Эхо брянского леса. (в брянском драматическом театре)
В 50—70-е годы в Брянске понастоящему любили театр. Такого не было ни раньше, ни позже, когда брянские звезды вроде Зайденберга и Кулагина, успешные режиссеры, и самый известный из них Погребничко покинули наш город и устремились пожинать лавры славы в столицы.
Знаток брянских театральных историй Владимир Бизюкин сравнивал Орел и Брянск, и, по его словам, сравнение было не в пользу нашего театра, в котором зрителей обычно хватало на 5-6 премьерных спектаклей, тогда как в Орле — минимум на 10. Но была в истории брянского театра удивительная премьера, совершенно особенный спектакль, к которому нельзя было применить никакие привычные рамки — это «Эхо брянского леса» по пьесе бывшего брянского партизана, журналиста газеты «Брянский рабочий» Семена Шермана.
С пьесой было так. Она стала первой пьесой о брянских партизанах, и театр очень захотел ее поставить, но первый вариант был явно слабоват и требовал доработки. Когда областные власти решили, что пьесу про партизан надо дорабатывать и ставить, то возник вопрос — кому? И тут вспомнили о брянском актере Ляшенко, который прежде успешно занимался режиссурой в других театрах. Правда, там режиссер отметился не только творческими успехами, но победами личного свойства над сердцами множества актрис. В итоге раз за разом в театральной среде происходили волнения, а Ляшенко приходилось бежать из очередного очага культуры.
В театре задумались, а правильно будет с политической точки зрения доверить разработку патриотической темы столь легкомысленному мужчине? Однако в конце концов логика целесообразности победила сомнения морального смысла. Рассказывали, что когда Ляшенко узнал о назначении, то в восторге вышел из ответственного кабинета на руках. Ну, как было такого дамам не любить?
Ляшенко в итоге добился удивительного, небывалого результата. Вместе с Шерманом они переписали пьесу, причем, к ее сочинению привлекли самих брянских партизан. Они участвовали в обсуждении главных линий спектакля, сидели на репетициях, волновались за героев.
Общими усилиями «Эхо» превратилось в своеобразный народный эпос, где были соединены, вроде, несоединимые вещи: и увлекательная интрига, и любовная мелодрама, и элементы политического плаката. О работе над пьесой регулярно рассказывало местное телевидение, радио, газеты. Без преувеличения, весь город ждал премьеры.
Успех спектакля был грандиозным. В Брянске «Эхо» посмотрели десятки тысяч зрителей, при этом многие впервые пришли в театр ради именно этой темы, этого спектакля. Со спектаклем брянский театр на гастролях проехал полстраны. В репертуаре он продержался 10 лет — для провинции удивительный случай, а само «Эхо» стало символом брянского театра. И все придумал очень легкомысленный человек, но, как выяснилось, очень талантливый режиссер Ляшенко. Выходит, не ошибся обком партии в выборе