СтраницаЭпоха железа

Эпоха железа Брянщина  

 
      Новый этап в культурном развитии Брянских земель связан с освоением другого металла — железа, месторождения которого в виде болотных руд имелись во многих местах.
      В хозяйственной жизни стало преобладать подсечно-огневое земледелие (выращивали яровую пшеницу, ячмень, лён, коноплю) и скотоводство. Выжигались под пашню в основном пойменные леса (по берегам рек). Здесь же паслись и стада крупного и мелкого рогатого скота, свиньи, лошади. Охотиться и рыбачить стали меньше, хотя на равнинах Подесенья ещё водились дикие быки — туры, зубры, а реки были богаты рыбой.
      Большую часть Брянской области в ту пору занимали племена юхновской культуры, занимавшие также территорию современных Черниговской, Сумской, Курской областей.

      Открытие способа получения железа знаменовало окончательный переход людей из каменного века в век металла. Железо изготовляли из болотных руд. Поэтому каждое селение могло обеспечить себя твердым металлом. Железный топор был куда острее каменного и даже бронзового. Им легче было расчищать лес для пашни, а железный сошник, поставленный в деревянный плуг, облегчил обработку ее.
       В области Верхней и Средней Десны зарегистрировано 262 памятника юхновской культуры. В народе их называют "городищами", "городцами", "городками", реже — "кудеярка" или просто "курган". Эти места овеяны легендами о кладах, о "провалившихся церквах" или о разбойничьих актах. На самом же деле, как показали раскопки, это были маленькие деревеньки, в которых жили большие патриархальные семьи. Начавшееся еще в эпоху бронзы и усилившееся с наступлением железного века накопление скота и продуктов земледелия вызывало столкновения между родами и отдельными общинами. Поэтому люди стали строить свои поселения на крутых мысах в окружении леса, иногда среди болот. Их укрепляли рвом и валом, иногда в два-три ряда. Обитатели этих небольших укрепленных поселений занимались скотоводством, отчасти земледелием. Подсобными промыслами являлась охота, рыболовство, возможно, бортничество. На городищах, что расположены на территории области, — "Торфель" в Бежицком районе, "Благовещенская гора" в с. Вщиж Жуковского района, Кветунское городище в Трубчевском районе и Долбатовские городища в Погарском районе — также были произведены раскопки. На городище "Торфель" в 1937 году исследованы остатки прямоугольного наземного жилища длиной 13 м. и шириной 6 м. Оно разделялось на секции, с открытым очагом в каждой из них. Пол очагов был выложен мелкими камнями. Судя по обломкам обожженной глиняной обмазки, стены постройки были сооружены из тонких бревен, а внутренние переборки — из жердей и хвороста. На этом же городище обнаружены три полуземлянки: одна круглая и две — удлиненно-овальные.
      На городище "Благовещенская гора" в с. Вщиж открыты остатки дугообразного дома, расположенного вдоль вала и как бы огибавшего площадку городища. Ширина дома 6 м. Основой его являлось небольшое углубление шириной 4 м. с плоским полом. Возможно, дом был разделен на отдельные секции. На площадке городища найдены следы стоявших по кругу столбов и обширного кострища в центре. Исследователь — академик В.А. Рыбаков рассматривает это место как языческое святилище. Площадка святилища по форме представляет собой полукруг, по границе которого стояли деревянные идолы неизвестных нам теперь богов. В центре капища находилось изображение главного божества. Святилище было окружено длинным узким помещением, в котором могли происходить собрания, пиры, поминание умерших.
      Землю обрабатывали сообща, община же хранила и распределяла продукты труда. Жители Почепского селища выращивали просо, несколько видов пшеницы, ячмень, горох, рожь, коноплю, из которой получали волокно для верёвок и ткани, а также маслянистые семечки.
      Поселения почепской культуры отличались от юхновских. Почепское селище находится на невысоком возвышении в пойме левого, низкого берега Судости. Площадь его намного превышает юхновские городища и стоянки каменного века. В нём могли жить несколько сот человек. Укреплений не требовалось, так как округа не была заселена, да и жителей в селище для отпора возможному врагу хватало. Каждая семья здесь жила в своей полуземлянке квадратной формы. Это было сооружение длиной в три-четыре метра и очагом в центре. Семейные полуземлянки располагались небольшими группами (родами или большими семьями).
      Для общего использования строились "летние кухни", были выкопаны погреба и зерновые ямы. Гончарная и железоделательная мастерские располагались по окраинам посёлка и принадлежали "большим семьям" или даже всей общине. Кроме изделий местного производства, в том числе стальных серпов и ножей, археологи нашли на Почепском селище фибулы (застёжки для плаща-накидки), изготовленные в Римской империи, и римскую парадную краснолаковую посуду.
       Остатки раннеславянских земледельческо-скотоводческих поселений известны во многих местах Брянщины. Наиболее обстоятельно исследованы Почепское и Синьковское селище. Судя по раскопкам, Почепское селище в центральной части было застроено небольшими жилыми землянками, а ближе к краям — различными хозяйственными сооружениями и ямами. При исследовании остатков этих землянок и сооружений найдено множество изделий из железа, бронзы, глины, кости и камня. Особенно много собрано обломков глиняной посуды. По способу изготовления и по формам она разделена на две группы. К первой относится грубая лепная хозяйственная посуда. Вторую группу составляет лощеная и гладкая посуда с символическими знаками. Аналогичные знаки имеются на старинных русских вышивках. Богатый, так сказать, ассортимент глиняной посуды говорит о высоком развитии гончарного дела у древнего славянского населения.
 




Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

И рожь ещё не клонится к меже
На Брянщине моей отяжелело,
А где – то под Черниговом уже
С серпом гуляет серпень в жите спелом.