СтраницаФиногенова

Марина Анатольевна Финогенова

Финогенова Марина

Марина Финогенова – заслуженная артистка РФ, ведущий мастер сцены Брянского областного театра драмы им. А. К. Толстого, талантливая актриса и просто красивая женщина. Она работает в театре с 1995 года по окончании Саратовской консерватории им. Л. Собинова (мастер курса – народная артистка РФ Р. И. Белякова). Творческий диапазон актрисы широк и разнообразен.

Марина Анатольевна Финогенова – ведущий мастер сцены Брянского областного театра драмы им. А.К. Толстого, талантливая актриса и просто красивая женщина.

С юбилеем вас, Марина Анатольевна! От имени всех ваших поклонников желаем крепкого здоровья, новых ролей, аншлагов и аплодисментов!

20 декабря 2019 года в 18.00 на сцене Брянского театра драмы им. А. К. Толстого состоится бенефис заслуженной артистки России Марины Финогеновой

Марина Анатольевна Финогенова работает в Брянском театре драмы им. А.К. Толстого с июля 1995 года по окончании Саратовской консерватории им. Л. Собинова (мастер курса – народная артистка РФ Р.И. Белякова)

За годы работы в театре творческий диапазон актрисы приобрел яркость и разнообразие.

Наряду с лирическими героинями: Надежда («Последние», М. Горький) Царица Пасифея («Лабиринт», В. Шмелев), Елена («Князь Серебряный», А.К. Толстой), Маша («Три сестры», А. Чехов), Маша Огнева («Кукушкины слезы», А.Н. Толстой), Марина Анатольевна создает яркие острохарактерные образы: Марья Лукьяновна («Самоубийца», Н. Эрдман), Олимпиада («Бенгальские огни» по рассказам А. Аверченко), Дама в черном («Пиковая дама» А.С. Пушкина), Санька («Любовь – книга золотая» А.Н. Толстого), Люси Мерикур («Будьте здоровы, мсье!» П. Шено).

С 2001 по 2007 годы Марина Финогенова - второй педагог актерских курсов Брянского колледжа искусств и культуры.

В 2006 году Марине Анатольевне Финогеновой присвоено Почетное звание «Заслуженный артист РФ».

Марина Анатольевна внесла большой личный вклад в пропаганду творчества Ф.И.Тютчева. Является постоянной участницей поэтических вечеров и праздников на родине поэта в селе Овстуг. В год 200-летнего юбилея поэта и дипломата воплотила на сцене Брянского театра драмы образ Анны Федоровны Тютчевой, дочери поэта, в спектакле «Ангел мой» по пьесе В. Малягина.

В 2017 году дебютировала в качестве режиссера-постановщика самостоятельной работы с актерами театра драмы (спектакль по пьесе Е.Васильевой «Однажды мы все будем счастливы» стал дипломантом театрального фестиваля «Мизансцена» в г. Донецке в сентябре 2017 года). 

Марина Финогенова,

актриса Брянского

областного театра драмы

имени А. К. Толстого

 Голос в актёрской про-

фессии — это много. Зна-

чение имеет тембр, зву-

ковой диапазон. Чем

богаче эти две составля-

ющие, тем сильнее воз-

действие на слушате-

ля, тем большая власть

овладевает им.

 Мысль, чувство рождают смысл и интонацию. Поэ-

тому затруднительно выделить важность того или дру-

гого: они взаимосвязаны. Мысль рождает интонацию.

 Актёры бережно относятся к своему голосовому ап-

парату, ведь это их очень важный рабочий инстру-

мент.

 

Яркая, неповторимая, неудержимо
талантливая... Заслуженная
артистка РФ Марина Финогенова создала на сцене целую галерею женских образов.
На ее счету более 30 запоминающихся
ролей – от лирических
героинь до драматических старух. Да-да, старух, хотя самой
Марине до пенсии ой как далеко. Ее творческой индивидуальности
подвластны любые перевоплощения! Облик актрисы
настолько притягателен, а обаяние велико, что каждый раз невольно подпадаешь под магнетизм ее личности.
Благородная, великодушная, прелестная, как мадригал, Марина
Финогенова на своем творческом
вечере в рояльном зале художественного музея затмила
собой красавиц былых эпох, изображенных на старинных полотнах. По странному стечению
обстоятельств прекрасные дамы оказались землячками Марины. Их портреты переданы
в БХМ Саратовским музеем имени А. Радищева!
На экране, как в альбоме, сменяли друг друга фото. Надежда
в «Последних», Пасифая
в «Лабиринте»... Дебют на брянской сцене был поистине триумфальным. Ее талантом и красотой восхищались партнеры,
критики и зрители. В середине
1990-х – начале 2000-х
Марина царила на брянской сцене, не имея соперниц.
Между тем родилась актриса в обычной семье. Отец работал формовщиком на заводе, мама – (мечта всех детей!) на кондитерской
фабрике. А соединила
их вместе... художественная самодеятельность. Отец мечтал стать оперным певцом, мама – поступить в консерваторию, но жизнь распорядилась по-своему. Один за другим на свет появились два сына, а потом и долгожданная дочка. И с мечтой
пришлось расстаться, но не с песней! Семейные праздники
и застолья превращались в настоящие концерты. Особенно
вдохновенно Анатолий Михайлович
исполнял арию Надира
из оперы «Ловцы жемчуга». Были в его репертуаре, конечно,
и удалые «Коробейники», и советские жизнеутверждающие песни.
Традиция существует до сих пор. Когда Марина приезжает в гости к маме, соседи заранее
занимают лавочки во дворе.
Братья Марины Андрей и Александр растягивают меха (оба окончили музыкальную школу по классу баяна), и песня
льется рекой...
К слову, с музыкой были связаны и старшие представители
этой семьи.
– В церковном хоре пела моя бабушка и две ее сестры. Отец до 13 лет стоял на клиросе, пока его не приняли в пионеры,
после чего он наотрез отказался
ходить в храм, – рассказала
Марина.
Раннее детство будущей актрисы
прошло в тамбовской деревне
Ивановке, бывшем имении
графа Кутайсова. Крещена она там же – в церкви Иоанна Предтечи (1836 года постройки). И хотя обряд совершили, когда девочке было всего три месяца, в памяти Марины он оставил яркий след. Храм не раз пытались
закрыть, но местные жители
вставали за него стеной...
В Ивановке Марина прожила
до 6,5 лет, после чего семья переехала в город Вольск, что в Саратовской области. Там она с отличием окончила школу. В старших классах решила, что станет актрисой. Но первая попытка
поступить в московский театральный вуз закончилась провалом. Потом Марина, уже работая в Вольском драматическом
театре, еще несколько раз безуспешно пыталась покорить столицу, пока не поступила в Саратовскую консерваторию на актерский факультет – к прекрасному
педагогу Римме Ивановне
Беляковой.
– Это был один из самых счастливых периодов моей жизни.
Эйфория, восторг от того, что мечта сбылась! Радости не было предела! – признается Марина.
После вуза Финогенову пригласили
в Брянский театр драмы.
Первая роль – Надежда в спектакле «Последние» по одноименной пьесе Максима Горького. Режиссер Александр Цодиков не сомневался в молодой
актрисе, ведь она – воспитанница
его давней знакомой Беляковой. Работа над постановкой
была интересной, плодотворной
и очень серьезной. Так называемый «застольный» период – полтора месяца, а потом
еще полтора – репетиционный.
Хороший разбег и хороший
результат.
Впрочем, не обошлось без трудностей. По сценарию Финогенова
должна была петь романс
«Ночь светла», аккомпанируя
себе на фортепиано. Так как играть на рояле она не умела,
решила брать уроки у Эдуарда
Амбарцумяна, тогда заведовавшего
музыкальной частью БТД. Правда, во время спектакля
из-за волнения порой сбивалась...
Но зрители не замечали
этого.
Затем была красавица Пасифая
в «Лабиринте». Роль, по словам Марины, сложная, огромная по объему и трудная по накалу страстей. Она с успехом
справилась со своей задачей.
Это было поистине триумфальное
начало!
Сцена любила Финогенову, и она любила сцену. Но актрисе пришлось расстаться с театром. Антракт растянулся на целых четыре года. Марина родила сына. Это дар Бога, говорит актриса.
Имя мальчика – Федор – именно так переводится с греческого.
Впрочем, поначалу она мечтала о дочке. И назвать ее хотела красиво – Серафимой. Однако на свет появился мальчик,
и родня восстала: «Что это за имя – Серафим? Бедного парня будут дразнить Симкой». Пришлось срочно искать замену.
Самым близким по святцам оказался Федор.
Возвращение в БТД после четырехлетнего
отсутствия было трудным. Многие спектакли сняли из репертуара, роли отдали
другим. Новый директор Ю. Пояркин и приглашенные режиссеры ее не знали, на сцене
не видели. Пришлось фактически
все начинать заново, доказывая
свою состоятельность.
Каждая роль – как ребенок, какой бы она ни была – главной
или эпизодической. Удивляет
и восхищает актерский диапазон Финогеновой. Среди
персонажей, сыгранных ею, бригадирша в спектакле «Амуры
в снегу» и коварная обольстительница
баронесса Штраль в «Маскараде», гибкая грациозная
Багира в мюзикле «Маугли
» и старая толстая Саввишна в «Эшелоне». В случае с Багирой,
шутит актриса, ей даже не пришлось перевоплощаться. «Я чувствую себя пантерой», – улыбается она.
Образ Саввишны, которая значительно старше ее годами, Марина лепила со своей ныне покойной тетки, пережившей две войны, разруху, голод.
– Конечно, моя героиня кому-то покажется прижимистой
и скуповатой, но она – прагматик: понимает, что всех не накормишь, надо позаботиться
о тех, кто рядом, – говорит
актриса.
Разные роли, разные эпохи, судьбы... Театру-дому Марина служит самоотверженно и бескорыстно.
И на сцене, и в жизни
не терпит пошлости, наглости
и хамства.
К сожалению, сейчас Марина
в БТД загружена работой не так, как раньше. Поэтому реализует себя в разных проектах.
Попробовала себя в режиссуре,
поставив по просьбе ГИБДД спектакль «Счастливого
пути!» (о правилах дорожного
движения для школьников). Зрительские симпатии завоевала
ее постановка «Однажды
мы все будем счастливы» с Марией Максимовой и Аленой Дигиной в главных ролях – о непростых взаимоотношениях
матери-уборщицы и дочери-
старшеклассницы. Это был очень сложный, но важный для Финогеновой шаг.
Следующий – режиссура массовых мероприятий. По сценариям Финогеновой уже несколько лет в Овстуге проходит
тютчевский праздник поэзии.
Сама Марина неизменно выступает в роли гостеприимной
хозяйки усадьбы – Эрнестины
Федоровны Тютчевой.
В проекте фотоклуба «Брянская
улица» к 200-летию А.К. Толстого Марина выступила в роли организатора и отчасти постановщика. Актерам предложили
воплотить на фото персонажей,
созданных писателем. Марина выстраивала мизансцены.
Это была как бы примерка ролей. Иосиф Камышев позировал
в образе Малюты Скуратова,
а потом сыграл героя той эпохи – в спектакле «Кириллин
день» по пьесе А.К. Толстого
«Смерть Иоанна Грозного
». Только не Малюту, а боярина Захарьина-Юрьева.
А еще Марина щедро делится
своими знаниями и опытом с будущими актерами в Брянском
колледже искусств и культуры.
Сейчас бок о бок с ней работают ученики – Андрей Савченков, Ксения Ланская, Мария Максимова, Ульяна Ковалерова. Они – восходящие
звезды брянской сцены. Спектакль «Любовь в стиле баROCKко» – их безусловный триумф!
О какой роли мечтает сама заслуженная артистка? «Я жадно
хочу играть, – признается Марина. – Много всего и разного.
Когда только пришла в театр, мечтала о роли Настасьи Филипповны. В вузе читала отрывок
из «Идиота», в котором князь Мышкин и Парфен Рогозин
выясняют отношения из-за роковой красавицы. Сейчас в БТД взята в работу пьеса А.Н. Островского «Последняя жертва
». Хочу играть Глафиру Фирсовну,
тетку главной героини, но не сыграю. Не всегда наши желания совпадают с мнением режиссера».
Впрочем, все может случиться.
Так, поначалу роль кормилицы
в «Ромео и Джульетте» отдали другой актрисе. Однако
обстоятельства изменились, и Финогенова вышла на сцену в этой постановке, буквально за одну ночь выучив текст и мизансцены.
Жизнь научила Марину радоваться
тому, что у нее есть, наслаждаться тем, что дано сейчас, – работой, зрительской любовью, дружеским общением.
Стараться быть чуточку
добрее...
– Внешние данные важны для актрисы, но порой они мне мешали. Хотелось играть характерные роли, а мне говорили:
ты же лирическая героиня!
А молодость? Зависит от состояния души. От того, как ты относишься к людям, встреченным
на жизненном пути. Я благодарна и за то, что меня били, и за то, что хвалили, – говорит Марина.
Сын – тоже натура творческая.
Сейчас пишет книгу – о героях «Звездных войн». Он даже сыграл в спектакле, поставленном
Мариной в школе по сказке Антония Погорельского
«Черная курица».
Под занавес встречи Марина
спела романс «Опустился занавес», где есть символические
строчки: «Сцены яд безудержен,/
Он не знает жалости./ Кто хоть раз испил его,/ Тот погиб навек./ Служит он лишь ей одной с юности до старости,/ Бредит только ей одной, не смыкая
век...»
Среди «отравленных» этим ядом Марина Финогенова. Какое
это счастье, что на брянской
сцене работают такие профессионалы!
Марину осыпали цветами и стихами. Один из поклонников посвятил ей такие строки:
Желаю жизни сладкой,
как малина.
И настроенья вдохновенного.
Твори, Марина Финогенова!
Ирина ЕГОРОВА.
 
 
В БТД прошел бенефис заслуженной артистки РФ Марины Финогеновой.
Рассказ о времени и о себе превратился в напряженный
монолог-исповедь.
На большом экране вскипали пеной волны, и это не случайно, ведь Финогенова
недаром носит имя Марина. Она такая же сильная и прекрасная, как морская стихия. Натура
яркая, начинавшая путь в искусстве, как русская героиня, драматическая актриса обладает замечательными
вокальными данными. Неудивительно, что ее творческий вечер был наполнен созвучиями и ритмами, в которых были слышны летняя гроза, горечь любви и радость материнства.
Актрису пришли поздравить творческие коллективы Брянска, коллеги и бывшие ученики, ставшие актерами.
Благодарственное письмо губернатора за активную пропаганду творчества Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого Марине вручил заместитель главы региона Владимир Оборотов. Бенефициантку засыпали комплиментами и цветами.