Страницаформирование

    Соглашение  (профсоюзы, работодатели и правительство РФ на 2014-2016 годы)

В конце прошлого года в стране про­изошло событие, которое, по словам премьера Медведева,непосред­ственно коснется 72 млн человек. После долгих и бурных дискуссий было подписано новое Генеральное соглашение между общероссийски­ми объединениями профсоюзов, работодателей и правительством РФ на 2014-2016 годы. О том, какое будущее ждет социально-трудовые отношения в стране и какие важные вопросы удалось решить профсою­зам в ушедшем году, рассказал пред­седатель Федерации независимых профсоюзов России.

АЛЕКСЕЙ ПОЗДНЯКОВ

Документ дался нелегко. Его подпи­санию предшествовали большая работа и жаркие споры. Разногла­сий было немало. Одно из них за­ключалось в том, что работодате­ли хотели соединить два майских указа президента Владимира Путина - о росте производительности труда и о росте ре­альной заработной платы - в один пункт, жестко связав одно с другим. Профсоюзы выступали категорически против этого.

О генсоглашении

- В отличие от утверждения некоторых экономистов, мы убеждены: прямой за­висимости роста зарплаты от роста про­изводительности труда нет! Зарплата прежде всего определяется стоимостью жизни, а производительность труда - тех­нологическими возможностями предпри­ятия. Понятно, что на технологиях конца XIX века и производительность будет как в XIX веке, а если нужна производитель­ность XXI века, то необходимы современ­ные технологии. Поэтому повышать про­изводительность - задача собственников производства, но привязывать ее жестко к зарплате работников, как предложили наши партнеры, неправильно.

Вообще цена труда на рынке сегодня лько несбалансирована, что создает проблемы во всех секторах экономики. Это основная причина всех кризисных явлений в нашей экономике, из-за нее невозможно сбалансировать и пенсион­ную систему.

Проблема в том, что труд в нашей стра­не давно оценивается по цене ниже «се­бестоимости». Но если на любом рынке товар будет продаваться ниже себесто­имости, то предложение этого товара сократится, его качество существенно ухудшится.

Опубликованный в сентябре прошло­го года очередной доклад Секретариата Конференции ООН по торговле и разви­тию однозначно фиксирует: «Для реали­зации потенциала внутреннего спроса нужно принимать меры к увеличению покупательной способности населения, для чего требуется пересмотр взглядов на роль заработной платы в стратегиях развития». Авторы доклада напоминают: в ориентированных на экспорт страте­гиях заработная плата рассматривается лишь как компонент издержек производ­ства. Но в стратегиях, делающих ставку на внутренний спрос, она должна рас­сматриваться прежде всего как фактор роста экономики, как основной источник доходов населения. Именно от доходов людей зависят их расходы, являющиеся важнейшим компонентом внутреннего спроса, одной из базовых составляющих инвестиций в экономику.

Между тем, по итогам последнего об­следования Росстата, существенно пози­тивных сдвигов в системе оплаты труда у нас не произошло. По-прежнему поло­вину совокупного фонда оплаты труда за­бирают 20% работников, оплачиваемых высоко и очень высоко. В основном это топ-менеджмент и финансовый сектор.

Похожий дисбаланс прослеживает­ся и в пенсионной реформе. Да, на 90% новый законопроект согласован, но 10% решений, принятых без учета мнения профстороны, содержат фундаменталь­ные риски. Профсоюзы уверены, что нельзя решить проблему пенсионного обеспечения без нормальной цены труда. Ведь что такое пенсия? Это отложенная зарплата, а об этом все забывают.

Возникло разногласие по отставани размера МРОТ от величины прожито ного минимума. Половина работник» получают заработную плату ниже мин мального потребительского бюджет Напомню, что это нижняя планка пр> стого воспроизводства низкоквалифиц: рованной рабочей силы. Но после тог как был узаконен региональный МРО Министерство финансов стало считат что федеральный - это какая-то эфеме] ная величина. Это не так! Мы долго вел борьбу за региональные МРОТ, чтоб регионы, в которых стоимость жизни г< раздо выше, могли устанавливать сво минимальные размеры оплаты труда. Н при этом в стране должен быть и общи МРОТ - как минимальная гарантия дл любого регионального МРОТ. И он долже составлять 100% прожиточного минимз ма, а не 66-67%. Мы добивались, чтоб] эти величины наконец сравнялись.

Да, некоторые положения деклара тивны, но по-другому нельзя, поскольку взгляд на решение ряда вопросов у сторо! остается разным, некоторые противоре чия остались. Но все это исходит из глав ного противоречия капитализма - межд; трудом и капиталом. Капитал хочет мак симальную прибыль, а труд хочет макси мальную цену за свою работу.

Но мы продолжаем вести переговорь: и договариваться с нашими социальны­ми партнерами, теперь уже в рамках дей­ствующего соглашения. Документ в итоге получился сбалансированным, и само его подписание - большой шаг вперед в даль­нейшем развитии социально-трудовых отношений в стране.

О профстандартах

- По решению правительства до конца 2015 года должны быть разработаны профстандарты для 800 профессий. Для чего они нужны? Чтобы претендовать на ту или иную должность и зарплату, специали­сту необходимо иметь соответствующие знания и навыки. То есть уровень его под­готовки должен отвечать определенным стандартам, которые будут установлены для каждой профессии. В соответствии с этими стандартами организуется труд на каждом предприятии, становится более предметным обучение будущих специ­алистов в техникумах и вузах.

Необходимость введения профстандар- тов связана еще с тем, что серьезно меня­ется структура экономики, появляются новые и исчезают старые технологии. И действующие сегодня единые тарифно- квалификационные справочники теряют актуальность.

Изначально планировалось, что по­ловина, то есть 400 профессиональных стандартов, будет подготовлена и утверж­дена еще в прошедшем году, и еще 400 - в наступившем, 2014-м. Но, к сожалению, в погоне за соблюдением сроков очень ча­сто страдает качество. К тому же далеко не все разработчики стандартов, как нам кажется, сами имеют достаточную квали­фикацию для этой работы.

Дело в том, что процедура разработки попала под пресловутый 94-й Федераль­ный закон, по которому министерство должно было объявить конкурс среди возможных организаций на выполнение государственного заказа. Победители тор­гов, как правило, определяются по наи­меньшей сумме, предложенной за выпол­нение заказа. Но уровень компетентности таких экспертов может оставлять желать лучшего. Поэтому ситуация с разработкой и утверждением новых профессиональ­ных стандартов сегодня вызывает большое опасение как у профсоюзов, так и у объ­единения работодателей.

Этой проблеме даже было посвящено специальное совещание, которое провел президент Владимир Путин. И предста­вители бизнеса, и мы как представители профсоюзов поставили вопрос о том, что не надо гнаться за количеством в ущерб ка­честву. Это очень важная и ответственная работа, которая будет десятки лет влиять на подготовку специалистов, на тарифи­кацию тех или иных работ, на заработную плату специалистов. И профстандарты должны разрабатывать именно специали­сты в определенной области производства, обладающие знаниями, а не просто те, кто смог, применяя различные способы, вы­играть конкурсы.

По итогам совещания было решено уже­сточить требования к командам разработ­чиков стандартов и повысить контроль над результатом их работы. Для этого создана независимая комиссия, которая, не сни­жая темпов разработки профстандартов, будет оценивать их соответствие совре­менным технологиям. И только после одобрения экспертной комиссии новые стандарты будут закрепляться в норма­тивных документах (и оплачиваться их разработка!).

О пенсиях

- В конце года Госдума приняла пакет законопроектов по пенсионной рефор­ме, в разработке которых принимала участие и профсоюзная сторона. Защи­та пенсионных прав работников - один нз приоритетов деятельности ФНПР. Да, государство из года в год повышает пен­сию. Но ее средний уровень еще далек от критериев достойной жизни. Политика сдерживания роста зарплаты препятству­ет наполнению пенсионной системы. Эта политика лишает работников возмож­ности участвовать в формировании до­бровольных пенсионных накоплений.

Сегодня пенсионная реформа направ­лена прежде всего на развитие принци­пов обязательного социального страхова­ния пенсионного обеспечения и поэтому встречает понимание профсоюзов. Пред­ложения ФНПР приняты правительством либо полностью, либо частично. Это ка­сается прежде всего коэффициента заме­щения утраченного заработка работни­ка, выходящего на пенсию. В результате планируемых перемен этот коэффициент должен быть не менее 40%, что соответ­ствует международным нормам. Мы до­бивались этого долгие годы. Профсоюзы также выступали за вывод накопительно­го элемента пенсионного страхования из обязательного в добровольный. По мне­нию наших экспертов, этот переход будет способствовать устойчивости пенсионной системы.

За последние годы ФНПР добилась воз­вращения системы социальной защиты работника на страховые рельсы, введения страховых взносов вместо единого соци­ального налога.

Однако процесс перехода сложен. Мы сталкиваемся с изъятием из законодатель­ства права работающих на страхование от безработицы, на санаторно-курортное лечение и оздоровление, оплату детских путевок на отдых за счет средств социаль­ного страхования. Снижаются реальные размеры выплат и пособий по времен­ной нетрудоспособности и материнству. Нужно восстановить влияние профсоюзов в системе социального страхования. Это относится к обновлению деятельности и комиссий по социальному страхованию, и пенсионных комиссий. Кроме того, долж­на быть повышена эффективность профсо­юзного контроля за полнотой выплаты предприятиями взносов в страховые си­стемы, своевременностью и качеством предоставляемых членам профсоюзов социальных услуг.

Принятие пенсионного закона Госду­мой и одобрение Советом Федерации - большое завоевание. Но это только начало, потому что в процессе реализации будет много разных нюансов, и нам нужно скон­центрироваться, чтобы люди почувство­вали результаты реформ, чтобы пенсия действительно стала достойной, связан­ной с трудовым вкладом каждого человека и социально справедливой.

Об укреплении профсоюзов

- Осенью прошедшего года в Федерации независимых профсоюзов России произошло важное событие. Мы провели  очередной съезд, где приняли новую редакцию Устава федерации.

Достижения ФНПР за прошедшие 23 года существования были осуществлены за счет настойчивости и самоотвержености многих профсоюзных лидеров, которые, не обладая большим забастовочным или финансовым ресурсом, за счет личных усилий добивались реальных результатов для членов профсоюза. Такая модель работы могла до известного времени приносить успехи. Однако за эти годы силы изменились наши социальные партнеры изменился качественный состав работников, что требует от профсоюзного движения страны повышения эффективности его работы.

Чем дальше, тем больше нынешние работодатели используют в работе властную и технологическую вертикаль, выстраивают вертикально интегрированные компании. Вопросы трансфертов из федерального бюджета в регионы решаются так» в центре. Это же относится и к наиболе важным обязательствам коллективны договоров. В этих условиях заявлять, чт все вопросы решает «первичка», значит сбрасывать ответственность на наиболее незащищенную часть профсоюзной структуры.

В этой связи съезд ФНПР постанови, принять отдельную главу в Устав  которая бы описывала единые правила работы для всех территориальных профсоюзных объединений.