Страницагарнизон

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ БРЯНСКОГО ГАРНИЗОНА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

Церковный парад войска при городском соборе в Брянске 14 мая 1911г., «...в Высокоторжественный день Священного Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Феодоровны»

20 сентября 1882 года на Соборной площади (нынешняя набережная) города Брянска было многолюдно. Горожане встречали 143-й пехотный Дорогобужский полк Русской императорской армии, переведённый в Брянск из Севска на постоянные квартиры. Городские и военные священники отслужили благодарственный молебен, после чего брянский городской голова, потомственный почётный гражданин Иван Иванович Невструев поднёс командиру полка полковнику Андрею Васильевичу Карпинскому Смоленскую икону Божией Матеры, Это было благословением полку от города.

Позже, но, надо полагать, не менее торжествен­но в Брянске встречали 144-й пехотный Каширс­кий полк. Оба расквартированных в городе полка составляли 2-ю бригаду 36-й пехотной дивизии, ко­мандование и штаб которой, вместе с 1-й бригадой, находились в губернском Орле (Брянск тогда был уездным городом Орловской губернии). С этого вре­мени очередной командир (в чине генерал-майора) 2-й бригады 36-й пехотной дивизии был одновре­менно и начальником Брянского гарнизона. Брига­да простояла в Брянске 32 года — до начала Первой мировой войны.

БЛАГОЧЕСТИВОЕ ВОИНСТВО

Преподнесённая городом полку икона вовсе не была дежурным представительским подарком. К пра­вославным святыням в Русской императорской армии относились весьма серьёзно. Обретение каждой по­добной святыни являло собой важный этап в истории воинской части, запись о котором вносилась в пол­ковую историю. Это не случайно. Ценности, которые защищала старая русская армия, выражались в ёмкой формуле: «За Веру, Царя и Отечество». Вера, конечно же, имелась в виду православная.

Стоит ли в таком случае удивляться, встречая в до­кументах, книгах и газетах многочисленные упомина­ния об активном участии чинов Брянского гарнизона в тех или иных событиях православной жизни нашего города на рубеже XIX-XX веков? Так, 2 мая 1888 г. крес­тный ход горожан в честь 600-летия со дня основания Свенского монастыря был продолжен парадом войск. 25 августа 1903 г. чины Брянского гарнизона вместе с горожанами и жителями окрестных сёл встречали привезенную по железной дороге из Киева новую го­родскую святыню — икону и частицу мощей препо­добного Кукши, апостола восточнославянского племе­ни вятичей и первого брянского святого. А 27 августа 1913 г. два взвода солдат и военный оркестр вместе с брянцами прошли крестным ходом от городского со­бора к Спасо-Гробовской церкви, отметив таким обра­зом 800-летие со дня мученической кончины того же святого Иоанна Кукши.

В приказах по Брянскому гарнизону все парады, проводимые в городе — а таких за год было минимум пятнадцать, именуются церковными. Начинались они богослужением и проходили перед городским Пок­ровским собором (на теперешней набережной). Важ­ность каждого церковного парада можно понять по количеству участников. Главными воинскими праз­дниками императорской России были Кавалерский праздник святого Георгия Победоносца 26 ноября старого стиля и Димитриевская родительская суббо­та, «день поминовения усопших воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани живот свой положивших». Все чины Брянского гарнизона в первом случае выхо­дили на церковный парад, во втором — на панихиду в полковых церквах и на гарнизонном кладбище.

Надо сказать, что торжественными богослужения­ми и церковными парадами дело в большие государс­твенные и церковные праздники не ограничивалось. Городские власти занимались в эти дни самой разнооб­разной благотворительностью. Так, когда 14 мая 1896 г. короновался в Москве император Николай Второй, брянские власти праздновали это событие три дня, объявленные выходными. В первый день торжеств, на­полненный богослужениями, в городе специально за­крыли кабаки. Звенели колокола, пелись гимны и мно­голетия, маршировали войска, горела иллюминация, шумели бесплатные народные гуляния. Одновременно в честь праздника городские власти простили ста бед­нейшим брянским домовладельцам долг по городско­му налогу. Дня нищих был устроен обед на 150 человек, арестантов городской тюрьмы в праздники кормили по усиленному меню: фунт (чуть больше четырёхсот граммов) говядины и полфунта круп на человека в день.

Господа офицеры Брянского гарнизона и члены их семей также немало занимались благотворитель­ностью. Супруга начальника Брянского арсенала генерал-майора И.В. Сарандинаки с сентября 1893-го по март 1894-го организовала за свой счёт 119 бесплат­ных обедов в дешёвой народной столовой Брянского местного отделения Красного Креста. В комиссии, уп­равлявшей работой этой столовой, состоял полковник Арсенала Апполинарий Алексеевич Кушлянский. Ко­мандир Каширского полка с 1913 г. полковник Борис Всеволодович Коховский еще в 1900 г. был награждён за крупный благотворительный взнос знаком Крас­ного Креста. Супруга командира 143-го пехотного Дорогобужского полка Евелина Ивановна Дебогорий- Мокриевич немало потрудилась как попечительница Брянской женской гимназии, за что Городская дума в сентябре 1894 г. поднесла ей благодарственный адрес. В приказах по Брянскому гарнизону неоднократно упоминаются различные благотворительные сборы, которые проводились офицерскими женами — в со­провождении, конечно, мужей — по брянским право­славным храмам.

ЭСКОРТ ДЛЯ ЧУДОТВОРНОЙ

Постоянной благочестивой обязанностью военно­служащих в Брянске были встреча и проводы чудот­ворной Свенской иконы Божией Матери. Несколько раз в году икону доставляли из Свенского монастыря в город. Это происходило 28 июля, 10 августа — на­кануне ежегодного крестного хода, «установленного городом в память Отечественной войны 1812 года», а также 5 или 7 октября, в связи с проведением в городе Свенской ярмарки (ярмарка со второй половины XIX века проходила осенью в самом Брянске), наконец, в начале декабря. Происходила встреча каждый раз одинаково: крестный ход доставлял икону в город на­кануне празднования к пяти часам вечера. Однажды, правда, 7 октября 1912 г., её привезли на пароходе к пристани в Горбуновском переулке (вероятно, место спуска современной Пионерской улицы к Десне).

Так или иначе, но с 4 часов вечера икону ждали у местного лазарета (его здание до сих пор стоит в на­чале Красноармейской улицы) по одной роте от До­рогобужского и Каширского полков, построенных в 24 ряда, а также оркестр одного из полков. С 1912 г. к полковым ротам присоединялся взвод от переведённо­го в Брянск 5-го тяжёлого артиллерийского дивизиона. Икону встречали — и сопровождали до набережной, к собору. Оркестр исполнял духовный гимн Российской империи «Коль славен наш Господь в Сионе» компози­тора Дмитрия Степановича Бортнянского. Во время прохождения процессии мимо казарм (район тепе­решнего военкомата и магазина «Русская сантехника» на ул. Калинина) нижним чинам, свободным от наря­дов, предписывалось выстраиваться вдоль выходящих на улицу казарменных стен. Горожанам, судя по всему, подобные вещи нравились. Во всяком случае газета «Брянский вестник» писала 14 августа 1894 г. об очеред­ном крестном ходе с участием Свенской иконы Божией Матери: «Торжественность хода со времени раскварти­рования у нас двух полков усугубляется ещё участием войска, которое при встрече становится шпалерами».

Конечно, военный эскорт сопровождал святыни в знак глубокого к ним уважения. Однако 11 августа 1906 года крестный ход со Свенской иконой Божией Мате­ри пришлось охранять всерьёз — его хотели взорвать террористы-революционеры. И хотя бомба взорвалась у них на квартире в доме на Старособорной улице (ны­нешняя Луначарского) накануне покушения, не было уверенности, что теракт готовит одна группа.

ПОЛКОВЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПОЛКОВЫЕ ХРАМЫ

Русская походная церковь времён Первой мировой войны

Путешествовавший в 1911 г. по частям и соеди­нениям Русской императорской армии немецкий офицер Гейно фон Базедов отмечал: «Русская армия отличается тесной связью военного духа с религиоз­ным чувством. Каждая рота, каждый полк имеет свое­го святого, который празднуется наряду с прочими довольно многочисленными светскими и духовны­ми праздниками. Каждая войсковая часть имеет свою собственную... церковь и полкового священника... Во время войны берут с собой особенную походную цер­ковь». Эти слова в полной мере относятся и к частям Брянского гарнизона.

Полковой праздник дорогобужцев приходился на день Преображения Господня, 6 августа старого стиля, и достался им в наследство от Охотского мушкетёрс­кого полка, из кадров которого Дорогобужский полк и был сформирован в 1863 г. Каширцы свой полковой праздник отмечали 30 августа старого стиля, в Алек­сандров день.

Что же касается полковых церквей, то под них на­чальство Орловской епархии отвело старейшие брян­ские храмы. Церковь Дорогобужского полка в. память Преображения Господня была размещена с 1888 г. во Введенской церкви, располагавшейся в известном с 1595 года Христо-Рождественском приходе Брянска. 8 сентября 1823 г. в главной церкви Христо-Рождественского прихода слушал Божественную литургию государь император Александр I Павлович, победитель Наполео­на. Теперь на месте храмов этого прихода — пустырь с заброшенными общественными туалетами, располо­женными ниже торгового центра «Дубрава». Рождест­венская гора переименована в бульвар Гагарина.

Введенская церковь Христо-Рождественского при­хода была построена в 1767 году «иждивением трубчевского помещика Подлинева». Храм вмещал до пяти­сот человек молящихся, однако считался очень ветхим и требующим ежегодного ремонта.

Передача Дорогобужскому полку пошла Введен­скому храму на пользу, и 31 июля 1894 г. «Брянский вестник» писал: «Приятным долгом считаем здесь от­метить, что церковь сего полка, отведённая при Христорождественской, заботами командира содержится в образцовом порядке, недавно вся она реставрирована и украшена прекрасным паникадилом, дар и усердие к дому Божию братьев Чулковых».

Дом Чулковых на Рождественской горе стоял пря­мо напротив храма. Теперь этот, один из старейших в городе, дом в развалинах и готовится к сносу. Один из братьев Чулковых, надворный (позже коллежс­кий) советник, доктор медицины Василий Дмитрие­вич, был к 1897 г. старшим врачом 143-го пехотного Дорогобужского полка, а в 1898-1905 гг. — старшим врачом Брянского местного лазарета. Кроме того, он «на общественных началах» много лет состоял докто­ром Брянского вольного пожарного общества. Брат Василия Дмитриевича, капитан Николай Дмитриевич Чулков с 1898 г. командовал 13-й ротой Дорогобужс­кого полка. Возможно, Николай Дмитриевич — это тот подпоручик Дорогобужского полка Чулков, который во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. во гла­ве отряда из десяти казаков предотвратил попытку вы­садить турецкий десант в районе Свистонского леса в устье Дуная 16 августа 1877 г.

Хозяйством и внешним порядком в церквах воен­ного ведомства императорской России управляли так называемые ктиторы. В отличие от обычных церков­ных старост, которых в приходских церквах избирают прихожане, ктиторов назначало военное начальство. Этому начальству ктиторы и причт были подотчётны, поскольку полковая церковь содержалась на средс­тва полка. В 1894 г. ктитором церкви Дорогобужского полка был поручик Павел Андреевич Плужников. Па­вел Андреевич, помимо основной службы, прекрасно справлялся со своим непростым поручением. И в кон­це 1894 г. «Брянский вестник» сообщил.- «Вследствие представления отца благочинного орловской ду­ховной консистории что храм Христорождественского прихода города Брянска, в котором совершается богослужение чинам 143-го Дорогобужского полка, приведён в самый благоустроенный и благолепный вид, протопресвитер военного и морского духовенс­тва, по доведении о сем до сведения его высокобла- гословения — за таковое усердие к святому храму объявил искреннюю благодарность ктитору сказан­ной церкви поручику Плужникову». Позже капитан

Плужников командовал 16-й ротой Дорогобужского полка, участвовал в 1905 г. в походе против японцев. Вышел в отставку в чине подполковника. Имел в Брян­ске на улице Успенской (теперь Урицкого) собствен­ный дом. К 1913-1915 гг. Павел Андреевич Плужников — гласный от 1-го избирательного Брянского собра­ния, член городской управы, земский агент по стра­хованию строений от огня, член общества взаимного кредита и т. д. Что касается личного благочестия, то Плужников вошёл в историю как свидетель исцеления святым праведным Иоанном Кронштадтским сына за­пасного рядового Дорогобужского полка Самуила Се­ребряного, между прочим, иудея по вероисповеданию.

История размещения в Брянске церкви Каширско­го полка немного сложней. Эта церковь в честь свято­го благоверного великого князя Александра Невского первоначально была помещена в существующий по­ныне брянский Воскресенский храм, который при­шлось делить с епархиальным клиром и городскими прихожанами. К маю 1893 г. совместное использо­вание храма привело к разногласиям относительно порядка «продажи церковных свеч и производства приходных сборов ктиторами обеих церквей епархи­альной и полковой, при каждом богослужении обоих священников». Священник Каширского полка Михаил Ключарев обращался по этому поводу к протопресви­теру армии и флота, который сложившийся в Воскре­сенском храме порядок приходских сборов признал «вполне правильным и для обеих сторон безобидным».

Но как бы протопресвитер не судил, каширцы со­здали «комиссию по устройству полковой церкви». И 10 ноября 1896 г. благочинный 1-го участка Брянского уезда священник Владимир Попов сообщил отцу Ва­силию Турбину, священнику Каширского полка, «что со стороны Орловского епархиального начальства не встречается препятствий к помещению полковой церкви 144-го пехотного Каширского полка в Покров­ской города Брянска церкви на предъявленных полко­вым начальством условиях». Таким образом, в распо­ряжении каширцев оказался старейший храм Брянска, прежняя городская соборная церковь.

Надо сказать, что военные не впервые проявляли интерес к Покровскому храму. Придел, или, как сказано в церковной летописи брянского Покровского собо­ра, «собственно не придел, а алтарь посреди церкви» в честь Покрова и Умиления Пресвятой Богородицы, был построен генерал-майором (с 1881 г. генерал-лейте- нант) Сергеем Ивановичем Шпаковским (1821-1887), который в 1870-1877 гг. возглавлял Брянский арсенал.

Спустя чуть более полугода после передачи Пок­ровского храма Каширскому полку, 30 июня 1897 г., благочинный Владимир Иванович Попов (дядя пи­сателя Михаила Булгакова. — Прим. авт.) передал от имени преосвященнейшего Митрофана, епископа Ор­ловского и Севского, полковому священнику Василию Ивановичу Турбину (тоже родственник Михаила Бул­гакова — Прим. авт.) «благодарность за труды и забо­ты по ремонту брянской Покровской церкви».

Надо полагать, немало помог отцу Василию Тур­бину утверждённый ещё 21 февраля 1895 г. ктитором полковой церкви сорокачетырёхлетний подполков­ник Владимир Львович Собуцкий, командир 4-го ба­тальона Каширцев, ветеран Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., награждённый к 1896 г. всеми положен­ными по чину орденами вплоть до ордена св. Анны 2-й степени. До перевода в Брянск полковник Собуцкий почти 5 лет заведовал хозяйством батальона и полка в соседнем Орле. Позже он получил за отличие чин пол­ковника и стал командиром 3-го пехотного сибирско­го резервного Нерчинского полка.

 

Юрий СОЛОВЬЁВ.

При подготовке статьи были использованы материалы семейного архива Разумовых-Высоцких, фотографии из коллекций Георгия Шмерина, Геннадия Клюкина и самого автора.

Праздничный молебен в Русской императорской армии накануне Первой мировой войны
 
Здание казармы 143-го пехотного Дорогобужского полка на Московской улице (ныне ул. Калинина, 77). Конец XIX века
 
Баженовские казармы на Завальской улице (ныне ул. Октябрьская, 36). Закончены постройкой в 1898 г. В этих казармах до июля 1914 г. квартировал 144-й пехотный Каширский полк

 

Встреча с участием войск чудотворной иконы Божией Матери в русском городе конца XIX века.

Храмы брянского Христо-Рождественского прихода в начале XX века. Тот, что побольше — Введенский храм, занятый в 1888 г. под церковь Дорогобужского полка. Поменьше — храм в честь Рождества Христова. Вид на Рождественскую гору (ныне бульвар Гагарина) из-за Десны
 

Дом церковных благотворителей Чулковых. Рождественская гора, напротив Христо-Рождественской и Введенской церквей. Современный адрес: бульвар Гагарина, 8. Фото 1977 г.

Так выглядел в начале XX века брянский Воскресенский храм, в котором до 1895 г. размещалась церковь Каширского полка
 
Старейший в Брянске храм Покрова Пресвятой Богородицы, старый городской собор. С 1896 г. — церковь 144-го пехотного Каширского полка. Фото 1920-х
 
Брянское братское гарнизонное кладбище на плане города, выполненном в 1906 г. ГАБ0