СтраницаДворец культуры

Здание дворца культуры машиностроителей (БМЗ) в Бежице - Брянск

Закладка Дворца культуры в Бежице. 1927 г.

Дворец культуры БМЗ Дата съемки: август - декабрь 1950

Построен в 1929 году по проекту архитектора Савельева в Бежицком районе Брянска. Первоначально это было величественное здание в стиле конструктивизм. В годы войны Дворец был взорван фашистскими оккупантами, и при восстановлении ему был придан классический стиль. Фотография из архива Артема Богинского.

 

Брянский край на спичечных этикетках. Брянский Вестник.  Бежица. Дворец культуры.

Фабрика "Ревпуть" ст. Злынка. 1959

Н а т о м м е с те, гд е д в а
с небольшим месяца назад были
лишь вырыты котлованы под
фундамент да высились штабели
кирпича, горы песка и бунтового
щебня, теперь выросли массив-
ные стены будущего памятника
Ильичу – рабочего Дворца куль-
туры в Бежице.
Еще только местами здание
выведено под крышу, а уже сво-
им видом оно подавляет близ-
лежащие постройки, не только
ветхие, деревянные – горте-
атр и кино «Горн», но и двух-
этажный Нардом. За короткий
двухмесячный период продела-
на большая, заметная для глаз
работа.
Рабочим «профинтерновцам»
было бы, пожалуй, небезынте-
ресно побывать на новострой-
ке именно сейчас, чтобы иметь
представление о советском стро-
ительстве в стадии его произ-
водства, особенно интересна
была бы такая экскурсия для
тех, кто присутствовал 1‑го мая
на закладке.
Сейчас работы идут и вну-
три здания, и снаружи, и в зем-
ле, и над землей: кладутся стены,
вяжется каркас для цементиро-
вания, роются подвалы, подво-
зится и подносится материал.
Нача льник пост роеч ного
управления тов. Галкин К. А. –
бывший металлист, слесарь Лу-
ганского паровозостроительного
завода, знакомит с положением
дел на постройке:
– Снабжение материа лами
в данный момент для беспе-
ребойного производства работ
обеспечено. «Профинтерн» при-
ступил к изготовлению стропил
железных конструкций для кры-
ши зрительного зала, в осталь-
ной части здания крыша в де-
ревянных балках. К ладка стен
должна быть закончена к 1 ок-
тября, к 20–25 октября – бетон-
ные работы.
Н а п о с т р о й к е з а н я т о
до 180 рабочих, подбор их сей-
час вполне хорош, но первое
время для земляных работ бир-
жей труда присылались совсем
незнакомые с этим делом люди,
получалась недовыработка норм,
застой в работах.
Остро ощущается недоста-
ток в квалифицированной ра-
бочей силе: трудно найти плот-
ников. Четырех арматурщиков
д л я железобетонны х работ
пришлось выписать из Мо-
сквы. Есть опасения, что бу-
дет нехватка и в кровельщиках.
Средний дневной заработок
каменщиков – 5 р. 50 к., чер-
норабочих по подноске мате-
риала, плотников и землекопов –
3–4 руб.
Для рабочих выстроено два
барака, снабженных отдель-
ными топчанами с сенниками
на них. Сейчас приступлено
к отоплению бараков. Имеются
две кухни, на работах и при об-
щежитиях. Обед готовит первая,
ужин – вторая кухня, таким об-
разом, рабочие имеют возмож-
ность получать горячую, свеже-
изготовленную пищу.
Е сл и подача материа лов
и в дальнейшем будет произ-
водиться так же, как и до сего
времени, можно надеяться, что
зима не застанет нас врасплох
и снег не вызовет перебоев в ра-
боте.
Ф. И.
(«Брянский рабочий»,
23 сентября 1927 г.)

Сквер у Дворца Культуры БМЗ. Около 1954 г. Автор фото – Янелис  Э. А

Дворец культуры завода «Красный Профинтерн», 1927-1929 гг. (арх. Л.И. Соловьев)

Памятник В.И. Ленину на площади перед ДК завода «Красный Профинтерн», 1927-1929 гг. (арх. Л.И. Соловьев)

Дворец культуры завода «Красный Профинтерн» (БМЗ). История проектирования и строительства

Дворец культуры был торжественно заложен 1 мая 1927 года, а 11 июня президиум губисполкома утвердил проект здания. Автор проекта дворца Леонид Иванович Савельев (1903–1965) –советский архитектор-конструктивист, работал в проектной мастерской № 2 Моссовета, которую возглавлял Академик архитектуры А.В. Щусев (1873-1949). Один из авторов конкурсного проекта гостиницы Моссовета «Москва» (в соавторстве с архитектором О. А. Стапраном).

Экспертом проекта выступил уже известный архитектор-художник А.З. Гринберг. В рассмотрении проекта участвовали брянские архитекторы Фёдор Романович Амлонг и Виктор Константинович Филиппов.

Дворец приняли в эксплуатацию 20 января 1929 года. Это величественное здание в стиле конструктивизма с широким подъездом, массивными дверями, светлым нарядным вестибюлем, зрительным залом на 1200 мест, лекционным залом и двумя библиотеками, многочисленными комнатами для кружков и коллективов художественной самодеятельности, могло вместить одновременно более 7 тыс. человек. Отделка помещений отличалась оригинальностью — фойе каждого этажа имело свой колер, все отделочные материалы — от дубового паркета до высокосортного листового стекла (бемского) для окон было изготовлено на местных предприятиях.

Системы инженерного обеспечения дворца (водопровод, в т. ч. противопожарный и канализация) проектировала техническая контора по спецработам Мосстроя. Интересна переписка руководства конторы с М.Г. Шилянским по техническим вопросам.

Системы обеспечения отоплением и вентиляцией разрабатывало отделение строительно-монтажного бюро Ленинградского отделения теплотехнического института, причем, некачественно, пришлось делать перерасчет.

Здание дворца оснащалось новейшим на тот момент оборудованием, например, применялись американские вентиляционные решетки.

Старшим производителем работ на строительстве дворца был архитектор-художник Виктор Константинович Филиппов. Руководил строительством М.Г.Шилянский, председатель строительного комитета дворца А.Ф.Чернышев.

В 1937 г. 18 мая на площади перед дворцом был открыт величественный памятник В.И. Ленину – автор известный московский скульптор Вячеслав Андреевич Андреев, работал с Верой Игнатьевной Мухиной.

Бежица, площадь перед ДК БМЗ. Около 1960 г. Автор фото – Янелис Э. А.

Фонтан у ДК БМЗ.

*

Дворец культуры паровозостроителей

Выйдешь на центральную площадь Бежицы, где стоит памятник основателю нашего социалистического государства Владимиру Ильичу Ленину, и перед тобой откроется красивое с колоннами здание. В скупых лучах осеннего солнца поблескивают отделанные бронзой лепные украшения, сверкают полотна стекол многочисленных окон и дверей, отражают море света беловатые стены фасадов. Это недавно открытый Дворец культуры паровозостроителей.

На сооружение Дворца культуры государство израсходовало более десяти миллионов рублей и на его оборудование около двух миллионов рублей. Здесь созданы все условия для культурного и интересного отдыха трудящихся.

… Вечером к Дворцу культуры то и дело подходят в одиночку, парами и группами молодые и пожилые рабочие и работницы. Олин направляются к театральному подъезду, другие — в клубную часть.

Просторное, залитое светом фойе. Блестит натертый паркетный пол. На окнах и дверях портьеры и драпировки из дорогой матерки. Стоит мягкая ме6ель, на стенах висят картины и портреты.

Вот раздается звонок, и распахиваются двери зрительного зала. Сверкает и искрится хрустальная люстра. Ее мягкий свет ярко освещает богатое убранство зрительного зала. Ряды удобных, отделанных красной материей кресел ступеньками поднимаются кверху. Поблескивает позолота на люстрах.

Зрители заполняют зал. Он вмещает сразу 900 человек. Медленно гаснет люстра, за ней десятки боковых огней, и раздвигается тяжелый бархатный занавес. Начинается спектакль…

Здесь выступает Брянский областной драматический театр. Он показал трудящимся Бежицы спектакли «Порт-Артур», «Семья», «Раки». На постановках побывало несколько тысяч бежичан.

Во Дворце культуры может работать не только драматический театр, но оперный и музыкальный. Большая и глубокая сцена позволяет осуществлять различные постановки. Она оборудована по последнему слову театральной техники.

… В то время, когда в театральном зале Дворца ставится спектакль, в клубной часта его идет напряженная творческая работа коллективов художественной самодеятельности, читаются лекции, проводятся читательские, технические конференции.

Клубная часть Дворца занимает три этажа. Здесь расположены лекционный зал на 209 мест, библиотека, читальный зал, кабинет технической пропаганды, комнаты для занятий кружков, биллиардная, танцевальный зал. Сотни рабочих, инженерно-технических работников, служащих паровозостроительного завода и других предприятий и организаций города приходят сюда 40 только развлечься, отдохнуть, но и получить знания, поделиться опытом работы, перенять его у других.

При Дворце работает научно-технический, стахановский и литературный лектории. В этом году проведено около 150 лекций и докладов на общественно-политические, естественнонаучные, технические темы. Их прослушало более 30 тысяч человек. Лекции и доклады читают лекторы горкома партии, члены Общества по распространению политических и научных знаний, инженерно-технические работники завода, лучшие производственники, новаторы и рационализаторы. В прошлом месяце, например, молодежный научно-технический лекторий прошел лекции на темы: «О техническом прогрессе в СССР», «Скоростные методы обработки металлов» и др.

При Дворце работают драматический коллектив, три хора — академический, народной песни и хор мальчиков, кружки сольного пения, художественного чтения, литературный, прикладного искусства, кройки и шитья, хореографический коллектив, духовой оркестр, ансамбль баянистов. В них занимается более 400 рабочих, интеллигентов, домохозяек. Около 200 детей паровозостроителей состоят в детских секциях коллектива художественной самодеятельности. Для участников самодеятельности приобретены пианино, рояли, инструменты для духового и струнного оркестров, костюмы для драматического, хорового и хореографического коллективов.

Коллективы художественной самодеятельности Дворца культуры пользуются большой популярностью у трудящихся Бежицы. Они выступают с концертами и в цехах завода, в подшефном колхозе.

… На третьем этаже расположены комнаты, гак говорят работники Дворца, самых шумных коллективов самодеятельности; хорового, оркестрового и сольного пения. Вот приоткрылась дверь с табличкой «Комната сольного пения», и оттуда доносится ария Ивана Сусанина, исполняемая приятным басом. Это поет инженер центральной заводской лаборатории Аркадии Чурилин.

В кружке сольного пения под руководством А. И. Зуева, также работника завода, заминаются, кроме Чурилина, еще многие товарищи. Заметных успехов добились врач Намлиева, телефонистка Сидорова, домохозяйка Белышева, бухгалтер-ревизор Ильинский. Их выступления всегда тепло встречают зрители.

Из соседней комнаты доносится песня, исполняемая хором. Под руководством хормейстера Михайлова хористы сейчас разучивают новые песни. В репертуаре хора уже насчитывается более 100 песен.

В третьей комнате занимается драматический кружок, которым руководит режиссер Баталин. Театральный коллектив готовит новую пьесу «Честь семьи».

А вот распахнулась дверь лекционного зала. Оттуда выходят молодые рабочие. Это окончилась демонстрация научно-технического фильма. Юноши оживленно беседуют, делясь мнением о кинокартине и лекции, сопровождавшей ее.

На втором этаже самые большие и светлые комнаты отведены для библиотеки и читального чала. Около 23 тысяч томов политической, художественной, научной и технической литературы насчитывает библиотека. Она постоянно пополняется книгами. Только в этом году приобретено их на 20 тысяч рублей. Паровозостроители любят свою библиотеку. В ней берут книги более трех тысяч трудящихся.

Многие паровозостроители и в соседних с библиотекой комнатах. В одной из них, склонившись над столиками, сражаются шахматисты, в другой — стучат косточками любители домино, в третьей — идет борьба между биллиардистами. И кто бы ни пришел сюда, он найдет себе занятие по душе, разумно, интересно и культурно проведет свой отдых.

Замечательный подарок к празднику Великого Октября получили брянские паровозостроители. Созданный для них Дворец культуры — одно из многочисленных проявлений великой заботы партии и правительства о советском человеке, об удовлетворении его растущих материальных и духовных запросов.

Д. Кузнецов.

Брянский рабочий. – 1983. – 7 ноя. (№220)

Проект восстановления дворца культуры (БМЗ) 1947 год.