Страницаэлектроплуг

1921 год. Брянский электроплуг.

С окончанием гражданской войны в Республике началась огромная созидательная работа по преодолению хозяйственной разрухи. 18 февраля 1921 года Совет Труда и Обороны (СТО) предложил ограничить на Брянском заводе ремонт бронепоездов и принять все меры для пуска плужного цеха с тем, чтобы начать выпуск электроплугов. Рост сельскохозяйственного машиност­роения становился необходимым условием для подъема народного хозяйства. СТО определял и сроки изготовления электроплугов: к 1 мая - пять восьмикорпусных балансированных плугов, к 15 мая - 15. Для ускорения их выпуска из рядов Красной Армии было откомандировано на завод 700 человек.

Началась серьезная и сложная работа по реализации заказа. 68 служащими, под руководством опытного инженера Н.И.Ду-чинского, были изготовлены чертежи. О том, что было дальше, вспоминал рабочий П.Прошкин: «Почетный ленинский заказ обрадовал и глубоко взволновал коллектив. Этот плуг являлся новинкой, научиться, как его делать, было не у кого. Не хватало металла, топлива. Но трудности нас не остановили. Топливо мы заготавливали в лесу, разыскали металл, быстро привели в порядок разлаженное оборудование. Люди трудились, не считаясь со временем: ковали лемехи, отвалы, гнули рамы, монтировали электрооборудование» [78]. Для проверки хода работ по изготовлению электроплугов из Москвы прибыл инженер В.И.Волошин, кото­рый в своей докладной от 25 апреля сообщал: «...В настоящее время работы по изготовлению первых пяти агрегатов идут полным ходом... Считаю необходимым отметить тот интерес к производству сельскохозяйственных орудий, какой наблюдается среди рабочих и технического персонала завода, особенно среди старых работников сельскохозяйственных цехов. Этим отчасти объясняется интенсивность выполнения заказа на балансированые плуги. Главная причина столь успешного движения заказа на плуги находится в многолетнем и богатом опыте в производстве сельскохозяйственных машин и орудий как завода, так и техни­ческого персонала... Можно с уверенностью сказать, что ни один завод не смог бы выполнить так быстро ту работу по этому заказу, которая уже проведена Брянским заводом» [79].

22 октября 1921 года на Бутырском поле под Москвой состо­ялось испытание плуга, на котором присутствовал председатель Совнаркома. Испытание прошло успешно. И уже на следующий день газета «Правда» назвала брянский электроплуг «еще одним завоеванием техники». Советское правительство высоко оценило трудовой подвиг бежицких рабочих, вознаградив около 70 человек. 8 ноября 1921 года закончилось восстановление прокатного цеха Брянского завода. И буквально в тот же день было опубли­ковано постановление СТО о выпуске на этом предприятии 30 000 передковых плугов и 12 000 борон «зигзаг». Выпуск этой продук­ции увеличивался с каждым годом: в 1922 году сельское хозяйство Республики получило 18 775 плугов, в 1923 году - 32 525, борон соответственно 2995, 7034 и 8711 штук. В акте осмотра плугов специальной комиссией синдиката «Сельмаш» отмечалось, что плуги Брянского завода по своему качеству не уступали лучшим западноевропейским образцам.

Первый электроплуг был изготовлен на Брянском заводе

В феврале 1921 года Совет труда и обороны страны предложил прекратить постройку новых бронепоездов на Брянском заводе, а освободившиеся ресурсы использовать для пуска плужного цеха.
22 октября 1921 года первый плуг был испытан на поле Бутырского хутора под Москвой, куда прибыл В.И. Ленин вместе со своей семьей – супругой Н.К. Крупской и сестрой М.И. Ульяновой.

Высоко оценив труд рабочих и служащих Брянского завода, Ленин порекомендовал особо наградить до 70 человек, в том числе орденом Трудового знамени, а также «использовать денежное и натуральное вознаграждение».

Брянский завод изгото­вил по заказу Совета Труда и Обороны рес­публики опытный обра­зец электроплуга. Рабо­чие за сборкой, 1921 год.