СтраницаЕГЭ

ЕГЭ в Брянске

Очередное испытание школьников в самом разгаре. Вслед за русским языком одиннадцатиклассники школ, гимназий и лицеев штурмуют новый олимп знаний - сдают царицу наук - математику. О том, что и как изменил единый госэкзамен, атакже какие преимущества и недостатки он до сих пор несёт в себе как форма проверки знаний, говорит  директор городской гимназии №4 Надежда ВИНОГРАДОВА.
-    Надежда Михайловна, скажите, привыкли ли учащиеся за эти 10 лет к ЕГЭ?
-    Безусловно, более того, с появлением единой формы сдачи выпускных экзаменов детям стало гораздо легче рекомендовать себя для поступления в ведущие вузы страны. Ведь успешная сдача ЕГЭ - уже залог того, что ребёнка зачислят в престижный вуз без дополнительных испытаний, за исключением творческих специальностей. Разумеется, это плюс.
-    Но ведь многие дети попрежнему испытывают стресс, когда сдают экзамены в чужой школе, плюс требования к самой процедуре тестирования год от года только ужесточаются?
-    Это не повод говорить о негативной стороне единого госэкзамена. Тем более что за все годы его проведения дети успели привыкнуть к выездным условиям и не видят в этом ничего страшного.  За это время можно адаптировать любого ребёнка, ведь главная цель экзамена - не запугать, а дать объективную оценку ею знании, и учащиеся это понимают. Это же касается и ужесточения правил, все они направлены исключительно на объективность экзамена.
-    Выходит, ЕГЭ стал хорошей альтернативой прежней форме сдачи выпускных экзаменов?
-    Если рассматривать с точки зрения формы, то да, а вот над содержанием придётся ещё хорошенько поработать. И дело тут не только в самих тестовых заданиях, которые часто содержат ошибки или некорректные формулировки в вопросах, но и в отсутствии творческой составляющей. Речь идёт о сдаче таких предметов, как физика, химия, биология, литература, иностранные языки. В таких дисциплинах нужна не только теория, но и практика, которая по какой-то причине отсутствует. Особенно это касается иностранных языков, где всё сведено к грамматике, чтению и переводу. Для любого языка - это страшно.
Также неплохо было бы учитывать и пожелания вузов с творческим уклоном, абитуриентам которых нужны не только результаты тестирования, но и оценка их работа вне школьной программы. Иными словами - портфолио учащегося, куда бы входили его достижения в олимпиадах конкурсах и прочие допол нительные навыки.         
-    Наверняка за время существования единого государственного были инициативы, которые могли бы вывести его на более качественный уровень?
-    Конечно, были, и не одна. Более того, некоторые из них до сих пор находятся в подвешенном состоянии, и есть надежда, что к ним ещё вернутся в ближайшем будущем. Одна из таких инициатив касается пресечения коррупции в сфере образования. Речь идёт о проверке заданий перекрёстным способом. То есть работы учащихся следует проверять не в пределах региона, а отправлять их в другие города. Таким образом, можно стопроцентно исключить факт коррупции на экзамене.
Вторая инициатива касается непосредственно самих учащихся. Она предполагает возможность проверить свои знания по предмету самостовисимых центрах, без участия школы. Такой эксперимент проходил несколько лет назад в трёх российских городах и оказался востребованным среди старшеклассников. Думаю, и в Брянске такая возможность не была бы лишней.
-    Какие дополнительные экзамены чаще всего сдают учащиеся вашей гимназии?
-    Около 80% выбирают обществознание. Прежде всего, это связано с тем, что многие выпускники поступают на экономические или юридические специальности. Далее почти в равном соотношении следуют: физика, химия, информатика и биология. А вот менее популярны география и иностранные языки.
-    Что думают по поводу ЕГЭ родители да и сами учителя?
-    К счастью, родители тоже стали спокойнее относиться к экзаменам, хотя у некоторых всё ещё остаётся предвзятое отношение к ЕГЭ, но не столько к самой форме сдачи, сколько к условиям тестирования. Некоторые считают действующие правила слишком суровыми для детей, поэтому нервничают больше экзаменуемых.
Что касается учителей, то могу заверить, что на сегодняшний момент они готовы обеспечить детей нужными для этого испытания знаниями.
-    Если учителя готовы, то почему же дети так часто прибегают к услугам репетиторов?
-    Здесь другая проблема - несоответствие школьной программы и КИМов. И это существенная недоработка. То есть фактически для того, чтобы сдать ЕГЭ, ребёнок вынужден либо заниматься самообразованием, либо прибегнуть к помощи репетиторов. К тому же все дети разные, одному нужно больше времени на усвоение материала, другому меньше. Отсюда и процветание репетиторства.
Конечно, по-хорошему, нужно, чтобы учебная программа соответствовала КИМам, тогда в течение года ребёнок будет иметь возможность заниматься по той схеме, которая есть в тестах.

Надежда ВИНОГРАДОВА, директор гимназии №4, заслуженный учитель России, председатель комитета по образованию, молодёжной политике, культуре и спорту общественного совета города Брянска.
Родилась в Минске; окончила исторический факультет Саратовского государственного университета; с 1979-го по 2005 гг. работала учителем, завучем, а затем директором Брянской городской школы № 24.
С 1996-го по 2009-й являлась депутатом Брянского городского Совета народных депутатов.
Замужем, имеет двух дочерей.