СтраницаГабо Наум

Габо Наум Брянщина

По сложившимся сведениям, родился в Брянске на ул. Успенской, где учился в школе. В 1910 г. Наум уехал за границу, и в 1914 г. окончил медицинский факультет Мюнхенского университета. Во время учебы он увлекся пропагандой нового видения художественных произведений как системы абстракций. Во время войны он не мог вернуться в Россию, и только после гражданской войны вместе с братом организовал выставку в Москве, но в годы послевоенной разрухи их идеи в СССР не нашли применения, хотя сторонники появились. Он уехал за границу. Идеи Габо получили признание в Норвегии, Франции, Швеции, Германии. В Англии у него сложилась группа поклонников, которая провозгласила его «ведущим скульптором эпохи». В странствиях Певзнеру помогала его медицинская частная практика. В 1953 г. Габо стал гражданином США. В Уотербери, что недалеко от Нью-Йорка, он открыл мастерскую, которая стала своеобразным центром конструктивизма. В 1957 г. по его проекту в Роттердаме был построен универмаг. Член Королевской академии искусств в Стокгольме (1966), почетный доктор Королевского колледжа искусств в Лондоне (1967), член Американской Академии наук и искусств (1969).

Наум Габо (Наум Борисович Певзнер)  - русский скульптор-авангардист, художник, архитектор, теоретик искусства

Наум Борисович родился 5 августа 1890 г. в г. Брянске. В возрасте 15-ти  лет переехал в г. Томск.

В 1904 г. он был исключен из брянской школы за не слишком любезные стихи в адрес директора, в 1907 г. ненадолго арестовывался за участие в распространении нелегальной литературы среди рабочих и крестьян. Тогда же начались его первые опыты в живописи.

С 1910 г. Наум Певзнер учился в Мюнхене, сначала на медицинском факультете университета, затем в политехническом институте. Не забывал и о живописи — посещал лекции по истории искусств, путешествовал по Италии, где главной его целью были местные музеи. Чтобы отличить себя от брата Антуана, тоже художника, он взял псевдоним Габо.

С 1917 по 1922 г. он жил в Москве, где работал в Отделе изобразительных искусств при Наркомпросе: готовил различные художественные проекты, выпускал журнал. Как и все авангардное искусство, произведения Габо во многом неожиданны — он представлял публике своеобразные конструкции из геометрических фигур. Понять суть его творческого метода помогает «Реалистический манифест», написанный в 1920 г. В нем художник смело и во многом провидчески сформулировал идеи художественного творчества XX в.

В 1922 г. Н. Габо выехал за границу для организации отдела абстрактного искусства на Русской выставке в Германии. К тому времени он уже получил известность, одна за другой устраивались его персональные выставки. Н. Габо жил в Германии, Франции, Англии, а в 1946 г. перебрался в Соединенные Штаты. В СССР он приезжал еще только раз — в 1962 г. Наум Габо был лауреатом многочисленных премий в области искусства, членом Королевской академии искусств в Стокгольме, почетным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне, одним из 50-ти почетных членов Американской академии литературы и искусств. Среди его работ — картины, рисунки, скульптуры, архитектурные сооружения.

Умер Наум Габо 23 августа 1977 г. в результате продолжительной болезни в больнице Уотебери, штат Коннектикут.

 

17 августа (5 августа по старому стилю) 1890 г. в еврейской семье Певзнеров в Брянске родился будущий художник и скульптор-авангардист Наум (Неемия) Габо, который взял этот псевдоним в 1915 г. В семье было четверо детей, старший Натан, также стал художником. Как позднее писал сам художник, его отец «основал на левой стороне Десны на Привокзальной слободе города Брянска особого рода металлургический завод антифрикционных сплавов, снабжавших железные дороги по всей России – баббитом». Жизненный уклад в семье Певзнеров нельзя было назвать чисто еврейским, скорее даже либеральным. «Мой отец, писал Н. Габо в своих «Воспоминаниях», - был неверующий иудей. Он не верил в Талмуд, он верил только в Бога. И говорил со мной только о Боге, едином Боге для всех религий». За детьми ухаживала русская няня Прасковья, а в детской в красном углу висели иконы. Габо приобщился к сакральному искусству иконописи и с самых ранних лет (вероятно, с родителями) ездил в Белобережскую пустынь. Некоторые из членов семьи Певзнеров были крещены в православии.

Старший брат Натан, будучи студентом Киевского художественного училища, приобщил Наума к творчеству, в доме Певзнеров не утихали споры об искусстве. Студенты, приезжавшие вместе с братом в Брянск на время каникул, брали Наума с собой на этюды. Позднее Габо напишет, что огромное влияние на него оказала живопись Михаила Врубеля.

Как позднее писал сам художник, его отец «основал на левой стороне Десны на Привокзальной слободе города Брянска особого рода металлургический завод антифрикционных сплавов, снабжавших железные дороги по всей России – баббитом». Жизненный уклад в семье Певзнеров нельзя было назвать чисто еврейским, скорее даже либеральным. «Мой отец, писал Н. Габо в своих «Воспоминаниях», - был неверующий иудей. Он не верил в Талмуд, он верил только в Бога. И говорил со мной только о Боге, едином Боге для всех религий». За детьми ухаживала русская няня Прасковья, а в детской в красном углу висели иконы. Габо приобщился к сакральному искусству иконописи и с самых ранних лет (вероятно, с родителями) ездил в Белобережскую пустынь. Некоторые из членов семьи Певзнеров были крещены в православии.

Старший брат Натан, будучи студентом Киевского художественного училища, приобщил Наума к творчеству, в доме Певзнеров не утихали споры об искусстве. Студенты, приезжавшие вместе с братом в Брянск на время каникул, брали Наума с собой на этюды. Позднее Габо напишет, что огромное влияние на него оказала живопись Михаила Врубеля.

Наум учился в одной из брянских школ вплоть до 1904 года, пока его не исключили за откровенно дерзкое стихотворение, которое он тогда написал. Старший брат Марк забрал его в Томск с целью поступления в гимназию или реальное училище. События революции 1905 г. застали его в Томске, очевидцем одного из митингов против черносотенцев стал будущий художник. В Сибири Наум провёл недолго, его отправили домой в Брянск и вся семья плотно занялась его поступлением в курскую мужскую гимназию. Проучившись там менее четырех лет, в 1909 г. он не смог сдать экзамен.

Приведём цитату из воспоминаний об этом эпизоде жизни (хочется верить, что когда-нибудь они будут доступны в полном объёме для исследователей):

«В то время я ушёл из Курска, минуя дом родителей в Брянске в Белые Берега, в тот монастырь, где я и до того часто бывал летом. Этот поступок заставил меня оставить Курск и я вынужден был через год дерзать экзамен на аттестат зрелости – экстерном. <…> На вопрос директора [гимназии]: «Куда же вы собираетесь продолжить свое образование?!», я, не долго думая, вовсе не думая, так неожидан был его вопрос, ответил: «Я хочу поступить в Академию художеств на архитектурный факультет». Впереди будет огромный путь – от уроков у частных художников Мюнхене, жизни в Норвегии, возвращение в революционную Россию, Габо будет в эти редкие дни посещать Брянск и видеться с родственниками, будет и известный «Реалистический манифест», где он вместе с соратниками заложил концепцию (она отчасти и подтвердилась по прошествии времени) развития искусства на протяжении XX века, и, наконец, эмиграция в США, где он проживёт без малого 30 лет.

Именно во время жизни и работы в Соединённых штатов к нему пришла всемирная известность, как к одному из основоположников кинетического искусства в мире. Творения Наума Габо, будь то скульптура, работы в области промышленного дизайна, привлекают внимание не только искусствоведов мирового уровня, но и почитателей модернизма и развития урбанистического направления в искусстве.

Умер Наум Габо 23 августа 1977 г. в результате продолжительной болезни в больнице Уотебери, штат Коннектикут.