СтраницаГеральдика

Возникновение гербов. Геральдика Брянская область

Нужно отличать, выделять гербы, составляющие предмет нашей гордости, зримый образ славы и наглядное пособие патрио­тизма. При этом мы должны критически подходить к тем эмбле­мам, которые составлены некорректно, без соблюдения геральдичес­ких норм и правил.

Первые гербы (в современном понимании) появились в Западной Европе у рыцарей, совершавших крестовые походы, в XI—XIII вв. когда. Полностью закованные в железо воины для лучшей военной ориентации частью своего снаряжения сделали изобразительные знаки, говорившие о принадлежности к определённому воинскому формированию либо носившие определённый религиозный смысл. Размещались эти знаки на щитах или сюрко (безрукавка, надевав­шаяся поверх доспехов). С окончанием крестовых походов особые отличительные знаки рыцарства не исчезли. Напротив, они стали более красочными, более сложными по смыслу и исполнению.

Эти отличительные рыцарские знаки составлялись по опреде­лённым правилам. За соблюдением этих правил - использованию формы, цвета, фигур - наблюдали особые военные должностные лица, прославившиеся своей доблестью и храбростью. В Германии, где после походов в Палестину появились впервые рыцарские тур­ниры, их назвали герольдами (от немецкого heer-alt, т.е. ветеран). Выработанные ими правила послужили основанием науки, кото­рая так и назвается - геральдика.

Рыцарские символические знаки, получившие точные правила своего изображения и употребления, стали неизменными, переда­вались по наследству, становясь родовыми знаками. Со временем они стали называться гербами (от польского herb, встречающегося во многих славянских: herb, erb, irb, а также германских наречиях) в значении "наследник" или "наследство"(22, с. 2). Так появлялись родовые гербы.

Герб изображался его владельцем не только на оружии, но и на печати, являвшейся в то время несомненным доказательством подлинности документа, к которому печать была приложена.

А поскольку все рыцари в то время были ещё и феодалами, печать с изображением его герба стала со временем печатью земель, ему принадлежащих. Так возникли земельные или местные гербы, заимствованные из гербов родовых.

Когда же стали появляться новые города, образовываться новые государства, то необходимость употребления печати заставила соз­дать гербы, в которые вносились символические изображения, ука­зывающие на местные отличия, исторические события и т.п. Кроме того, герб являлся и отличительным признаком, наглядно отличав­шим город от села. Гербом украшали важнейшие городские здания, стены, крепостные ворота, чеканили на деньгах. Герб был призван пробуждать в горожанах чувство привязанности к своему городу, гордость за него и мысли о священности родного города.

Первые документальные упоминания о городском гербе встреча­ются в конце XIII в. Первым документально зафиксированным гер­бом принято считать герб Нюрнберга (см. стр. 23, слева) (79, с. 14). Процесс герботворчества достиг своего расцвета в Западной Европе в XV - XVI вв. В это же время возникает необходимость системати­зировать все законы и правила составления гербов, а также собствен­но сами гербы. Стали составляться первые гербовники.

Городской герб - явление социальное, он сложился в условиях феодального общества. В странах Западной Европы городские гер­бы возникли в связи с особым административно-правовым устрой­ством города, отличавшим его от деревни.

Деления щита: рассечение, пересечение, скошение, четверочастное деление, скошение начетверо

От села город отличали крепостные стены, которые защищали от врагов. Они часто свидетельствовали об опеке феодала, покро­вительствовавшего городу, а также о том, что все свободы и приви­легии, данные жителям города, имеют место только в пределах его укреплений. Не случайно городские стены, башни, ворота изобра­жались на первых печатях многих западноевропейских городов. Другим наглядным признаком, отличающим западноевропейский город, был его герб.

Щит может быть разной формы: треугольной ("варяжский"), круглый ("визан­тийский"), овальной ("итальянский"), в форме ромба ("дамский щит"), может быть прямоугольным, скруглённым внизу ("испанский") или, напротив, внизу иметь заострение ("французский"), сложной формы («немецкий»)... В российской гераль­дике наиболее популярен именно французский щит. Но формы щитов взаимоза­меняемы - герб от этого не меняется, поэтому в описаниях гербов не принято упоминать форму щита.

Щит (его геральдическое поле) может быть разделён на несколько частей с целью размещения на гербе оптимального количества фигур, причём в заданном иерархи­ческом порядке. Основных делений три: вертикальное называется рассечением, горизонтальное - пересечением, а диагональное - скошением. Кстати, деления могут быть образованы не только прямыми линиями, но и ломаными, волнистыми, сложными (крестовидными, пламевидными, облаковидными, листовидными, улитко­образными и проч.). Эти деления могут сочетаться между собой в разнообразном порядке, образуя части щита. И чем выше и правее расположена какая-либо часть по отношению к остальным, тем, как правило, более почётной она является.

Герб занимал постоянное место на городской печати, если город чеканил собственную монету - на монете. Герб смотрел на жителя города со стен ратуши, с крепостных стен и ворот.

Со временем определился и правовой статус герба. В XIII в. в Германии, в городе Магдебурге оформилась первая в Европе сис­тема юридических норм, которую можно было применить в любом другом торгово-ремесленном городе и основным принципом кото­рой являлось самоуправление. Жители городов, получивших маг-дебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, имели существенные налоговые послабле­ния. На основе этого права в городе создавался выборный орган самоуправления - магистрат. Одновременно с магдебургским правом города получали и право на герб. Наличие герба подчёрки­вало высокий экономический и культурный статус города. Герб на городской печати свидетельствовал о его независимости от власти феодала

Форма щита, за редким исключением, не фиксируется в документах и в зависимос­ти от конкретных практических потребностей, а также от эстетических предпочтений художника и заказчика (от моды, наконец) герб может изображаться на щитах любой формы. Лишь небольшая группа щитов (например, в виде ромба) считается связанной исключительно с женскими гербами, но и это ограничение относится только к личной геральдике и не распространяется на земельную или городскую. А вот что не может меняться ни по желанию того же заказчика, ни по прихоти художника - так это цвет.

В геральдике разрешены только пять цветов (финифтей): красный (червлень), голу­бой (лазурь), зелёный (зелень, изумруд), чёрный (диамант, чернь) и пурпур (изобража­ется лиловым, фиолетовым, цветом "запекшейся крови"). На гербах можно увидеть ещё две краски - белую (серый) и жёлтую; однако эти краски передают не геральдичес­кий цвет (финифть), а металлы - серебро (равнозначно белому, может изображаться серым) и золото (жёлтый, любые оттенки золотого и бронзового). Между металлами и финифтями есть принципиальное различие: нельзя накладывать металл на металл, а финифть на финифть, но можно сочетать финифть и металл. (Например, на серебря­ном поле щита нельзя размещать золотую фигуру, а только окрашенную финифтью, и, соответственно, к примеру, на лазурном щите нельзя изобразить красное солнце, а можно только золотое (или серебряное). Очень редко в геральдике употребляют телесный и другие "натуральные" цвета для изображения человеческого тела (обна­жённых участков) и фигур животных.

Геральдические цвета не допускают строгой фиксации оттенков. Конкретные оттенки выбираются художниками или заказчиками и зависят от технических возмож­ностей (например, от полиграфии) и являются делом вкуса.

Каждому цвету придаются конкретные символические значения: золото - знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: вера, справедливость, милосердие; серебро - благородство, откровенность, чистота и правдолюбие; червлень - храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитая в борьбе; лазурь - великоду­шие, честность, верность и безупречность, вера; зелень - надежда, молодость, изоби­лие, свобода и радость; пурпур - благочестие, умеренность, щедрость и превосходство; чернь - осторожность, мудрость, постоянство в испытаниях, трудолюбие, печаль.

Фигуры, которые располагаются на щите, можно разделить на геральдические, образованные в результате разнообразных делений щита, и негеральдические, при­шедшие в геральдику "из жизни". Основные геральдические фигуры показаны на рисунке.

Среди них следует особо выделить одну, которая встретится на страницах этой книги: вольная часть - четырёхугольник, примыкающий к правому (иногда - к левому) верхнему углу щита с воспроизведёнными на нём фигурами губернского или обла­стного герба, в нашем случае - герба Орловской или Черниговской губерний. Это обозначает то, что данный уезд входил в состав той или иной губернии. Вольная часть служит для обозначения региональной принадлежности герба и не является неизмен­ной. Негеральдические фигуры подразделяются на естественные (природные явле­ния, животные, растения), искусственные (созданные руками человека, например, оружие, монеты, строения) и мифические.