по три арки. В тимпане средней широкой арки над входом прорезаны сдвоенные окна с полукруглым завершени­ем. Пяты арок опираются, как и на восьмерике, на цилиндрические полуколонны с кубоватыми капителями. Окна трапезной и малых апсид с полукруглым завершением обведены плоской рамкой с ки-левидным заострением арки. Стены трапезной разделены на прясла полуколоннами.

    Архитектура Никольской церкви относится к периоду большого строительства частных купеческих домов в центральной части города. Своим значительным положением среди них она объединяет в особую главу эти страницы каменной истории города.

    Памятник следует вывести из аварийного состояния, найти более достойное, чем склад мебели, современное общественно-культур­ное его использование. Маяки истории должны светить и сегодня, и завтра - всегда.

    Спустя полтора десятка лет после постройки Никольской церкви также удачно в одноэтажную застройку вписалась, выгодно возвыша­ясь над ней, Всехсвятская церковь.

    Ее предшественница одноименная деревянная церковь была пос­троена в 1776 году для крестьян ближайших деревень. В 1863 году церковь сгорела вместе со своим приходом.

    Каменная церковь Всех святых начата строением после пожара и освящена в 1874 году. Она построена на средства жителей Дреулин-ской улицы Карачева и крестьян деревень Беломестной, Слободы, Прилепы, Ушивки, Малой Бошинки и Глыбочки.

    Церковь холодная, с теплой трапезной, одноглавая с каменной колокольней. В плане квадратная, перекрыта сомкнутым сводом. Трапезная тоже квадратная, но большего размера, с двумя опорами-столбами, несущими своды. Апсида полукруглая.

    Внешняя архитектура церкви отразила уже новые веяния в разви­тии отечественного зодчества второй половины XIX века - исполь­зование декоративных мотивов древнерусского узорочья конца XVII века. Правда, фасадам Всехсвятской церкви не хватает живописности,

    непосредственности и свободыкак в расположении, так и в трактовке декоративных форм. Ихдекор носит несколько рассудочный, жесткий геометрический характер. Таковы венчающие карнизы церкви и тра­пезной, упрощенные наличники окон, с треугольными фронтонами над арками. Позже окна трапезной растесаны в ширину, что ухудшило их пропорции.

    Архитектура церкви, поставленной на возвышенном откосе, обращенном к полю, явно рассчитана на восприятие с дальних рас­стояний. Церковь хорошо видна с поймы, из всех деревень прихода. Этому способствуют ее монументальные объемы, крупные членения стен лопатками, массивное покрытие по своду, белоснежные стены в контрасте с окружающей зеленью.

    Памятник и ныне играет важную роль в формировании городской панорамы, представляет облик города с юго-востока.

    Рядовая застройка центра Карачева, сложившаяся во второй поло­вине XIX- начале XX века - это купеческая застройка, вызванная про­мышленным подъемом города. Богатые купцы строили капитальные двух-, трехэтажные добротные каменные дома и предприятия. Для их строительства применялись «образцовые» проекты, с частичными видоизменениями внешней архитектуры по вкусу заказчика. В ре­зультате сравнительно единовременной застройки сложился некий внестилевой архитектурный облик центра города. Он включает в себя элементы позднего классицизма, псевдорусского стиля, порою стиля модерн. Однако все они мирно сосуществуют, обобщенные рукой мастера, имя которому - Время.

    По свидетельству очевидцев, Карачев в начале XX века был кра­сивым, богатым, благоустроенным городом. Постепенно, особенно в 1930-х годах и во время Великой Отечественной войны, город утратил купеческий облик. Сохранившиеся памятники архитектуры - отдельные здания и комплексы старинной рядовой застройки - это свидетели древней истории Карачева. Они должны быть сохранены, приведены в порядок с восстановлением первоначального вида там, где он искажен или утрачен, и равноправно включены в современ­ный городской ландшафт как образцы архитектуры старой русской провинции. Они несут черты прошлых времен в будущее древнего города.