СтраницаФишер

Фотолетопись Карла Фишера Брянский край

Карл Андреевич Фишер

Карл Фишер, успешный московский фотограф, при-

ехал в Бежицу в 1895 году. Специалиста выписало руко-

водство рельсопрокатного завода. Предприятие разви-

валось, вышло на международный рынок, нужен был ка-

чественный «рекламный альбом». В объективе Карла Фи-

шера оказались не только цеха, но и улицы, городской

быт, жители…

Карл Андреевич Фишер — прусский подданный.

Родился в 1859-м. Еще юношей страстно увлекся фотогра-

фией. Для того времени искусство новое, сложное, дорого-

стоящее… Профессиональную деятельность фотографа он

начал в 1878 году в Оренбурге. Через десять лет стал «пре-

емником Придворной фотографии Дьяговченко». До 1895

года на вывеске значилось слово «преемник», а затем заве-

дение стало именоваться: «Фотография Фишера, бывшая

Дьяговченко». С 1892 года Карл Андреевич стал «фотогра-

фом императорских театров», а это признание мастерства.

Со временем его имя приобрело известность.

Брянский завод, к тому времени уже совсем не малень-

кий, занимал второе место в России по металлопрокату.

Поэтому пригласить столь именитого фотомастера — де-

ло престижа.

Как выглядел в конце XIX века фотограф? Экипи-

рованный огромным деревянным ящиком, в котором

хранилось главное его достояние — фотографическая

камера, смотрелся он несколько неуклюже. Сам фотоап-

парат весил несколько килограммов. Как бы ни была хо-

роша цифровая фотография, ничто не заменит стеклян-

ную пластину размером 20х30 сантиметров — именно на

такую, судя по размеру кадра, снимал Фишер. При увели-

чении на старинной фотографии не проявляются «пиксе-

ли», изображение остается четким.

На фотографиях Фишера все люди стоят лицом к

фотографу. Наверно, от удивления оборачивались они и

смотрели откровенно, потому что видели такое впервые

в жизни. Да и сам аппарат заслуживал внимания: он был

просто огромным, деревянным, на ножках и очень непро-

стым в обслуживании.

На фотоаппаратах начала ХХ века не было экс-

понометров и фотоэлементов, фотограф делал снимок

исключительно на глаз, исходя из личного опыта: брал

большую стеклянную пластинку, вставлял, накрывал-

ся с головой пологом, делал несколько дублей и полу-

чал картинку, на которую мы сейчас смотрим с приды-

ханием: «Ах!».

Фотограф останавливает время, а мы восстанав-

ливаем образ Бежицы конца XIX века...

Улица Речная. По мосту через реку Болву ухо-

дит дорога к вокзалу Брянск I. Справа — многоэтажки

Московского микрорайона, за забором слева — тер-

ритория БМЗ. Примерно здесь и начиналась Бежица.

Поселок основан в ХIХ веке Петром Губониным, возле

реки были построены бараки. Это место называли Ста-

рым базаром.

…А потом появился и Новый базар — сейчас

на этом месте сквер Пролетарский. А вот сегодняшняя

улица III Интернационала тогда — Церковная. Говорят,

в народе ее называли «Красной дорожкой». Дескать, по

улице ездил главный бухгалтер рельсопрокатного заво-

да Жмуров (на месте, где построена больница № 1, на-

ходился его особняк), и так не нравилась Жмурову раз-

битость деревенской дороги, что велел он ее красным

кирпичом засыпать. Отсюда и название.

По заказу рельсопрокатного завода

Фишер сделал альбом фотографий,

который в рекламных целях отправ-

ляли по предприятиям. Руководить

заводом в те времена был приглашен

князь Тенишев. Он приехал в Брянск

в 1892 году вместе с женой Мари-

ей Клавдиевной Тенишевой. Утончен-

ная княгиня, привыкшая к светскому

обществу, поначалу среди рабочего

люда захандрила, а потом принялась

за дело «окультуривания» городской

жизни. Так вот, в культурных це-

лях особо отличившихся рабочих

на заводе поощряли альбомом фото-

графий Карла Фишера.

…Карл Фишер пробыл в Брянске совсем немно-

го, а память оставил на века. Странное ощущение: идешь

теперь, посмотрев в его фотомашину времени, будто со-

всем по другому городу. И нет уже тех деревянных бара-

ков, и «красная дорожка» давно закатана в асфальт... И где

те нарядные дети с Нового базара? Время утекает, а запе-

чатленное мгновение остается!

Визитная карточка Фотографа

Больница Больничная палата

Знаете, как узнали год прибытия прослав-

ленного фотографа в Бежицу (ведь никакие

архивные записи по поводу его приглашения

не сохранились)? Присмотритесь к этой

фотографии. На ней палата городской боль-

ницы, здесь бесплатно лечат рабочих рель-

сопрокатного. Если увеличить кадр, можно

разглядеть усатого мужика с переломанной

рукой. Он позирует с серьезным видом фо-

тографу. А над кроватью слева табличка с

именем, фамилией и датой поступления его

соседа: «Аким Фенаев, 4 августа, 1895 год».

Интересная эта наука — история…

Внутреннее убранство церкви Преображения Господня

Церковь Преображения Господня

Механическая артиллерийская и водонапорная башня

Бандажная

Наталья Реброва, Юрий Соловьев   «Старый город. Новый Брянск»