Страницафлотилия

Брянское Адмиралтейство и флотилия

В XVIII веке в г. Брянске продолжала существовать и развиваться традиция речного судостроения. «Струговый завод», устроенный В.Д. Кор-чминым, позволил наладить массовое производство стругов (до 50 одно­временно), переоборудованных в военные суда. На Брянских верфях кроме стругов и казацких «чаек» в конце XVIII века научились строить 32-х ве­сельные галеры.

В ходе очередной русско-турецкой войны 1710-1711 годов, когда во­енные действия велись на территории Валахии и Молдавии, Петр I ввел специальный налог с монастырских вотчин «на струговое дело во Брян­ску с четверти по 4 алтына» (то есть по 24 копейки с десятины пахот­ной земли). После заключения перемирия России, временно лишившейся права иметь флот на Азовском море, было особенно важно обеспечить Днепровское направление будущего театра военных действий речными и, особенно, мореходными транспортными судами для перевозки войск, оружия и всевозможных припасов.

Зимой 1712 года в Брянск из Сената привезли деньги на починку старых и строительство новых судов, «чтоб всего к полой воде изготовле­но было 300 судов». Суда были построены и отремонтированы, но война с Турцией не началась. В апреле 1723 года отношения России с Турцией вновь обострились, вследствие чего в Брянске стали строить 20 галер и 200 будар (лодок-однодеревок с острым носом, мачтой длиной от 4,5 до 7,5 метров и шириной до 1 метра). Петр I повелел 27 сентября этого года снова заготавливать в окрестностях города лес для изготовления из него «2 больших и три меньших прама (плавучих артиллерийских батарей) и 3 остродонных и 4 плоскодонных галеры».

Хотя мы и не располагаем точной датой, но, по всей видимости, именно тогда на базе Брянской судоверфи было образованно адмиралтей­ство. Адмиралтейство - это комплекс сооружений, состоявших в XVIII веке из военного порта, опорной базы снабжения и пункта организации военного судостроения-судоверфи. На нем строили военные речные суда и после смерти Петра I, в частности, весной 1726 года.

Однако звездный час Брянского Адмиралтейства наступил во время русско-турецкой войны 1735-1739 годов, когда военные действия против Турции и его вассала Крымского ханства развернулись в Крыму и Бесса­рабии. Суда были необходимы для взятия самой мощной крепости Очаков и для перевозки к ней войск, артиллерии, боеприпасов, продовольствия, а также ее блокирования с моря.

На Брянском Адмиралтействе было построено 70 мостовых плаш­коутов (понтонов), 3 малых прама, 4 плоскодонных галеры, 40 лодок, 60 барок для устройства мостов и 400 дубель-шлюпок. Основной продук­цией стали дубель-шлюпки - мелкосидящие транспортно-десантные парусно-гребные суда речного и прибрежного плавания, способные нести патрульную службу при блокаде побережья, а также перевозить войска и военные грузы на значительное расстояние. Брянские дубель-шлюпки были вдвое больше шлюпок морских кораблей (длина 20,5 метров, шири­на 5 метров, осадка 1,22 метра). На одной такой дубель-шлюпке можно было перевезти от 40 до 50 человек с двумя полковыми пушками на во­оружении. У нее было 2 мачты с прямыми парусами, 18 весел и 6 неболь­ших пушек.

Брянская флотилия, состоявшая из 355 судов (4 галеры, 3 прама, 10 ординарных шлюпок, 30 ботов, 20 кончебасов, 24 плашкоутов, 18 боль­ших и 44 малых барок и 202 дубель-шлюпок), с 22 апреля по 1 июня от­плыла из Брянска вниз по Днепру в помощь армии. В составе флотилии было 4650 солдат, офицеров, матросов и мастеровых.

Дубель-шлюпка

В постройке на верфях Брянского адмиралтейства находилось еще 315 судов (20 кончебасов, 28 ботов, 3 ординарные шлюпки, 5 плашкоутов, 20 больших и 36 малых барок, 3 галеры, 2 прама и 198 дубель-шлюпок). В августе и начале сентября в путь вышли вторая и третья части флотилии, но до Очакова из-за мелководья смогли добраться только 51 судно.

С 16 октября 1737 года Брянская флотилия под командованием контр-адмирала Дмитриева-Мамонова начала военные действия. Дубель-шлюпки постоянно обстреливали турецкие войска, заблокировали Дне-про-Бугский лиман, тем самым оказав большую помощь армии. Однако в условиях суровой зимы из-за сильных северных ветров флотилия ока­залась малопригодной для морской служ­бы из-за своей малой величины, и многие из шлюпок затонули. Поэтому Брянскому Адмиралтейству было приказано дубель-шлюпки заменить четырёх-пушечными бригантинами, которые и были построе­ны в Брянске «числом 20». Весной 1738 г, благодаря высокой воде, они были благо­получно переправлены через днепровские пороги. Впрочем, одна бригантина затону­ла у острова Хортица и недавно была обна­ружена на дне Днепра украинскими подво­дными археологами. Брянские бригантины были 16-весельные, двухмачтовые с пря­мым парусом на первой (фок) мачте и ко­сым парусом на второй (грот) мачте.

Галера

Адмирал Василий Афанасьевич Дмитриев-Мамонов

Кроме бригантин, к маю на Брянском Адмиралтействе было по­строено и спущено на воду 30 галер, 2 прама с 20 орудиями на каждом, 40 ластовых (больших грузовых судов), 50 ботов (небольших одномачтовых грузовых судов), 39 шлюпок, 40 казачьих лодок и до 500 байдаков (беспа­лубных плоскодонных грузовых барок), предназначенных для кампании 1738 года. Суда благополучно дошли до Очакова и успешно выполнили свою миссию - доставили к Очакову войска и все необходимые припасы, блокировали лиман и морское побережье, вели артиллерийский обстрел позиций врага и перевозили десанты.

В середине мая в русской армии под Очаковым вспыхнула эпидемия чумы, от которой умер командующий Брянской флотилией вице-адмирал Н.А. Сенявин и сотни офицеров, солдат и матросов. Вместо него коман­довать всеми морскими силами был назначен контр-адмирал Дмитриев-Мамонов, но 2 сентября из-за эпидемии он приказал оставить Очаков и Кинбурн. Флотилия в числе 347 судов, взяв на борт гарнизоны Очакова и Кинбурна, ушла вверх по Днепру.

После прекращения эпидемии чумы флотилия продолжала свою бо­евую деятельность, и 17 сентября 1739 года был заключен мир между Россией и Турцией, а 15 октября последовал указ императрицы Анны Ио-анновны об упразднении флотилии. Значительная часть из ее 657 судов была уничтожена ввиду непригодности для боевой службы.

Брянская флотилия перестала существовать, а Брянское Адмирал­тейство продолжало свою деятельность вплоть до 1795 года, правда ос­новной его функцией была заготовка и хранение лесоматериалов для строительства судов и кораблей, всего необходимого для их вооружения «артиллерии и протчего»: инструмента, гвоздей, парусов, канатов и яко­рей. На его верфях продолжали строить и грузовые речные суда, и комели (плоскодонные суда-понтоны для проводки кораблей и других судов по мелководью). Особенно важное значение в качестве тыловой базы снаб­жения Черноморского флота Брянское Адмиралтейство имело в пери­оды русско-турецких войн 80-х - 90-х годов XVIII века. Оно снабжало херсонские корабельные верфи лесоматериалами, готовыми деталям для постройки кораблей Черноморского флота: якорями, ядрами и «другими разными припасами».

По завершении русско-турецкой войны 1787-1791 годов и оконча­тельного присоединения Крыма и Северного Причерноморья к Россий­ской империи Брянское Адмиралтейство утратило свое прежнее значение как центр военного судостроения, т. к. возникли новые верфи на черноморском побережье. «Добили» адмиралтейство «великая буря» 4 июня 1792 года и перепланировка Брянска по регулярному плану. Уцелевшие строения обветшали и весной 1795 года, как и оставшееся имущество, были проданы начальнику Брянского Арсенала подполковнику артилле­рии Иванову за 282 рубля 17 копеек. Так буднично завершилась история военного судостроения в Брянске.