Страницагоды

ГОДЫ БУРНЫЕ, ГОДЫ СЛОЖНЫЕ...Володарский район

События первой четверти двадцатого столетия не обошли сто­роной Брянщину, не миновали и жителей поселков нынешней Во-лодарки.

Архивные документы свидетельствуют, что в начале XX века революционное и социал-демократическое движение в Брянске росло, как и во многих других промышленных центрах страны.

В 1905 году, наряду с другими предприятиями, выдвигали эко­номические требования, бастовали брянские железнодорожники и рабочие Радицкого вагоностроительного завода.

"Рабочие повсюду требуют свободы слова, печати, собраний союзов, учреждения кассы взаимопомощи, восьмичасового рабочего дня, повышения заработной платы и т. п." — говорилось в одном из майских воззваний 1905 года рабочих мальцовских заводов.

Другой документ гласит, что рабочие Радицкого вагонострои­тельного завода требовали установить девятичасовой рабочий день (с 6 часов утра до 5 часов вечера, исключив из этого времени два часа на обед); увеличить заработную плату на двадцать процентов; уничтожить черновую книгу; улучшить заводские квартиры; уменьшить плату за дрова на двадцать пять процентов; в каждом цехе провести выборы старост.

В Брянском государственном архиве хранится рапорт брянско­го полицмейстера Алексеева орловскому губернатору о начале стачки рабочих Полесской ж.д., датированный 2 октября 1905 года:

"Доношу Вашему превосходительству, что сегодня, в 2 часа пополудни, забастовала Полесская ж.д. Ожидается, что забасту­ет завтра и Риго-Орловская. Забастовщики Московско-Киево-Во­ронежской ж.д. вчера хотели прийти с Льговского вокзала в При­вокзальную слободу и устроить забастовку на этих обеих доро­гах, но остановились, узнав, что в Привокзальную слободу вызва­ны казаки. Вчера казаки там недолго пробыли и уехали обратно, а между тем в слободе неспокойно. Сейчас я получил рапорт от заведующего слободой о тот, что там забастовали все мастеро­вые, которые разгуливают по улицам. В случае беспорядков слобо­да с 4 городовыми совершенно беззащитна. Ввиду этого я сейчас послал начальнику гарнизона воинскому начальнику Бессонову требование о высылке в Привокзальную слободу и Полесский по­селок казачьих разъездов, которых прошу держать там до полно­го окончания забастовок; прошу его также и в городе возобно­вить отмененные ночные казачьи разъезды и пехотные патрули, так как в городе также неспокойно. Забастовка портных в горо де продолжается. Мелкие портные-хозяева соглашаются приба­вить им по 25 коп. на штуку, богатые же, преимущественно евреи, не идут на уступки. У прочих ремесленников работы пока продолжаются. Испрашивают распоряжения Вашего Превосходи­тельства о расквартировании в Привокзальной слободе взвода казаков, как было до настоящего времени, через 4 часа после вы­зова, а теперь, более, чем когда-либо, там необходимы войска для предупреждения беспорядков, и ходатайствую о содействии к не медленному учреждению казачьих разъездов и пехотных патру­лей в Привокзальной слободе и в гор. Брянске со слободами Ямс­кой, Новой и "Соловьями".

О дальнейшем развитии событий мы узнаем из следующего до­кумента, датированного январем 1906 года. Озаглавлен он так: "Постановление Брянского исправника о привлечении к дознанию организаторов и участников забастовки на ст. Брянск Полесской ж/д в октябре-декабре 1905 г."

В чём обвинялись забастовщики? Они образовали собрание "в целях достижения улучшения всех сторон своего быта, улучше­ния материального, служебного и правового положений..." — кон­статирует исправник. Он перечисляет и избранное руководство, в состав которого вошли: врач станции Брянск-Полесский Никодим Степанов Полянский — председатель собрания; помощник маши­ниста Иван Юлианов Сыревич, секретарь — машинист депо Сте­фан Федоров Васильев, фельдшер станции Николай Антонов Вла­димиров. И далее: "Это сообщество, завязав сношения с другими организациями подобного характера, почти тотчас же после своего возникновения стало преследовать цели политического ха­рактера".

Помощник начальника Орловского Главного жандармского уп­
равления в Брянском и Карачевском уездах ротмистр Петров доно­
сил в январе 1906 года своему начальнику, что рабочие Брянского
и Радицкого заводов 9 января не работали и отслужили панихиду
по павшим 9 января 1905 года.                                           

Старожили поселка вспоминают, как в 1905 г. их, бывших тогда ещё детьми, пугали урядником Лужецким, свирепствовавшим со своими стражниками на Мальцовском поселке и Новой Постройке по усмирению бастующих рабочих. Слово "революцио­нер" в те годы употреблялось редко, а рабочих, настроенных рево­люционно, называли забастовщиками.

"Однажды в нашем доме случился переполох, — вспоминает Е. Г. Бабарин. — Бабушка и мать достали и:/ сундуков всё черное юбки, платья, платки и завешали окна. Прошел слух, что у кого окна не будут завешаны черным, тех будут громить черно­сотенцы. Мы весь день просидели дома с завешанными окнами, но никакого погрома не было. Из разговора взрослых на другой день я понял, что черносотенцев разогнали рабочие, а рабочих, в свою очередь, казаки.

Ешё запомнился день, когда вдруг т,ревожно загудели паровозы на Брянске-Лолесском. Все жители нашей улицы, выскочили из домов, встревоженно озираясь по сторонам и спрашивая, где пожар (в то время такими гудками обычно извешали о пожаре). Вдруг кто-то прибежал и крикнул: "Расходись, казаки едут!". Мы попрятались по домам. Через некоторое время выяснилось: на Брянске-Лолесском был митинг, приехали казаки, жандармы, ра­бочих разогнали, а составителя Корхова и доктора Полянского арестовали. Корхов домой так и не вернулся, а Полянский дожил до глубокой старости и умер в Брянске уже после Отечественной войны.

Вспоминается дело Бейлиса. В 1911 г., когда я учился в Выше-Начальном училище, по поселку стали распространяться бро­шюрки об убийстве русского мальчика Андрея Юшинского евреем Бейлисом. В брошюрке писалось, что евреи убивают русских детей и берут кровь для ритуальных целей— например, для изго­товления мацы. Брошюрка призывала соответственно громить и уничтожать евреев.

Поселок жил в напряжении. В центре было много еврейских семей, многие из них от страха ночевали в русских рабочих се­мьях. В училище вместе с русскими учились и дети еврейской бед­ноты. Несколько дней они боялись ходить в школу. Когда же убе­дились, что наше к ним отношение не изменилось вновь стали её посещать.

В противовес черносотенной агитации, призывавшей к погро­мам еврейского населения, по рукам стали ходить брошюры и листовки, в которых царское правительство и черносотенные ор­ганизации "Михаила Архангела" разоблачались в провокационном убийстве русского мальчика Юшинского, чтобы натравить рус­ских на евреев. Писалось, что еврей Бейлис не виновен в убийстве Юшинского. Рабочих призывали к организованной борьбе с прово­кационными выступлениями черносотенцев.

Натравить русское население на евреев и устроить погром местным черносотенцам не удалось. Были отдельные случаи, когда мелкие группки пробовали бить окна в домах, где жили евреи, но их останавливали свои же, русские.

Незадолго до начала первой империалистической войны состо­ялся суд над Бейлисом. Бейлис был оправдан."

Развернувшаяся летом 1914 года первая мировая война сказа­лась на жизни и нынешнего Володарского района. Прошла моби­лизация военнообязанных. На Полесской станции (ныне Брянск-Ремонтный) действовал так называемый "сборный пункт". Через него проходили все военные эшелоны. С фронта — санитарные по­езда с ранеными. На станции Брянск Риго-Орловской железной дороги разместился 103 сводный эвакуационный госпиталь. В Привокзальной слободе в церковноприходской школе был открыт лазарет. Главным врачом в нём стал В. Добровольский. Через руки врачей до декабря 1916 года здесь прошло более 1800 ране­ных. Пятеро умерло.

Сборный пункт на Брянске-1 работал круглосуточно. Здесь было организовано горячее питание, снабжение эшелонов продо­вольствием и т. д. Брянские железнодорожники и местные жители здесь узнавали о положении на фронте. Появились первые печаль­ные вести: "Убит подпоручик Евгений Харченко... Убит поручик Пётр Синявин... Тяжело ранен подпоручик Пётр Потапов..."

Когда положение на Западном фронте ухудшилось, Минский вещевой военный склад было решено перебазировать в тыл. Осе­нью 1915 года от железнодорожных путей Сухарного завода протя­нули ветку. Одновременно начали сооружать складские помеще­ния. Ныне примерно на этом месте разместились заводы №192 и №111.

В Брянск прибыло много беженцев. Некоторое время они жили в вагонах, потом для них стали сооружать бараки.

Железнодорожный узел был забит товарными эшелонами с эва­куированным грузом. Несколько путей были заняты паровозами, вышедшими из строя. Кладбище паровозов тянулось от выходных стрелок почти до самого моста через Снежеть (в сторону Орла).

Война породила в стране разруху, она уносила тысячи челове­ческих жизней. Бастуя, рабочие выдвигали справедливые требова­ния. Так, в марте 1916 года рабочие Брянского завода в Бежице выдвигали основные требования: введение на заводе института вы­борных старост, повышение заработной платы, выдача рабочим в заводской лавке продуктов по сниженным ценам и другие. Забас­товка стала всеобщей. В ней приняло участие более пятнадцати тысяч рабочих. Власти и руководство завода сопротивлялись, в Бе-жицу были стянуты воинские части.

В знак солидарности с бежицкими рабочими бастовали рабочие Арсенала, клинцовских суконных фабрик, мальцовских предпри­ятий, в том числе вагоностроители Радицкого завода.

В бурные февральские и октябрьские дни семнадцатого года в Привокзальной слободе и прилегающих к ней поселках действова­ли представители различных партий — большевики, меньшевики, эсеры, монархисты... На станции Брянск-Риго-Орловский хоро­шим ораторским даром обладал ярый меньшевик, рабочий багалса Михайлов. Но рабочие были в основном на стороне большевиков, под воздействием которых на станции был создан Революционный комитет. После революции он взял всю полноту власти на узле.

В декабре 1917 года возник Риго-Орловский слободский район­ный комитет РСДРП(б), объединивший 186 большевиков. Первым районным комиссаром стал большевик Петр Трофимович Нарубин, ранее работавший стрелочником. Секретарем районного комиссара был дежурный по станции Штурм. Активно проводил большевист­скую политику вернувшийся с фронта Иван Васильевич Шушпа­нов.

Октябрьская революция с первых дней внесла преобразования в поселок. Вместо полиции была введена народная милиция, вмес­то купеческой торговли организовано кооперативное транспортное ж/д общество, пайщиками и членами которого стали рабочие и служащие железной дороги. Руководителем общества был избран составитель поездов Александр Степанов.

Вся     административная     власть     перешла   в   руки   районного   Совета депутатов. Церкви были закрыты.

10 ноября 1918 года в клубе Риго-Орловской железной дороги был проведен митинг молодежи, на котором проводилась запись в Союз молодежи. А 30 ноября этого же года состоялось первое комсомоль­ское собрание. Председателем Союза молодежи был избран Степан Шура-нов, секретарем — Андрей Матвеев. В бюро вошли М. Березин, Н. Дро-чан, Н. Курочкин, Н. Лурье. Моло­дежные организаций начали возни­кать и на предприятиях.

Была своя молодежная организация и на Полесском поселке. Молодежь собиралась в вагоне, где договаривалась о совместных действиях на митингах. Лучше других знал обстановку в стране Афанасий Докучаев, вернувшийся с фронта. К его голосу прислу­шивались, ему и доверили возглавить поселковую организацию. А в 1919 г., когда пришел час защищать завоевания революции, комсомольцы Полесского поселка вывесили объявление "ячейка закрыта, все ушли на.фронт", сфотографировались и ушли на при­зывной пункт.

Суровой, требовательной была атмосфера в крае и Брянске в 1918-20 годах. В годы гражданской войны и иностранной интер­венции немало жителей поселков ушло на фронт. Для охраны же­лезнодорожного узла была создана красногвардейское дружина.

Нарушив перемирие, правительство Германии в феврале 1918 года дало приказ своим войскам о наступлении.

Центральная группа получила приказ наступать через Белорус­сию но. Москву. 10- армия, входившая в эту группу, имела зада­ние развернуть наступление в направлении Минск-Смоленск-Мос­ква, а 41й корпус — в направлении Брест-Гомель-Брянск-Москва.

Приказом Высшей военной инспекции РККА в апреле 1918 года создается Брянский пограничный военный район. О важности Брянска как стратегического пункта подчеркивалось несколько позднее и в докладе начальника мобилизационного управления Орловского военного округа: "Наибольшее значение, естественно, придается путям, проходящим через Брянский район, как узел железных дорог, идущих с юга и с запада по кратчайшему рас­стоянию до центра Москвы''.

На железнодорожных путях Брянска-I в годы гражданской войны несколько дней простояли вагоны, где размещался Л. Д. Троцкий со своим штабом. Находился здесь и специальный поезд "Октябрьская революция", на котором в Брянск прибыл председа­тель ВЦИК М. И. Калинин. Старожилы вспоминают непривычную "буржуйскую" роскошь, с которой был обставлен вагон Троцкого. Железнодорожные рабочие, поначалу не знавшие, кто приехал в этом вагоне, конфисковали найденные в нём продукты и разобра­ли по семьям пропорционально количеству душ. Когда Троцкий узнал об этом, он, конечно, страшно возмутился, но, учитывая го­лодное время, велел никого не наказывать.

"Большой промышленный район имеет огромное значение в общем нашем хозяйстве и ходе нашей революции", — отмечал нарком просвещения А. В. Луначарский, побывавший в наших краях в 1919 году.

В газете "Известия" за 2 ноября 1919 года была опубликована его статья "Брянский район", где он писал: "Среди рабочих Брян­ска и окрестностей настроение различное: оно прочное, спокой­ное, уверенное в Арсенале: превосходное, проникнутое подъемом и энтузиазмом на большом сухарном заводе..."

"Особенно круто приходилось в 1919 г., когда деникшщы под ходили к Брасову и Хутору-Михайловскому. Брянск по своему по­ложению и тогда имел очень важное значение для страны. Требо­вания к узлу предъявлялись большие, а разруха давала себя, чув­ствовать. Топлива не хватало, сигнальное хозяйство было разру­шено, поезда ходили зачастую без сигналов, паровозы засылались на другие дороги..." — писал спустя годы в газете "Брянский же­лезнодорожник" Щтр Илларионович Толмачев, работавший в то трудное время помощником начальника Брянского отделения.

В годы гражданской войны и иностранной интервенции Брян­ский Совет предпринимал меры по улучшению работы промыш­ленности, железнодорожного транспорта. Ремонтировались старые паровозы и вагоны, выпускались новые. Так, за девять месяцев 1918 года на Брянском заводе было изготовлено 13 пассажирских, 458 товарных и 34 специальных вагона; на Радицком (Мальцов-ском) — 199 товарных и 43 специальных. Это была довольно боль­шая цифра, если сравнивать с другими предприятиями.

И это — несмотря на все трудности того времени: экономичес­кое состояние Брянска было составной частью всероссийской раз­рухи, порожденной войнами. Процветал голод. Не хватало самого необходимого. Вместо заработной платы рабочие получали продук­товый паек. "Ввиду отсутствия продуктов, столовая Радицкого завода закрыта со 2 июня 1918 года. Может быть приготовлен только кипяток",— гласило одно изобъявлений.

В музее дистанции пути хранится старое фото. На нём. изобра­жены несколько стоящих на железнодорожных путях зеленых ва­гонов. Перед одним из вагонов— дощатый стол на козлах. И вдоль вагонов огромная очередь в несколько сот человек. ПоД фо­тографией подпись: "Так привозили и выдавали хлеб железнодо­рожникам в двадцатые годы".

Однако рабочие промышленных предприятий и железнодорож­ного транспорта во время проведения недели фронта откликались на призыв помочь Красной Армии и делились кто чем мог. Так, например, жители поселка Брянск-I Николай Шулекин, Василий Якушев, Никита Кузиков внесли по сто-триста рублей. Нина Бура-кова пять коробок спичек, Ольга Чисалина — пару портянок... Из малого складывалось большое.

В июне 1918 года вражеская пуля унесла жизнь петроградско­го комиссара по делам печати, пропаганды и агитации В. Володар­ского (Моисея Марковича Гольдштейна). Спустя несколько меся­цев Привокзальной сЛободе было присвоено его имя.