Страницаглинка

Брянщина. Чем близок нам М.И. Глинка?

Михаил Иванович Глинка

Имя Михаила Ивановича Глинки ши­роко известно во всём мире — основопо­ложник русской национальной музыки, глава русской композиторской школы XIX в., первый русский композитор, по­лучивший международное признание.

Имение, в котором прошли детские годы будущего композитора, было «рас­положено по реке Десне (близ ее истока) и в недалеком расстоянии окружено не­проходимыми лесами, сливающимися с знаменитыми Брянскими лесами». Сюда он приезжал многократно и в зрелые годы — проведать родных, отдохнуть, набраться сил. Здесь он получил первые самые главные жизненные представле­ния, в том числе музыкальные.

Многое в личном плане связывает М.И. Глинку с Брянщиной.

Во-первых, он наш довольно близ­кий сосед: его родной Ельнинский уезд (Верхнее Подесенье) расположен в непосредственной близости от Брянщины (Среднего Подесенья). В прошлом не раз эти земли объединялись и админи­стративно: в составе древнерусских кня­жеств, а позднее — Смоленской губер­нии. У отца М.И. Глинки были деловые связи с Брянском. В Брянске он познако­мился и с военным врачом Шпиндлером, которого пригласил в 1829 году в Ново­спасское для лечения тяжело заболевше­го сына (лечение было эффективным).

Во-вторых, М.И. Глинка бывал непо­средственно на Брянщине.

1 января 1837 года повелением импе­ратора Николая I Глинка был назначен капельмейстером Придворной певче­ской капеллы (той самой, основанной в 1479 г.). Для усиления капеллы Глин­ка в следующем году был направлен в Малороссию (Украину), чтобы набрать талантливых малолетних певчих: счи­талось, что на юге — на Украине, как и в Италии, климат благоприятствует развитию вокальных способностей.

28 апреля 1838 года Глинка в сопро­вождении помощника учителя пения Д. Палагина, певчего Н. Шеинова, дядь­ки Саранчина и камердинера Якова Не-тоева отправился в бричке из Петербурга на юг: Гатчина—Великие Луки — Смо­ленск — Новоспасское (недельный от­дых) —Рославль и вот она—Брянщина.

В путевом дневнике Глинки записано: «Стародуб. 15 мая. Выехали из Рухани и проехали Сварскую, Луковицу, Мглин (где обедали), Белогощи, Рюхов, Старо­дуб (где ужинали и ночевали)... 16 мая. Выехали из Стародуба и остановились в Пупоровке, Чайкина хуторе; в тот же день приехали в Новгород-Северский».

Далее путь лежал на Нежин, Черни­гов, Киев, Полтаву, Харьков. Велась большая работа в «полевых условиях»: поиск, прослушивание певцов, оформле­ние документов, экипировка новобран­цев. А еще запись украинских песен. Сочинение романсов, оперных сцен. Домашние концерты.

14 августа Глинка с набранными певчими прибыл в Глухов. 15 августа: «Остановка в Эсмане, Толстодубове (где обедали), Позднякове, Севске (где ужи­нали и ночевали)» — снова на брянской земле. Проезд по Комаричскому краю через Сошанскую (с остановкой), Упорон — на Дмитровск, далее на Орел Москву — Петербург, куда Глинка возвратился 1 сентября.

Подробное описание маршрута Глин­ки нужно для того, чтобы показать на конкретном примере, откуда у него такое хорошее знание жизни народа и понима­ние народного духа. И где бы Глинка ни бывал — в России или за рубежом, он всегда чутко вслушивался, всматривался в жизнь народа и потому так естествен­но, живо и красочно звучат его аран­жировки и фантазии на темы русских, украинских, испанских или итальянских народных песен, танцев.

На Брянщине бытует легенда, что в Севске Глинка видел и слышал, как тамошние мужики пляшут «Камарин­скую» — с гиганьем, притоптыванием и свистом. И эти-де впечатления легли в основу его знаменитой симфонической фантазии «Камаринская». Возможно, это и так. Только надо добавить, что плясовая «Камаринская» во времена Глинки была известна и на родине композитора, Смо­ленщине, и в других губерниях централь­ной России. Входила она и в известный Глинке сборник русских народных песен И. Прача(1790г.).