Брянская область - экологической безопасности региона
Анализ экологических проблем Брянской области свидетельствует о том, что несмотря на осуществление за последние годы комплекса природоохранных мероприятий как федерального, так и регионального значения, экологическая обстановка остается неблагоприятной.
В Брянской области сформировалась напряженная обстановка с отходами производства и потребления. На ее территории размещаются бытовые отходы почти 1,5 млн. жителей региона. Необходимо внедрение методов раздельного сбора мусора и сортировки его на фракции для дальнейшего использования и переработки на мусороперерабатывающих предприятиях.
Для успешного решения проблемы отходов для Брянской области требуется разработка единых нормативных правовых актов, программ проведения совместных мероприятий в сфере управления отходами и организация единой системы надзора и контроля процессов размещения (захоронения) отходов.
Многие реки Брянской области используются для водообеспечения и водоотведения предприятиями местной промышленности и населенными пунктами, а так же для сельскохозяйственного водоснабжения и орошения. Антропогенное воздействие отрицательно отражается на состоянии поверхностных и подземных вод, на их качественных и количественных характеристиках.
На территории Брянской области сложилась критическая водоохранная ситуация.
Всего на территории Брянской области насчитывается более 100 очистных сооружений механической и биологической очистки, общая мощность которых составляет 152,620 млн. м воды в год.
В поверхностные водные объекты области в 2005 году было сброшено ориентировочно 92,0 млн. м3 загрязненных вод: в том числе без очистки 2,0 млн. м вод, недостаточно-очищенных 90,0 млн. м вод.
Подавляющее большинство действующих очистных сооружений морально и конструктивно устарели, изношены, не отвечают современным требованиям экологической безопасности. Эффективность работы действующих очистных сооружений низкая. Практически все очистные сооружения работают не нормативно, т.е. не укладываются в установленные нормативы предельно допустимого сброса (ПДС) и оказывают отрицательное воздействие на водные объекты - приемники сточных вод.
В результате многие малые реки особенно временные водотоки превращаются в сточные канавы промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов.
Основными причинами неэффективной работы очистных сооружений являются неудовлетворительная их эксплуатация, перегрузка по объему поступающих сточных вод, несоответствие технологии очистки составу поступающих вод.
Ряд очистных сооружений биологической очистки обеспечивают очистку сточных вод до проектных параметров, но не доводят их качество до установленных нормативов (очистные сооружения гг. Трубчевск, Клинцы, Погар, Сшародуб, п. Белые Берега, и ряд других).
В 12 районных центрах области (г. Жуковка, г. Злынка, г. Мглин, пгт. Брасово, пгт. Выго-ничи, пгт. Дубровка, пгт. Климове, пгт. Комаричи, пгт. Красная Гора, пгт. Рогнедино, с. Горде-евка, с. Жирятино) очистные сооружения вообще отсутствуют, что приводит к сбросу в водные объекты неочищенных до нормативных требований сточных вод.
Реконструкция очистных сооружений в области ведется крайне медленными темпами, а строительство новых очистных сооружений практически прекращено из-за отсутствия финансовых средств у большинства водопользователей и не выделения средств из бюджетов всех уровней.
Брянская городская станция аэрации, из-за продолжительного срока эксплуатации и неравномерного распределения нагрузки по очередям, работает неэффективно, не отвечает современным требованиям экологической безопасности, перегружены по объему поступающих сточных вод и не в состоянии обеспечить их очистку. Вследствие чего в р. Десна со сточными водами сбрасываются сотни тонн загрязняющих веществ. Вызывает особую тревогу состояние иловых карт очистных сооружений, расположенных в черте города на берегу реки в водоохранной зоне. На иловых картах скопилось большое количество осадка (за 2005 год образовалось 6192,62 тонны ила, всего накоплено -106 984,8 тонны), что может привести к прорыву ограждающих дамб и залповому сбросу концентрированных загрязнений в реку Десна.
Назрела острая необходимость строительства 3-й очереди очистных сооружений в г. Брянске с объектами илового хозяйства. Но из-за больших объемов необходимых капвложений вопрос их строительства постоянно откладывается на неопределенное время.
В соответствии с современным состоянием градостроительства и улучшения экологической обстановки в г. Брянске проблемными вопросами остаются:
сброс неочищенных сточных вод в р. Болва завокзальной части застройки Бежицкого района;
реконструкция очистных сооружений города; перекладка самотечного коллектора по ул. 2-я Ломоносова;
строительство коллектора от микрорайона «Аэропорт» до коллектора «Нижней зоны», протяженностью 4,6 км 0 800 мм.
По водоснабжению города важнейшими остается решение следующих задач: реконструкция Бордовичского водозабора;
строительство станций обезжелезивания в Володарском и Фокинском районах; строительство водопровода от Городищенской площадки до микрорайона «Аэропорт» и реконструкция водозабора «311 квартал»;
Одним из направлений системы экологической безопасности является проведение производственного лабораторного контроля за качеством питьевой воды в полном объеме. Неудовлетворительный контроль качества питьевой воды юридическими лицами и частными предпринимателями и неудовлетворительное санитарно-техническое состояние источников питьевого водоснабжения, как централизованного так и не централизованного, являются одним из факторов оказывающих отрицательное влияние на здоровье населения. Недоброкачественная питьевая вода может явиться следствием неблагоприятного прямого или косвенного воздействия на здоровье населения, обусловленного микробиологическим или химическим загрязнением питьевой воды. Из проблем, связанных с химическим загрязнением питьевой воды, кроме повышенного содержания железа, следует отметить высокую нитратную загрязненность грунтовых вод, питающих шахтные колодцы.
Не соответствует технология очистки составу подаваемых сточных вод на предприятиях ОАО «Брянскспиртпрома», Мглинского маслозавода, Унечского сушильного завода. Очистные сооружения таких районных центров, как Дятьково, Унеча, Карачев, Злынка представлены полями фильтрации, т.е. очистными сооружениями естественной очистки.
Некоторые очистные сооружения в режиме биологической очистки не раоотают, а ис-нптьзуются, как очистные сооружения механической очистки. Это, прежде всего, очистные со-: сужения г. Севска, п. Погребы, п. Клетня, Дубровского маслозавода, ОАО «Крахмалопатока».
Полуразрушены очистные сооружения в г. Почеп.
Практически без очистки сбрасываются сточные воды п. Навля.
Очистные сооружения ОАО «Крахмалопатока» введены в эксплуатацию в 1978 г., с 1996 г. гннансовые средства на проведение капитальных и текущих ремонтов не выделялись. Подземные очистных сооружений эксплуатируются без ремонта и замены на новые с момента ввода в эксплуатацию.
В случае аварии или залпового сброса неочищенных сточных вод возможно трансграничное загрязнение р. Снов, проходящей по территории Черниговской области.
Неудовлетворительно эксплуатируются очистные сооружения, находящиеся в ведении . епьских администраций.
Ряд предприятий мясной и молочной промышленности без предварительной очистки сбра-: ывают высококонцентрированные сточные воды на бессбросовые поля фильтрации, которые выполняют роль накопителей сточных вод, являются потенциальными источниками загрязнения подземных вод.
Из года в год не решается вопрос об устройстве ливневой канализации в черте г. Брянска. Во время дождей с территории жилых массивов смывается большое количество загрязняющих веществ, которые попадают в р. Десна, минуя очистку.
В зимний и ранневесенний период производится сброс загрязненного снега в поймы рек.
Одними из путей решения названных проблем должны стать: организация и совершенствование структуры органа управления, в том числе и в сфере использования и охраны водного фонда;
разработка и реализация муниципальных программ, утвержденных в установленном порядке, и направленных на рациональное использование и охрану водного фонда;
создание системы устойчивого финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий, проводимых на территории области.
По данным учета в 2005 году на предприятиях области образовалось 1 014 528,251 тонн отходов различных классов опасности.
Из них на полигонах и санкционированных свалках области было захоронено 308 274,64тонн твердых бытовых отходов.
Такая диспропорция объясняется как недостатком отвечающих требованиям действующих норм объектов по обезвреживанию отходов, так и слабостью централизованного вывоза бытовых отходов от частного жилого сектора, предприятий малого бизнеса, торговли, гаражных и садовых кооперативов (из-за отсутствия или несоблюдения муниципальных правил благоустройства и содержания территории), отсутствием должного учета и контроля за поступающими на свалки отходами.
Захоронение ТБО на территории области осуществляется на 4 полигонах, 137 санкционированных свалках и более 150 не обустроенных в соответствии с требованиями СНиП несанкционированных свалках.
Необходимо отметить, что из 43 зарегистрированных лицензий на деятельность по обращению с опасными отходами лицензию на вышеназванную деятельность среди предприятий жилищно-коммунального хозяйства имеют только МУП г. Дятьково и Дятьковского района "ЖЭУ", Жу-ковское МУП "Жилкомхоз", МУП "Фокинское УЖКХ", МКП "Жильё" г. Новозыбков, МУП "Спецавтохозяйство" г. Брянска.
Состояние санкционированных свалок и полигонов, их обустройство, технология эксплуатации не соответствует требованиям природоохранных норм и правил. Обязательные технологические операции (уплотнение отходов, послойная засыпка грунтом) осуществляются от случая к случаю, контроль качественного состава отходов не ведется.
К основным проблемам сбора ТБО относятся:
необеспеченность контейнерами для их сбора в соответствии с нормативными требованиями;
- отсутствие в большинстве населенных пунктов нормативного количества оборудованных контейнерных площадок;
- изношенность парка мусоровозов;
- сложности с вывозом отходов от частного жилого сектора.
Транспортирование отходов специализированным транспортом осуществляется лишь в крупных городах. В большинстве населенных пунктов вывоз осуществляется любой имеющейся в распоряжении предприятий ЖКХ техникой.
Требует решения проблема сбора и переработки отходов полимерных материалов. Образующиеся на промышленных предприятиях полимерные отходы только на 50% используются на собственных предприятиях, около 30% вывозится для захоронения на полигоны ТБО, часть отходов хранится на территории предприятий. Кроме того, на свалки вместе с бытовыми отходами вывозится большое количество бытовой полиэтиленовой пленки и тары из-под пищевых продуктов.
В области в целом остается нерешенной проблема обезвреживания и утилизации токсичных отходов, из которых:
- отходы гальванического производства размещены на территории предприятий в металлических и бетонных хранилищах, на предприятиях уже накоплено более 1613,155 тонн, в том числе в 2005 году образовалось 56,0 тонн отходов гальванического производства {{ЗАО «УК БМЗ», ЗАО «Термотрон-Завод», ФГУП «111 военный завод МО РФ», ОАО «Жуковский велосипедный завод», ФГУП «БЭМЗ», ОАО «Реле», ОАО «СТЭЛЗ» и др.).
- отходы хлористого бария (II класса) не утилизируются на предприятиях области, они размещаются для хранения на промплощадках, в том числе учитывается и кирпич, пропитанный солями хлористого бария, таких отходов накоплено более 16,0 тонн {ЗАО «УК БМЗ», ЗАО «Термотрон-Завод», ФГУП «111 военный завод МО РФ», ОАО «Жуковский велосипедный завод» и др.).
Не в полной мере в области используется горелая земля, на предприятиях области (ЗАО «УК БМЗ», ООО «ПК Бежицкий сталелитейный завод», ЗАО «Термотрон-Завод», ОАО «Ирмаш» и др.) накоплено более 40 тыс. тонн горелой земли. Опасность для окружающей природной среды представляют отвалы горелой земли, расположенные в водоохранных зонах рек и других открытых водоемов.
Не решается проблема с утилизацией или использованием таких токсичных отходов, как обезличенных и непригодных к использованию пестицидов и ядохимикатов. Их количество на территории области составляет 359, 523 тонн.
Кроме этого требуют решения проблемы утилизации медицинских отходов, лекарственных препаратов, сбор, обезвреживание и утилизация которых должны осуществляться в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Всего в лечебно-профилактических учреждениях области в 2005 году образовалось - 743,10 тонн различных видов отходов.
Интенсивный рост парка автомобилей в регионе, а по данным Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД Брянской области в области насчитывается легковых автомобилей - 118510 шт., грузовых автомобилей 32307 шт., автобусов - 5952 шт., приводит к постоянному накоплению изношенных автомобильных шин. Проблема их переработки имеет большое экологическое и экономическое значение. Амортизированные автомобильные шины являются ценным вторичным сырьем и содержат в себе каучук, металл, текстильный корд и гораздо рациональнее наладить их коммерческую переработку как перспективную отрасль малого и среднего бизнеса.
На территории области переработкой изношенных автомобильных шин занимается Государственное учреждение ОБ 21/1 УИН Минюста России по Брянской области. Опытно-промышленная линия по производству измельченного вулканизата и РТИ принята в эксплуатацию в 2002 году. Всего на предприятии переработано около 120 тонн резиновых отходов, из них в 2005 году - 25 тонн. Покупателем вулканизата является завод в г. Вязьма. Изношенные автомобильные шины с металлическим кордом на данной линии не могут перерабатываться в связи с износом соответствующего оборудования.