Страницадуша

ПУСТЬ НАПИТАЕТСЯ ДУША. БРЯНСК.

В начале октября в вы­ставочном зале «Персона» детской школы искусств № 1 им. Т. П. Николаевой яблоку негде было упасть. Выставлялся не начина­ющий художник, а лич­ность, уже состоявшаяся как педагог.

Галерею заполнили дру­зья и знакомые Аллы Зай­цевой, впервые предста­вившей на суд любителей живописи свои работы,— мальчишки и девчонки из Брянского кадетского корпуса полиции имени Героя России В. И. Шкур­ного, милые, раскованные и одновременно подтя­нутые в своих красивых мундирчиках, художни­ки, журналисты, фотогра­фы и священнослужители.

Присутствие святых от­цов вовсе не было случай­ным. Алла Ивановна взяла в руки кисть, чтобы пи­сать иконы. И за прошед­шие 5—6 лет показала, что работы ее профессиональ­ны, в них много энергии. А иначе и быть не может, ведь пишутся они обычно после молитвы, под литур­гию, ночью. Да, у нее есть благословение. Она три месяца училась в иконо­писной мастерской Брян­ского духовного училища. На учебу у иконописцев порой уходит целая жизнь. Священнослужители ска­зали, что истинность иконы, настоящая или нет, определяют по гла­зам. Быть может, глаза на иконе впитывают все мыс­ли, раздумья, внутренний мир художника. И это все святые отцы считывают, итожа труды иконописца. Иконы Аллы Зайцевой признаны настоящими.

Перечислять пред­ставленные на выставке лики — занятие небла­годатное. Иконы надо видеть. Причем не толь­ко взрослым, но и детям.

Русские дети должны знать православную куль­туру. Думаю, меньше ста­нет пустых душ, готовых на издевательства, убий­ства, меньше пошлости.

В списке с иконы Божией Матери «Валаам­ская», выполненной Аллой Зайцевой, увиделось мне что-то от рафаэлевской «Сикстинской мадонны». И захотелось поискать ее в церковных лавках брян­ских храмов, чтобы этот образ всегда был рядом.

Начав с икон, Зайце­ва обращается к портре­ту. Иеромонах Василий, схииеродиакон Никодим, монахиня Серафима, ие­рей Максим — в них стойкость, терпение, до­брота, преданность, вели­кое нравственное начало, умение выслушать и раз­делить чужую боль.

Знаю, священники не очень-то любят позиро­вать: некогда! И Алла Ива­новна писала их портреты не в знак благодарности. Другая у нее задача была: чтобы увидел народ своих пастырей, которые денно и нощно творят молитвы во спасение душ заблуд­ших, стремясь напитать их любовью, верой, надеждой. Кто-то поймет эти пор­треты так, кто-то иначе, кто-то захочет разыскать этих священников, чтобы исповедаться или попро­сить совета.

В 2010 году палитра Аллы Зайцевой стала раз­нообразнее. Среди работ появились пейзажи и на­тюрморты. Обратившись к станковой живописи, опять стала ученицей: ху­дожник В. Сычков учил ее натягивать и грунтовать холсты, а заслуженный художник России В. Вол­ков давал советы по тех­нологии живописи. «Лето», «Зимушка-зима», «Первый снег» — свежесть, чисто­та красок и природы, ко­торая ощущается физиче­ски, и радость от того, что «это — Родина моя». Так когда-то пели на наших просторах.

Хороши и натюрморты. Один особенно понравил­ся — «Луговые цветы». Го­лубая драпировка прида­ет букету дополнительное изящество. И вспомни­лись слова Аллы Ива­новны, которые приводит в своей статье заслужен­ный работник культуры РФ, искусствовед, дирек­тор галереи «Персона», экспозиционер В. Рысюков: «Для меня не столь уж и важны чисто техниче­ские навыки, тема, сюжет. Главное, чтобы в душе жили красота, настроение, мечта и надежда».

На этой выставке душа напитается живительными соками.