СтраницаЭпоха бронзы

Эпоха бронзы Брянский край   

 
      В конце III тысячелетия до н.э. на будущую территорию Брянской области, двигаясь вверх по рекам Ипути, Судости, Десне, вторглись племена, которые археологи относят к культурам "Боевых топоров". Представители культуры "Боевых топоров" занимали обширную территорию от Центральной Европы до Прибалтики и Причерноморья. В нашей области поселение среднеднепровской разновидности этой культуры открыто в урочище Грудок у г. Почепа, а также в ряде других мест (под Севском крайняя юго-восточная точка продвижения).
        Пришельцы же, имевшие безусловно военное и культурное превосходство над местным населением, и не имевшие пока внутренних противоречий, в крепостях не нуждались. Позднее, в эпоху сосницкой археологической культуры, стал расширяться ассортимент предметов вооружения, изготовленных из сплавов на медной основе - бронзы, в основном кавказского происхождения. Это "наконечники стрел, ножи, острия копий, кинжал с прорезной рукоятью", выявленные при раскопках стоянок Кветунь и Юдиново.
      Новому населению культур "боевых топоров" необходимы были свободные от местного населения (рыболовов и охотников) земли, которые можно было бы использовать под пастбища для крупного рогатого скота и свиней. Условия Подесенья с его обширными пойменными лугами и дубравами ополий были для этого как нельзя более подходящими. В соседних районах хвойных полесий уцелело, вероятно, старое "неолитическое" население и способ хозяйства.

       Об основных видах наступательного вооружения как аборигенов, так и пришельцев свидетельствуют археологические материалы: у первых преобладало метательное оружие универсального назначения (оно могло использоваться как для охоты, так и для боя) - лук и стрелы, а также небольшие метательные копья - дротики, у последних - специализированное оружие ближнего боя - боевые топоры с каменными и бронзовыми лезвиями, в меньшей степени и несколько позднее - копья с широкими наконечниками, кинжалы и булавы (у вождей).
      На первый взгляд степень вооруженности "бронзовиков" намного превосходила "неолитчиков". У "неолитчиков", правда, был еще простой из одного куска дерева лук, обладавший меньшей "убойной силой". Кроме того, пришельцы, судя по инвентарю их захоронений, почти не располагали оружием дальнего боя, а ближайшие родственники местных племен "ямочно-гребенчатой керамики" (названы по орнаменту на глиняной посуде, ибо имя их кануло в лету), жившие на берегах Онежского озера, знали даже бумеранг. Могли использовать его и древние жители Подесенья.
      Для устрашения противника завоеватели могли носить на голове вместо шлемов скальпы быков и кабанов - вероятно их возможных тотемов.
      Что касается тактики, то у местных жителей (кроме нападения из засады) она, отсутствовала вовсе, о способах боя пришельцев сказать сложно. Для наших "бронзовиков" можно предположить такой способ ведения боя, как нападение не очень организованными, и в общем, руководимыми толпами. Ни конницы, ни колесниц они не знали, ибо не знали ни лошадей, ни ослов, ни даже верблюдов или слонов, которых могли бы использовать как верховых или упряжных животных.
      На Брянщине месторождений ни меди, ни олова нет. Поэтому, хотя среднеднепровские племена и относятся уже к бронзовому веку, однако у них еще преобладают каменные орудия, правда обработанные новыми методами (сверление, шлифовка, полировка). Хотя к концу II тысячелетия до н.э. появляются и крупные бронзовые изделия - наконечники стрел и копий, ножи, кинжал с прорезной рукоятью, но они составляют все же ничтожный процент по сравнению с каменными орудиями и встречены в несколько более поздний период.
      Во втором тысячелетии до нашей эры в жизни человеческого общества произошли важные социальные и производственные изменения. На смену каменному веку, длившемуся долгие тысячелетия, пришел век металла. Из меди и олова человек научился получать бронзу, он стал отливать из нее орудия труда и оружие. Достигший в эпоху неолита наивысшего расцвета матриархально-родовой строй отменяется, на смену ему пришел отцовский или патриархально-родовой. Теперь возросла роль мужчины. Женщина стала зависима от мужа и отца.
      Впервые стало возможным накопление некоторых запасов в виде скота и хлеба. Появление богатства вызвало появление имущественного неравенства. Между общинами и племенами начинается борьба за захват их. Археологически такие изменения отмечены наличием боевого каменного и бронзового оружия.
      От древних скотоводческих племен, обитавших в пределах края в первой половине второго тысячелетия до н.э., сохранились остатки поселений и могильников. Первый такой могильник был обнаружен еще в конце XIX в. на хуторе Александровском вблизи с. Брасово. Здесь было найдено несколько погребенных человек с каменным боевым оружием и глиняными сосудами.
      В 1947-1948 гг. экспедиция академика В.А. Рыбакова исследовала в урочище "Бялынец" неподалеку от ст. Вщиж Жуковского района остатки поселения и могильник ранней бронзы. Этот памятник указал археологам вщижский учитель С.П. Баранов. Было установлено, что на этом месте вначале располагалась стоянка, а затем здесь стали хоронить умерших. Это подтверждено высокими могильными холмами-курганами. При погребенных лежали каменные боевые, а также клиновидные топоры, наконечники дротиков и стрел, глиняные сосуды. Все эти предметы ныне можно увидеть, они экспонируются в Москве в Государственном историческом музее.
      К концу эпохи бронзы скотоводство и земледелие прочно вошли в жизнь племен, населявших край. Эти занятия стали основой их жизненного благополучия. Остатки поселений поздней бронзы встречаются значительно чаще и по занимаемой площади они гораздо больше. Одно из таких поселений раскопано в г. Почепе в урочище "Грудок".
      Люди эпохи поздней бронзы умерших сжигали на костре. Остатки кремации они собирали в небольшую кучку, ставили сосуд с жертвенной пищей и насыпали курган. На Брянщине известно несколько таких могильников. Один иа них находится у д. Дядьковичи Жуковского района, другой — в лесу близ ст. Ржаница, третий — у пос. Малиновка возле с. Лопушь Брянского района и четвертый — у с. Кветунь Трубчевского района. К эпохе бронзы также относятся первые сохранившиеся в Брянском крае захоронения. В них тело покойного уложено в могилу в скорченном виде, повернуто на бок и посыпано символом огня, жизненной энергии, солнца — красной краской минерального происхождения — охрой. В конце эпохи бронзы культ огня проявился ещё более явно — тела покойных стали сжигать. Подобные обряды характерны для первых индоевропейцев.
      С востока, навстречу распространявшимся с запада индоевропейским племенам "боевых топоров", но несколько позднее (в середине - второй половине II тысячелетия до н.э.) продвигаются из бассейнов Дона и Оки носители сначала абашевской, затем поздняковской культуры, потесненные другими народами. Движение проходило вверх по течению левых притоков Десны-Навли и Неруссы. Население поздняковской культуры являлось самым юго-западным "языком" финно-угорского мира, а территория Брянщины и сопредельных районов Украны - местом столкновения двух крупных суперэтносов - воинственных индоевропейцев (среднеднепровская, затем сосницкая культуры) и более мирных лесовиков - финнов (поздняковская, возможно более поздняя бондарихинская культуры). Первые явились предками балтов и славян, вторые частично растворились в веках баз следа, частично послужили основой формирования западной ветви марийского народа Поволжья. В состав воинов этих племен входили уже и колесничие.
      
 




Родной Брянск, милая сердцу Брянщина.

И снова шепчет надо мной,
Как в юности, наш
Брянский лес,
И пахнет тмином и сосной,
И пня сырого зимний срез…