Страницагабо

Международный фести­валь современного искусства им. Н. Рославца и Н. Габо. Брянск.

25 февраля в рояльном зале Брянского художествен­ного музея состоялось откры­тие Международного фести­валя современного искусства им. Н. Рославца и Н. Габо. Он продлится до конца апреля.

Нынешний фестиваль стал визитной карточкой современ­ного Брянска. Он проходит при поддержке Министерства куль­туры РФ под эгидой областно­го департамента культуры и Брянского отделения Союза композиторов России.

Отдельную благодарность участники пресс-конференции выразили экс-губернатору Брянской области Александру Семерневу, который стал спон­сором областного детского конкурса исполнителей современ­ной музыки.

По словам Натальи Сомовой, стоявшей у истоков фестиваля, подобным детским конкурсом не может похвастаться ни один российский город.

В таких фестивальных кон­курсах когда-то с успехом уча­ствовала юная Алина Подзо-рова — вундеркинд детской школы искусств №4 отделе­ния импровизационной музы­ки. Пройдя школу компози­ции у Марка Белодубровского, она уже в 17 лет участвовала в Международном фестивале «Роза ветров» в Испании, по­бедила в Общероссийском кон­курсе «Молодые дарования» и во Всероссийской олимпиаде в номинации «Композиция». А став студенткой Московской консерватории имени Чай­ковского, Алина завоевала 1 премию на Международном конкурсе композиторов им. Мясяковского. Среди ее учи­телей и наставников сегодня известные европейские ком­позиторы Франции, Канады, Италии, Нидерландов. Самая свежая победа 26-летней Али­ны Подзоровой — во Всерос­сийском конкурсе композито­ров на радио «Орфей».

На открытии фестиваля со­временного искусства рядом с произведениями Н. Рославца и . Д. Шостаковича, А. Лурье и Л. Половинкина звучали и сочи­нения брянских композиторов — М. Белодубровского и его уче­ницы А. Подзоровой. Впрочем, сегодня они уже в ранге сто­личных авторов.

Концерт Московского ан­самбля современной музыки (МАСМ) назывался «Брянские премьеры» и поразил высочай­шим уровнем музыкантов, ког­да каждый — солист, умеющий раствориться в ансамблевом созвучии.

Клуб «Аподеон». Брянск.

В Брянске открылся юбилейный XXX Международный фестиваль современного искусства им. Николая Рославца и Наума Габо

Прологом к фестивалю стал любимый и популярный у специалистов традиционный детско-юношеский конкурс исполнителей современной музыки, в котором приняли участие десятки талантливых юных музыкантов-воспитанников детских школ искусств Брянщины. Важно отметить, что аналогов такого конкурса в других регионах страны нет, а на Брянской земле давно и успешно сформированы условия для раннего приобщения подрастающего поколения музыкантов и художников к современным тенденциям искусства.

Наиболее интересные творческие результаты как обычно показали музыканты в номинации «Студенты колледжа». Оргкомитет фестиваля отобрал к торжественному открытию фестиваля наиболее самобытные яркие выступления воспитанников колледжа.

Первый концерт XXX фестиваля состоялся на сцене Брянского областного колледжа искусств, на базе которого в восьмидесятые годы был создан дискуссионный клуб «Аподион», ставший главной региональной платформой для продвижения идей современного искусства и давший толчок к рождению и развитию музыкального фестивального движения в области современного искусства. У истоков клуба стоял замечательный композитор, педагог, виртуозный скрипач, общественный деятель Марк Ефимович Белодубровский.

Первый фестивальный концерт стал панорамным представлением о путях развития музыкального искусства стран Европы и США в 20 веке, эту пеструю, многокрасочную и противоречивую картину представили студенты музыкального отделения и выпускники колледжа разных лет. Блестящим дополнением к концертной программе стал изящный вернисаж студентов отделения изобразительного искусства колледжа.

В эти же дни в Клинцовской детской школе искусств им. Евгения Беляева завершилось прослушивание участников детского конкурса исполнителей современной музыки к заключительному концерту.

Дирекция школы приняла решение показать этот концерт в Детской школе искусств п. Сураж, где родился великий экспериментатор и авангардист Николай Рославец.

Ярким фестивальным событием стало открытие в Брянском художественном музее выставки работ Роя Лихтенштейна и Энди Уорхола (из частных коллекций). В день презентации выставки специалисты музея развернули широкую интересную панорамную программу, которая позволила воссоздать атмосферу художественной жизни США в 60-е года 20 века.

Мартовская сессия фестиваля современного искусства приготовила для всех любителей современного искусства встречу с работами Анри Матисса (из частных коллекций) заседание дискуссионного клуба в формате «Аподеона», сольный концерт пианистки Елены Абрамовны Козловской, которая известна своей страстной приверженностью идеям современной музыки.

Впереди нас ожидает концерт Московского ансамбля современной музыки с программой, посвященной композиторам нововенской школы и моноспектакль по опере Франсиса Пуленка «Человеческий голос» с участием блестящей вокалистки Дарьи Кудрицкой (г. Москва).

Программа XXX Международного фестиваля современного искусства им. Николая Рославца и Наума Габо набирает темп.

Программа фестиваля дарит новые открытия и эмоции. Юные музыканты и художники из Клинцов проявляют большой интерес к современному искусству и принимают активное участие в городских, зональных, областных конкурсах, также большой интерес проявляют к современному искусству.

20 марта учащиеся фортепианного отдела МБУДО «ДШИ им. Евгения Беляева» побывают на родине композитора Николая Рославца в городе Сураже. Победители городского, зонального, областного конкурса «Современная музыка» выступят с гала — концертом перед учащимися Детской школы искусств им. Александра Ковалевского города Суража. В программе прозвучат произведения Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Анатолия Мынова, Вила-Лобоса, Леонида Десятникова, Яна Сибелиуса, Валерия Калистратова, Сергея Слонимского, Юлиана Скрябина.

А в городе Клинцы фестиваль современного искусства пройдет 13 апреля в выставочном зале Детской школы искусств, где откроется выставка работ учащихся художественного отделения, а учащиеся музыкального отделения представят концерт из произведений современных композиторов XX нач. XI вв. Зрители услышат рассказ о творчестве художника Наума Габо и композитора Николая Рославца.

********************

Аподион.

В Брянске благодаря стараниям журналистки Татьяны Ривкинд возрождается традиция «вечеров в стиле «Аподион».

 Это ведь был великий городской клуб искусств, основанный Марком Ефимовичем Белодубровским.В конце 70-х-80-х годах прошлого века культурную жизнь Брянска невозможно было представить без этого клуба. Даже не так — почти вся культурная жизнь города именно в этом клубе и бурлила, сосредотачивалась и существовала.

Более того, благодаря немного снобистскому (но простим уж) Путешествию в Брянск Ольги Седаковой клуб «Аподион» был запечатлен и в русской литературе.

И это произведение реально мощно повлияло на многих взрослеющих интеллектуалов того времени: вот Александр Морозов, например, его текст 2010 года. Но он и сейчас, в 2019, упоминает в фейсбуке произведение Седаковой, как одно из самых сильных своих литературных впечатлений того времени.

Я раньше уже тоже немного писал об этом ЯВЛЕНИИ в культурной жизни города Б. и не только.

И вот сижу в областной библиотеке на заседании клуба «Аподион» в 2019 году.

Заседание посвящено 125-летию со дня рождения Л.Добычина.

Прекрасные выступления. Замечательная музыка.

Галина Карташова оригинально миксует предложения Хармса и Добычина и предлагает угадать, где кто и это сложно.

Евгения Ильченко с упоением рассказывает о добычинских местах в нашем городе.

А я сижу на заднем ряду и думаю о «Путешествии в Брянск». О том, что дважды в одну реку войти нельзя. О том, что в рюкзаке книжка Шервуда Андерсона. И о том еще, что я, наверное, немного нелепо живу.

 Андрей Кукатов

На фото — организатор вечера Татьяна Ривкинд