ПУСТЬ НАПИТАЕТСЯ ДУША. БРЯНСК.
В начале октября в выставочном зале «Персона» детской школы искусств № 1 им. Т. П. Николаевой яблоку негде было упасть. Выставлялся не начинающий художник, а личность, уже состоявшаяся как педагог.
Галерею заполнили друзья и знакомые Аллы Зайцевой, впервые представившей на суд любителей живописи свои работы,— мальчишки и девчонки из Брянского кадетского корпуса полиции имени Героя России В. И. Шкурного, милые, раскованные и одновременно подтянутые в своих красивых мундирчиках, художники, журналисты, фотографы и священнослужители.
Присутствие святых отцов вовсе не было случайным. Алла Ивановна взяла в руки кисть, чтобы писать иконы. И за прошедшие 5—6 лет показала, что работы ее профессиональны, в них много энергии. А иначе и быть не может, ведь пишутся они обычно после молитвы, под литургию, ночью. Да, у нее есть благословение. Она три месяца училась в иконописной мастерской Брянского духовного училища. На учебу у иконописцев порой уходит целая жизнь. Священнослужители сказали, что истинность иконы, настоящая или нет, определяют по глазам. Быть может, глаза на иконе впитывают все мысли, раздумья, внутренний мир художника. И это все святые отцы считывают, итожа труды иконописца. Иконы Аллы Зайцевой признаны настоящими.
Перечислять представленные на выставке лики — занятие неблагодатное. Иконы надо видеть. Причем не только взрослым, но и детям.
Русские дети должны знать православную культуру. Думаю, меньше станет пустых душ, готовых на издевательства, убийства, меньше пошлости.
В списке с иконы Божией Матери «Валаамская», выполненной Аллой Зайцевой, увиделось мне что-то от рафаэлевской «Сикстинской мадонны». И захотелось поискать ее в церковных лавках брянских храмов, чтобы этот образ всегда был рядом.
Начав с икон, Зайцева обращается к портрету. Иеромонах Василий, схииеродиакон Никодим, монахиня Серафима, иерей Максим — в них стойкость, терпение, доброта, преданность, великое нравственное начало, умение выслушать и разделить чужую боль.
Знаю, священники не очень-то любят позировать: некогда! И Алла Ивановна писала их портреты не в знак благодарности. Другая у нее задача была: чтобы увидел народ своих пастырей, которые денно и нощно творят молитвы во спасение душ заблудших, стремясь напитать их любовью, верой, надеждой. Кто-то поймет эти портреты так, кто-то иначе, кто-то захочет разыскать этих священников, чтобы исповедаться или попросить совета.
В 2010 году палитра Аллы Зайцевой стала разнообразнее. Среди работ появились пейзажи и натюрморты. Обратившись к станковой живописи, опять стала ученицей: художник В. Сычков учил ее натягивать и грунтовать холсты, а заслуженный художник России В. Волков давал советы по технологии живописи. «Лето», «Зимушка-зима», «Первый снег» — свежесть, чистота красок и природы, которая ощущается физически, и радость от того, что «это — Родина моя». Так когда-то пели на наших просторах.
Хороши и натюрморты. Один особенно понравился — «Луговые цветы». Голубая драпировка придает букету дополнительное изящество. И вспомнились слова Аллы Ивановны, которые приводит в своей статье заслуженный работник культуры РФ, искусствовед, директор галереи «Персона», экспозиционер В. Рысюков: «Для меня не столь уж и важны чисто технические навыки, тема, сюжет. Главное, чтобы в душе жили красота, настроение, мечта и надежда».
На этой выставке душа напитается живительными соками.