Возникновение гербов. Геральдика Брянская область
Нужно отличать, выделять гербы, составляющие предмет нашей гордости, зримый образ славы и наглядное пособие патриотизма. При этом мы должны критически подходить к тем эмблемам, которые составлены некорректно, без соблюдения геральдических норм и правил.
Первые гербы (в современном понимании) появились в Западной Европе у рыцарей, совершавших крестовые походы, в XI—XIII вв. когда. Полностью закованные в железо воины для лучшей военной ориентации частью своего снаряжения сделали изобразительные знаки, говорившие о принадлежности к определённому воинскому формированию либо носившие определённый религиозный смысл. Размещались эти знаки на щитах или сюрко (безрукавка, надевавшаяся поверх доспехов). С окончанием крестовых походов особые отличительные знаки рыцарства не исчезли. Напротив, они стали более красочными, более сложными по смыслу и исполнению.
Эти отличительные рыцарские знаки составлялись по определённым правилам. За соблюдением этих правил - использованию формы, цвета, фигур - наблюдали особые военные должностные лица, прославившиеся своей доблестью и храбростью. В Германии, где после походов в Палестину появились впервые рыцарские турниры, их назвали герольдами (от немецкого heer-alt, т.е. ветеран). Выработанные ими правила послужили основанием науки, которая так и назвается - геральдика.
Рыцарские символические знаки, получившие точные правила своего изображения и употребления, стали неизменными, передавались по наследству, становясь родовыми знаками. Со временем они стали называться гербами (от польского herb, встречающегося во многих славянских: herb, erb, irb, а также германских наречиях) в значении "наследник" или "наследство"(22, с. 2). Так появлялись родовые гербы.
Герб изображался его владельцем не только на оружии, но и на печати, являвшейся в то время несомненным доказательством подлинности документа, к которому печать была приложена.
А поскольку все рыцари в то время были ещё и феодалами, печать с изображением его герба стала со временем печатью земель, ему принадлежащих. Так возникли земельные или местные гербы, заимствованные из гербов родовых.
Когда же стали появляться новые города, образовываться новые государства, то необходимость употребления печати заставила создать гербы, в которые вносились символические изображения, указывающие на местные отличия, исторические события и т.п. Кроме того, герб являлся и отличительным признаком, наглядно отличавшим город от села. Гербом украшали важнейшие городские здания, стены, крепостные ворота, чеканили на деньгах. Герб был призван пробуждать в горожанах чувство привязанности к своему городу, гордость за него и мысли о священности родного города.
Первые документальные упоминания о городском гербе встречаются в конце XIII в. Первым документально зафиксированным гербом принято считать герб Нюрнберга (см. стр. 23, слева) (79, с. 14). Процесс герботворчества достиг своего расцвета в Западной Европе в XV - XVI вв. В это же время возникает необходимость систематизировать все законы и правила составления гербов, а также собственно сами гербы. Стали составляться первые гербовники.
Городской герб - явление социальное, он сложился в условиях феодального общества. В странах Западной Европы городские гербы возникли в связи с особым административно-правовым устройством города, отличавшим его от деревни.
Деления щита: рассечение, пересечение, скошение, четверочастное деление, скошение начетверо
От села город отличали крепостные стены, которые защищали от врагов. Они часто свидетельствовали об опеке феодала, покровительствовавшего городу, а также о том, что все свободы и привилегии, данные жителям города, имеют место только в пределах его укреплений. Не случайно городские стены, башни, ворота изображались на первых печатях многих западноевропейских городов. Другим наглядным признаком, отличающим западноевропейский город, был его герб.
Щит может быть разной формы: треугольной ("варяжский"), круглый ("византийский"), овальной ("итальянский"), в форме ромба ("дамский щит"), может быть прямоугольным, скруглённым внизу ("испанский") или, напротив, внизу иметь заострение ("французский"), сложной формы («немецкий»)... В российской геральдике наиболее популярен именно французский щит. Но формы щитов взаимозаменяемы - герб от этого не меняется, поэтому в описаниях гербов не принято упоминать форму щита.
Щит (его геральдическое поле) может быть разделён на несколько частей с целью размещения на гербе оптимального количества фигур, причём в заданном иерархическом порядке. Основных делений три: вертикальное называется рассечением, горизонтальное - пересечением, а диагональное - скошением. Кстати, деления могут быть образованы не только прямыми линиями, но и ломаными, волнистыми, сложными (крестовидными, пламевидными, облаковидными, листовидными, улиткообразными и проч.). Эти деления могут сочетаться между собой в разнообразном порядке, образуя части щита. И чем выше и правее расположена какая-либо часть по отношению к остальным, тем, как правило, более почётной она является.
Герб занимал постоянное место на городской печати, если город чеканил собственную монету - на монете. Герб смотрел на жителя города со стен ратуши, с крепостных стен и ворот.
Со временем определился и правовой статус герба. В XIII в. в Германии, в городе Магдебурге оформилась первая в Европе система юридических норм, которую можно было применить в любом другом торгово-ремесленном городе и основным принципом которой являлось самоуправление. Жители городов, получивших маг-дебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, имели существенные налоговые послабления. На основе этого права в городе создавался выборный орган самоуправления - магистрат. Одновременно с магдебургским правом города получали и право на герб. Наличие герба подчёркивало высокий экономический и культурный статус города. Герб на городской печати свидетельствовал о его независимости от власти феодала
Форма щита, за редким исключением, не фиксируется в документах и в зависимости от конкретных практических потребностей, а также от эстетических предпочтений художника и заказчика (от моды, наконец) герб может изображаться на щитах любой формы. Лишь небольшая группа щитов (например, в виде ромба) считается связанной исключительно с женскими гербами, но и это ограничение относится только к личной геральдике и не распространяется на земельную или городскую. А вот что не может меняться ни по желанию того же заказчика, ни по прихоти художника - так это цвет.
В геральдике разрешены только пять цветов (финифтей): красный (червлень), голубой (лазурь), зелёный (зелень, изумруд), чёрный (диамант, чернь) и пурпур (изображается лиловым, фиолетовым, цветом "запекшейся крови"). На гербах можно увидеть ещё две краски - белую (серый) и жёлтую; однако эти краски передают не геральдический цвет (финифть), а металлы - серебро (равнозначно белому, может изображаться серым) и золото (жёлтый, любые оттенки золотого и бронзового). Между металлами и финифтями есть принципиальное различие: нельзя накладывать металл на металл, а финифть на финифть, но можно сочетать финифть и металл. (Например, на серебряном поле щита нельзя размещать золотую фигуру, а только окрашенную финифтью, и, соответственно, к примеру, на лазурном щите нельзя изобразить красное солнце, а можно только золотое (или серебряное). Очень редко в геральдике употребляют телесный и другие "натуральные" цвета для изображения человеческого тела (обнажённых участков) и фигур животных.
Геральдические цвета не допускают строгой фиксации оттенков. Конкретные оттенки выбираются художниками или заказчиками и зависят от технических возможностей (например, от полиграфии) и являются делом вкуса.
Каждому цвету придаются конкретные символические значения: золото - знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: вера, справедливость, милосердие; серебро - благородство, откровенность, чистота и правдолюбие; червлень - храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитая в борьбе; лазурь - великодушие, честность, верность и безупречность, вера; зелень - надежда, молодость, изобилие, свобода и радость; пурпур - благочестие, умеренность, щедрость и превосходство; чернь - осторожность, мудрость, постоянство в испытаниях, трудолюбие, печаль.
Фигуры, которые располагаются на щите, можно разделить на геральдические, образованные в результате разнообразных делений щита, и негеральдические, пришедшие в геральдику "из жизни". Основные геральдические фигуры показаны на рисунке.
Среди них следует особо выделить одну, которая встретится на страницах этой книги: вольная часть - четырёхугольник, примыкающий к правому (иногда - к левому) верхнему углу щита с воспроизведёнными на нём фигурами губернского или областного герба, в нашем случае - герба Орловской или Черниговской губерний. Это обозначает то, что данный уезд входил в состав той или иной губернии. Вольная часть служит для обозначения региональной принадлежности герба и не является неизменной. Негеральдические фигуры подразделяются на естественные (природные явления, животные, растения), искусственные (созданные руками человека, например, оружие, монеты, строения) и мифические.