Страницаформула

ФОРМУЛА ОТЪЕМА СРЕДСТВ? (новая пенсионная фор­мула). Брянск.

В конце прошлой недели в селекторном зале област­ного управления Пенсионного фонда России состоялась ви­деоконференция для журна­листов ведущих федеральных и региональных СМИ. Темой ее стала широко обсуждаемая сейчас новая пенсионная фор­мула и совершенствование си­стемы формирования пенсион­ных накоплений.

Министр труда и социальной защиты РФ М. Топилин, его за­меститель А. Пудов, первый за­меститель председателя правле­ния ПФР А. Куртин и другие высокопоставленные чиновни­ки, говоря об основных поло­жениях пенсионной реформы, прежде всего подчеркивали, что грядущие перемены никоем об­разом не ухудшат ситуацию для тех, кто уже получает пенсию, а будущим пенсионерам позво­лит увеличить размер пенсии в зависимости от вклада, где основными показателями яв­ляются размер заработной пла­ты, полнота уплачиваемых ра­ботодателем страховых взносов и трудовой стаж.

Новая система должна зарабо­тать с 1 января 2015 года, а пока идет активное обсуждение за­конопроекта на разных уров­нях. В ближайшее время в Гос­думе начнется его рассмотрение в первом чтении с последующей процедурой поправок. Что же сулит грядущая реформа и чем она вызвана, зачем потребова­лось менять правила, принятые чуть более 10 лет назад? Идео­логи проекта объясняют это тем, что сегодня размер трудовой пен­сии по старости в первую оче­редь зависит от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в си­стему обязательного пенсионно­го страхования. Сейчас трудовой стаж практически не имеет вли­яния на размер пенсии. В итоге получается уравниловка: тот, кто проработал всю жизнь и у кого стаж всего 5 лет, имеют при­мерно одинаковую пенсию. Не­справедливо. Теперь вместо 5 лет предлагается минимальный тру­довой стаж 15 лет. Вводиться эта норма будет постепенно. В 2015 году — 6 лет, ежегодно будет уве­личиваться на один год и к 2024 году составит 15 лет. Кстати, в большинстве стран этот порог превышает 20 лет.

Как заметил министр труда, среди нынешних российских пенсионеров не велик процент имеющих минимальный трудо­вой стаж, и, по предваритель­ным прогнозам, число граждан, у которых к названному 2024 году не будет 15-летнего ми­нимума, также будет невелико. У них будет право на социаль­ную пенсию, но только после 60 лет (женщины) и 65 (мужчи­ны). При этом в целом пенси­онный возраст не повышается, остается, как и прежде, 55 и 60 лет соответственно. Но в новой формуле заложены стимулы для более позднего выхода на пен­сию. За каждый год (но не более 10 лет) она будет увеличиваться на соответствующие премиаль­ные коэффициенты. Например, через три года фиксированная выплата (аналог базовой ча­сти) вырастет на 19 процентов, а страховая пенсия — на 24. Че­рез пять лет — на 36 процен­тов и 45 соответственно. Через 10 лет фиксированная выплата увеличится в два раза, а стра­ховая — в 2,32 раза. Привычное уже понятие «базовая часть пен­сии» заменяется фиксированной выплатой, которая формирует­ся также из страховых взносов, перечисляемых работодателем в систему обязательного пенси­онного страхования.

Впервые вводится годовой пенсионный коэффициент при расчете страховой пенсии. Им оценивается каждый год трудо­вой деятельности. Рассчитывает­ся он по специальной формуле, где учитывается сумма уплачен­ных работодателем страховых взносов, выбранный граждани­ном тариф и другие тонкости. Чем выше зарплата, тем выше и значение этого коэффициента. При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пен­сионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за социально значимые периоды, такие как срочная служба в ар­мии, уход за детьми до 1,5 лет, ребенком-инвалидом, гражда­нином старше 80 лет, периоды получения пособия по безрабо­тице, содержания под стражей лиц, необоснованно привлечен­ных к уголовной ответствен­ности, репрессивных и впо­следствии реабилитированных, и другие периоды. Далее полу­ченная сумма этих коэффици­ентов умножается на коэффи­циент за отложенную пенсию и стоимость годового пенсион­ного коэффициента, которая ежегодно устанавливается Пра­вительством РФ в соответствии с федеральным законом. К полу­ченному значению прибавляется фиксированная выплата, увели­ченная на размер премиально­го коэффициента за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после достиже­ния пенсионного возраста или возникновения права на пенсию досрочно. При равной зарплате он всегда будет выше у того, кто отказался от формирования пен­сионных накоплений.

Новый порядок коснется в первую очередь тех, кому пред­стоит выйти на пенсию в 2015 году и далее, но это не значит, что нынешних пенсионеров он никоим образом не заденет. Пенсию по новой формуле пе­ресчитывают всем, но размер получаемой, как утверждают разработчики формулы, не сни­зится. О повышении при этом не говорят. Много дебатов ве­лось вокруг работающих пенси­онеров. Платить ли им пенсию в полном объеме? Производить ли ежегодный перерасчет, уве­личивающий ее размер за счет перечисленных работодателем страховых взносов? На первый вопрос разработчики в итоге ответили однозначно: пенсию выплачивать в полном объеме. А вот с перерасчетом все весьма туманно. Звучали предложения делать его один раз в 5 лет. Сни­зить его процент. И участники пресс-конференции не ответили на него четко. Как они сказали, «страховые взносы, уплаченные после назначения пенсии, пой­дут на выплаты пенсий тем, кто отложил выход на пенсию, и тем, кто действительно реально утра­тил заработок. В солидарной си­стеме это естественно». Други­ми словами, перерасчета пенсии ждать не стоит. Более чем из 13 миллионов работающих пенси­онеров немалую часть составля­ют так называемые бюджетники. Для них грошовая пенсия к та­кой же грошовой зарплате — возможность выжить, а ежегод­ный перерасчет позволяет хоть немного, но поднять размер пенсии. По проекту нового за­кона они этого лишатся. Скла­дывается впечатление, что новая формула задумана для отъема средств у нынешних пенсио­неров. Фокус с работающими очевиден. При перерасчете всех пенсий по-новому, когда трудо­вому стажу отводится одно из приоритетных мест в этой фор­муле, логично ожидать, что те, у кого он велик, должны полу­чать больше. Но об этом ни сло­ва, только успокаивают, что се­годняшние пенсионеры меньше, чем имеют, не получат.

Слава богу, сохраняется ин­дексация два раза в год (фев­раль и апрель) в зависимости от уровня инфляции. В 2014 году — 8,1 процента, в 2015-м — 7,1, в 2016-м — 6,6 процента. Неужели инфляция пойдет на спад? Или за этим понижением стоят иные тенденции?

О дефиците пенсионных средств разговоры идут давно, и сегодняшняя реформа возник­ла, думается, в том числе и по этой причине. Хочется надеять­ся, что при рассмотрении в Фе­деральном Собрании РФ в нее внесут поправки в пользу людей.