Брянщина. Чем близок нам М.И. Глинка?
Михаил Иванович Глинка
Имя Михаила Ивановича Глинки широко известно во всём мире — основоположник русской национальной музыки, глава русской композиторской школы XIX в., первый русский композитор, получивший международное признание.
Имение, в котором прошли детские годы будущего композитора, было «расположено по реке Десне (близ ее истока) и в недалеком расстоянии окружено непроходимыми лесами, сливающимися с знаменитыми Брянскими лесами». Сюда он приезжал многократно и в зрелые годы — проведать родных, отдохнуть, набраться сил. Здесь он получил первые самые главные жизненные представления, в том числе музыкальные.
Многое в личном плане связывает М.И. Глинку с Брянщиной.
Во-первых, он наш довольно близкий сосед: его родной Ельнинский уезд (Верхнее Подесенье) расположен в непосредственной близости от Брянщины (Среднего Подесенья). В прошлом не раз эти земли объединялись и административно: в составе древнерусских княжеств, а позднее — Смоленской губернии. У отца М.И. Глинки были деловые связи с Брянском. В Брянске он познакомился и с военным врачом Шпиндлером, которого пригласил в 1829 году в Новоспасское для лечения тяжело заболевшего сына (лечение было эффективным).
Во-вторых, М.И. Глинка бывал непосредственно на Брянщине.
1 января 1837 года повелением императора Николая I Глинка был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы (той самой, основанной в 1479 г.). Для усиления капеллы Глинка в следующем году был направлен в Малороссию (Украину), чтобы набрать талантливых малолетних певчих: считалось, что на юге — на Украине, как и в Италии, климат благоприятствует развитию вокальных способностей.
28 апреля 1838 года Глинка в сопровождении помощника учителя пения Д. Палагина, певчего Н. Шеинова, дядьки Саранчина и камердинера Якова Не-тоева отправился в бричке из Петербурга на юг: Гатчина—Великие Луки — Смоленск — Новоспасское (недельный отдых) —Рославль и вот она—Брянщина.
В путевом дневнике Глинки записано: «Стародуб. 15 мая. Выехали из Рухани и проехали Сварскую, Луковицу, Мглин (где обедали), Белогощи, Рюхов, Стародуб (где ужинали и ночевали)... 16 мая. Выехали из Стародуба и остановились в Пупоровке, Чайкина хуторе; в тот же день приехали в Новгород-Северский».
Далее путь лежал на Нежин, Чернигов, Киев, Полтаву, Харьков. Велась большая работа в «полевых условиях»: поиск, прослушивание певцов, оформление документов, экипировка новобранцев. А еще запись украинских песен. Сочинение романсов, оперных сцен. Домашние концерты.
14 августа Глинка с набранными певчими прибыл в Глухов. 15 августа: «Остановка в Эсмане, Толстодубове (где обедали), Позднякове, Севске (где ужинали и ночевали)» — снова на брянской земле. Проезд по Комаричскому краю через Сошанскую (с остановкой), Упорон — на Дмитровск, далее на Орел Москву — Петербург, куда Глинка возвратился 1 сентября.
Подробное описание маршрута Глинки нужно для того, чтобы показать на конкретном примере, откуда у него такое хорошее знание жизни народа и понимание народного духа. И где бы Глинка ни бывал — в России или за рубежом, он всегда чутко вслушивался, всматривался в жизнь народа и потому так естественно, живо и красочно звучат его аранжировки и фантазии на темы русских, украинских, испанских или итальянских народных песен, танцев.
На Брянщине бытует легенда, что в Севске Глинка видел и слышал, как тамошние мужики пляшут «Камаринскую» — с гиганьем, притоптыванием и свистом. И эти-де впечатления легли в основу его знаменитой симфонической фантазии «Камаринская». Возможно, это и так. Только надо добавить, что плясовая «Камаринская» во времена Глинки была известна и на родине композитора, Смоленщине, и в других губерниях центральной России. Входила она и в известный Глинке сборник русских народных песен И. Прача(1790г.).