СтраницаЭВАКУАЦИЯ

ЭВАКУАЦИЯ  «Красного Профинтерна» и других предприятий Брянщины

Тревожно звучало это слово. Сознание не могло "поверить", что враг разгромил Красную Армию и подходит к Брянску, к дальним подступам Москвы. Грядущая катастрофа "не воспринималась".

Решая задачу массового перебазирования производственных сил страны на восток, ГКО придавал исключительно важное значение созданию устойчивых промышленных связей между отдельными предприятиями и целыми отраслями промышленности. Правильная кооперация и специализация предприятий составляли одну из важнейших проблем военной Перестройки народного хозяйства. Ранее сложившееся кооперирование либо было нарушено в результате боевых действий, либо не отвечало новой специализации многих предприятий. Задачу надо было выполнить за несколько недель или месяцев.

«Красный Профинтерн» 7 июля получил предписание о подготовке к эвакуации в Сибирь в Красноярск. Начальником первого эшелона был назначен заместитель главного инженера Г.Д. Гогиберидзе. Его задача была но только доставить первый эшелон завода в Красноярск, но и принимать последующие грузы, выгружать оборудование и материалы, размещать людей.

Проводы всегда бывают грустными, а эти — особенно. Город не большой. Многие знали друг друга, многие были в родственных отношениях. И вот одни уже уезжали, другим отъезд ещё предстоял, а третьи оставались в городе, который — теперь это стало абсолютно ясно — будет сдан врагу. Каково будет в нём жить? Проводы, прощания закончились, и эшелон, медленно набирая скорость, побежал по рельсам на восток. По тем самым рельсам, которые много лет тому назад были сделаны на этом же заводе".

Завод «Красный Профинтерн» продолжал работать. Его эвакуация продолжалась по плану.

Участник эвакуации М.И. Дульнев вспоминал об этом периоде жизни крупного предприятия Брянщины:"... начали демонтировать оборудование. Делали эту работу, очень трудную, вручную. Станки не поддавались снятию, местами пришлось даже применять огневую резку. Оборудование было демонтировано, мы даже посыпали в цехе песочком желтым в доказательство того, что мы планово все-таки выезжаем, не бежим.

Нам назначили эшелон номер 32; 31-м ушел медницкий цех. В наш эшелон назначили котельный цех, вагоноколесныи и заводоуправление. Нас предупредили: с собой брать много нельзя, 50 килограмм. Я попал в вагон, в котором было четыре семьи. Нам поручили доставить для эшелона хлеб. Ну, поехали мы в 11 часов ночи на хлебозавод. Город был в темноте. Приехали на хлебозавод, забрали что надо, приехали. Фашистские самолеты появились, сбросили на парашютах светящиеся ракеты, а через некоторое время начали бомбить город и завод. Сбросили очень много бомб. Были поражены сталелитейный цех, машиносборочный, ещё другие. Были убитые и раненые.

Нас как-то миновало, а рядом в магазин попала бомба. Нас продержали до утра, поскольку на путях шли восстановительные работы: перед этим там тоже бомбили. Мы выехали 26 июля, а приехали 26 августа".

Каждое предприятие наряду с эвакуацией должно было продолжать, насколько это возможно, выпуск продукции для фронта - такая была главная задача производства.

До 3 октября, когда ушёл последний эшелон с заводским имуществом, оставалось еще три месяца напряженной работы...

Мартены «Красного Профинтерна» к середине июля лишились сырья -перестала поступать украинская железная руда. Чтобы не останавливать стальцех, по предложению сталевара Н. Донцова, мастера А. Абрашкина, начальника цеха П. Сафронова, вместо руды начали применять окалину, оставшуюся от проката слитков, которой много накопилось в прокатном цехе и около него.

Увеличить выпуск снарядов в течение недели в полтора, а через полмесяца - еще в два раза- такое важное задание для «Красного Профинтерна» было получено в сложнейших условиях.

Задачу решили выполнить за счёт токарной обработки снарядов, но для этого нужна была бы острорежущая инструментальная сталь, а для её выпуска особые легирующие присадки. По всей Бежице начали срочный пор металлолома, на складах случайно нашли необходимые присадки. Люди нгрешли на 14-часовой рабочий день, а завод, работающий уже в прифронтовой   полосе,   на  круглосуточный  режим.   В   эти  дни  рабочиеыньцеха подали семнадцать заявлений с просьбой о приеме в ВКП (б), ни юрая стала цементирующей силой.

На пределе физических сил работали люди. Не выдерживали, тшались чугунные формы, люди падали в обморок, но производство раоогало. 11-часовая смена с короткой передышкой на обед. И так каждый тми. безвыходных.

Запасных инструментов не было и не могло быть. Демонтировались пипки и инструменты, уезжали люди. Покинули заводские стены литейщики некому стало делать формы. Нашли выход - стали лить плавки в кокиль.

Завод не только продолжал работать, но и выпускал новую технику.

Бронепоезд "За Родину" - срочный заказ Государственного Комитета тюроны, полученный заводом «Красный Профинтерн» в июле 1941 года. I ^шилось вспомнить старый опыт времён гражданской войны.

Легкие бронепоезда вооружались четырьмя 76-мм орудиями и иунсметами, а для тяги использовался паровоз "Ов". К началу Отечественной помпы эти бронепоезда технически устарели, но тем не менее они сыграли (ншьшую роль в оборонительных боях 1941-1942 годов, когда в частях не \начало современных танков.

Тяжелые бронепоезда оснащались четырьмя 107-милиметровыми орудиями - танки с таким мощным вооружением появились только в конце На Брянщине был сформирован 6-й дивизион бронепоездов (командир коммунист Ф.И. Лобынцев, военный комиссар А.Е. Локшин). Дивизион уже 28 июня 1941 года начал боевые действия в составе 21-й армии в районе Полесья. В его составе действовал и бронепоезд № 2 "За Родину". В его команде среди добровольцев были Г. Морозов, Г. Кулиничев, Е. Ермаков, Е. Лапин, А. Фантюшин, Н. Герасимов, А. Леонтьев, А. Ромашин, Н. Митроченков, П. Токарев, Г. Синицын, А. Толкачев, Ю. Гаврилов, В. Пузанов и другие.

Строительство бронепоезда закончить не успели, враг уже подходил к городу. Его направили на достройку в Луганск. Туда же уехала и набранная на заводе команда в 75 человек.

Судьба бронепоезда "За Родину" сложилась трагически. Свой первый бой бронепоезд принял 25 октября. Потом он почти девять месяцев колесил по южным железным дорогам в Донбассе, под Ростовом-на-Дону.

В декабре 1941 года на станции Дебальцево команда бронепоезда, которым командовал майор А. Бондаренко, комиссаром был А. Енин, секретарем парторганизации - брянский коммунист П. Герасичкин, секретарем комсомольской организации - инженер с "Красного Профинтерна" С. Никифоров, разгромила вражескую часть. Через несколько дней бронепоезд спас окруженный врагом полк НКВД, уничтожив огневые точки противника и высадив десант.

В начале марта на станции Попасная на рассвете, незаметно подойдя к семафору, бронепоезд уничтожил крупное скопление вражеской техники.

За период боевых действий с октября 1941 года по июль 1942 года, бронепоезд "За Родину!", уничтожил 2000 солдат и офицеров противника, множество орудий, вагонов и складов с боеприпасами. 15 июля 1942 года бронепоезд и почти вся его команда погибли под ударами вражеской авиации в бою у станции Голубовка.

"Боевой киносборник" № 19, вышедший на экраны страны в феврале 1942 года, сообщил о героическом пути бронепоезда.

Эвакуация предприятий завершалась в сложных условиях. Воздушные тревоги участились. Они звучали по десять - пятнадцать раз в сутки.

Гигантская катастрофа, неотвратимо надвигалась на Брянщину. Фронт уже более месяца держался в 45 километрах от Бежицы в рпйоне Жуковки.

Брянский завод ещё давал снаряды, но все меньше и меньше. Не X питало топлива, на исходе была шихта, ферросплавы, мазут, заканчивались продукты.

Срочно заканчивали эвакуацию и другие предприятия края. Это стало следствием ухудшения положения на фронте на дальних подступах к Бежице и Брянску.

11 августа 1941 года гитлеровцы перешли в наступление на Брянском направлении.

Брянский фронт, созданный 16 августа, оборонялся на восточном берегу Десны и сдерживал какое-то время продвижение врага, предпринимал контратаки.

Директива № 5 была введена на «Красном Профинтерне» в тревожные сентябрьские дни 1941 года. Это означало закрытие производства в Бежице.

Согласно директиве все цеха немедленно останавливались и в течение пяти суток должны были быть эвакуированы в тыл вместе с людьми.

Демонтаж оборудования вели днём и ночью без каких-либо перерывов диже во время воздушных тревог. При помощи примитивных приспособлений с риском для жизни тяжёлое оборудование спускали вниз, накатывали из цехов и грузили на платформы.

Эшелоны уходили на Восток.

Часть специалистов отправили в Бузулук, где готовили к пуску бессемеровский конвертор.

После эвакуации литейного, прокатного, кузнечного и снарядного цехов завод остановился полностью. На 13 сентября был назначен отъезд всех остальных

Новое наступление на Москву немцы предприняли в конце сентября - начале октября. Мощный удар немецко-фашистских войск, нанесенный 30 сентября танковой группой Гудериана по линии обороны Брянского фронта, привел к прорыву. В этот прорыв устремились танковые соединения противника: 24-й танковый корпус - на Орел, 47-й - на Карачев -Брянск, а 29-я моторизованная дивизия, усиленная пехотой и пулеметными подразделениями, развернула наступление на фланг 13-й армии.

1 октября враг двинулся на Орел через Севск, Комаричи, Дмитровск и К'ромы. В ночь на 3 октября враг захватил Орел, а 5 октября - Карачев. На правом фланге Брянского фронта, прорвав нашу оборону, противнику удалось захватить Жиздру и выйти во фланг и тыл 50-й армии.

В ночь на 3 октября последний эшелон машиностроительного завода, которым командовал В.Бредов, ушёл из Бежицы на восток. Приняв бой на мосту через реку Болву в километре от завода с передовым отрядом немцев, чшелон отправился в долгий путь. В бою были убиты два милиционера, оборонявшие паровоз и двое рабочих снарядного цеха, ехавшие в 17 и 19 шпонах, четверо ранено.

Завод «Красный Профинтерн» эвакуировался на берега Енисея в Красноярск, фосфоритный завод - в село Синенькое Саратовской области, реобаза - в Богородск, Погарский сигаретный комбинат в Москву и в Удмуртию...

Зав им. Кирова, был эвакуирован из Брянска на Южный Урал в Усть-Катав на территорию предприятия, родственного ему по профилю выпускаемой продукции.

Кроме брянского завода, на территории предприятия частично разместились также Мытищинский вагоностроительный завод, Сталинградский завод "Баррикада", а также прибыло несколько вагонов с людьми и материалами из Ленинграда.

В военные годы завод выпускал авиабомбы, минометы, танковые пушки и другую продукцию. В начале 1942 года рабочему поселку Усть-Кптаву был присвоен статус города.

После войны, вагоностроительный завод им. С.М.Кирова освоил выпуск гражданской продукции: электромельниц, узкоколейных платформ, торфодобывающих машин, трамвайных вагонов. В 1976 году предприятие было награждено орденом "Знак Почета". Сегодня в Усть-Катаве проживает около 33 тысяч человек.

Вагоностроительный завод им. Урицкого был эвакуирован в г. Энгельс. Первый эшелон с оборудованием, материальными ценностями и семьями прибыл 23 августа 1941 года. Он разместился на территории моторо-ремонтного завода, который был небольшим предприятием с оборудованием в несколько десятков единиц и числом рабочих менее днухсот.

Вскоре завод начал выпуск военной продукции. Основным видом продукции завода в 1941-1943 гг. было производство артиллерийских снарядов. Эвакуированные рабочие с семьями размещались в школах и других общественных помещениях. Не хватало кадров. Изнашивалось оборудование. Рабочие сутками не выходили из цеха, готовили оружие для фронта.

Ремонтная база № 6, образованная в 1924 году в качестве стационарных автомастерских по ремонту бронетехники в районе Брянска, и с 1930 года в составе главного бронетанкового управления Красной Армии с шнималась ремонтом боевых машин Т-26; БТ-2-5-7; БА-10; БА-20, бронированием поездов и ремонтом двигателей, в июле-августе 1941 года была эвакуирована в г. Богородск, Горьковской области.

В 1942 году ею освоен ремонт танков Т-34, дизель-моторов В-2, а в 1943 году танков KB; ИС; английских и американских танков МК-2; М4-А2, тягача Т-60 и других. В 1943 году ремонтная база № б была переименована в ремонтный завод № 6 и находилась в подчинении Главного управления Красной Армии до сентября 1949 года. 22 ноября 1944 года ремонтный завод

№6, за успешное выполнение задания Государственного Комитета Обороны был награжден орденом Ленина. За годы войны отремонтировано более 2500 легких и средних танков, 937 тяжелых, построено 2 бронепоезда «Красная звезда» и «Правда».

Постановлением Совета Министров СССР, приказа МСП и Командующего БТ и MB МО от 1 сентября 1949 года ремонтный завод № 6 был передан в Министерство Судостроительной промышленности с присвоением наименования завод № 6. Профиль завода: проектирование и изготовление конвертируемых автотракторных двигателей в судовые силовые установки малой мощности (до 220 кВт) для судов и катеров ВМФ и гражданского судостроения.

Из Бежицы эвакуировали 4 предприятия с 12 тыс. рабочих; из Дятькова — 8 предприятий с 9 тыс. рабочих. Эвакуировались медицинские, детские и учебные заведения.

Только из Брянска на восток уехало 60 тысяч человек.

Спустя годы будет подсчитано, что из Бежицы в глубокий тыл в 1941 году было отправлено более 950 вагонов и платформ с оборудованием, а всего из Брянска было вывезено около 140 железнодорожных   составов   с   демонтированным   оборудованием   и

сырьем или около 300 тонн народнохозяйственных грузов.

В целом же по стране в восточные районы страны в течение июля-ноября 1941 года было перебазировано 1523 промышленных предприятия, включая 1360 крупных военных предприятий. В районе Поволжья разместилось 226 предприятий, на Урале - 667, в Западной Сибири - 244, в Восточной Сибири - 78, в Казахстане и Средней Азии -308. Всего в 1941 году по железным дорогам было перевезено около 1,5 млн. вагонов эвакуационных грузов