Фотолетопись Карла Фишера Брянский край
Карл Андреевич Фишер
Карл Фишер, успешный московский фотограф, при-
ехал в Бежицу в 1895 году. Специалиста выписало руко-
водство рельсопрокатного завода. Предприятие разви-
валось, вышло на международный рынок, нужен был ка-
чественный «рекламный альбом». В объективе Карла Фи-
шера оказались не только цеха, но и улицы, городской
быт, жители…
Карл Андреевич Фишер — прусский подданный.
Родился в 1859-м. Еще юношей страстно увлекся фотогра-
фией. Для того времени искусство новое, сложное, дорого-
стоящее… Профессиональную деятельность фотографа он
начал в 1878 году в Оренбурге. Через десять лет стал «пре-
емником Придворной фотографии Дьяговченко». До 1895
года на вывеске значилось слово «преемник», а затем заве-
дение стало именоваться: «Фотография Фишера, бывшая
Дьяговченко». С 1892 года Карл Андреевич стал «фотогра-
фом императорских театров», а это признание мастерства.
Со временем его имя приобрело известность.
Брянский завод, к тому времени уже совсем не малень-
кий, занимал второе место в России по металлопрокату.
Поэтому пригласить столь именитого фотомастера — де-
ло престижа.
Как выглядел в конце XIX века фотограф? Экипи-
рованный огромным деревянным ящиком, в котором
хранилось главное его достояние — фотографическая
камера, смотрелся он несколько неуклюже. Сам фотоап-
парат весил несколько килограммов. Как бы ни была хо-
роша цифровая фотография, ничто не заменит стеклян-
ную пластину размером 20х30 сантиметров — именно на
такую, судя по размеру кадра, снимал Фишер. При увели-
чении на старинной фотографии не проявляются «пиксе-
ли», изображение остается четким.
На фотографиях Фишера все люди стоят лицом к
фотографу. Наверно, от удивления оборачивались они и
смотрели откровенно, потому что видели такое впервые
в жизни. Да и сам аппарат заслуживал внимания: он был
просто огромным, деревянным, на ножках и очень непро-
стым в обслуживании.
На фотоаппаратах начала ХХ века не было экс-
понометров и фотоэлементов, фотограф делал снимок
исключительно на глаз, исходя из личного опыта: брал
большую стеклянную пластинку, вставлял, накрывал-
ся с головой пологом, делал несколько дублей и полу-
чал картинку, на которую мы сейчас смотрим с приды-
ханием: «Ах!».
Фотограф останавливает время, а мы восстанав-
ливаем образ Бежицы конца XIX века...
Улица Речная. По мосту через реку Болву ухо-
дит дорога к вокзалу Брянск I. Справа — многоэтажки
Московского микрорайона, за забором слева — тер-
ритория БМЗ. Примерно здесь и начиналась Бежица.
Поселок основан в ХIХ веке Петром Губониным, возле
реки были построены бараки. Это место называли Ста-
рым базаром.
…А потом появился и Новый базар — сейчас
на этом месте сквер Пролетарский. А вот сегодняшняя
улица III Интернационала тогда — Церковная. Говорят,
в народе ее называли «Красной дорожкой». Дескать, по
улице ездил главный бухгалтер рельсопрокатного заво-
да Жмуров (на месте, где построена больница № 1, на-
ходился его особняк), и так не нравилась Жмурову раз-
битость деревенской дороги, что велел он ее красным
кирпичом засыпать. Отсюда и название.
По заказу рельсопрокатного завода
Фишер сделал альбом фотографий,
который в рекламных целях отправ-
ляли по предприятиям. Руководить
заводом в те времена был приглашен
князь Тенишев. Он приехал в Брянск
в 1892 году вместе с женой Мари-
ей Клавдиевной Тенишевой. Утончен-
ная княгиня, привыкшая к светскому
обществу, поначалу среди рабочего
люда захандрила, а потом принялась
за дело «окультуривания» городской
жизни. Так вот, в культурных це-
лях особо отличившихся рабочих
на заводе поощряли альбомом фото-
графий Карла Фишера.
…Карл Фишер пробыл в Брянске совсем немно-
го, а память оставил на века. Странное ощущение: идешь
теперь, посмотрев в его фотомашину времени, будто со-
всем по другому городу. И нет уже тех деревянных бара-
ков, и «красная дорожка» давно закатана в асфальт... И где
те нарядные дети с Нового базара? Время утекает, а запе-
чатленное мгновение остается!
Визитная карточка Фотографа
Больница Больничная палата
Знаете, как узнали год прибытия прослав-
ленного фотографа в Бежицу (ведь никакие
архивные записи по поводу его приглашения
не сохранились)? Присмотритесь к этой
фотографии. На ней палата городской боль-
ницы, здесь бесплатно лечат рабочих рель-
сопрокатного. Если увеличить кадр, можно
разглядеть усатого мужика с переломанной
рукой. Он позирует с серьезным видом фо-
тографу. А над кроватью слева табличка с
именем, фамилией и датой поступления его
соседа: «Аким Фенаев, 4 августа, 1895 год».
Интересная эта наука — история…
Внутреннее убранство церкви Преображения Господня
Церковь Преображения Господня
Механическая артиллерийская и водонапорная башня
Бандажная
Наталья Реброва, Юрий Соловьев «Старый город. Новый Брянск»