Страница Душкино

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы,  Клинцовский район Брянской области

Село Душкино Клинцовского района Церковь Рождества Богородицы

Село находится в восемнадцати километрах на юго-восток от города Клинцы. Церковь расположена в центре села, выходя на улицу южным фасадом. Это самое значительное здание села. Она построена в 1891 году на средства прихожая. В 1940 году частично перестроена, причем тогда были убраны завершения собственно церкви и колокольня. Эта перестройка нарушила объемно-пространственную композицию, и церковь утратила значение памятника архитектуры. План ее крещатый, традиционный. Это отражено и в объёме - пересечением двух лежачих параллелепипедов; над средокрестием возвышалось завершение. Какой был облик его, а также колокольни, судить не представляется возмож­ным. Характер декора сохранившейся части соответствует времени построения церкви.

В интерьере сохранился иконостас с иконами позднего, начала XX века, письма.

Расположена в центре села Душкино Клинцовского района. Сооружена местными мастерами в 1891 году

Церковь Рождества Богородицы расположена в центре села. Сооружена местными мастерами в 1891 г. вместо прежней деревянной (известна с 1609 г.); стены на кирпичном цоколе рублены из бревен без остатка и обшиты тесом. Разобранное в нач. 20 в. завершение заменено новым во время ремонта 1940 г., колокольня утрачена.

 

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Душкино известен с 1609 года. В нем был устроен один Престол. Кровлю его венчали три купола. В таком виде он простоял до 1808 года, когда вследствие сильной бури две главы были сорваны. После этого храм был перестроен: главы с храма были убраны, отдельно от храма была поставлена колокольня. В 1858 году фундамент под храмом был заменен на каменный. Колокольня была соединена со зданием храма. В 1891 году деревянный храм был выстроен заново. После большевистского переворота было разобрано завершение храма и колокольня. Во время ремонта в 1940 году завершение храма возстановлено.

Клинцовский район. Ардонь. Церковь Рождества Богородицы. ХХ в.

Церковь Рождества Богородицы (Николая Чудотворца) в Ардони Клинцовского района (в архитек­туре ощущается влияние модерна, начало XX в.)

Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, ко­торый тщательно прорабатывался. В отличие от эклектизма, предшественника модерна, прослеживается отказ от прямого копиро­вания форм классицизма, барокко, других стилей.

Особо важную роль в архитектуре русско­го модерна играл цвет, так как приходилось учитывать национальные традиции русского зодчества.

АРДОНЬ

ЦЕРКОВЬ   РОЖДЕСТВА   БОГОРО­ДИЦЫ (НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА),

нач. 20 в.

Расположена на холме в центре се: доминирует в его застройке. Построе в нач. 20 в. (заложена в 1901 г.), стен кирпичные,  побеленные, завершения бревенчатые, обшитые тесом. Своео разный сельский храм юго-заладне Брянщины  с  предельно лаконичнь" убранством,  в  архитектуре  которо ощущается влияние стиля модерн.

В   крестообразной   объемно-про­странственной композиции явно замет­но  подражание древним деревянным храмам Брянщины. Основной кубиче­ский объем возвышается над прям-угольным алтарем, трапезной и бок выми рукавами, крытыми на два ска с фронтонами на торцах. Венчает е~ рубленый приземистый глухой восьм-рик, на котором водружена необычно крупная граненая луковичная глава крестом на маленьком яблоке. Над за падной частью трапезной с входньг крыльцом на двух колоннах поставле массивный четверик колокольни с глу­хим ступенчатым  основанием и не­большими арками звона.

Прямоугольные окна храма с про­стыми деревянными наличниками и ставнями напоминают окна жилых по­строек. Стены завершены простыми карнизами. Единственным членением фасадов являются тяги. Изломанные в виде щипцов в верхней части основного объема, они повторяют силуэт тре­угольных фронтонов боковых рукавов и алтаря, а на четверике звона проходят у основания и пят арок, украшенных замками.

В интерьере центральная часть хра­ма объединена с прилегающими по­мещениями широкими арочными про­емами; обособлена лишь западная часть трапезной с лестницей на коло­кольню. Перекрытия плоские, балоч­ные. Внутреннее убранство относится к нач. 20 в., а иконостас с иконами -к кон. 19-20 в.

Лазаревский, 1888, с. 457-461; Передников, 1901. с. 211-213; Корноухое, с. 44; Цапенко. 1972. с. 70-71