Храм во имя Благоверных князей Бориса и Глеба Брянский район Брянской области
Госома Храм во имя Благоверных князей Бориса и Глеба села Госома
В Церковных материалах 1610 года есть сведения, что в селе находился деревянный храм во имя Бориса и Глеба, уцелевший в годы «смуты».
Реставрационные работы на храме начались в 2006 году. Были проведены: реставрация кирпичной кладки, окон и дверей, восстановлены утраченные приделы колокольни, купола, проведена реставрация интерьеров, отделка фасадов. 6 августа 2009 г. состоялось открытие храма после реконструкции и освящении.
ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА
Престолы: Бориса и Глеба
Год постройки: между 1895 и 1900.
Адрес: Брянская область, Брянский район, поселок Госома.
Точных сведений об образовании прихода села Госома не имеется. В церковных материалах 1610-х гг. есть сведения, что существовавшая в селе Успенская церковь была сожжена литовскими людьми, а затем на ее месте была сооружена часовня. Кроме того, в селе находился еще один деревянный храм во имя Бориса и Глеба, уцелевший в годы "смуты". По имени этого храма село в XVII—XVIII веках порой называли Борисоглебским. Впрочем, и Борисо-Глебская церковь, вероятно, вскоре обветшала, и поэтому в писцовых книгах 1653 году она уже не упоминается, зато названа "церковь Покрова Богородицы в селе Госаме, у той церкви двор попов, двор дьячков, двор Пономарев..."
Госома Брянщина
Госома — село из древности. Оно существовало еще в XVII веке. Называлось Борисоглебским, очевидно, от бывшего при церкви во имя Успения Бо-жией Матери придела в честь Бориса и Глеба. Этот храм был сожжен «литовскими людьми», и вместо него построена часовня. В период Смутного времени существовал храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. Вместо этого деревянного храма, пришедшего в ветхость в 1808-1812 годах, построен был на собственные средства помещицей Екатериной Фаддеевной Тютчевой каменный храм во имя Покрова Богородицы. Но построен был плохо и простоял только 83 года.
Сохранившийся до нашего времени каменный храм во имя Бориса и Глеба построен в 1895 году из местного кирпича артелью мастеров подрядчика Князева, затем Халалаева при попечительстве Дмитрия Фомина, сына священника.
Архитектура Борисоглебского храма вдохновлена идеями «византийского» стиля — направления, представители которого, начиная от родоначальника его — великолепного архитектора Константина Тона, упорно развивали архитектуру «византийского» стиля. Они построили много прекрасных церквей в России и величественный, злодейски разрушенный в 1931 году храм-памятник Христа Спасителя в Москве (арх. К. Тон).
Борисоглебский храм пострадал во время Великой Отечественной войны, когда отступавшие оккупанты сожгли находящийся в нем склад, а также от неправильной эксплуатации и небрежения в послевоенные годы. При традиционной схеме построения храма «кораблем» он имеет некоторые важные индивидуальные особенности: довольно развитым боковым приделам сре-докрестия собственно церкви отвечают портики нижнего яруса колокольни (они сохранились). Наряду с полукруглой аспидой алтаря все эти выступы в стороны и вверх в виде тяжеловесной колокольни и восьмигранного светового барабана церкви с очень крупной полулуковичной главой придают пластике объемов большой силы выразительность. Сравнительно скромный декор фасадов представлен слабо выступающими карнизами, тягами, поясами, наличниками окон, аркатурными фризами трапезной, алтаря и светового барабана, подчеркивает общий монументальный характер архитектурного образа храма, придает ему значительность при сравнительно скромных размерах постройки.
Основным мотивом архитектуры храма являются арочные с килевид-ным обрамлением проемы и аркатурные фризы, в разных сочетаниях и разновеликие, они придают художественное единство всему образу храма.
Памятник архитектуры хорошо «вписан» в архитектурно-природный ландшафт. Он должен быть сохранен и правильно использован. Его ценность для нашего края несомненна.
Когда в 1895 году была из-за ветхости разобрана старая каменная церковь, то сразу же начались работы по строительству нового каменного храма за счет средств церкви и прихожан. Работы велись вплоть до 1900 года, когда Борисо-Глебский храм в Госоме был освящен. Внутри здания сохранились фрагменты масляной живописи конца XIX века. Время закрытия храма достоверно не известно. В 1992 году здесь была возрождена приходская община. Восстановительные работы ведутся силами и на средства местного сельхозпредприятия.
ГОСОМА
ЦЕРКОВЬ БОРИСА И ГЛЕБА, кон. 19 в.
Поставлена на возвышении, доминирует среди застройки древнего села, расположенного в живописной местности. Возведена в 1895-1900 гг. вместо прежней каменной церкви Покрова 1800—12 гг., разобранной за ветхостью; к настоящему времени утратила большинство кровель. Типичный для своего времени памятник русского стиля со своеобразной объемной композицией.
Сравнительно крупное и тяжеловесное здание, сооруженное из кирпича и оштукатуренное, принадлежит к типу бесстолпных однокупольных крестообразных храмов, имеющих в плане форму латинского креста. Основу креста составляют широкие прямоугольные боковые рукава, полукруглая алтарная апсида и вытянутая в длину трапезная. Над средо-крестием возвышается массивный восьмигранный барабан с крупной граненой луковичной главой. Ему соответствует трехъярусная колокольня, два мощных четверика которой (нижний прежде имел по бокам пристройки) увенчаны невысоким восьмериком.
В декоративной обработке фасадов преобладают членения и различные детали, стилизованные под архитектуру Древней Руси. Тройные арочные окна помещены над боковыми порталами в рукавах креста, увенчанных щипцами. Арочные проемы завершены килевид-ными архивольтами. Наряду с аркатур-ными поясами и ширинчатыми фризамиприменены также классицистические карнизы, пилястры, фронтоны, филенки и проч., что свойственно культовой архитектуре периода эклектики.
Интерьер здания состоит из раскрывающихся в центральную часть храма помещений боковых рукавов и трапезной, перекрытых вспарушенными сомкнутыми сводами. Мощные угловые пилоны с арками между ними несут при помощи парусов круглый изнутри барабан с куполом; апсида перекрыта кон-хой. В нижнем ярусе колокольни - вспа-рушенный свод.
В алтарной части, на парусах и в куполе сохранились фрагменты масляной живописи кон. 19 в.
Пясецкий, 1899. с. 82. 94; Историческое описание.., с 118-119; Холмогоров, с. 276-278